Файл: Оборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие рыночных отношений и трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, развитие не только разнообразных форм собственности, но и многообразие хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий в стране обусловило повышение роли финансов и их управлением на предприятии. Состояние финансовых ресурсов предприятия становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности.

Становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком анализе достижений современной финансовой теории в совокупности с опытом финансового управления.

Специфика предприятий, например таких отраслей, как легкая, пищевая и других, состоит в значительном объеме оборотных средств в составе их активов, поэтому для предприятий этих отраслей проблемы организации и эффективности использования оборотных средств носят ещё более насущный характер.

Анализ эффективности использования оборотных средств предприятий производится значительным числом хозяйствующих субъектов. Однако, на большинстве российских предприятиях существуют трудности с планированием величины оборотного капитала. Процесс планирования затянут по времени, что делает его неприемлемым для принятия оперативных управленческих решений.

Считаю, что изучение темы оборотных активов предприятия является одной из важнейших и неотъемлемых частей изучения бухгалтерского учета и анализа. Решение проблем управления оборотным капиталом на предприятиях неизменно остаются актуальными, в том числе по причине постоянно происходящих в экономике трансформаций. Вышеперечисленные доводы послужили причинами для выбора темы данной курсовой работы.

Глава 1. Оборотные активы на предприятии. Теория управления оборотными активами предприятия

1.1 Сущность и состав оборотных активов предприятия

Оборотные средства (синонимы: оборотный капитал, мобильные активы, текущие активы, оборотные активы) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельностью, вложения в которые, как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год.


Оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт[1].

Важной частью оборотных средств является дебиторская задолженность, которая образуется из расчетных взаимоотношений предприятия с хозяйственными организациями. При наличии конкуренции и сложностей сбыта продукции предприятия могут продавать ее.

Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении, постоянно находящиеся в движении и предназначенных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и ее реализации. По своей сущности оборотные средства – это денежное обеспечение, необходимое для приобретения предметов труда, оплаты топлива, электроэнергии и др., необходимых для производства товаров, оказания услуг и их реализации.

Структурное представление активного капитала, можно представить следующей схемой, рисунок 2.

Рис. 2. Структурное представление активного капитала.

Активный капитал

Оборотный капитал

Средства в расчетах

Денежные средства

Материальные оборотные средства

Краткосрочные финансовые вложения

Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств. В структуре оборотных средств наибольший удельный вес занимают запасы. Работники финансовых и экономических служб предприятия должны постоянно следить за состоянием оборотных средств, их структурой и эффективности использования[2].

Оборотные средства находятся в постоянном движении.

Главной целью управления оборотным капиталом является определение оптимального объема и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели менеджер должен найти компромисс между объемом оборотных средств и риском потери ликвидности. Для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала, а для повышения доходности предприятие должно снижать запасы оборотных средств, чтобы не допустить наличия неиспользуемых текущих активов.


Рациональное использование оборотных средств основано на планировании, точнее нормировании: обоснованном размере, предполагающем достаточность их запаса, с точки зрения обеспечения бесперебойной работы предприятия, и их одновременно минимальной величине, что ведет к максимальной отдаче от капитала, вложенного в оборотные средства.

Анализ оборотных средств предприятия показывает правильность их использования и определение состояние запасов товарно-материальных ценностей.

1.2 Методы управления оборотными активами предприятия

Управление средствами (текущими, оборотными активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года. Оборотный капитал (чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства) может быть определен как разность между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами. В состав оборотных средств входят товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), денежные средства.

Политика управления оборотными активами, представляющая часть общей финансовой стратегии предприятия, заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования[3].

Процесс разработки политики управления оборотными активами предприятия включает в себя следующие методы управления:

1. Анализ состава и состояния оборотных активов предприятия в предшествующем периоде;

2. Определение общих принципов формирования оборотных активов предприятия;

3. Оптимизация объема оборотных активов;

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов;

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов;

6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов в процессе их использования;

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования;

8. Формирование принципов формирования отдельных видов оборотных активов;

9. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.

Управление оборотными средствами включает в себя управление товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными вложениями (ценными бумагами). Управление оборотным капиталом включает управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Управление оборотным капиталом – это регулирование величины различных типов оборотных активов и краткосрочных обязательств.


Важнейшим элементом управления оборотными активами является научно обоснованное их нормирование. Посредством нормирования оборотных средств определяется общая потребность хозяйствующих субъектов в собственных оборотных средствах. Правильное исчисление этой потребности необходимо для установления минимальной суммы средств, обеспечивающей устойчивое финансовое состояние предприятия.

Рассматривая проблемы нормирования и использования норм на предприятии, следует различать два совершенно разных понятия: норма-мера и норма-директива. Управление производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия путем установления правил (норм), регламентирующих эту деятельность, позволяет осуществлять анализ и контроль за выполнением этих правил соответствующими службами. Его можно рассматривать как нормативный метод управления, которому в условиях рыночной экономики нет разумной альтернативы. По своей сущности норма – это мера должного. И для понимания ее научного содержания в экономике надо учитывать, что применяемые экономические, технико-экономические нормы – это меры, имеющее числовое значение, которые используются для изучения и применения в практике хозяйствования объективных экономических законов. Нормативное управление состоит в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется воздействие на объект управления с целью изменения сущного и проверяется результат этого воздействия путем сопоставления сущного (фактического) с должным[4].

Формирование на предприятии необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных и финансовых потоков с целью повышения эффективности материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного их использования, уменьшения их уровня, а также минимизации оборотных средств, вложенных в эти запасы.[5]

Основные задачи финансового менеджера в области управления оборотными средствами:

  1. Определить правильную структуру активов.
  2. Стремиться иметь минимально – возможную величину товарно-материальных запасов. Обеспечивать своевременные оптимальные объемы заказов.
  3. Своевременно получить деньги у покупателей и заказчиков. Ускорить приток денежных средств.
  4. Отсрочить платежи. Замедлить отток денежных средств.
  5. Увеличить объем продаж.
  6. Разработать подходящую для предприятия инвестиционную стратегию.

1.3 Финансирование оборотных активов предприятия

Главный вопрос каждого предприятия: «Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?». Далее рассмотрим общие подходы к управлению источниками финансирования предприятия оборотными активами.

Способы финансирования предприятия за счет собственных средств. Источниками финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:

  • Продажа непосредственно инвесторам по подписке;
  • Продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;
  • Тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
  • Размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.

Эмиссия денег – дорогостоящий и протяженный во времени процесс, кроме того, он регулируется законодательством (в частности, Федеральным Законом «Об акционерных обществах»). Как показывает опыт экономически развитых стран, дополнительная эмиссия из-за так называемого сигнального эффекта нередко сопровождается снижением рыночной цены акций, поэтому к этому способу мобилизации финансовых ресурсов прибегают достаточно редко – в тех случаях, когда имеются четко обозначенные перспективы использования привлеченных средств.

Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансировании деятельности предприятия за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собственники предприятия всегда имеют выбор между:

А) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;

Б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;