Файл: Механизмы реализации стратегии развития организации (понятие и сущность стратегии развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема разработки стратегии развития предприятия общественного питания весьма актуальна в наше время. Значение разработки стратегии позволяющей организации выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Высокая степень неопределенности состояния и направлений изменения внешней среды и усиление влияния ее на результаты деятельности, возникновение новых запросов и изменении позиций потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, изменение роли малого предпринимательства, и другие причины привели к необходимости разработки предприятиями стратегии - целевых долгосрочных программ своего поведения в условиях рынка.

Понятие “стратегия” в отрасли управления предприятием как социальноэкономической системой подразумевает долговременный комплексный план действий управления соответствующим коллективом, направленный на достижение миссии организации. Стратегия компании считается основой стратегического планирования, с помощью которой на предприятии решается комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией выпуска продукции новейшей номенклатуры и ассортимента, использованием новейших технологий, развитием маркетинга, совершенствованием структуры управления, своевременной и высококачественной подготовкой и переподготовкой сотрудников.

В прошлом многие организации имели возможность удачно работать, обращая внимание в основном на каждодневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности применения ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается задача оптимального применения потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает приспособление компании к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, следовательно и процесс разработки стратегии развития для каждой организации свой. Это зависит от многих факторов: от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и культурной среды и т.д.

Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы компании либо его хозяйственного подразделения, работающего на конкретном товарном рынке, имеет еще наиболее определенный характер, нежели корпоративная стратегия, и может быть представлена в виде определенного плана либо программы ее реализации.


В последнее время интерес российских компаний к теме стратегического управления значительно увеличился. Возникает необходимость в стратегическом менеджменте. У большинства предприятий появились частные собственники, и на первый план выходит задача эффективного управления этими предприятиями. Более того, на части этих предприятий уже налажено оперативное управление, но собственники понимают, что предприятия могут работать более эффективно, а эту задачу практически невозможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии обойтись будет сложно.

Таким образом, благодаря учету всех особенности внешней и внутренней среды, определение четкого стратегического направления развития предприятия позволяет выжить в конкурентной борьбе.

Все это придает особую актуальность, поставленным проблемам и предопределило тему работы и круг исследуемых проблем.

Цель работы - создание стратегии развития предприятия общественного питания.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть методологию разработки стратегия предприятия;
  • Провести анализ деятельности предприятия, выбрать стратегию;
  • Предложить рекомендации и мероприятия по повышению эффективности

деятельности предприятия

Объектом исследования является предприятие общественного питания - столовая «Дебют»

Предметом исследования является стратегия развития предприятия.

В качестве информационной базы для выполнения аналитических работ использовались данные, полученные при сборе информации по конкретной организации. В процессе проделанной работы были применены следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, опрос, наблюдение, экспертная оценка.

В ходе разработки проблем будем опираться на зарубежные и российские труды, таких авторов и исследователей, И. Ансоффа, М. Портера, и других.

Практическая значимость проделанной работы состоит в том, что разработанная стратегия развития позволит столовой «Дебют» повысить эффективность своей деятельности и укрепить свою конкурентную позицию на рынке.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ


1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия

Термин «стратегия» имеет воинское роисхождение, известное еще из древнекитайский трактатов по воинскому искусству. В настоящее время он использутся в разлиных сферах деятельности: стратегия предприятия, стратегия бизнеса, стратегия подготовки космотавтов, стратегия проведения игры с определенной командой и т.д. Рассмотрим применение этого понятия в экономике, так как в последнее время стратегия нашла широкое применение в экономической науке и практике производственно-хозяйственной деятельности. Обусловленно это тем, что вместе со свободой предпринимательской деятельности рынок принес большую степень зависимости эффективности ведения бизнеса от внешних условий и факторов (спроса и предложения, политики государства, состояния законодательства, правового и информационного обеспечения, поведения других субъектов рынка и т.д.). Большая часть этих факторов обладает высокой степенью неопределенности, что вносит большой риск в принятие решений по многим принципиальным вопросам предпринимательской деятельности. Это тербует от субъектов рынка предвидения возможного развития внешних факторов, оценки их влияния на успех той или иной деятельности, внесения изменений в поведение фирмы или предпринимателя (адаптации), т.е. возникает необходимость разработки долгосрочных целей и вариантов поведения предприятия, путей их достижения, т.е. стратегического управления предприятием. На Западе теория стратегического управления возникла относительно недавно ( в 70-х гг. ХХ в.), большой вклад в ее развитие внесли

такие крупные исследователи, как А.Чандлер, Г.Саймон, И.Ансофф, М.Портер и др.[1]

Развитию теории стратегического управления посвящены работы таких российских ученых-экономистов, как В.С.Соловьев, Е.С.Ефремов, А.П.Градов, Н.Д.Ильенкова и др.

К настоящем времени существует множество определений понятия стратегии. Например, В.С.Ефремов определяет ее так: «Стратегия бизнеса - это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения проиводственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. А.Чандлер дает другое определение стратегии: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».[2]


По существу, стратегия предприятия - это план действий, цель которого - улучшить положение предприятия в борьбе с конкурентами. То есть, в стратегия любого предприятия должна быть связана с целями предприятия, бизнеса и быть ориентирована на пути их достижения. Роль стратегии для предприятия крайне важна. Она состоит в том, что сотрудники прдприятия действуют более уверено в процессе принятия решений и добиваются более высоких результатов,только после того, как определятся в основных направлениях развития, целях и принципах действия.

В рыночных условиях любая компания (фирма, предприятие) имеет свою стратегию, при этом не обязательно документально оформленную. Как

правило, у любой организации имеется свой сценарий поведения на рынке, определенные подходы к принятию решений и т.д.

Стратегия любого предприятия должна ответить, как минимум на следующие вопросы:

  1. Каковы цели предприятия, какие виды бизнеса она имеет, их состояние, эффективность? В рыночных условиях выбор направлений деятельности - самый ответственный процесс, определяющий будущий успех деятельности предприятия, его прибыли и рентабельности.
  2. Какова миссия предприятия, его имидж?
  3. Каковы сильные и слабые стороны предприятия, что мешает дальнейшему развитию?
  4. Какова степень риска сохранения бизнеса, каковы угрозы его сущетсоввания?
  5. Каковы возможные варианты поведения фирмы при возникновении отрицательных влияний различных факторов?[3]

Некоторая стабилизация В России условий работы предприятий делает разработку стратегии возможной и даж необходимой для успешного развития бизнеса. В связи с вышесказанным, следует уделить внимание тому, что понятия «миссия» и «главная цель предприятия» различаются. Так, главная цель предприятия связана с достижением максимальной прибыли как необходимого условия эффективного финкционирования в рыночных условиях, а миссия - это формулирование общественного предназначения предприятия, его конкурентных преимуществ, смысла его существования с учетом наилучшего обеспечения интересов всех групп - участников рынка:

собственника, потребителей продукции и услуг, поставщиков МТР, работников предприятия, государственных органов. [4]

Миссия может быть сформулирована в виде одного-двух предложений как набор девизов, перечень принципов и конкурентных преимуществ предприятия или внесторонне отображать сущность и направления ее деятельности.


Если в миссии заложены высоконравственные идеалы взаимоотношений предприятия с потребителями продукции и услуг, обществом и другими субъектами рыночной экономики и они реализуются на практике, то такие фирмы имеют сильный имидж, обеспечивающий продолжительный и устойчивый финансово-экономический успех.

1.2 Этапы разработки стратегических альтернатив

Для разработки стратегии, выработки принципов поведения предприятия на рынке необходимо, в первую очередь, определить факторы, которые в большей степени воздействуют на эффективность ведения. [5]

Не смотря на то, что каждое предприятие индивидуально, имеет свои особенности, обусловленные влиянияем как внутренних, так и внешних факторов, всегда можно выделить основные, наиболее значимые факторы. Данные факторы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторная модель предприятия

По своей сущности, предприятие представляет собой открытую хозяйственную систему, которая имеет взаимодействие со многими субъектами и факторами окружающей среды. Выделяется три уровня хозяйствования:

  • Микроэкономика, когда за основу изучения берется наименьшая хозяйственная единица (отдельное подразделение, фирма, объединение и т.д. и их подразделения);
  • Мезоэкономика, когда изучаются законы и проблемы экономики в целом (общественное богатство, принципы налогообложения, темпы роста национального дохода, рост доходов населения и т.д.) Часто при анализе работы предприятий (микроуровень) объекты мезо- и макроуровня объединяются и изучаются как объекты макроуровня;

Мегаэкономика, когда изучаются законы и проблемы мировой экономики.[6]

Факторы мега-уровня непосредственно не оказывают влияния или оказывают слабое влияние на экономику предприятия, поэтому в факторной модели все факторы разделены на 2 уровня. Каждое предприятие может построить свою модель с выделением факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты его деятельности.

Характерно, что степень влияния внутренних факторов на эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от менеджмента самой компании, а степень влияния внешних факторов обусловлена состоянием окружающей среды и практически не поддается управлению со стороны предприятия. Основная часть ошибок, как показывает практика, заключается в том, что в процессе разработки стратегии уделяется малое внимание оценке факторам внешней среды и следовательно, стратегия получается не точной. Это определенно увеличивает важность внешних условий и определяет высокую степень значимости в проведении постоянного отслеживания и анализа их состояния и динамики изменений. Поэтому каждый фактор внешней среды предприятия должен быть объектом анализа и мониторинга. Эффективное использование возможностей, представляемых внешней средой, учет отрицательных последствий изменения отдельных факторов - главная задача менеджмента фирмы. [7]