ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1368

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

управления

 

им

Они

 

используются

 

главным

 

образом

 

в

 

автомобилях

 

высшего

 

класса

 

2. 

ОСНОВНЫЕ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

 

РАЗВИТИЯ

 

АВТОМОБИЛЬНОЙ

 

ЭЛЕКТРОНИКИ

ВНЕДРЕНИЕ

 

НОВЫХ

 

ИЗДЕЛИЙ

 

ЭЛЕКТРОННОЙ

 

ТЕХНИКИ

 

 

С

 

каждым

 

годом

 

требования

 

к

 

компактности

весу

 

и

 

малому

 

потребле

-

нию

 

электроэнергии

 

электронных

 

блоков

 

управления

 

возрастают

Для

 

удов

-

летворения

 

этих

 

потребностей

 

можно

 

увеличить

 

число

 

слоев

 

в

 

структурах

 

больших

 

интегральных

 

схем

 (

БИС

), 

переводить

 

БИС

 

на

 

КМОП

 

технологию

использовать

 

в

 

качестве

 

выходных

 

управляющих

 

устройств

 

мощные

 

полевые

 

транзисторы

 

и

 

т

.

п

Объединение

 

в

 

сеть

 

многих

 

блоков

 

управления

установленных

 

в

 

авто

-

мобиле

дает

 

возможность

 

для

 

общего

 

использования

 

информации

взаимной

 

диагностики

выполнения

 

функций

 

вышедшего

 

из

 

строя

 

блока

 

управления

 

другим

 

блоком

 

системы

Кроме

 

того

используя

 

для

 

внешней

 

связи

 

радиотелефон

установленный

 

в

 

автомобиле

можно

 

получить

 

на

 

дисплее

 

информацию

 

о

 

дороге

дополни

-

тельных

 

услугах

 

и

 

т

.

д

Анализируется

 

также

 

система

 

воздействия

 

извне

 

на

 

устройства

 

автомобиля

Перестала

 

быть

 

мечтой

 

навигационная

 

система

ко

-

торая

принимая

 

сигналы

 

искусственного

 

спутника

 

Земли

 

глобальной

 

систе

-

мы

 

местоопределения

сообщает

 

водителю

 

координаты

 

автомобиля

.  

 
 

 

Рис

.2.1 
 


background image

 

12

На

 

рис

. 2.1 

показан

 

пример

 

использования

 

системы

 

внешней

 

связи

 

ав

-

томобиля

 

при

 

следующих

 

обозначениях

: 1 - 

жилой

 

дом

; 2 - 

охранно

-

сигнальная

 

система

; 3 - 

домашняя

 

ЭВМ

; 4 - 

кондиционер

; 5 - 

спутник

 

гло

-

бальной

 

системы

 

местоопределения

; 6 - 

служба

 

сети

; 7 - 

дорожная

 

ин

-

формация

; 8 - 

дисплей

; 9 - 

электронный

 

блок

 

управления

 

дисплеем

; 10 - 

электронный

 

блок

 

управления

 

радиотелефона

; 11 - 

электронный

 

блок

 

управ

-

ления

 

глобальной

 

системы

 

местоопределения

; 12 - 

блок

 

управления

 

навига

-

ционной

 

системы

; 13 - 

блок

 

диагностики

; 14 - 

внутренняя

 

сеть

 

автомобиля

15 - 

персональная

 

ЭВМ

; 16 - 

служба

 

автоматизированной

 

диагностики

В

 

последнее

 

время

 

появились

 

сообщения

 

в

 

журналах

 

о

 

том

что

 

внедря

-

ется

 

система

 

типа

 

навигационной

позволяющая

 

оптимизировать

 

курс

 

на

 

ос

-

нове

 

спутниковой

 

системы

 

и

 CD-rom, 

на

 

котором

 

записаны

 

карты

 

местности

Спутниковая

 

система

 

позволяет

 

определить

 

место

 

нахождения

 

автомобиля

а

 

затем

 

из

 

памяти

 

вызывается

 

участок

 

карты

 

с

 

названиями

 

улиц

определяется

 

кратчайший

 

путь

 

до

 

точки

 

следования

 

с

 

учетом

 

расположения

 

автозаправоч

-

ных

 

станций

Кроме

 

таких

 

систем

 

разрабатываются

 

устройства

 

типа

 

автопи

-

лота

позволяющие

 

управлять

 

автомобилем

 

без

 

участия

 

водителя

 

на

 

основе

 

сигналов

поступающих

 

из

 

кабельной

 

системы

смонтированной

 

под

 

полот

-

ном

 

автострады

 
 
 
 
 

3. 

ПРИМЕР

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ДВИГАТЕЛЕМ

 

3.1. 

Управление

 

бензиновым

 

двигателем

 

 

Управление

 

бензиновым

 

двигателем

 

основано

 

на

 

применении

 

микро

-

ЭВМ

 

и

 

представляет

 

собой

 

систему

 

комплексного

 

управления

 

впрыском

 

то

-

плива

угла

 

опережения

 

зажигания

детонации

частоты

 

вращения

 

коленчато

-

го

 

вала

 

на

 

холостом

 

ходу

Система

 

выполняет

 

также

 

функции

 

диагностики

 

и

 

обеспечивает

 

оптимальные

 

условия

 

работы

 

двигателя

улучшает

 

его

 

рабочие

 

характеристики

повышает

 

чистоту

 

отработавших

 

газов

экономичность

 

и

 

другие

 

параметры

На

 

рис

.3.1 

показан

 

пример

 

электронной

 

системы

 

управле

-

ния

 

двигателем

 

фирмы

 "

Тойота

" [1]. 


background image

 

13

 

Рис

.3.1 
 

Использованы

 

следующие

 

обозначения

: 1 - 

ключ

 

зажигания

; 2 - 

разъем

 

для

 

подключения

 

внешних

 

средств

 

диагностики

; 3 - 

сигнал

 

включения

 

ней

-

тральной

 

передачи

; 4 - 

сигнал

 

включения

 

кондиционера

; 5 - 

сигнал

 

скорости

 

автомобиля

; 6 - 

реле

 

включения

; 7 - 

распределитель

 

зажигания

; 8 - 

катушка

 

зажигания

; 9 - 

датчик

 

аварийного

 

падения

 

давления

 

масла

; 10 - 

реле

; 11 - 

электронный

 

блок

 

управления

; 12 - 

шаговый

 

двигатель

 

системы

 

управления

 

частотой

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

на

 

холостом

 

ходу

; 13 - 

датчик

 

расхода

 

воздуха

; 14 - 

датчик

 

температуры

 

поступающего

 

в

 

двигатель

 

воздуха

; 15 - 

регулятор

 

давления

; 16 - 

датчик

 

угла

 

открытия

 

дроссельной

 

заслонки

; 17 - 

клапан

 

холостого

 

хода

; 18 - 

форсунка

 

холостого

 

хода

; 19 - 

редукционный

 

клапан

; 20 - 

форсунка

; 21 - 

таймер

 

прогрева

; 22 - 

датчик

 

температуры

 

охлаж

-

дающей

 

жидкости

; 23 - 

датчик

 

детонации

; 24 - 

топливный

 

фильтр

; 25 - 

топ

-

ливный

 

насос

; 26 - 

бак

 

для

 

топлива

; 27 - 

датчик

 

кислорода

3.2. 

Управление

 

впрыском

 

топлива

 

 

С

 

целью

 

улучшения

 

рабочих

 

характеристик

 

двигателя

повышения

 

чис

-

тоты

 

отработавших

 

газов

экономичности

мощности

 

система

 

управления

 


background image

 

14

впрыском

 

топлива

 

определяет

 

на

 

основании

 

сигналов

 

датчиков

 

количество

 

впрыскиваемого

 

топлива

 

для

 

получения

 

оптимального

 

состава

 

горючей

 

сме

-

си

Количество

 

впрыскиваемого

 

топлива

 

определяется

 

временем

 

открыто

-

го

 

состояния

 

электромагнитного

 

клапана

 

форсунки

На

 

практике

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

впрыск

 

топлива

 

выполняется

 

син

-

хронно

на

 

один

 

оборот

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

выполняется

 

одноразо

-

вый

 

впрыск

Но

 

во

 

время

 

ускорения

 

автомобиля

 

с

 

целью

 

повышения

 

мощно

-

сти

 

двигателя

 

наряду

 

с

 

синхронным

 

обеспечивается

 

асинхронный

 

впрыск

Время

 

синхронного

 

впрыска

 

Т

сп

 

определяется

 

формулой

Т

сп

 = 

Т

0

К

к

 + 

Т

п

где

 

Т

0

 - 

основное

 

или

 

базовое

 

время

 

впрыска

К

к

 - 

коэффициент

 

коррекции

Т

п

 - 

поправка

 

времени

 

впрыска

 

на

 

изменение

 

напряжения

 

питания

Основ

-

ное

 

время

 

впрыска

 

Т

0

 - 

это

 

время

соответствующее

 

количеству

 

топлива

тре

-

буемого

 

для

 

создания

 

теоретически

 

необходимого

 

коэффициента

 

избытка

 

воздуха

 (

соотношения

 

воздух

-

топливо

). 

При

 

этом

 

массовый

 

приток

 

воздуха

поступающего

 

в

 

цилиндр

 

за

 

цикл

определяется

 

по

 

данным

 

датчика

 

расхода

 

воздуха

 

и

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

Это

 

соотношение

 

может

 

быть

 

определено

 

формулой

Т

= V

в

К

/n,  

где

 V

в

 - 

расход

 

воздуха

К

 - 

коэффициент

; n - 

частота

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

Поправка

 

Т

п

 

зависит

 

от

 

времени

 

срабатывания

 

форсунки

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

напряжения

 

питания

Пример

 

такой

 

зависимости

 

показан

 

на

 

рис

.3.2. 

 

 

Рис

.3.2 

Кроме

 

перечисленных

 

поправок

с

 

целью

 

улучшения

 

характеристик

 

дви

-

гателя

 

во

 

время

 

его

 

прогрева

 (

стабильность

 

работы

приемистость

состав

 

от

-

работавших

 

газов

 

и

 

т

.

п

.) 

выполняются

 

разного

 

рода

 

коррекции

 

количества

 

впрыскиваемого

 

топлива

 

относительно

 

основного

 

времени

 

впрыска

К

 

таким

 

коррекциям

 

относится

 

коррекция

 

на

 

время

 

прогрева

При

 

этом

 

улучшается

 

работа

 

холодного

 

двигателя

 

в

 

зимнее

 

время

 

на

 

основании

 

сигналов

 

датчика

 


background image

 

15

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

за

 

счет

 

повышения

 

количества

 

впры

-

скиваемого

 

горючего

После

 

завершения

 

прогрева

 

введение

 

этой

 

коррекции

 

прекращается

График

 

зависимости

 

коэффициента

 

коррекции

 

К

ж

 

от

 

темпера

-

туры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

представлен

 

на

 

рис

.3.3. 

Непосредственно

 

по

-

сле

 

пуска

 

двигателя

 

необходимо

 

стабилизировать

 

частоту

 

вращения

 

коленча

-

того

 

вала

 

двигателя

Зависимость

 

К

ж

 

от

 

температуры

 

показана

 

на

 

рис

.3.4. 

Коррекция

 

прекращается

 

через

 

некоторое

 

время

 

после

 

пуска

 

двигателя

 

 

Рис

.3.3                                          

Рис

.3.4 

 

Коррекция

 

обеспечивается

 

также

 

для

 

увеличения

 

приемистости

 

дви

-

гателя

 

во

 

время

 

прогрева

 (

рис

.3.5), 

для

 

предотвращения

 

перегрева

с

 

учетом

 

температуры

 

Т

в

 

всасываемого

 

воздуха

  (

рис

.3.6) 

и

 

коррекция

 

соотношения

 

воздух

 

 

топливо

 

в

 

горючей

 

смеси

 

методом

 

обратной

 

связи

  (

рис

.3.7). 

На

 

рис

.3.7 

показана

 

зависимость

 

выброса

 

компонентов

 

отработавших

 

газов

 

от

 

коэффициента

 

избытка

 

воздуха

 

λ

характеризующего

 

состав

 

горючей

 

смеси

 

Рис

.3.5                                   

Рис

.3.6 

 

Для

 

того

чтобы

 

с

 

помощью

 

трехкомпонентного

 

нейтрализатора

 

дос

-

тигнуть

 

одновременно

 

высокой

 

степени

 

очистки

 

отработавших

 

газов

 

по

 

ком

-

понентам

 CO, HC 

и

 NO

x

необходима

 

при

 

различных

 

условиях

 

работы

 

двига

-

теля

 

точная

 

регулировка

 

коэффициента

 

λ

 

избыточности

 

воздуха

 

таким

 

обра

-

зом

чтобы

 

состав

 

смеси

 

был

 

максимально

 

близок

 

к

 

стехиометрическому

С