ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1397

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66

сепараторов

 

или

 

в

 

результате

 

соединения

 

пластин

 

осыпавшейся

 

активной

 

массой

Короткое

 

замыкание

 

иногда

 

возникает

 

одновременно

 

в

 

двух

 

рядом

 

рас

-

положенных

 

аккумуляторах

 

одной

 

батареи

 

при

 

исправности

 

остальных

Причиной

 

этого

 

может

 

быть

 

образование

 

трещины

 

в

 

перегородке

разде

-

ляющей

 

две

 

смежные

 

камеры

и

 

свободное

 

перемещение

 

между

 

ними

 

элек

-

тролита

 

и

 

электрических

 

зарядов

в

 

результате

 

чего

 

создается

 

замкнутая

 

электрическая

 

цепь

Короткое

 

замыкание

 

определяется

 

по

 

следующим

 

признакам

1. 

В

 

процессе

 

заряда

 

напряжение

 

и

 

плотность

 

электролита

 

незна

-

чительно

 

повышаются

газовыделение

 

слабо

 

или

 

совершенно

 

отсутствует

быстро

 

увеличивается

 

температура

 

электролита

2. 

При

 

кратковременных

 

разрядах

 

значительно

 

снижается

 

напряжение

3. 

При

 

отсутствии

 

нагрузки

 

и

 

нормальной

 

плотности

 

электролита

 

вели

-

чина

 

ЭДС

 

мала

Эксплуатация

 

батареи

 

с

 

короткозамкнутыми

 

элементами

 

недопустима

Устраняется

 

короткое

 

замыкание

 

только

 

при

 

полной

 

разборке

 

аккуму

-

ляторной

 

батареи

В

 

процессе

 

эксплуатации

 

батареи

  (

при

 

ее

 

заряде

 

и

 

разряде

активная

 

масса

 

отрицательных

 

пластин

 

уплотняется

вследствие

 

чего

 

поры

 

ее

 

су

-

жаются

 

и

 

уменьшается

 

доступ

 

электролита

 

в

 

глубину

 

пластин

Уменьшается

 

объем

 

активной

 

массы

и

 

в

 

ней

 

возникают

 

внутренние

 

напряжения

являю

-

щиеся

 

причиной

 

образования

 

трещин

что

 

приводит

 

к

 

уменьшению

 

емкости

 

аккумулятора

Сильное

 

уплотнение

 

активной

 

массы

 

отрицательных

 

пластин

 

возникает

 

при

 

соприкосновении

 

пластин

смоченных

 

электролитом

с

 

возду

-

хом

Рекомендуется

 

поддерживать

 

уровень

 

электролита

 

выше

 

пластин

 

и

 

при

 

всякой

 

разборке

 

аккумулятора

 

предварительно

 

прополаскивать

 

два

 

раза

 

ак

-

кумулятор

 

дистиллированной

 

водой

Продолжительность

 

ополаскивания

 

пластин

 

в

 

воде

 

каждый

 

раз

 15-20 

мин

Обрыв

 

пластин

 

и

 

выводных

 

клемм

 

возможен

 

при

 

плохом

 

креплении

 

ба

-

тареи

 

в

 

гнезде

 

автомобиля

 

при

 

некачественной

 

сварке

 

активных

 

элементов

 

к

 

соединительной

 

пластине

Он

 

может

 

произойти

 

во

 

время

 

тряски

 

аккумуля

-

торной

 

батареи

 

при

 

движении

 

автомобиля

При

 

обрыве

 

одной

 

или

 

несколь

-

ких

 

пластин

 

снижается

 

емкость

 

одного

 

аккумулятора

а

 

следовательно

и

 

всей

 

батареи

При

 

обрыве

 

клеммы

 

ЭДС

 

падает

 

до

 

нуля

Повышение

 

температуры

 

электролита

 

выше

 45

°

С

увеличение

 

его

 

плот

-

ности

 

выше

 1,29-1,31 

г

/

см

3

а

 

также

 

коробление

 

пластин

 

аккумулятора

 

спо

-

собствует

 

быстрому

 

разрушению

 

сепараторов

Сульфатация

 

пластин

 

акку

-

мулятора

 

происходит

 

одновременно

 

с

 

покрытием

 

сульфатом

 

поверхностей

 

сепараторов

отчего

 

уменьшается

 

их

 

пористость

 

и

 

увеличивается

 

внутреннее

 

сопротивление

 

аккумулятора

Разрушение

 

сепараторов

 

может

 

привести

 

к

 

ко

-

роткому

 

замыканию

 

аккумулятора

 

и

 

к

 

уменьшению

 

его

 

емкости


background image

 

67

Окисление

 

выводных

 

зажимов

  (

клемм

)

 

аккумуляторов

 

вызывает

 

повы

-

шенное

 

сопротивление

 

в

 

цепи

что

 

зачастую

 

приводит

 

к

 

перебоям

 

работы

 

системы

 

зажигания

понижению

 

накала

 

нитей

 

ламп

 

в

 

фарах

 

и

 

к

 

резкому

 

ухудшению

 

работы

 

стартера

Поверхность

 

клемм

 

необходимо

 

периодически

 

зачищать

 

и

 

после

 

этого

 

смазывать

 

техническим

 

вазелином

Трещины

 

стенок

 

корпуса

 

батареи

 

создают

 

возможность

 

утечки

 

электро

-

лита

отчего

 

оголяются

сульфатируются

 

и

 

коробятся

 

пластины

Просачи

-

вающийся

 

через

 

трещины

 

электролит

 

разрушает

 

гнездо

 

аккумуляторной

 

ба

-

тареи

Этот

 

дефект

 

устраняется

 

заделкой

 

трещин

 

специальным

 

клеем

 

или

 

за

-

меной

 

корпуса

7.4. 

Разборка

сборка

 

и

 

ремонт

 

аккумуляторной

 

батареи

  

 
1. 

После

 

слива

 

электролита

 

прополоскать

 

батарею

 

дистиллированной

 

водой

2. 

Нагретой

 

металлической

 

лопаткой

 

удалить

 

заливочную

 

мастику

из

-

влечь

 

из

 

бака

 

элементы

 

и

 

дать

 

стечь

 

оставшемуся

 

электролиту

Если

 

повреж

-

ден

 

лишь

 

один

 

элемент

 

батареи

 

или

 

крышка

то

 

следует

 

ножовочным

 (

по

 

ме

-

таллу

полотном

 

распилить

 

межэлементные

 

соединения

 

и

 

вынуть

 

из

 

бака

 

блок

 

пластин

 

или

 

поврежденную

 

крышку

При

 

отсутствии

 

запасных

 

межэле

-

ментных

 

соединений

 

нужно

 

при

 

помощи

 

трубчатой

 

фрезы

 (

внутренний

 

диа

-

метр

 10 

мм

сделать

 

в

 

межэлементных

 

соединениях

 

вокруг

 

полюсных

 

шты

-

рей

 

кольцевые

 

вырезы

 

и

 

снять

 

названные

 

соединения

Осторожно

 

раздвинуть

 

пластины

 

и

 

вынуть

 

сепараторы

3. 

Тщательно

 

промыть

 

проточной

 

водой

 

разобранные

 

части

 

батареи

просушить

осмотреть

 

и

в

 

зависимости

 

от

 

состояния

отремонтировать

 

или

 

заменить

4. 

После

 

устранения

 

дефектов

 

пластин

сепараторов

 

и

 

других

 

деталей

 

осторожно

 

вставить

 

сепараторы

 

и

 

пластины

 

элементов

 

на

 

свое

 

место

5. 

Надеть

 

крышки

зачистить

 

штыри

выступающие

 

над

 

крышками

ус

-

тановить

 

межэлементные

 

соединения

 

и

 

припаять

 

их

 

к

 

полюсным

 

штырям

 

при

 

помощи

 

угольного

 

стержня

 

диаметром

 6-7 

мм

вставленного

 

в

 

держа

-

тель

Стержень

 

соединяется

 

с

 

одним

 

полюсом

 

источника

 

электроэнергии

а

 

другой

 

полюс

 

источника

 

присоединяется

 

к

 

межэлементному

 

соединению

Концом

 

угольного

 

стержня

прикасаясь

 

к

 

полюсному

 

штырю

 

и

 

межэлемент

-

ному

 

соединению

оплавить

 

свинец

При

 

необходимости

 

свинец

 

добавить

Угольный

 

стержень

 

при

 

пайке

 

перемещать

 

вращательными

 

движениями

 

от

 

центра

 

полюсного

 

штыря

 

наружу

не

 

допуская

 

образования

 

электрической

 

дуги

6. 

После

 

окончания

 

пайки

 

поверхность

 

межэлементных

 

соединений

 

за

-

чистить

 

напильником

удалить

 

стружку

 

и

 

заполнить

 

пространство

 

между

 

крышками

 

и

 

краями

 

бака

 

заливочной

 

кислотоупорной

 

мастикой

После

 

сборки

 

батарею

 

заполнить

 

электролитом

 

и

 

зарядить


background image

 

68

При

 

обнаружении

 

трещин

 

и

 

отслоения

 

заливочной

 

мастики

через

 

кото

-

рые

 

просачивается

 

электролит

необходимо

 

загладить

 

мастику

 

разогретой

 

металлической

 

лопаткой

При

 

необходимости

 

предварительно

 

разогретой

 

мастикой

 

заполнить

 

зазоры

 

между

 

крышками

 

и

 

стенками

 

бака

7.5. 

Хранение

 

аккумуляторных

 

батарей

 

 

Помещение

 

для

 

хранения

 

должно

 

быть

 

сухим

 

и

 

защищающим

 

аккуму

-

ляторы

 

от

 

прямого

 

воздействия

 

солнечных

 

лучей

Новые

не

 

залитые

 

элек

-

тролитом

 

аккумуляторные

 

батареи

 

желательно

 

хранить

 

при

 

температуре

 

от

 

0

°

С

 

до

 -25

°

С

При

 

такой

 

температуре

 

хранят

 

также

 

все

 

аккумуляторные

 

ба

-

тареи

залитые

 

электролитом

В

 

случае

 

хранения

 

аккумуляторных

 

батарей

 

при

 

температуре

 

выше

 

рекомендованной

возникает

 

их

 

усиленный

 

самораз

-

ряд

 

и

 

коррозия

 

положительных

 

пластин

В

 

помещении

 

для

 

хранения

 

аккумуляторных

 

батарей

залитых

 

электро

-

литом

не

 

допускаются

 

резкие

 

колебания

 

температуры

 

во

 

избежание

 

усилен

-

ной

 

сульфатации

 

пластин

Хранение

 

новых

 

батарей

не

 

бывших

 

в

 

употребле

-

нии

производится

 

в

 

сухом

 

виде

 

без

 

электролита

При

 

хранении

 

батареи

 

ус

-

танавливают

 

на

 

стеллажи

 

пробками

 

вверх

 

не

 

ближе

 

одного

 

метра

 

от

 

нагрева

-

тельных

 

приборов

Пробки

 

батарей

 

должны

 

быть

 

плотно

 

ввинчены

Наибольший

 

срок

 

хранения

 

новых

 

батарей

 

зависит

 

от

 

материала

 

сепара

-

торов

Он

 

не

 

должен

 

превышать

 

трех

 

лет

 

для

 

батарей

 

с

 

сепараторами

 

из

 

ми

-

пора

мипласта

 

или

 

микропористого

 

поливинилхлорида

Аккумуляторные

 

батареи

бывшие

 

в

 

употреблении

 

или

 

поступившие

 

с

 

завода

 

вместе

 

с

 

автомобилем

следует

 

хранить

 

с

 

соблюдением

 

следующих

 

правил

1. 

Батарею

 

полностью

 

зарядить

установить

 

в

 

ее

 

аккумуляторах

 

уровень

 

электролита

 

выше

 

предохранительных

 

щитков

 

пластин

 

на

     10-15 

мм

Плот

-

ность

 

электролита

 

должна

 

соответствовать

 

данным

 

табл

.7.2. 

2. 

В

 

аккумуляторных

 

батареях

 

автомобилей

установленных

 

на

 

консер

-

вацию

проверку

 

плотности

 

электролита

 

следует

 

производить

 

ежемесячно

В

 

случае

 

уменьшения

 

плотности

 

электролита

 

ниже

 1,23 

г

/

см

3

 

для

 

батарей

хра

-

нящихся

 

при

 

температуре

 

ниже

  0

°

С

или

 

при

 

уменьшении

 

плотности

 

элек

-

тролита

 

ниже

 1,12 

г

/

см

3

 

при

 

температуре

 

хранения

 

выше

 0

°

С

аккумулятор

-

ную

 

батарею

 

следует

 

поставить

 

на

 

подзарядку

3. 

При

 

хранении

 

батареи

 

непосредственно

 

на

 

автомобиле

 

необходимо

 

отсоединить

 

провода

 

от

 

полюсных

 

штырей

  (

если

 

отсутствует

 

специальный

 

выключатель

). 

4. 

Следует

 

помнить

что

 

температура

 

замерзания

 

электролита

 

плот

-

ностью

 1,1 

г

/

см

3

 

минус

  7

°

С

плотностью

 1,22 

г

/

см

3

 

 

минус

 37

°

С

 

и

 

плот

-

ностью

 1,31 

г

/

см

3

 

 

минус

 66

°

С


background image

 

69

7.6. 

Заряд

 

аккумуляторных

 

батарей

 

 

В

 

новые

 

аккумуляторные

 

батареи

 

перед

 

их

 

зарядом

 

заливают

 

электро

-

лит

 

плотностью

 

на

 0,02 

г

/

см

3

 

меньше

 

той

которая

 

должная

 

быть

 

в

 

конце

 

за

-

ряда

 

для

 

данной

 

климатической

 

зоны

 (

см

табл

.7.1). 

Температура

 

электроли

-

та

заливаемого

 

в

 

аккумуляторы

должна

 

быть

 

не

 

ниже

 +1

°

С

 

и

 

не

 

выше

 

+25

°

С

Снятую

 

с

 

автомобиля

 

батарею

 

необходимо

 

аккуратно

 

очистить

особен

-

но

 

ее

 

верхнюю

 

часть

и

 

проверить

 

уровень

 

электролита

Для

 

заряда

 

аккумуляторных

 

батарей

 

используются

 

различные

 

зарядные

 

устройства

позволяющие

 

регулировать

 

силу

 

тока

 

заряда

Заряд

 

аккумуля

-

торных

 

батарей

 

производится

 

при

 

постоянной

 

силе

 

тока

величина

 

которого

 

выбирается

 

в

 

зависимости

 

от

 

технического

 

состояния

 

и

 

емкости

 

батарей

Обычно

 

новые

 

аккумуляторные

 

батареи

 

заряжают

 

силой

 

тока

  0,1

С

 

А

  (

С

 - 

номинальная

 

емкость

 

батареи

 

в

 

ампер

 

 

часах

). 

Заряд

 

батарей

снятых

 

с

 

авто

-

мобиля

допускается

 

производить

 

силой

 

тока

 

большей

чем

 

для

 

новых

Аккумуляторная

 

батарея

 

для

 

заряда

 

подключается

 

плюсовой

 

клеммой

 

к

 

плюсу

 

зарядного

 

устройства

 

и

 

соответственно

 

минусовой

 

клеммой

 

батареи

 

к

 

минусу

 

зарядного

 

устройства

Пробки

 

аккумуляторов

 

вывертывают

Во

 

время

 

заряда

 

периодически

 

проверяют

 

напряжение

 

аккумуляторов

плотность

 

и

 

температуру

 

электролита

В

 

случае

если

 

температура

 

электро

-

лита

 

достигает

 +45

°

С

силу

 

тока

 

уменьшают

 

наполовину

 

или

 

прерывают

 

за

-

ряд

 

на

 

время

необходимое

 

для

 

снижения

 

температуры

 

электролита

 

до

 +30

°

С

Заряд

 

батарей

 

ведут

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

не

 

наступит

 

обильное

 

газо

-

выделение

 

во

 

всех

 

аккумуляторах

 

батареи

Если

 

плотность

 

электролита

 

и

 

на

-

пряжение

 

будут

 

оставаться

 

постоянными

 

в

 

течение

 2 

часов

 

подряд

то

 

это

 

служит

 

признаком

 

конца

 

заряда

Если

 

плотность

 

электролита

 

в

 

конце

 

заряда

 

будет

 

отличаться

 

от

 

величин

указанных

 

в

 

табл

.7.2, 

или

 

будет

 

отличаться

 

бо

-

лее

 

чем

 

на

 0,01 

г

/

см

3

 

в

 

отдельных

 

аккумуляторах

необходимо

 

произвести

 

корректировку

 

плотности

 

электролита

 

при

 

продолжающемся

 

заряде

 

долив

-

кой

 

дистиллированной

 

воды

 

в

 

случаях

когда

 

плотность

 

выше

или

 

доливкой

 

электролита

 

плотностью

 1,40 

г

/

см

3

если

 

она

 

ниже

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. 

Сига

 

Х

., 

Мидзутани

 

С

Введение

 

в

 

автомобильную

 

электронику

Пер

с

 

японск

М

.: 

Мир

, 1989. 232 

с

2. 

Ютт

 

В

.

Е

Электрооборудование

 

автомобилей

Учеб

для

 

студентов

 

ву

-

зов

. 2-

е

 

изд

., 

перераб

и

 

доп

М

.: 

Транспорт

, 1995. 304 

с

3. 

Белоцерковский

 

А

.

Г

.. 

Автомобильные

 

аккумуляторы

Киев

Техни

-

ческая

 

литература

, 1962. 120 

с


background image

 

70

4. 

Бырдин

 

Ю

.

С

., 

Шадыркулов

 

Т

.

Ш

., 

Павленко

 

Е

.

Я

., 

Радзиховский

 

П

.

А

Спутник

 

шофера

Алма

-

Ата

Кайнар

, 1967. 348 

с

5. 

Шестопалов

 

К

.

С

Легковые

 

автомобили

М

.: 

ДОСААФ

, 1983. 208 

с

6. 

Горелов

 

Л

.

Р

., 

Бученко

 

Н

.

С

и

 

др

Ремонт

 

автомобилей

 “

Москвич

” 

мо

-

делей

 2140, 2138. 

М

.: 

Транспорт

, 1983. 231 

с

7. 

Кленников

 

В

.

М

., 

Ильин

 

Н

.

М

., 

Буралев

 

Ю

.

В

Автомобиль

 

категории

 

В

М

.: 

Транспорт

, 1985. 320 

с

8. 

Тимофеев

 

Ю

.

Л

., 

Тимофеев

 

Г

.

Л

., 

Ильин

 

Н

.

М

Электрооборудование

 

автомобилей

устранение

 

и

 

предупреждение

 

неисправностей

. 3-

е

 

изд

., 

пере

-

раб

и

 

доп

М

.: 

Транспорт

, 1994. 301 

с

 

9. 

Вершигора

 

В

.

А

., 

Игнатов

 

А

.

П

., 

Новокшонов

 

К

.

В

., 

Пятков

 

К

.

Б

Перед

-

неприводные

 

автомобили

 

ВАЗ

М

.:

ДОСААФ

, 1989. 335 

с

10. 

Хухтиков

 

Н

Зарядное

 

устройство

Радио

, 1993. N5, C.37. 

11. 

Литвиненко

 

В

.

В

Электрооборудование

 

легковых

 

автомобилей

Ди

-

агностика

 

и

 

устранение

 

неисправностей

М

.: 

Информавто

, 1995. 48

с

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

................................................................................................. 4 

1. 

СОВРЕМЕННОЕ

 

СОСТОЯНИЕ

 

АВТОМОБИЛЬНОЙ

 

ЭЛЕКТРОНИКИ

1.1. 

Управление

 

двигателем

 

и

 

трансмиссией

................................................ 6 

1.2. 

Управление

 

ходовой

 

частью

................................................................... 9 

1.3. 

Управление

 

оборудованием

 

салона

 

и

 

кузова

....................................... 10 

2. 

ОСНОВНЫЕ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

 

РАЗВИТИЯ

 

АВТОМОБИЛЬНОЙ

 

ЭЛЕКТРОНИКИ

ВНЕДРЕНИЕ

 

НОВЫХ

 

ИХДЕЛИЙ

 

ЭЛЕКТРОННОЙ

 

ТЕХНИКИ

.......................................................................................................... 11 

3. 

ПРИМЕР

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ДВИГАТЕЛЕМ

................................................. 12 

3.1. 

Управление

 

бензиновым

 

двигателем

................................................... 12 

3.2. 

Управление

 

впрыском

 

топлива

............................................................. 13 

3.3. 

Датчики

................................................................................................... 18 

3.4. 

Исполнительные

 

устройства

................................................................. 20 

3.5. 

Управление

 

углом

 

опережения

 

зажигания

.......................................... 21 

4.

УПРАВЛЕНИЕ

 

МЕХАНИЗМАМИ

 

И

 

СИСТЕМАМИ

............................... 25 

4.1. 

Экономайзер

 

принудительного

 

холостого

 

хода

 

 

с

 

электронным

 

управлением

....................................................................... 25 

4.2. 

Электронное

 

управление

 

подвеской

..................................................... 26 

4.3. 

Электронные

 

антиблокировочные

 

системы

........................................ 27 

4.4. 

Гидромеханическая

 

передача

 

с

 

электронным

 

управлением

.............. 31 

4.5. 

Электронное

 

управление

 

положением

 

фар

.......................................... 32