Файл: Механизмы реализации стратегии развития организации (понятие и сущность стратегии развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: Из таблицы видно, что столовая «Дебют» имеет низкий уровень влияния поставщиков. Можно рассчитывать на стабильность и надежность со стороны поставщиков.

Фактор 4. «Рыночная власть потребителей».

Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара предприятия на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка.[17]

Определить угрозу ухода потребителей можно при помощи таблицы. Результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Рыночная власть потребителей

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Доля покупателей с большим объемом продаж

Более 80 % продаж приходится на нескольких клиентов

Незначительная часть клиентов держит около 50 % продаж

Объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами

1

Склонность к переключению на товары-субституты

Товар предприятия не уникален, существуют полные аналоги

Товар предприятия частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для потребителей

Товар

предприятия полностью уникален, аналогов нет

3

Чувствительность к цене

Покупатель будет переключатся на товар с более низкой ценой

Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене

Покупатель абсолютно не чувствителен к цене

2

Удовлетворенность

потребителем

качеством

Неудовлетворенност ь ключевыми характеристиками товара

Неудовлетворенност ь второстепенными характеристиками товара

Полная

удовлетворенност ь качеством

2

Итоговый балл

8

4 балла

Низкий уровень угрозы потери клиентов

5-8 баллов

Средний уровень угрозы потери клиентов

9-12 баллов

Высокий уровень угрозы потери клиентов

Вывод: Столовая «Дебют» имеет средний уровень угрозы потери клиентов. Для повышения конкурентоспособности, предприятию рекомендуется сосредоточить основные усилия на укреплении уникальности товара и устранении всех недостатков.


Фактор 5. «Угроза появления товаров-субститутов».

К товарам-субститутам, в данном случае, можно отнести продукты удовлетворяющие те же потребности, что и существующие в отрасли основные виды продукта. К товарам-субститутам в отрасли общественного питания, можно отнести продукты питания, продаваемые в супермаркетах и магазинах.

Оценка угрозы со стороны товаров-субститутов представлена в таблице 11.

Таблица 11 - Оценка угрозы от товаров-субститутов

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Товары-субституты

«цена-качество»

Существуют и занимают высокую долю на рынке

Существуют, но их доля мала

Не существуют

Итоговый балл

2

1 балл

Низкий уровень угрозы от товаров-субститутов

2 балла

Средний уровень угрозы от товаров-субститутов

3 балла

Высокий уровень угрозы от товаров-субститутов

Вывод: из таблицы видно, что уровень угроз от товаров-субститутов средний. Самый эффективный метод борьбы для столовой «Дебют» с товарами- субститутами - построение сильной торговой марки: дополнительные преимущества от потребления продукции предприятия, четкая дифференциация, технологические усовершенствования, формирование потребительской лояльности.

Для наибольшей наглядности, результаты анализа отрасли общественного питания по моделям пяти сил Майкла Портера представлены в таблице 12.

Таблица 12- Сводная таблица анализа отрасли по моделям пяти сил Майкла Портера

Параметр

Значение

Описание

Направление работ

Угроза появления

новых

конкурентов

Среднее

Средний уровень риска входа на рынок новых конкурентов. Новые конкуренты появляются редко, из-за высокого уровня первоначальных инвестиций.

Рекомендуется

придерживаться стратегии лидерства в определенной рыночной нише.

Власть

существующих

конкурентов

Высокое

Рынок общественного питания является высоко

Для поддержания конкурентоспособности необходимо постоянно

конкурентным и перспективным.

проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых конкурентов.

Рыночная властью поставщиков

Низкое

Стабильность и надежность со стороны поставщиков.

Рекомендуется регулярно проводить мониторинг прайса поставщиков для нахождения более выгодных условий и снижения себестоимости блюд.

Рыночная властью потребителей

Среднее

Портфель клиентов обладает средними рисками.

Неудовлетворенность текущим уровнем работ по отдельным направлениям.

Для повышения конкурентоспособности, предприятию рекомендуется сосредоточить основные усилия на укреплении уникальности товара и устранении всех недостатков.

Угроза появления

товаров-

субститутов

Среднее

К товарам-субститутам в отрасли общественного питания, можно отнести продукты питания, продаваемые в супермаркетах и магазинах. Их влияние на столовую «Дебют» высоко.

Построение сильной торговой марки: дополнительные преимущества от потребления продукции предприятия, четкая дифференциация, технологические усовершенствования, формирование

потребительской лояльности.


Следующим шагом, необходимым для более детального анализа деятельности предприятия является построение матрицы БКГ. Матрица БКГ представляет собой портфельный анализ, с помощью которого можно оптимизировать ассортиментный портфель.

Основной смысл модели можно интерпретировать следующим образом: матрица БКГ предполагает, что организация для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.[18]

Схематично, матрица БКГ представлена в таблице 13.

Таблица 13 - Матрица БКГ

«Вопросительные знаки»

«Звезды»

«Собаки»

«Дойные коровы»

"Вопросительные знаки" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.

"Звезды" (быстрый рост/высокая доля) - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.

"Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель - "сбор урожая".

"Собаки" (медленный рост/малая доля) - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия - прекращение инвестиций и скромное существование.

Построение матрицы БКГ начинается с расчета трех показателей по каждой товарной группе, включенной в модель: относительная доля рынка товара компании, темп роста рынка и объем продаж/ прибыли анализируемых товарных групп. Но, так как в данной работе применение этих показателей не представляется возможным, применим экспертный метод построения матрицы БКГ.[19]


С. 57.

Для анализа с применением матрицы БКГ столовой «Дебют» в качестве экспертов выступают три человека, а именно: директор столовой, руководитель ВКР, студент группы 14А2Б. Матрица БКГ столовой «Дебют» представлена в таблице 14.

Таблица 14 - Матрица БКГ столовой "Дебют"

«Вопросительные знаки»

«Звезды»

• Банкетное меню

  • Выпечка
  • Молочные коктейли

«Собаки»

«Дойные коровы»

• Чизкейки

  • Первые блюда
  • Вторые блюда
  • Гарниры
  • Салаты

Вывод: Построив матрицу БКГ для столовой «Дебют» можно сделать вывод о сбалансированности портфеля. «Дойные коровы» и «Звезды» приносят прибыль предприятию в настоящее время. Полученные от них средства можно вкладывать в развитие «Вопросительных знаков», в товары которые принесут доход предприятию в будущем.

В настоящее время товар, находящийся в категории «Вопросительные знаки» приносит не большой доход, но при благоприятных условиях в будущем, его можно развить и он может перейти в категорию «Звезды» или «Дойные коровы».

Матрица Ансоффа — модель, описывающая возможные стратегии роста фирмы на рынке. Матрица также носит название матрица «товар-рынок». Матрица Ансоффа достаточно широко используется на практике в процессе стратегического управления предприятием. Матрица Ансоффа представлена в таблице 15.

Таблица 15 - Матрица Ансоффа

Рынок/ товар

Старый товар

Новый товар

Старый рынок

Проникновение на рынок

Развитие товара

Новый рынок

Развитие рынка

Диверсификация

Оценку источников роста по Ансоффу удобнее проводить с помощью таблиц, оценивая каждую стратегию Ансоффа по ряду параметров. Оценку стратегий роста рекомендуется проводить по приоритетности в их реализации. Предприятие должно идти по пути наименьших затрат и наименьшего сопротивления, а соответственно:

  1. Искать пути роста бизнеса на существующем рынке с существующим товаром;
  2. Рассматривать возможности распространения успеха существующего товара на новом рынке;
  3. Искать ниши для новых продуктов на текущих рынках;
  4. Рассматривать варианты диверсификации бизнеса.21

Рассмотрим возможность реализации стратегии проникновения. Результаты представлены в таблице 16.

Таблица 16 - Стратегия проникновения


Стратегия

проникновения

Есть ли возможность и перспективы роста на текущем рынке?

Возможна

Вероятна

Не возможна

Описание текущего рынка и текущего товара

Текущий рынок: Торговля кулинарной продукцией Текущий товар: Кулинарная продукция.

Уровень потребления товара организации среди ЦА

Ниже, чем в среднем по рынку

На уровне среднерыночных показателей

Выше, чем в среднем по рынку

Частота использования товара ЦА

Максимальна

Умеренна

Низка

Уровень дистрибуции товара на рынке (или доступа к товару)

Ниже, чем в среднем по рынку

На уровне среднерыночных показателей

Выше, чем в среднем по рынку

Уровень знания бренда

Ниже, чем в среднем по рынку

На уровне среднерыночных показателей

Выше, чем в среднем по рынку

Экономия от масштаба

Есть

Нет

Товар имеет конкурентное преимущество на текущем рынке (по сравнению с товарами конкурентов)

Да

Нет

Возможности к высокому уровню инвестиций

Есть

Нет

Вывод: У столовой «Дебют» есть все шансы для развития данной стратегии. При развитии данной стратегии, доля существующих потребителей может быть увеличена, также есть возможность захвата доли рынка у других игроков, за счет конкурентного преимущества.

Далее, рассмотрим возможность выхода текущего товара на новые рынки. Результаты представлены в таблице 17.

Таблица 17 - Стратегия развития рынка

Стратегия развития рынка

Сможет ли предприятие выйти с текущим товаром на новые рынки?

Возможно

Вероятно

Не возможно

Описать новый рынок и текущий товар

Новый рынок: Торговля кулинарной продукции в других точках города.

Текущий товар: Кулинарная продукция.

Предприятие успешно в своей деятельности (товар является востребованным на текущем рынке или к нему высокая лояльность)

Да

Есть мелкие недочеты

Нет, необходимо совершенствовать продукт

Кол-во игроков на новом рынке

Небольшое

количество

игроков

(1-3)

Средний уровень насыщения рынка (3-10)

Высокий уровень насыщения рынка

Входные барьеры на новом рынке

Практически

отсутствуют

Есть, но недостаточно высокие

Высокий уровень входных барьеров

Товар обладает уникальными свойствами, имеет конкурентное преимущество (в сравнении с крупными игроками рынка) или организация владеет уникальной технологией

или же имеет уникальную прибыльную модель ведения бизнеса

Да

Нет

Организация обладает дополнительным капиталом для инвестирования развития новых рынков

Да

Нет