Файл: Механизмы реализации стратегии развития организации (понятие и сущность стратегии развития предприятия).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия
1.2 Этапы разработки стратегических альтернатив
1.3 Виды стратегий развития предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТОЛОВАЯ «ДЕБЮТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
2.3 Анализ конкурентной среды предприятия
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТОЛОВОЙ «ДЕБЮТ»
3.1 Разработка общей и функциональных стратегий
Вывод: Из таблицы видно, что столовая «Дебют» имеет низкий уровень влияния поставщиков. Можно рассчитывать на стабильность и надежность со стороны поставщиков.
Фактор 4. «Рыночная власть потребителей».
Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара предприятия на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка.[17]
Определить угрозу ухода потребителей можно при помощи таблицы. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Рыночная власть потребителей
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||||
3 |
2 |
1 |
|||
Доля покупателей с большим объемом продаж |
Более 80 % продаж приходится на нескольких клиентов |
Незначительная часть клиентов держит около 50 % продаж |
Объем продаж равномерно распределен между всеми клиентами |
||
1 |
|||||
Склонность к переключению на товары-субституты |
Товар предприятия не уникален, существуют полные аналоги |
Товар предприятия частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для потребителей |
Товар предприятия полностью уникален, аналогов нет |
||
3 |
|||||
Чувствительность к цене |
Покупатель будет переключатся на товар с более низкой ценой |
Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене |
Покупатель абсолютно не чувствителен к цене |
||
2 |
|||||
Удовлетворенность потребителем качеством |
Неудовлетворенност ь ключевыми характеристиками товара |
Неудовлетворенност ь второстепенными характеристиками товара |
Полная удовлетворенност ь качеством |
||
2 |
|||||
Итоговый балл |
8 |
||||
4 балла |
Низкий уровень угрозы потери клиентов |
||||
5-8 баллов |
Средний уровень угрозы потери клиентов |
||||
9-12 баллов |
Высокий уровень угрозы потери клиентов |
Вывод: Столовая «Дебют» имеет средний уровень угрозы потери клиентов. Для повышения конкурентоспособности, предприятию рекомендуется сосредоточить основные усилия на укреплении уникальности товара и устранении всех недостатков.
Фактор 5. «Угроза появления товаров-субститутов».
К товарам-субститутам, в данном случае, можно отнести продукты удовлетворяющие те же потребности, что и существующие в отрасли основные виды продукта. К товарам-субститутам в отрасли общественного питания, можно отнести продукты питания, продаваемые в супермаркетах и магазинах.
Оценка угрозы со стороны товаров-субститутов представлена в таблице 11.
Таблица 11 - Оценка угрозы от товаров-субститутов
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Товары-субституты «цена-качество» |
Существуют и занимают высокую долю на рынке |
Существуют, но их доля мала |
Не существуют |
Итоговый балл |
2 |
||
1 балл |
Низкий уровень угрозы от товаров-субститутов |
||
2 балла |
Средний уровень угрозы от товаров-субститутов |
||
3 балла |
Высокий уровень угрозы от товаров-субститутов |
Вывод: из таблицы видно, что уровень угроз от товаров-субститутов средний. Самый эффективный метод борьбы для столовой «Дебют» с товарами- субститутами - построение сильной торговой марки: дополнительные преимущества от потребления продукции предприятия, четкая дифференциация, технологические усовершенствования, формирование потребительской лояльности.
Для наибольшей наглядности, результаты анализа отрасли общественного питания по моделям пяти сил Майкла Портера представлены в таблице 12.
Таблица 12- Сводная таблица анализа отрасли по моделям пяти сил Майкла Портера
Параметр |
Значение |
Описание |
Направление работ |
Угроза появления новых конкурентов |
Среднее |
Средний уровень риска входа на рынок новых конкурентов. Новые конкуренты появляются редко, из-за высокого уровня первоначальных инвестиций. |
Рекомендуется придерживаться стратегии лидерства в определенной рыночной нише. |
Власть существующих конкурентов |
Высокое |
Рынок общественного питания является высоко |
Для поддержания конкурентоспособности необходимо постоянно |
конкурентным и перспективным. |
проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых конкурентов. |
||
Рыночная властью поставщиков |
Низкое |
Стабильность и надежность со стороны поставщиков. |
Рекомендуется регулярно проводить мониторинг прайса поставщиков для нахождения более выгодных условий и снижения себестоимости блюд. |
Рыночная властью потребителей |
Среднее |
Портфель клиентов обладает средними рисками. Неудовлетворенность текущим уровнем работ по отдельным направлениям. |
Для повышения конкурентоспособности, предприятию рекомендуется сосредоточить основные усилия на укреплении уникальности товара и устранении всех недостатков. |
Угроза появления товаров- субститутов |
Среднее |
К товарам-субститутам в отрасли общественного питания, можно отнести продукты питания, продаваемые в супермаркетах и магазинах. Их влияние на столовую «Дебют» высоко. |
Построение сильной торговой марки: дополнительные преимущества от потребления продукции предприятия, четкая дифференциация, технологические усовершенствования, формирование потребительской лояльности. |
Следующим шагом, необходимым для более детального анализа деятельности предприятия является построение матрицы БКГ. Матрица БКГ представляет собой портфельный анализ, с помощью которого можно оптимизировать ассортиментный портфель.
Основной смысл модели можно интерпретировать следующим образом: матрица БКГ предполагает, что организация для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.[18]
Схематично, матрица БКГ представлена в таблице 13.
Таблица 13 - Матрица БКГ
«Вопросительные знаки» |
«Звезды» |
«Собаки» |
«Дойные коровы» |
"Вопросительные знаки" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
"Звезды" (быстрый рост/высокая доля) - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
"Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель - "сбор урожая".
"Собаки" (медленный рост/малая доля) - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия - прекращение инвестиций и скромное существование.
Построение матрицы БКГ начинается с расчета трех показателей по каждой товарной группе, включенной в модель: относительная доля рынка товара компании, темп роста рынка и объем продаж/ прибыли анализируемых товарных групп. Но, так как в данной работе применение этих показателей не представляется возможным, применим экспертный метод построения матрицы БКГ.[19]
С. 57.
Для анализа с применением матрицы БКГ столовой «Дебют» в качестве экспертов выступают три человека, а именно: директор столовой, руководитель ВКР, студент группы 14А2Б. Матрица БКГ столовой «Дебют» представлена в таблице 14.
Таблица 14 - Матрица БКГ столовой "Дебют"
«Вопросительные знаки» |
«Звезды» |
• Банкетное меню |
|
«Собаки» |
«Дойные коровы» |
• Чизкейки |
|
Вывод: Построив матрицу БКГ для столовой «Дебют» можно сделать вывод о сбалансированности портфеля. «Дойные коровы» и «Звезды» приносят прибыль предприятию в настоящее время. Полученные от них средства можно вкладывать в развитие «Вопросительных знаков», в товары которые принесут доход предприятию в будущем.
В настоящее время товар, находящийся в категории «Вопросительные знаки» приносит не большой доход, но при благоприятных условиях в будущем, его можно развить и он может перейти в категорию «Звезды» или «Дойные коровы».
Матрица Ансоффа — модель, описывающая возможные стратегии роста фирмы на рынке. Матрица также носит название матрица «товар-рынок». Матрица Ансоффа достаточно широко используется на практике в процессе стратегического управления предприятием. Матрица Ансоффа представлена в таблице 15.
Таблица 15 - Матрица Ансоффа
Рынок/ товар |
Старый товар |
Новый товар |
Старый рынок |
Проникновение на рынок |
Развитие товара |
Новый рынок |
Развитие рынка |
Диверсификация |
Оценку источников роста по Ансоффу удобнее проводить с помощью таблиц, оценивая каждую стратегию Ансоффа по ряду параметров. Оценку стратегий роста рекомендуется проводить по приоритетности в их реализации. Предприятие должно идти по пути наименьших затрат и наименьшего сопротивления, а соответственно:
- Искать пути роста бизнеса на существующем рынке с существующим товаром;
- Рассматривать возможности распространения успеха существующего товара на новом рынке;
- Искать ниши для новых продуктов на текущих рынках;
- Рассматривать варианты диверсификации бизнеса.21
Рассмотрим возможность реализации стратегии проникновения. Результаты представлены в таблице 16.
Таблица 16 - Стратегия проникновения
Стратегия проникновения |
Есть ли возможность и перспективы роста на текущем рынке? |
||
Возможна |
Вероятна |
Не возможна |
|
Описание текущего рынка и текущего товара |
Текущий рынок: Торговля кулинарной продукцией Текущий товар: Кулинарная продукция. |
||
Уровень потребления товара организации среди ЦА |
Ниже, чем в среднем по рынку |
На уровне среднерыночных показателей |
Выше, чем в среднем по рынку |
Частота использования товара ЦА |
Максимальна |
Умеренна |
Низка |
Уровень дистрибуции товара на рынке (или доступа к товару) |
Ниже, чем в среднем по рынку |
На уровне среднерыночных показателей |
Выше, чем в среднем по рынку |
Уровень знания бренда |
Ниже, чем в среднем по рынку |
На уровне среднерыночных показателей |
Выше, чем в среднем по рынку |
Экономия от масштаба |
Есть |
Нет |
|
Товар имеет конкурентное преимущество на текущем рынке (по сравнению с товарами конкурентов) |
Да |
Нет |
|
Возможности к высокому уровню инвестиций |
Есть |
Нет |
Вывод: У столовой «Дебют» есть все шансы для развития данной стратегии. При развитии данной стратегии, доля существующих потребителей может быть увеличена, также есть возможность захвата доли рынка у других игроков, за счет конкурентного преимущества.
Далее, рассмотрим возможность выхода текущего товара на новые рынки. Результаты представлены в таблице 17.
Таблица 17 - Стратегия развития рынка
Стратегия развития рынка |
Сможет ли предприятие выйти с текущим товаром на новые рынки? |
||
Возможно |
Вероятно |
Не возможно |
|
Описать новый рынок и текущий товар |
Новый рынок: Торговля кулинарной продукции в других точках города. Текущий товар: Кулинарная продукция. |
||
Предприятие успешно в своей деятельности (товар является востребованным на текущем рынке или к нему высокая лояльность) |
Да |
Есть мелкие недочеты |
Нет, необходимо совершенствовать продукт |
Кол-во игроков на новом рынке |
Небольшое количество игроков (1-3) |
Средний уровень насыщения рынка (3-10) |
Высокий уровень насыщения рынка |
Входные барьеры на новом рынке |
Практически отсутствуют |
Есть, но недостаточно высокие |
Высокий уровень входных барьеров |
Товар обладает уникальными свойствами, имеет конкурентное преимущество (в сравнении с крупными игроками рынка) или организация владеет уникальной технологией или же имеет уникальную прибыльную модель ведения бизнеса |
Да |
Нет |
|
Организация обладает дополнительным капиталом для инвестирования развития новых рынков |
Да |
Нет |