Файл: Налог на доход физического лица.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги необходимы для обеспечения функционирования государства с самого его возникновения. Чаще всего именно они являются основным источником доходов государства. Кроме этого, современный мир довольно сложно представить без этого обязательного элемента экономических отношений в обществе. Налоги выполняют финансовую функцию в первую очередь, однако, это не является единственной задачей налогов. Кроме этого, государство с помощью налогов осуществляет экономическое воздействие на научно-технических прогресс и общественное производство.

Государством используется фискальная политика в качестве регулятора, оказывающего воздействие на отрицательные проявления рынка. Налоговый механизм является мощным инструментом для управления хозяйственной деятельностью общества в условиях рыночной экономики.

К настоящему моменту в Российской Федерации в целом формирование основ современной налоговой системы закончено. Налоговая система в нашей стране основывается на основных видах налогов принятых в современной мировой практике, но при этом учитывается специфика российской экономики. Преобразование налоговой системы в Российской Федерации осуществлялось в тесной связи с бюджетной реформой.

Однако даже в настоящее время налоговое законодательство не может считаться окончательно сформированным, оно должно динамично изменяться вместе с проведением социально-экономических преобразований, происходящих в России, подстраиваясь под стремление следования нашей страны мировым экономическим процессам.

Одним из важнейших налогов России можно с уверенностью назвать налог на доходы физических лиц. Это один из самых распространенных в мировой практике налогов, уплачиваемый из личных доходов населения Проблемы и вопросы, которые возникают касательно данного налога, имеют важное значение как для государства, составляя значительную часть доходов в бюджет, так и для граждан, являясь существенной суммой, одной из наибольших, уплачиваемых физическими лицами государству.

Налог на доходы физических лиц выполняет двойную роль: фискальную и регулирующую. Фискальная роль налога выражается в важности данной статьи для доходов в бюджет, а регулирующая – в экономическом рычаге для оказания воздействия на экономику. Частные лица при осуществлении своей деятельности, руководствуются в первую очередь личными интересами, и вряд ли захотят выполнять невыгодные им предписания государства. Особенно в случае, если они не подкреплены какими-либо экономическими стимулами. Следовательно, только с помощью экономических методов, а также набора элементов налога на доходы физических лиц: ставок, льгот и санкций, возможно управление экономическими процессами в стране. Оперируя экономическими методами, государство способно стимулировать развитие экономики или сдерживать его.


Рассматриваемый налог является одной из главных составляющих дохода в бюджеты, а также важной частью экономических отношений между гражданами и государством. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

Доля НДФЛ в бюджете имеет прямую зависимость от уровня развития экономики. Данный налог имеет прямую связь с потреблением, а значит, может, как стимулировать потребление, так и сокращать его. Из этого следует, что главная проблема подоходного налогообложения – это вопрос о том, как достигнуть оптимальное соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью. То есть, необходимо рассчитать какие ставки налога, обеспечат максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе налогоплательщикам. При помощи данного налога государство должно одновременно обеспечить достаточные поступления в бюджеты; регулировать уровень доходов населения, а значит и структуру личного потребления и сбережений; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых гражданами доходов; а так же, что немаловажно, помогать социально незащищенным категориям граждан.

Налоговым законодательством в настоящее время предусмотрено значительное количество льгот касательно подоходного налога. Вот почему необходимо глубокого изучать и анализировать налогообложение доходов физических лиц не только работодателем – налоговом агентом, но и у работниками, а также частными предпринимателями. Исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц должно быть точным и своевременным, что позволяет не только пополнять бюджет государства, но и стимулирует рост предпринимательской деятельности.

Несмотря на то, что налог на доходы физических лиц имеет богатую историю своего существования в России до сих пор остается множество нерешенных проблем связанных с его исчислением и уплатой.

Исходя из изложенного выше, выбранная мною тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

Цель работы заключается во всестороннем анализе сущности налога на доходы физических лиц, изучении действующего механизма его исчисления и уплаты налоговыми агентами, а так же выявлении основных проблем, возникающих при его исчислении и уплате и рассмотрении основных направлений его совершенствования.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть структуру доходов физических лиц и их динамика;

- рассмотреть принципы налогообложения доходов физических лиц;


- изучить зарубежный опыт НДФЛ

Объектом исследования является налог на доходы физических лиц.

Предметом исследования в выпускной квалификационной работе механизм исчисления и уплаты налога налоговыми агентами.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, научных конференций. Изучению и разработке социально-экономических аспектов налогообложения доходов физических лиц посвящены работы ведущих российских экономистов и социологов: В.М. Акимовой, Л.И. Гончаренко, Т.Е. Косаревой, В.Г. Панскова, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и многих других.

Информационную базу работы главным образом будут составлять нормативно-правовые акты, инструктивные материалы Федеральной налоговой службы, статистические данные.

Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: научной абстракции, моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Виды и структура доходов населения

В октябре 2016 года среднедушевые доходы населения составили 30 942 рублей, что в реальном выражении соответствует 94,1% от уровня доходов в октябре предыдущего года (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 — Помесячная динамика реальных доходов населения, заработных плат и пенсий в 2012-2016 годах, в % к соответствующему месяцу предшествующего года[1]

Во второй месяц осени длительность периода сокращения реальных доходов россиян достигла отметки в два года; этот месяц стал двадцать четвертым месяцем спада по счету, и по сравнению с октябрем 2014 года — последним периодом роста реальных доходов — падение составило 12,1% (см. Рисунок 2).


Рисунок 2 — Помесячная динамика реальных доходов населения, заработных плат и пенсий за период спада 2014-2016 годов, в% к показателю октября 2014 года (октябрь 2014 года = 100%)

Средняя заработная плата в октябре 2016 года, по предварительной оценке Росстата, составила 36 200 рублей. В реальном выражении это соответствует 102,0% от уровня октября 2015 года. За весь период спада доходов населения — с октября 2014 года — реальная заработная плата сократилась на 7,5% (то есть составила 92,5% от показателя за октябрь 2014 года, см. Рисунок 2).

Сведения о среднем размере назначенных пенсий в октябре на момент подготовки мониторинга не были опубликованы, однако в сентябре 2016 года они достигали 12 440 рублей. В терминах реальной стоимости это соответствует 96,7% от показателя сентября 2015 года и 92,8% от показателя сентября 2014 года. По сравнению с октябрем 2014 года реальная пенсия сократилась на 6,9%.

Объем суммарной просроченной задолженности по заработной плате на начало ноября 2016 года составил 3 790 млн рублей и в номинальном выражении по сравнению с началом ноября 2016 года вырос на 8,1%, а по сравнению с началом ноября 2012 года — в 1,7 раза. В терминах реальной стоимости (в ценах начала 2012 года) задолженность по заработной плате на начало ноября текущего года превысила объем задолженности за тот же месяц 2012 года на 17,1%, 2014 года — на 18,2%, а 2015 года — на 1,8%, но в то же время оказалась меньше задолженности 2013 года на 5,1% (Рисунок 3).

Рисунок 3 — Динамика численности работников с задолженностью по заработной плате и совокупной просроченной задолженности по заработной плате на начало месяца в терминах реальной стоимости в ценах января 2012 года[2]

Количество работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, выросло по сравнению с прошлым месяцем на 4 тыс. человек и составило на 1 ноября 2016 года 70 тыс. человек.

Удельный вес задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате к началу ноября 2016 года увеличился по сравнению с сентябрьским показателем на 1 п.п. и составил 2,5% (94 млн рублей). Это выше показателей за все предшествующие месяцы, за исключением марта, когда на долю бюджетной задолженности пришлось 4,2% невыплат. Основная часть бюджетной задолженности (26 млн руб.) по состоянию на 1 ноября 2016 года пришлась на федеральный бюджет — впервые с конца первого квартала года (Рисунок 4).


Рисунок 4 — Динамика объема и структуры номинальной просроченной задолженности по заработной плате из-за несвоевременного получения бюджетных средств, в млн руб. на начало месяца

Уровень безработицы, определенный согласно методике МОТ, по итогам октября 2016 года составил 5,4%, что на 0,2 п.п. превышает показатель за сентябрь текущего года, но уступает аналогичному индикатору за октябрь 2015 года 0,1 п.п. Уровень зарегистрированной безработицы в сентябре сохранился на уровне в 1,1%, а численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости, по состоянию на конец октября 2016 года, оказалась на 8,5% ниже численности той же группы в соответствующий месяц прошлого года.

Прирост потребительских цен в октябре 2016 года составил 0,4% к прошлому месяцу (см. Рисунок 5), а совокупный прирост потребительских цен по итогам десяти месяцев 2016 года составил 4,5%; в прошлом году аналогичный показатель достигал 11,2%. Цены на продовольственные товары в октябре увеличились на 0,8% по отношению к предыдущему месяцу, а на непродовольственные товары — на 0,5%; потребительские цены на услуги сократились на 0,3%.

Рисунок 5 — Помесячная динамика индекса потребительских цен, в том числе по основным укрупненным группам товаров и услуг, в % к предшествующему периоду

За два года экономического спада — с ноября 2014 года по октябрь текущего года — совокупный прирост потребительских цен составил 22,9%, увеличение цен на продовольственные товары за этот период достигло 24,2%, на непродовольственные товары — 23,8%, на услуги — 19,2%.

Общий индекс инфляции в октябре 2016 года возрос по сравнению с сентябрьским показателем и составил 7,4%. Зафиксированный темп инфляции на 1 п.п. превосходит показатели конца 2013 года — напомним, в сентябре расхождение не превышало 0,3 п.п. (Рисунок 6). Данные о динамике цен в разрезе товарных групп и видов услуг, формирующих базовую потребительскую корзину (продовольственные товары, одежда и обувь, ЖКУ, медикаменты) и корзину, ориентированную на развитие (медицинские услуги, отдельные виды туристических и образовательных услуг), с учетом сезонных изменений, свидетельствуют о том, что зафиксированный рост был в равной степени обеспечен изменением цен по всем группам товаров и услуг (Рисунок 6).

Рисунок 6 — Динамика индекса потребительских цен по группам товаров и услуг, в % к соответствующему месяцу предшествующего года (без сезонного фактора)[3]