Файл: Банковские группы и банковские холдинги – зарубежный опыт, особенности в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, эти ключевые факторы разложены на более детальные, так называемые "бизнес-драйверы". Среди множества таких драйверов можно выделить основные характеристики, которые существенно влияют на показатели банковской группы, в частности, собственный капитал, темпы роста кредитов, темпы роста депозитов, эффективные процентные ставки и др. [28]. В то же время важно, что руководство банковской группы является сбалансированным, к примеру, рост активов сопровождался увеличением обязательств и капитала, увеличение численности персонала и связанные с ними оперативные расходы будут компенсированы за счет увеличения кредитного портфеля, а также увеличение производительности труда и т. д.в противном случае по мере роста масштабов бизнеса произойдет снижение операционной эффективности, а возможности для роста будут существенно ограничены (в том числе и нормативными стандартами).

Важнейшими ресурсными характеристиками банковских групп являются [7, с. 269]:

Работающие активы:

  • кредиты клиентам юридическим лицам (за вычетом резервов);
  • кредиты клиентам юридическим лицам (за вычетом резервов);
  • межбанковские кредиты;
  • финансовые активы по оцениваемые по справедливой стоимости;
  • высоколиквидные финансовые активы (ценные бумаги).

Обязательства и капитал:

  • средства клиентов юридических лиц; средства клиентов физических лиц;
  • средства клиентов – государственных учреждений;
  • внешнее привлечение;
  • долговые ценные бумаги;
  • субординированные кредиты;
  • капитал (с учетом субординированных кредитов) [7, с. 269].

Численность персонала.

С точки зрения экономики, банковской системы, характеристики ресурса являются средством получения прибыли, в отличие от темповых характеристик (например, темпы роста кредитов и депозитов, темпы изменения процентных ставок и т. д.), которые являются драйверами бизнеса [5, С. 211].

Помимо ставок, важнейшими драйверами бизнеса банковской группы являются стоимостные характеристики и факторы риска, выражающиеся в виде эффективных процентных ставок, ставок риска, непроцентных затрат и др.

Активы банковских групп включают следующие ключевые показатели:

  • кредиты клиентам юридических лиц (по видам);
  • кредиты клиентам физических лиц (по видам);
  • межбанковское кредитование;
  • финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости (по видам);
  • высоколиквидные финансовые активы (по видам);
  • неработающие активы (денежные средства в кассе, недвижимость и т.д.).

Пассивы банковских групп включают следующие ключевые показатели [7, с. 271]:

  • средства клиентов – юридических лиц (по видам);
  • средства клиентов – физических лиц (по видам);
  • средства государственных учреждений;
  • внешнее привлечение от банков;
  • долговые ценные бумаги;
  • субординированные кредиты;
  • прочие обязательства;
  • капитал (формируемый из капитала 1-го и 2-го уровней, т.е. за счет текущего акционерного капитала, реинвестиций чистой прибыли после выплаты дивидендов акционерам, субординированных кредитов и др.)

Доходы банковских групп включают [7, с. 272]:

    • процентные доходы по кредитам клиентам
      (юридических и физических лиц);
    • процентные доходы по межбанковским кредитам МБ;
    • прочие процентные доходы;
    • доходы от продажи ценных бумаг;комиссионные доходы.

Расходы банковских групп включают [7, с. 273]:

  • процентные расходы по депозитам (юридических и физических лиц);
  • процентные расходы по межбанковским кредитам;
  • прочие процентные расходы;
  • плата за модельный дисбаланс (процентные расходы, связанные с необходимостью устранения дисбаланса между активами и пассивами);
  • комиссионные расходы;
  • операционные расходы (расходы на оплату труда и прочие непроцентные расходы).

В банковской группе механизм корпоративного управления сводится к реализации прав головного банка группы посредством участия в органах управления дочерние компании, в первую очередь советы директоров (наблюдательные советы) [27, С. 419]. В соответствии с принципами эффективного корпоративного управления в банковских группах головной организации возлагается ответственность за адекватность корпоративного управления в группе и адекватность политики и механизмов управления ее структур, бизнеса и рисков группы и организаций-членов группы.

Таким образом, состав советов директоров дочерних обществ формируются головным банком с учетом таких факторов, как специализация бизнеса, уровень внешних и внутренних рисков, общий уровень развития организации. В некоторых организациях головной банк обеспечивает включение независимых директоров в состав наблюдательных советов [27, С. 420].

Как правило, независимые директора входят в состав наблюдательных советов тех организаций, в которых материнский банк не является единственным акционером. Во многом это связано с тем, что независимые директора являются эффективным инструментом предотвращения и разрешения возможных разногласий между акционерами. В целом дочерняя компания головного банка должна придерживаться тех же корпоративных ценностей и тех же принципов управления, как родительская организация. При этом Совет директоров должен учитывать характер деятельности дочерней компании и требования законодательства.


В мире не существует универсальной структуры управления рисками банковской группы [3].

Формирование структуры управления рисками такой сложной системы, как банковская группа – это очень долгий процесс.

Все варианты консолидации (как покупка банков другими банками, так и процедуры слияний и поглощений) в настоящее время сильно демотивированы действующим законодательством. Слияния и поглощения в банковской отрасли чрезвычайно трудоемки, длительны и дороги. Наиболее сложной проблемой является необходимость информирования всех кредиторов об объединяющихся банках и их праве на досрочное восстановление своих срочных государственных требований к объединяющимся банкам [23, С. 314]. Однако создание банковской группы -дело непростое.

Филиал иностранного банка и дочерний банк два типа таких полноценных банковских учреждений, которые предоставляют полный спектр банковских услуг. Однако очень часто национальное законодательство принимающих стран имеет ограничения на открытие одной из этих двух банковских структур. Причина запрета на открытие филиала иностранного банка довольно проста — он не является юридическим лицом по законодательству принимающей страны, а значит, возникающие требования и обязательства передаются в головной банк, отсутствует бухгалтерский баланс, возникающие экономические споры с резидентами принимающей страны разрешаются на основании норм международного права [3].

Другое дело дочерний банк, который является юридическим лицом, а значит резидентом принимающей страны. При этом он формально действует в пределах капитала, который изначально предоставляет ему иностранный материнский банк, а также средства, привлеченные на местном рынке. Она не стоит за ним, как филиал, капитал всей международной сети транснационального банка и ее влияние на конкурентную среду значительно слабее. В то же время материнский банк может, при необходимости, передать дополнительный капитал из-за рубежа дочерним компаниям путем заключения соответствующего кредитного договора.

С точки зрения правового статуса, иностранное банковское агентство находится рядом с филиалом иностранного банка. Не все национальные законы предусматривают возможность открытия такого банковского учреждения. Среди тех стран, где можно найти такую форму банковского офиса, США, а точнее отдельные штаты. Иностранные банковские агентства всегда более или менее ограничены в своей деятельности. Например, они могут заниматься кредитованием местных предприятий и физических лиц, но не имеют права принимать депозиты и депозиты (наиболее чувствительный вид банковской деятельности для резидентов принимающих стран) [23, с. 368].


В последние десятилетия темпы роста иностранных активов мировых банков превысили темпы роста экономики. К иностранным активам банка относятся активы за пределами страны происхождения (обычно на балансе банка) и активы зарубежных филиалов и дочерних организаций банков, деноминированные в местных валютах принимающих стран (эти активы не могут быть отражены в балансах материнских банков) [3].

С развитием глобализации все большее число глобальных банков становится многонациональными, т. е. банками с большим количеством дочерних компаний и офисов в разных странах, которые финансируют свою деятельность из местных источников (в основном за счет привлечения локальных депозитов корпораций и домохозяйств).

Регулирование деятельности иностранных дочерних банков, как правило, относится к юрисдикции принимающей страны. Напротив, Международный банк обычно имеет штаб-квартиру в крупном финансовом центре за пределами страны происхождения и осуществляет трансграничные кредитные операции с использованием "избыточных" ресурсов своей страны или средств, приобретенных в результате операций на рынке валютных свопов [20].

Выбор одной из двух моделей – многонациональной или международной – определяется сравнением рисков иностранного банковского дела.

Задачами государственного регулирования процессов слияния и поглощения в банковском секторе обычно являются: укрепление конкурентоспособности банковской системы; реорганизация неплатежеспособных банков; недопущение монополизации рынка финансовых услуг; сочетание макрорегионов денежных потоков для макрорегулирования; сочетание интересов финансовых институтов и компаний; оптимизация рынка банковских услуг и др. [15].

Практики государственного стимулирования слияний коммерческих банков очень различаются. На основе анализа опыта других стран целесо­образно выделить следующие методы [3]:

-либерализации законодательства (США, Восточ­ная Европа, Латинская Америка);

-административного убеждения (Япония, Испания);

-предоставления льгот (Южная Корея);

-снижения доли государства в капитале банков­ской системы (Италия, Германия);

-повышения привлекательности банков за счет «вырезания» проблемных долгов (США, Восточная Европа, страны Азии).

Необходимо отметить разный характер этих методов -от административных до чисто рыночных.

Начиная с 70-х годов 20 века, банковские группы развивались не только в направлении роста масштабов деятельности, диверсификации операций, создания организационно-правовой структуры, но и в направлении расширения трансграничных операций. Эти тенденции наблюдались во всех трех основных секторах финансового рынка: банковском, страховом и ценных бумагах. В общем, такие процессы называются "конгломерат", и их дальнейшее развитие имеет серьезные последствия с точки зрения банковского надзора [20].


2.2 Контроль за деятельностью банковских групп и холдингов

Обычно национальное законодательство в области консолидированного надзора определяет критерии, на основании которых одно из юридических лиц будет признано головной организацией по отношению к другим юридическим лицам [20]. В некоторых странах, родительской организацией является юридическое лицо с долей более 50% в уставном капитале другого юридического лица. В других странах головной организацией является юридическое лицо, которое может оказывать существенное влияние на деятельность других юридических лиц в форме контроля. В мировой практике материнская организация часто признается юридическим лицом, что может оказывать существенное влияние не только в форме контроля, но и в других формах [3].

Для международного контроля при Банке международных расчетов созданы наднациональные финансовые институты: Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) и Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board). В своей деятельности эти финансовые институты активно взаимодействуют между собой, располагаются в одном здании, по статусу близки друг к другу. Однако эти организации созданы в разное время и служат разным целям.

Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) является объединением представителей центральных банков [24]. В основании Базельского комитета в 1974 г. принимали участие главы центральных банков стран «группы десяти» (G10). В настоящее время состав государств, руководители центральных банков которых входят в Комитет, расширился до 28 членов: Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Европейский союз, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Россия, СаудовскаяАравия, Сингапур, ЮАР, Швеция, Швейцария, США, Турция, Франция и Япония.

Комитет разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, применяемые органами банковского регулирования и надзора различных стран. С 1975 года Базельский комитет вынес значительное число рекомендаций по улучшению банковских стандартов. В 1988 году в ответ на череду банкротств и значительных убытков коммерческих банков, инвестиционных и хедж-фондов, а также институциональных инвесторов БКБС создал первое за 70-80-е годы соглашение об адекватности капитала под названием Базельское соглашение I. Первоначально положения соглашения рассматривались в качестве рекомендаций центральным банкам группы 10, однако с 1992 года ряд стран взяли на себя обязательства по его осуществлению. В настоящее время к Базелю I присоединились более 100 стран, которые полностью или частично руководствуются его требованиями по ограничению кредитных рисков (в случае банкротства заемщиков) и определению достаточности капитала банков.