Файл: Налог на доход физического лица.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях проведения налогового контроля физические лица физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их жительства, а также по местонахождению принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.[28]

Чаще всего в российской практике обязанность по исчислению и уплате налогов в отношении физических лиц возложена на налоговых агентов. Они в данном случае выступают как источники получения дохода физического лица. Таким образом, налоговые агенты выполняют посреднические функции между государством и налогоплательщиком. К числу налоговых агентов могут быть отнесены российский, а также обособленные подразделения иностранные организаций. Кроме того в качестве налоговых агентов могут выступать еще и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы.

Все обязанности, возложенные на налоговых агентов, представлены в ст. 24 НК РФ, а также прописаны в гл. 23 НК РФ. В случае невыполнения данных обязанностей налоговым агентам грозит ответственность.

Основная обязанность, возложенная на налоговых агентов в части налогообложения доходов физических лиц заключается в исчислении и уплате соответствующих налогов в бюджет.

В первую очередь налоговые агенты оплачивают налог на доходы физических лиц с заработной платы налогоплательщиков – работников предприятия. Оплата труда представляет собой денежное выражение той части труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление.[29]

«…в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки…»[30]

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.[31]

Однако, НДФЛ с заработной платы налоговые агенты должны уплачивать один раз в месяц при окончательном расчете ежемесячного дохода сотрудника.

Кроме того, налоговые агенты обязаны сдавать соответствующую отчетность по НДФЛ. Так, не позднее 01 апреля налоговый агент должен направить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц. Декларации по форме 3-НДФЛ должны быть представлены не позднее 30 апреля. С 2016 года введена новая форма отчетности по НДФЛ – форма 6-НДФЛ (пример заполнения в Приложении 1.) . Расчет по форме 6-НДФЛ представляется всеми налоговыми агентами независимо от основания, по которому организация была признана налоговым агентом. Форма 6-НДФЛ представляется ежеквартально. За непредставление расчета будет взиматься штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки. Ежеквартальная отчетность по НДФЛ введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ. Форма 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@.[32]


Возникает еще один вопрос: новую отчетность нужно подавать наряду со "старой" или справки 2-НДФЛ отменены? Увы, компаниям по итогам налогового периода придется подавать две формы.[33] Образец заполнения 2-НДФЛ в Приложении 2.

За первый квартал отчетность необходимо было сдать не позднее 4 мая, за полугодие – до 1 августа, за 9 месяцев – до 31 октября, по итогам года – до 1 апреля следующего года.

Не следует забывать и об обязательном предоставлении налоговыми агентами декларации на прибыль.

Особо следует отметить, что в абз. 5 ст. 313 НК РФ запрещается налоговым и иным органам устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Однако у налоговых органов есть простой способ обойти данный запрет с помощью налоговой декларации.[34]

Этот документ очень часто меняется и дополняется, для того чтобы соответствовать изменяющемуся законодательству.

2010: Дополнения внесены практически в каждый лист декларации, но в основной своей массе они носят технический характер (например: из декларации убрали упоминания о ЕСН, изменились штрих-коды), другая часть изменений связана с поправками в Налоговый кодекс РФ.[35]

2012: Необходимость ее принятия обусловлена вступлением в силу с 1 января 2012 года многочисленных изменений, внесенных в налоговое законодательство, касающихся, в первую очередь, установления особенностей налогообложения доходов, полученных участниками консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.

2014: В налоговой декларации учтены изменения налогового законодательства по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, в том числе в части, касающейся налогообложения дивидендов, определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Изменение формы налоговой декларации обусловлено также введением обязанности по представлению сведений налоговыми агентами о доходах физлиц по операциям с ценными бумагами.

2016: В настоящее время ФНС готовит новую форму декларации по налогу на прибыль в 2016 году. Изменения вносятся в приказ ФНС № ММВ-7-3/600@ от 26.11.14.

С 1 января 2016 года налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Изменения внесены Федеральным законом от 02.05.2015 №113-ФЗ.[36]


При предоставлении отчетности следует иметь ввиду, что «налогоплательщики со средней численностью свыше 100 человек подпадающие под обязанность в соответствии с НК РФ сдавать отчетность в электронном виде, не могут сдавать отчетность по почте либо лично или через представителя непосредственно в органы ИФНС на бумажном носителе.»[37]

С 1 января 2016 года документ, который содержит сведения о доходах физлиц и расчет по суммам НДФЛ, будут подаваться налоговыми агентами по ТКС. Исключение составляют те налоговые агенты, численность сотрудников которых составляет менее 25 человек.[38]

2.3 Зарубежный опыт НДФЛ

Анализ практики подоходного налогообложения показывает, что действующие в западных странах механизмы преимущественно существенно отличаются от российских.

Рассматривая систему подоходного налогообложения, например, Швеции, можно отметить, что физические лица, признаваемые резидентами платят налог на доходы вне зависимости от местонахождения его источника. Нерезиденты же платят, налог только в части полученных доходов на территории Швеции. Швеция отличается одной из самых больших ставок по подоходному налогу, доходящая до 57%.

При этом стоит отметить, что налогоплательщики достаточно редко прибегают к попытке уйти от уплаты налогов. Подоходное налогообложение в Швеции выступает серьезным механизмом перераспределения национального дохода страны. Кроме того, в части налогообложения доходов в Швеции предусматривается применение вычетов, равных размеру расходов, понесенных на получение самого дохода, который в дальнейшем будет подлежать налогообложению.

Можно выделить и ряд определенных особенностей относительно подоходного налогообложения во Франции, отличающих систему от российской. Налоговая система также предусматривает уменьшение величины доходов на величину понесенных расходов. Также предусмотрено снижение налоговой базы на величину расходов, понесенных на содержание престарелых родителей, например, или расходов на благотворительность. К понижающим расходам также относятся расходы на обеспечение охраны своего жилища, а также немаловажной статье расходов выступает расходы, понесенные на оплату обучения детей и другие.

Во Франции установлена прогрессивная шкала подоходного налогообложения. Говоря о величине ставок, можно отметить, что, например, в 2015 году ставка колебалась от 0 до 41 % в зависимости от величины получаемого физическим лицом дохода.


Кроме того, во Франции существует практика обложения семейного дохода. Налоговой базой в данном случае выступает величина годового совокупного дохода семьи. Кроме того, законодательством прописана, и величина необлагаемого минимум в части подоходного налогообложения.

Подоходная система налогообложения в Дании предполагает дифференциацию доходов. Доход может быть классифицирован на личный, от капитала от акции и простой доход физического лица. Под личным доходом понимается получаемая заработная плата, суммы возмещения налога, а также стоимость бесплатного жилья для физического лица. Сюда же можно отнести пенсию и величину получаемого дохода в случае осуществления предпринимательской деятельности.

Под доходом от капитала понимается величина чистых процентов, денежная сумма, получаемая за арендную плату, которую физическое лицо может получить в случае сдачи недвижимости в наем, а также величина дивидендов, получаемая от зарубежных компаний, в случае, если величина налога, которая удерживается в иностранном государстве меньше, чем величина соответствующего налога по законодательству Дании.

В свою очередь сам подоходный налог в дани подразделяется также на три составные части: государственная, муниципальная и церковная часть налога на доходы физических лиц.

Говоря о налоговой системе США, можно отметить. Что подоходные налоги в общем совокупном объеме занимают наибольший удельный вес, составляя порядка 40% бюджетных поступлений. В отношении подоходного налога в США установлена прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаемая в зависимости от величины получаемого дохода конкретным физическим лицом. Существует большая градация ставок от 10 до 35% от величины полученного дохода. Кроме того, подоходная система налогообложения США предусматривает и установление величины необлагаемого минимума.

Одной из особенностей подоходного налогообложения в США является возможность устанавливать ставок отдельными штатами. Они имеют право устанавливать собственный налоговые ставки. Это обусловлено в первую очередь тем, что подоходные налоги в США являются основным источником доходов бюджетов всех штатов.

Особенностью системы налогообложения доходов физических лиц является то, что гражданин США может избежать уплаты налогов только в том случае, если откажется от американского гражданства. Кроме того, даже в этом случае гражданин обязан будет уплачивать подоходный налог в бюджет США в течение последующих десяти лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налогообложение физических лиц является одним из основных источников финансовых ресурсов государства, а также выступает важным и необходимым элементом экономических отношений между государством и его гражданами. Эти экономические отношения известны еще с самого момента возникновения государства.

Налог на доходы физических лиц – это основной вид прямых налогов. Законодательное регулирование данного налога осуществляется через налоговый Кодекс РФ.

Объектом налога являются физические лица. При расчете налога необходимо определить налоговую базу налога и ставку.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как сумма всех доходов за минусом налоговых вычетов. Доходы физических лиц можно разделить на 2 группы: облагаемые и необлагаемые налогом. В настоящее время выделяются следующие налоговые вычеты: стандартный, имущественный, социальный, профессиональный.

Налоговые ставки по налогу выделяются следующие: 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. При этом основной ставкой является 13%.

Существенность НДФЛ определяется его динамикой и долей в общей сумме доходов бюджета. Так в результате анализа можно сделать следующие выводы: НДФЛ за 2013-2015 годы увеличивается, но при этом рост поступлений налога за 2014 год превышают объем поступлений налога в бюджет за 2015 год. Это может быть связано с кризисными явлениями в экономике и как следствием снижением заработной платы работников и поступлениями НДФЛ в бюджет. При этом темп роста НДФЛ ниже уровня темпа роста доходов бюджета всего и налоговых и неналоговых доходов бюджета. Анализ роли поступлений налога в бюджете страны показал, что поступления НДФЛ составляют около 10% всей суммы доходов бюджета РФ и чуть меньше налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом за анализируемый период 2013-2015 года доля налога снижается, что говорит о снижение роли данного налога в формировании доходов бюджета.

Кроме того, в работе были рассмотрены особенности уплаты налога через налоговых агентов. Налоговые агенты – это лица, обязанности которых заключаются в исчислении и удержании налога на доходы физических лиц. Права и обязанности налоговых агентов закрепляются Налоговым Кодексом РФ, и состоят в правильности, полноте и своевременности исчисления и удержания налога, а также в своевременном предоставлении информации в налоговые органы о невозможности удержания налога, ведении учета и предоставлении по необходимости документов по исчислению и удержанию налога. Следовательно, одним из основных преимуществ уплаты НДФЛ налоговыми агентами заключается в том, что налогоплательщик не несет никакой ответственности за исчисление и уплату налога, и как следствие, легкость для налогоплательщиков. Одним из основных недостатков уплаты НДФЛ налоговыми агентами является то, что налогоплательщик доверяет налоговому агенту права на исчисление и удержание налога, при этом в случае возникновении ошибки ответственность ложиться не только на налогового агента, но и на налогоплательщика.