Файл: Механизмы реализации стратегии развития организации (понятие и сущность стратегии развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий:

  1. Стратегии при сопоставлении сильных сторон и возможностей: любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно, как сильные стороны, так и возможности.
  2. Стратегии при сопоставлении сильных сторон и угроз: цель данной стратегии состоит в том, чтобы максимально развить сильные стороны предприятия, и минимизировать угрозы.
  3. Стратегии при сопоставлении слабых сторон и возможностей: стратегии данной группы пытаются минимизировать слабые стороны и одновременно, максимизировать возможности.
  4. Стратегии при сопоставлении слабых сторон и угроз: цель любой стратегии данного вида состоит в том, чтобы минимизировать слабые стороны и угрозы. [12]

Рассмотрим внутреннюю среду столовой «Дебют», сильные и слабые

стороны предприятия представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Сильные и слабые стороны столовой "Дебют"

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Удовлетворение запросов потребителя: качество продукции, скорость обслуживания, высокий уровень сервиса;
  • Хорошая техническая оснащенность кухни, раздачи и зала (наличие телевизоров, кондиционеров, охладительных установок для напитков на линии раздачи);
  • Удобное месторасположение;
  • Налаженные связи и разнообразие поставщиков продуктов;
  • Приемлемые цены (для студента);
  • Специальное меню, разработанное для проведения банкетов, свадеб и торжеств.
  • Реклама продукции «Дебюта» практически отсутствует (конкуренты активно пользуются рекламой на щитах);
  • Морально устаревшее оборудование (посуда, столы, стулья);
  • Отсутствие входа в столовую с общежития (вход только с улицы);
  • Не круглосуточный режим работы;

Далее, рассмотрим внешнюю среду предприятия, результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Возможности и угрозы столовой "Дебют"

Возможности

Угрозы

• Рост спроса на банкетное, фуршетное и

• Выход на рынок новых конкурентов;

выездное меню;

• Увеличение арендной платы;

• Появление новых потребителей;

• Активная деятельность существующих

• Увеличение благосклонности клиентов,

конкурентов;

за счет пропаганды здорового питания в

• Повышение цен на сырье;

СМИ;


В результате анализа показателей, формируется набор стратегий:

  1. Стратегии при сопоставлении сильных сторон и возможностей:
  2. Наличие качественной продукции, хорошей технической оснащенности кухни и зала и также, специального меню, разработанного для проведения банкетов и торжеств, может способствовать росту спроса на банкетное, фуршетное и выездное меню. Для этого, необходимо сделать упор на маркетинговое продвижение и активно развивать рекламу, для продвижения данных услуг на рынке.
  3. Привлечь новых потребителей можно, благодаря развитию рекламы в местах с высокой проходимостью, вблизи площади Южной и стадиона «Буревестник». Удобное месторасположение столовой будет способствовать тому, что новые потребители, без особого труда смогут найти столовую «Дебют».
  4. Стратегии при сопоставлении сильных сторон и угроз:

1) Использование высококачественного сырья для приготовления блюд, приемлемое ценообразование, доброжелательное обслуживание

клиентов, уютный и комфортный интерьер, помогут сгладить такую угрозу как выход на рынок новых конкурентов.

2) Постоянное совершенствование и улучшение качества блюд, с использованием всех сильных сторон может спобоствовать тому, что столовая «Дебют» может занять лидирующие позиции на рынке. В таком случае угроза активной деятельности текущих конкурентов будет сглажена.

  1. Стратегии при сопоставлении слабых сторон и возможностей:
  2. Установление круглосуточного режима работы столовой, благоприятно скажется на росте спроса на банкетное меню.
  3. Замена морально-устаревшего оборудования может способствовать улучшению имиджа в столовой «Дебют» в глазах клиентов. Это может способствовать появлению новых потребителей.
  4. Стратегии при сопоставлении слабых сторон и угроз:

1) Преодолеть спад продаж во время каникул у студентов возможно, благодаря сотрудничеству со спортивными школами города, что обеспечит постоянный поток покупателей.

С учетом слабых сторон и угроз, выявленных при помощи SWOT-анализа, была обозначена проблема, лаконично формулируемая так: снижение прибылей предприятия, обусловленное усилением конкуренции.

В настоящее время положение столовой «Дебют» таково, что возрастающая конкурентная борьба за клиентов не позволяет столовой «Дебют» занять лидирующие позиции на рынке. Кроме того, «оттягивание» клиентов другими фирмами, осуществляющими аналогичную деятельность, привело к уменьшению продаж и, как следствие, к снижению прибыли.


Организация рекламной деятельности в столовой «Дебют» приведет к усилению позиций предприятия в конкурентной борьбе, следствием чего будет являться повышение прибылей и расширение клиентской базы предприятия.

При организации рекламной кампании для столовой «Дебют» важен тот факт, что снижение прибылей за последний период не позволит выделить большие средства на организацию и проведение рекламы, т. е. необходимо разработать и эффективно осуществить рекламную кампанию, затратив на нее минимум средств.

2.3 Анализ конкурентной среды предприятия

Анализ конкурентной среды наиболее целесообразно проводить при помощи модели пяти сил Майкла Портера. Данная модель разработана для анализа конкурентной среды в отрасли, однако, с её помощью также можно оценить влияние поставщиков и потребителей. [13]

Анализ уровня конкуренции в отрасли проводится путем анализа пяти внешних сил:

  1. Угрозой появления новых конкурентов;
  2. Властью существующих конкурентов;
  3. Рыночной властью поставщиков;
  4. Рыночной властью потребителей;
  5. Угрозой появления товаров-субститутов;[14]

М. Портер аргументировал модель пяти сил тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующего предприятия возможностей увеличивать цены и соответственно, прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для предприятия. Изменив свою стратегию, предприятие может воздействовать на эти силы в свою пользу.

Схематически, анализ пяти сил Майкла Портера представлен ниже на рисунке 4.

Рисунок 4. Пятифакторная модель Майкла Портера

Рассмотрим конкурентную среду столовой «Дебют» по каждому фактору. Фактор 1. «Угроза появления новых конкурентов».

Сила влияния новых конкурентов зависит от входных барьеров в отрасль.[15] Рассмотрим основные входные барьеры в отрасль общественного питания:

1) Экономия на масштабе. Чем больше объем производства, тем ниже затраты на производство 1 единицы продукции, и следовательно, тем сложнее новому конкуренту достичь высокой рентабельности при входе на рынок.

  1. Сила имеющихся торговых марок. Чем больше разнообразие товаров и услуг в отрасли, тем сложнее новым конкурентам существовать на рынке, и тем сложнее конкурентам занять свободную нишу.
  2. Потребность в капитале. Чем выше первоначальный уровень инвестиций для вступления в отрасль, тем сложнее войти в отрасль новым конкурентам.
  3. Высокие постоянные издержки. Чем больше постоянные издержки в отрасли, тем сложнее получить конкурентам прибыль от продаж на начальной стадии входа в отрасль.

Вывод: Угроза появления новых конкурентов существует, однако имеет определенную специфику, а именно: предприятиям, которые изначально имеют небольшое количество ресурсов, невыгодно выходить на рынок, и это, в свою очередь, является главным барьером вхождения в отрасль. С другой стороны, есть угроза появления в отрасли конкурентов, обладающих равнозначными или большими ресурсами, чтобы иметь возможность вести конкурентную борьбу. Рекомендуется придерживаться стратегии лидерства в определенной рыночной нише.

Фактор 2. «Власть существующих конкурентов»

Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка. Ожесточенная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, следовательно, увеличиваются затраты на продвижение продукции или услуг, иногда, увеличиваются затраты Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли.[16] Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции столовой «Дебет» представлена в таблице 8.

Таблица 8 - Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Количество

конкурентов

Высокий уровень насыщения рынка (более 10)

Средний уровень насыщения рынка (310)

Низкий уровень насыщения рынка (13)

2

Уровень

дифференциации продукта на рынке

Конкуренты продают стандартизированный товар

Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается дополнительным преимуществом

Продукты

конкурентов значимо отличаются между собой

2

Ограничение в повышении цен

Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности в повышении цен

Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат

Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли

3

Итоговый балл

7

3 балла

Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции

4-6 баллов

Средний уровень внутриотраслевой конкуренции

7-9 баллов

Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции


Вывод:

Из таблицы можно сделать вывод, что рынок общественного питания является высоко конкурентным и перспективным, но в свою очередь, у

столовой «Дебют» отсутствует возможность в повышении цен на блюда, так как низкая стоимость блюд в совокупности с хорошим качеством является конкурентным преимуществом для данного предприятия. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых конкурентов.

Фактор 3. «Рыночная власть поставщиков».

Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара предприятия на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне — в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг.

Оценить поставщиков столовой «Дебют» с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен, можно, построив таблицу. Результаты представлена в таблице 9.

Таблица 9 - Угроза для столовой «Дебют» со стороны поставщиков

Параметр оценки

Оценка параметра

2

1

Количество поставщиков

Монополия или

Широкий выбор

незначительное количество

поставщиков

поставщиков

1

Ограниченность ресурсов

Ограниченность в объемах

Неограниченность в

поставщиков

объемах

1

Издержки переключения

Высокие издержки при

Низкие издержки при

переключении на других

переключении на других

поставщиков

поставщиков

1

Приоритетность направления для поставщиков

Низкая приоритетность отрасли для поставщиков

Высокая приоритетность отрасли для поставщиков

1

Итоговый балл

4

4 балла

Низкий уровень влияния поставщиков

5-6 баллов

Средний уровень влияния поставщиков

7-8 баллов

Высокий уровень влияния поставщиков