Файл: Банк России – как системообразующий элемент национальной банковской системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Ежегодно Центральный Банк Российской федерации публикует «ТОП-100» надежных банков. Рейтинг надежности банков России включает отчетность по имуществу, кредитам и непрофильным активам (показатель Активы нетто) по состоянию на ноябрь 2016 года. Он представлен в следующей таблице.

Таблица 3 - Рейтинг надежности банков России

Место в рейтинге

Наименование банка

2015 год,

тыс. рублей

2016 год,

тыс. рублей

Изменение, %

1

Сбербанк России

22582271547,00

22769723919,00

0,83

2

ВТБ Банк Москвы

8635881358,00

9426904850,00

9,16

3

Газпромбанк

4903223702,00

5200032570,00

6,05

4

ВТБ 24

2824182986,00

3214800742,00

13,83

5

ФК Открытие

2971672984,00

3159180195,00

6,31

6

Россельхозбанк

2452473590,00

2778068101,00

13,28

7

Альфа-Банк

2189943079,00

2305151731,00

5,26

8

Национальный клиринговый банк

1571338143,00

1952485449,00

24,26

9

Московский Кредитный Банк

1033392084.00

1346169630.00

30,27

10

Промсвязьбанк

1237033623.00

1304225270.00

5,43

Согласно выше приведенной таблицы в тройку лидеров вошли такие банки как Сбербанк России, ВТБ Банк Москвы, Газпромбанк. Еще одной важной функцией, которую выполняет ЦБ РФ, является установление ставки рефинансирования.[3]

Ставка рефинансирования — это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку России за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям. С 1 января 2016 года значение Ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки, устанавливаемому Центральным банком. При утверждении ставки рефинансирования, ЦБ РФ руководствуется уровнем следующих параметров:


  • Динамика инфляции
  • Денежно-кредитные условия
  • Экономическая активность
  • Инфляционные риски.

Учитывая современные условия рыночной экономики в России, можно сказать, что Центральный Банк играет ключевую роль, он является мощным инструментом государства в проведении единой денежно-кредитной политики (регулирования темпов экономического роста, смягчении циклических колебаний, сдерживания инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей), при этом, не вмешиваясь в оперативную деятельность коммерческих банков.

2.2. Проблема рефинансирования и пути её решения

В соответствии с российским банковским законодательством Цен­тральный банк Российской Федерации является для всей банковской сис­темы страны кредитором последней инстанции, т. е., он организует для коммерческих банков систему рефинансирования с целью выполнения ими принятых на себя обязательств перед клиентами при отсутствии или недостатке у них средств на корреспондентских счетах. Система рефинан­сирования коммерческих банков в своем развитии прошла несколько эта­пов, решая при этом следующие задачи:

  • регулирование текущей банковской ликвидности;
  • обеспечение устойчивости платежной системы страны;
  • пополнение ресурсной базы коммерческих банков для предостав­ления ими кредитов производительного характера реальному сектору эко­номики;
  • воздействие на денежно-кредитную сферу для достижения целей денежно-кредитной политики Центрального банка и государства;
  • предотвращение (смягчение) системных банковских кризисов ликвидности и других.

Таблица – 3 Объем операций рефинансирования Банка России (в разрезе видов кредитов), млрд

Показатель

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Внутридневные кредиты

28359

38189

52673

57773

60742

53120

Кредиты «овернайт»

229,9

209

172,2

146,4

203,9

180,9

Ломбардные кредиты (на аукционное основе и по фиксированной процентной ставке)

75

112,8

211,2

224,8

113,2

238,6

Другие кредиты (обеспеченные нерыночными активами и по фиксированной процентной ставке)

466

431,3

1522

1906

12172

9903

Общий объем кредитов рефинансирования

29129

38941

54578

60050

73231

63442


Объемы рефинансирования коммерческих банков за последние 6 лет характеризуются следующими данными (табл. 3,4), которые свидетельствуют об их возрастании в кризисные для экономики и банков­ского сектора периоды (2008-2010 гг.; 2015-2016 гг.) и соответственно, об увеличении доли ресурсов Банка России в пассивах банковского сектора страны.Как показывают данные табл. 1, из года в год самый большой объем предоставленных кредитов Центральным банком приходится на внутри­дневные кредиты.

Таблица 4 - Операции по предоставлению ликвидности Банком России в период 2011-2016 гг., млрд руб.

Показатель

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Общий объем кредитов рефинансирования

29129

38941

54578

60050

73231

63442

Прямое РЕПО (на аукционной основе и по фиксированной процентной ставке)

2018

22234

89845

146111

158984

98006

Операции валютного СВОПа (рублевая часть)

0

0

2607

12809

15701

4583

Покупка ценных бумаг в портфель Банка России

0

0

0

0

0

0

Покупка ОБР Банком России на вто­ричном рынке

100

0

0

0

0

0

Итого предоставление ликвидности

31247

61175

147030

218970

247916

166031

Если говорить обо всех инструментах предоставления ликвидности, то среди них наибольший объем приходится на операции прямого РЕПО, которые почти в 2 раза (2016) превосходят объем предоставленных внутри­дневных кредитов, выступая основным источником удовлетворения по­требностей банков в текущей ликвидности.

Резкое увеличение объемов кредитной помощи коммерческим банкам Банком России в эти годы сопровождается и расширением инст­рументов рефинансирования. Так, в кризисные 2008-2010 гг. Банк Рос­сии внедрил ранее задекларированные, но слабо использовавшиеся кре­диты под залог требований кредитных организаций к предприятиям ре­ального сектора экономики, определенным в Перечне, утвержденном Правительством РФ, а также под залог векселей таких предприятий, на­ходящихся в вексельных портфелях коммерческих банков в качестве учтенных. Появились и новые кредиты рефинансирования: под залог золотых слитков, а также под поручительства надежных, финансово­устойчивых банков.


В конце 2009 года для обеспечения доступа к ресурсам Банка России кредитных организаций, нуждавшихся в финансовой помощи, но не рас­полагавших соответствующим обеспечением для ее оформления (ценны­ми бумагами из Ломбардного списка Банка России или качественным за­логом прав требований к своим заемщикам сферы материального произ­водства) ЦБ РФ стал выдавать им кредиты без обеспечения сроком до 1 года. Данные кредиты способствовали преодолению дефицита ликвид­ности банковской системы и сохранению ее устойчивости в сложный для нее и экономики страны период времени.

В 2015-2017 гг. в условиях отсутствия внешних источников фонди­рования коммерческих банков и их клиентов (из-за применения к России со стороны США и ЕС экономических и финансовых санкций) повыси­лось значение и роль системы рефинансирования Банка России как в под­держании текущей ликвидности банковской системы, так и в обеспечении ее ресурсами для кредитования экономики.

Банк России задействовал для этих целей все имевшиеся в его рас­поряжении инструменты рефинансирования (кроме беззалоговых креди­тов). При этом для решения задачи поддержания банковской ликвидности он стал наряду с внутридневными, однодневными (овернайт) и ломбард­ными кредитами использовать сделки РЕПО с ценными бумагами и ва­лютный своп (см. табл. 2), кредиты же рефинансирования постоянного действия для пополнения ресурсной базы коммерческих банков в целях поддержания кредитной активности банков ЦБ РФ дополнил нестандартными инструментами рефинансирования под залог выданных банками от­дельным отраслям хозяйства кредитов по специальным программам их поддержки. Так появилось своего рода селективное рефинансирование, направленное на стимулирование кредитной активности коммерческих банков путем повышения доступности заемных средств для целевых групп заемщиков.

Программы стимулирования кредитования предусматривают креди­тование Центральным банков коммерческих банков на льготных услови­ях, под определенные обязательства со стороны последних по кредитова­нию экономики. В настоящее время у Банка России 10 специальных инст­рументов рефинансирования.

Характеристика отдельных специальных инструментов рефинанси­рования Банка России представлена в табл. 4, где обращает на себя вни­мание среднесрочный (до 3 лет) период предоставления коммерческим банкам специализированных инструментов рефинансирования, а также их цена, которая ниже ключевой ставки Банка России, что подтверждает льготный характер оказания Банком России финансовой помощи банкам, кредитующим предприятия и организации, ориентированные на модерни­зацию экономики и развитие сегментов импортозамещения.


Кроме того, в 2016 г. Банк России в целях увеличения объемов тако­го специализированного рефинансирования внес отдельные изменения в его механизм. Так, во-первых, АО «МСП Банк» была предоставлена воз­можность рефинансировать в Банке Росси кредиты, предоставленные им не только банкам, но и микрофинансовым организациям на цели кредито­вания субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также лизинговым компаниям для предоставления имущества в лизинг субъек­там МСП.

Во-вторых, в 2017 г. Банком России был повышен максимальный объем средств, предоставляемых на поддержку рефинансирования инве­стиционных проектов со 100 до 150 млрд рублей. С декабря 2016 г. лизинг выступил самостоятельным объектом стимулирования со стороны Банка России, который стал предоставлять свои льготные кредиты рефинанси­рования банкам, предоставившим кредиты лизинговым компаниям.

Несмотря на все это, объем операций Банка России по специальным инструментам рефинансирования невелик. На 01.11.16 он составил 247,4 млрд руб., или 0,4% от совокупного кредитного портфеля россий­ских банков на эту же дату, хотя мог быть гораздо более значительным. По ряду программ срок кредита был откорректирован в сторону увеличе­ния с 1 года до 3 лет (в 2016 г.).

Причин тому несколько. Во-первых, Банк России продолжает при­держиваться идеологии монетаризма, считая, что ускорение роста эконо­мики и повышение инвестиционной активности связаны только со сниже­нием темпов инфляции. Поэтому режимом монетарной политики ЦБ РФ, начиная с 2015 г., является таргетирование инфляции, доведение ее к 2018 г. до 4% (на конец 2017 г. она составила 5,4% в годовом исчислении) любой ценой. Исходя из этого, принятые в 2016-2017 гг. Банком России меры по изменению параметров введенных ранее специализированных инструмен­тов рефинансирования для стимулирования приоритетных направлений экономической деятельности носят формальный характер, ибо, как указы­вается в Годовом отчете Банка России за 2016 год, «...объем предоставле­ния средств в рамках специализированных инструментов был ограничен (курсив наш - В.К\ чтобы избежать искажения направленности денежно- кредитной политики и не препятствовать достижению ее основной цели - обеспечение ценовой стабильности». И как следствие этого, во-вторых, нежелание Банка России совместно с АРБ и Ассоциацией региональных банков «Россия» создать квалифицированные стандарты инвестиционного кредитования и его рефинансирования, а также стандарт синдицирован­ного кредита, которые облегчили бы работу банков по долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов, а следовательно, и способство­вали бы повышению доли инвестиций в основные фонды в целях обеспе­чения в стране экономического роста.