Файл: Банковские группы и банковские холдинги – зарубежный опыт, особенности в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рынок слияний и поглощений моделирует прямые инвестиции, и вопросы финансирования выходят на первый план. Если раньше относительно легкодоступный и дешевый заемный капитал можно было использовать для слияний и поглощений, то в последнее время развитие кредитного рынка пошло двумя путями, которые можно назвать "европейскими" и "американскими". Однако в условиях финансовой глобализации рынок определяется не географией, а используемой в нем валютой. Соответственно, тенденции рынка определяются в первую очередь денежно-кредитной политики Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Федеральной резервной системы (ФРС) [10].

Если для ФРС оказалось более важным решение проблемы кризиса ликвидности и проблемы рефинансирования кредитов, то ЕЦБ сконцентрировался на борьбе с инфляцией. Очевидно, что обе эти проблемы решались в противоположных направлениях. Если Федеральная резервная система снижала процентную ставку, то Европейский Центральный банк держал ее на ранее установленном высоком уровне. На валютном рынке это отразилось на снижении долларовых цен. Чем заметнее разница в процентных ставках по основным мировым валютам, тем более различны условия для инвесторов, работающих с долларом и евро. В настоящее время, ЕЦБ и другие центральные банки развитых стран существенно снизили свои процентные ставки [14].

Снижая процентную ставку, ФРС способствовала увеличению доступности кредитных ресурсов для заемщиков. Эта мера была направлена в первую очередь на снижение стоимости рефинансирования ранее выданных кредитов и сокращения расходов на обслуживание тех кредитов, которые были выданы с привязкой к процентной ставке ФРС США. Инвесторы не получали дешевых денег. Действительно, процентная ставка по кредитам снизилась, но это не привело к облегчению доступа к кредитным ресурсам. Низкая ликвидность кредитных организаций и низкая процентная ставка в сочетании со снижением привлекательности долларовых инвестиций привели к сокращению объемов кредитования. Наиболее интересными активами для американских банков являются активы с относительно высоким уровнем ликвидности и надежности-краткосрочные кредиты в рамках американской экономики. Дешевые и длинные деньги, которые уже давно предлагают американские банки, инициаторы слияний и поглощений, практически покинули рынок. Американская денежно-кредитная политика содержит явный парадокс: более дешевые деньги стали менее доступными, образовался дефицит ликвидности. В таких условиях банки должны работать с инвесторами с лучшими рейтингами долга, но это означает отказ от значительной части клиентской базы. В результате приоритетное финансирование слияний и поглощений осуществляется после рефинансирования ранее полученных кредитов и инвестиций в новое производство [14].


В Европе на удорожание кредитных ресурсов также повлияло снижение их доступности: инфляционные процессы на макроуровне способствовали сокращению инвестиций населения, а американский кризис ликвидности оставил Европу без легких денег американских инвестиционных банков. Количество потенциальных объектов для поглощения значительно сократилось в условиях ужесточения критериев эффективности инвестиций и ухудшения показателей компаний и банков.

Таким образом, риск ликвидности в банковском секторе вышел на первое место, вытеснив кредитный риск. Усиление дефицита ликвидности и волатильности рынка приводит к спотовым дефолтам банков. Отток клиентов ускорит процессы поглощения и слияния.

Важным явлением в банковском капитале становится создание финансово-промышленных групп (ФПГ) [9, с. 361].

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства [9, с. 363].

Характер деятельности ФПГ, степень их универсализации предопределяются экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой. В настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.

Тенденции в формировании финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. Подобные закономерности относятся: концентрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических альянсов); интеграция промышленного и финансового капитала; диверсификация форм и направлений деятельности. Глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение иностранных инвестиций и т. д.) находятся в одном ряду. Стоит выделить и секьюритизацию активов компании, использование новых информационных технологий, распространение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).


ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производственные [6, с. 541].

В развитых странах банки являются центрами финансово-промышленных структур.

Мировой опыт показывает, что финансово-промышленные группы, в том числе промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали своеобразной основой рыночной экономики ряда стран. Именно на этом уровне организации производственных мощностей обеспечиваются рациональные партнерские и договорные отношения с государственными органами, осуществляется подготовка, координация и контроль реализации корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируется привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение иных управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.

В условиях эффективной рыночной экономики финансово-промышленные группы являются повторителями влияния государства на микроэкономику. Таким образом, повышается уровень макроэкономического регулирования производства, обеспечивается стабильность международного экономического сотрудничества. Финансово-промышленные группы являются партнерами государства в разработке и реализации стратегии форсированной модернизации экономики.

Можно сделать вывод, что связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок мобилизовать финансовые ресурсы для новых вложений в производство. Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности. Расширяется потенциал эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участие всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, облегчают расчеты.

Глава 4. Особенности деятельности банковских объединений в России

Формирование банковских групп в России было тесно связано с процессом интернационализации капитала, с развитием международного сотрудничества банков.


Поскольку большинство российских банков было в той или иной мере связано с иностранными банками, их группировки порождали сложнейшее переплетение международных связей формирующихся банковских групп в России [18].

В современной России первой ассоциацией для словосочетания "банковская группа" или "банковский холдинг" является группа дочерних предприятий иностранных собственников или сеть региональных кредитных организаций, соответствующих российским инвесторам. При этом еще несколько лет назад формат банковской группы и банковского холдинга использовался в основном государственными структурами или крупными частными финансово-промышленными группами. Имидж типично российской банковской ассоциации стремительно меняется. Это отражает современные тенденции на российском банковском рынке: продолжающееся проникновение иностранного банковского капитала, консолидация российского банковского сектора и активное развитие реального банковского бизнеса, не связанного с обслуживанием "олигархических" финансовых потоков. Иными словами, банковская группа (банковский холдинг) из подручного инструмента государственных органов и частных финансово-промышленных групп, зародившаяся на заре нового российского капитализма, становится важнейшим инструментом и механизмом развития самого банковского рынка [20].

По закону «О банках и банковской деятельности» была максимальная доля участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории РФ, — 50% [2].

Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале российских банков росла в период с 2005 по 2014 год с 6,2 до 26,42%, и неуклонно понижалась до 12,94% в начале 2018 г. под влиянием усиленного санкциями общего оттока иностранного капитала [22].

Первой полноценной банковской группой под контролем не­резидентов стала французская SosieteGeneral. Также в числе первых иностранных банковских групп, развернувших свою деятельность в России, были описанные ранее в работе Raiffeisenbank, BancaIntesa.

В современной российской действительности, особенно стоит обратить внимание на такие тенденции, как постепенное сокращение доли государства и его органов в капитале банков и повышение их привлекательности за счет "резки" проблема долгов. Уровень либерализации законодательства в области слияний и поглощений в российских условиях достаточен для текущего этапа, он уточняется и в некоторой степени упрощается. Необходимое изменение российского законодательства заключается в следующем: отсутствие термина "приобретение", фактически замененного термином "присоединение", не соответствует мировой практике, в которой преобладает термин "слияния и поглощения" ("mergers and acquisitions"). После вступления в ВТО, выхода российских банков на мировые финансовые рынки и, наоборот, прихода в Россию ведущих иностранных банков, требуется привести российское законодательство в этой области в соответствие с международными стандартами [16].


Остов российской банковской системы составляют - Сбербанк России (более 60% ак­ций принадлежит Банку России) и Внешторгбанк (99,9% акций принадлежит Правительству России). Последний может служить примером создания государственного транснационального банковского холдинга.

Немало поспособствовали созданию банков с го­сударственным участием регионы, особенно нацио­нальные республики в составе Российской Федерации. Они создавали свои банки, которые обслуживали ин­тересы правительств и бюджетообразующих предпри­ятий данного региона. Таких банков в разное время насчитывалось несколько десятков; они возникали, исчезали, трансформировались, в определенной мере создавая опять же препятствия к развитию процессов слияний и присоединений банков в регионах, а в оп­ределенной мере - и стимулируя их.

В последнее время проявля­ется тенденция: идет сокращение банков, принадлежащих региональным органам власти [18].

Одной из проблем российского банковского сектора является желание каждого министерства и ведомства иметь свой банк, через который могли бы осуществляться бюджетные потоки. Во-первых, это во многом противоречит основным принципам рыночной экономики и опыту развитых финансовых рынков; во-вторых, создает неравные условия конкуренции и усложняет развитие процессов слияния и присоединения банков.

В свою очередь, государство предпринимает очень эффективные меры по сокращению своего участия в капитале банков.

Существенных противоречий в существующих тенденциях с их неоднородностью нет. Количество банков с государственным участием сокращается, в то время как влияние остальных на социально-экономическое развитие страны и ее банковскую систему остается на прежнем уровне и ухудшается. Такая стратегия-сокращение числа банков с государственным участием при повышении рыночной значимости и капитализации ряда государственных банков-представляется вполне логичной. Во всяком случае, такая схема более жизнеспособна, чем большое количество мелких банков, от которых отказались с 2005 года даже в Германии, где не так давно насчитывалось около 3000 мелких государственных банков [23].

В июле 2013 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым Банк России получил право консолидированного надзора. Центральный банк может регулировать отношения внутри банковской группы, оценивать операции банков, а также контролировать деловую репутацию и бонусы банкиров. В результате процесса усиления надзора, усилилась консолидация на банковском рынке, более слабые банки, банки с более низкой капитальной базой приобретаются более крупными банками [21].