Файл: Механизмы реализации стратегии развития организации (понятие и сущность стратегии развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом разработка стратегии делится на 3 крупных этапа: анализ, выбор и обоснование стратегии, реализация стратегии. Схема разработки и реализации стратегии представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема разработки и реализации стратегии

В реальных условиях анализ внешней и внутренней среды предприятия может, в зависимости от поставленных целей и задач, производиться с учетом большего или меньшего количества факторов. Это определяется степенью влияния того или иного фактора на результаты деятельности предприятия, его эффективность.

Как видно из схемы, формулирование стратегии - только начало работы по ее разработке. Главное - это поиск мер и действий по ее реализации, выполнение которых должно перевести предприятие из существующего финансовоэкономического состояния в намеченное в соответствии с принятой методикой.

Таким образом - разработка стратегии - это не отдельная кампания по ее формированию, а постоянный, взаимосвязанный процесс разработки и корректировки целей предприятия и путей их реализации.

1.3 Виды стратегий развития предприятия

Стратегия каждого предприятия уникальна так как она зависит от множества факторов как внешней, так и внутренней среды. Не существует единой стратегии для всех, но не смотря на это, можно сформировать общие подходы и выделить основные варианты стратегий развития.

Наиболее известными в научной литературе являются: базовые стратегии М. Портера, матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрицы Mc-Kinsey, ADL/LC.

Так, например, М. Портер выделяет три основные варианта стратегии:

1. Стратегия лидерства по издержкам. Предприятие добивается низких затрат на производство продукции и услуг. Эта стратегия имеет ряд преимуществ:

  • Предприятие может устанавливать заниженные цены, получая при этом высокие прибыли;
  • Занижая цены, организация имеет возможность увеличить объем продаж и тем самым получить дополнительную прибыль;
  • Предприятие может вытеснить с рынка конкурентов, имея более низкие цены, или препятствовать вхождению на рынок других компаний.

2. Стратегия дифференциации заключается в создании у покупателя чувства убежденности, что продукт компании превосходит подобные продукты конкурентов. Данная стратегия имеет следующие достоинства:


  • Предприятие может устанавливать на свою продукцию более высокую цену,

предлагая товар лучший по дизайну, функциям и т.д.;

  • Создается дополнительный барьер для вхождения на рынок других компаний.

3. Стратегия фокусирования основана на концентрации усилий предприятия на определенных сегментах рынка. При этом организация может применять любую из двух ранее указанных стратегий при ограничении масштаба. Данная стратегия имеет следующие преимущества:

  • Предприятие имеет возможность снижать свои затраты ввиду узкой специализации, благодаря сосредоточению своих усилий на сегментах рынка либо на отдельном виде продукции;
  • Процесс выхода предприятия на новый рынок становится более простым и менее затратным.[8]

Основное требования, предъявляемое к стратегии, - это реальность ее выполнения.

Таблица 1- Примерный перечень функциональных стратегий предприятия

Подсистема

Функциональные стратегии

Маркетинг

Увеличение объема продаж на существующих рынках;

Расширение рынка сбыта с выходом на другие территории;

Увеличение объема реализации продукции и услуг за счет выхода на рынок с новой продукцией и услугами;

Совершенствование ценовой системы;

Внедрение новых форм расчетов с потребителями.

Производство

Снижение затрат на производство продукции;

Разработка норм расхода материальных ресурсов;

Обновление производства;

Внедрение программы энергосбережения;

Автоматизация процесса производства.

Финансы

Финансовое оздоровление предприятия;

Внедрение системы бюджетирования;

Погашение кредиторской задолженности;

Обеспечение кредитования.

Кадры

Разработка системы переподготовки кадров;

Разработка системы стимулирования роста объема реализации продукции и услуг;

Обеспечение социальной защиты работников предприятия.

Инновации

Разработка новых видов продукции и услуг;

Внедрение имеющихся разработок;

Участие в выставках, конкурсах и т.д.

Обеспечение

материально -

техническими

ресурсами

• Приобретение ряда предприятий - поставщиков;

• Оптимизация запасов МТР;

• Приобретение высокоэффективного оборудования, техники и др.;

• Поиск новых поставщиков.

Организационные

возможности

• Изменение структуры управления;

Создание новой организационной структуры;

Перераспределение функциональных обязанностей.


Часто предприятия намечают несколько стратегий, главное, чтобы они не противоречили друг другу. Обычно стратегии, в зависимости от целей и субъектов реализации делятся на:

  • Основную (генеральную) стратегию;
  • Функциональные стратегии, которые являются подцелями и отражают пути реализации основной цели в соответствии с функциями управления;
  • Специальные, которые разрабатываются по видам бизнеса при выделении приоритетных задач или развитии новых видов деятельности.[9]

Перечень функциональных стратегий предприятия представлен в таблице

Из всего многообразия стратегических альтернатив на основе результатов анализа осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительных стратегий по подсистемам предприятия.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТОЛОВАЯ «ДЕБЮТ»

2.1 Общая характеристика предприятия

Название предприятия: ИП Хомушкина Т.В. Столовая «Дебют».

Дата регистрации, номер регистрационного свидетельства:

  • ИНН 701741678779. Дата регистрации: 2 марта 2006 г.
  • ОРГН 306701706200577. Дата регистрации: 3 марта 2006 г.

Основной вид деятельности предприятия представлен в таблице 2. Таблица 2 - Деятельность предприятия

Код ОКВЭД

Наименование ОКВЭД

55.51 (Основной)

Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях[10]

Столовая «Дебют» относится к экономическому сектору отрасли общественного питания, занимающаяся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

Организационно-правовая форма: Индивидуальный предприниматель.

Данное предприятие работает на рынке общественного питания уже 10 лет с 2006 года. В столовой работает бесплатный WiFi, есть горячее питание, выпечка, безалкогольные напитки. Столовая «Дебют» находятся под управлением ИП Хомушкиной Т.В.

Количество работающих на предприятии - 16 человек. Организационная структура управления - Линейная.


Организационная структура столовой «Дебют» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Организационная структура предприятия

Наиболее перспективные клиенты столовой «Дебют»:

  1. Студенты
  2. Офисные работники
  3. Жители проживающие в районе площади Южной.

Благодаря тому, что предприятие располагается в студенческом городке,

основными клиентами столовой «Дебют» являются студенты ТУСУРа и ТГУ. Перечень основной продукции (основного меню) представлен в таблице 3. Таблица 3 - Рейтинг продаж одного дня

Наименование блюда

Единица измерения, гр.

Количество, шт.

Первые блюда

Щи с грибами

320

51

Суп гороховый с копченостями

300

39

Суп грибной с макаронами

300

12

Вторые блюда

Котлета куриная

100

46

Тефтели мясные

90

86

Биточки с грибами

120

18

Биточки с помидоркой

100

17

Котлета мясная рубленная

100

13

Печень по-строгановски

125

11

Курица по-Балкански

100

11

Гарниры

Картофельное пюре

150

116

Гречка отварная

150

40

Рис с овощами

150

31

Макароны отварные

150

20

Капуста тушеная

150

19

Средний чек в столовой «Дебют» 110 рублей. В эту стоимость входит первое и второе блюдо, гарнир, напиток, хлеб.

Столовая «Дебют» имеет 2 обеденных зала и 64 посадочных места.

Конкурентами для столовой «Дебют» являются предприятия и компании, с которыми происходит соперничество за конечного потребителя. Основные конкуренты столовой представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Ключевые конкуренты столовой "Дебют"

Список всех компаний на рынке

Определение прямых и косвенных конкурентов

Название

Прямые

Косвенные

1

Столовая «Колобок»

+

2

Кафе «Южанка»

+

3

Столовая «Астория»

+

4

Супермаркет «Ярче»

+

5

Кафе «Муслима»

+

6

Пицце-Рио

+


Главной целью деятельности столовой «Дебют» является производство и реализация высококачественных блюд, соблюдение всех технологических процессов приготовления. Поддержание и развитие здорового питания среди студенческой молодежи.

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Планирование как функция управления - это стратегия и тактика управляемого объекта, разработка программных действий организации и ее подразделений.

Стратегические цели и планы можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Первооснова деятельности организации заключается в разработке стратегии;
  2. Стратегия разрабатывается высшим руководством в целом для организации;
  3. Стратегические планы рассчитываются на срок от 2 до 5 лет и более;
  4. Результаты стратегических планов проявляются через несколько лет.[11]

Одним из фундаментальных составляющих в разработке стратегии организации является конкуренция. Проведение анализа возможностей конкурентов, глубинных причин соперничества на рынке, сильных и слабых сторон является основой для подготовки стратегии. Для совместного изучения внутренней и внешней среды используется метод SWOT-анализа. Данный подход дает возможности оценить внешнюю и внутреннюю среду предприятия и выявить его место на рынке, определить его возможности и угрозы. SWOT-анализ является простым, но и одновременно, высокоэффективным инструментом. Он проводится с целью определить для предприятия его:

  • Strength (сильные стороны);
  • Weakness (слабые стороны);
  • Opportunities (возможности);
  • Threats (угрозы).

Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Матрица SWOT-анализа

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Стратегии

при

Стратегии

при

сопоставлении

сильных

сопоставлении

сильных

сторон и возможностей

сторон и угроз

Слабые стороны

Стратегии

при

Стратегии

при

сопоставлении

слабых

сопоставлении

слабых

сторон и возможностей

сторон и угроз