ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 1397
Скачиваний: 4
66
сепараторов
или
в
результате
соединения
пластин
осыпавшейся
активной
массой
.
Короткое
замыкание
иногда
возникает
одновременно
в
двух
рядом
рас
-
положенных
аккумуляторах
одной
батареи
при
исправности
остальных
.
Причиной
этого
может
быть
образование
трещины
в
перегородке
,
разде
-
ляющей
две
смежные
камеры
,
и
свободное
перемещение
между
ними
элек
-
тролита
и
электрических
зарядов
,
в
результате
чего
создается
замкнутая
электрическая
цепь
.
Короткое
замыкание
определяется
по
следующим
признакам
.
1.
В
процессе
заряда
напряжение
и
плотность
электролита
незна
-
чительно
повышаются
,
газовыделение
слабо
или
совершенно
отсутствует
,
быстро
увеличивается
температура
электролита
.
2.
При
кратковременных
разрядах
значительно
снижается
напряжение
.
3.
При
отсутствии
нагрузки
и
нормальной
плотности
электролита
вели
-
чина
ЭДС
мала
.
Эксплуатация
батареи
с
короткозамкнутыми
элементами
недопустима
.
Устраняется
короткое
замыкание
только
при
полной
разборке
аккуму
-
ляторной
батареи
.
В
процессе
эксплуатации
батареи
(
при
ее
заряде
и
разряде
)
активная
масса
отрицательных
пластин
уплотняется
,
вследствие
чего
поры
ее
су
-
жаются
и
уменьшается
доступ
электролита
в
глубину
пластин
.
Уменьшается
объем
активной
массы
,
и
в
ней
возникают
внутренние
напряжения
,
являю
-
щиеся
причиной
образования
трещин
,
что
приводит
к
уменьшению
емкости
аккумулятора
.
Сильное
уплотнение
активной
массы
отрицательных
пластин
возникает
при
соприкосновении
пластин
,
смоченных
электролитом
,
с
возду
-
хом
.
Рекомендуется
поддерживать
уровень
электролита
выше
пластин
и
при
всякой
разборке
аккумулятора
предварительно
прополаскивать
два
раза
ак
-
кумулятор
дистиллированной
водой
.
Продолжительность
ополаскивания
пластин
в
воде
каждый
раз
15-20
мин
.
Обрыв
пластин
и
выводных
клемм
возможен
при
плохом
креплении
ба
-
тареи
в
гнезде
автомобиля
при
некачественной
сварке
активных
элементов
к
соединительной
пластине
.
Он
может
произойти
во
время
тряски
аккумуля
-
торной
батареи
при
движении
автомобиля
.
При
обрыве
одной
или
несколь
-
ких
пластин
снижается
емкость
одного
аккумулятора
,
а
следовательно
,
и
всей
батареи
.
При
обрыве
клеммы
ЭДС
падает
до
нуля
.
Повышение
температуры
электролита
выше
45
°
С
,
увеличение
его
плот
-
ности
выше
1,29-1,31
г
/
см
3
,
а
также
коробление
пластин
аккумулятора
спо
-
собствует
быстрому
разрушению
сепараторов
.
Сульфатация
пластин
акку
-
мулятора
происходит
одновременно
с
покрытием
сульфатом
поверхностей
сепараторов
,
отчего
уменьшается
их
пористость
и
увеличивается
внутреннее
сопротивление
аккумулятора
.
Разрушение
сепараторов
может
привести
к
ко
-
роткому
замыканию
аккумулятора
и
к
уменьшению
его
емкости
.
67
Окисление
выводных
зажимов
(
клемм
)
аккумуляторов
вызывает
повы
-
шенное
сопротивление
в
цепи
,
что
зачастую
приводит
к
перебоям
работы
системы
зажигания
,
понижению
накала
нитей
ламп
в
фарах
и
к
резкому
ухудшению
работы
стартера
.
Поверхность
клемм
необходимо
периодически
зачищать
и
после
этого
смазывать
техническим
вазелином
.
Трещины
стенок
корпуса
батареи
создают
возможность
утечки
электро
-
лита
,
отчего
оголяются
,
сульфатируются
и
коробятся
пластины
.
Просачи
-
вающийся
через
трещины
электролит
разрушает
гнездо
аккумуляторной
ба
-
тареи
.
Этот
дефект
устраняется
заделкой
трещин
специальным
клеем
или
за
-
меной
корпуса
.
7.4.
Разборка
,
сборка
и
ремонт
аккумуляторной
батареи
1.
После
слива
электролита
прополоскать
батарею
дистиллированной
водой
.
2.
Нагретой
металлической
лопаткой
удалить
заливочную
мастику
,
из
-
влечь
из
бака
элементы
и
дать
стечь
оставшемуся
электролиту
.
Если
повреж
-
ден
лишь
один
элемент
батареи
или
крышка
,
то
следует
ножовочным
(
по
ме
-
таллу
)
полотном
распилить
межэлементные
соединения
и
вынуть
из
бака
блок
пластин
или
поврежденную
крышку
.
При
отсутствии
запасных
межэле
-
ментных
соединений
нужно
при
помощи
трубчатой
фрезы
(
внутренний
диа
-
метр
10
мм
)
сделать
в
межэлементных
соединениях
вокруг
полюсных
шты
-
рей
кольцевые
вырезы
и
снять
названные
соединения
.
Осторожно
раздвинуть
пластины
и
вынуть
сепараторы
.
3.
Тщательно
промыть
проточной
водой
разобранные
части
батареи
,
просушить
,
осмотреть
и
,
в
зависимости
от
состояния
,
отремонтировать
или
заменить
.
4.
После
устранения
дефектов
пластин
,
сепараторов
и
других
деталей
осторожно
вставить
сепараторы
и
пластины
элементов
на
свое
место
.
5.
Надеть
крышки
,
зачистить
штыри
,
выступающие
над
крышками
,
ус
-
тановить
межэлементные
соединения
и
припаять
их
к
полюсным
штырям
при
помощи
угольного
стержня
диаметром
6-7
мм
,
вставленного
в
держа
-
тель
.
Стержень
соединяется
с
одним
полюсом
источника
электроэнергии
,
а
другой
полюс
источника
присоединяется
к
межэлементному
соединению
.
Концом
угольного
стержня
,
прикасаясь
к
полюсному
штырю
и
межэлемент
-
ному
соединению
,
оплавить
свинец
.
При
необходимости
свинец
добавить
.
Угольный
стержень
при
пайке
перемещать
вращательными
движениями
от
центра
полюсного
штыря
наружу
,
не
допуская
образования
электрической
дуги
.
6.
После
окончания
пайки
поверхность
межэлементных
соединений
за
-
чистить
напильником
,
удалить
стружку
и
заполнить
пространство
между
крышками
и
краями
бака
заливочной
кислотоупорной
мастикой
.
После
сборки
батарею
заполнить
электролитом
и
зарядить
.
68
При
обнаружении
трещин
и
отслоения
заливочной
мастики
,
через
кото
-
рые
просачивается
электролит
,
необходимо
загладить
мастику
разогретой
металлической
лопаткой
.
При
необходимости
предварительно
разогретой
мастикой
заполнить
зазоры
между
крышками
и
стенками
бака
.
7.5.
Хранение
аккумуляторных
батарей
Помещение
для
хранения
должно
быть
сухим
и
защищающим
аккуму
-
ляторы
от
прямого
воздействия
солнечных
лучей
.
Новые
,
не
залитые
элек
-
тролитом
аккумуляторные
батареи
желательно
хранить
при
температуре
от
0
°
С
до
-25
°
С
.
При
такой
температуре
хранят
также
все
аккумуляторные
ба
-
тареи
,
залитые
электролитом
.
В
случае
хранения
аккумуляторных
батарей
при
температуре
выше
рекомендованной
,
возникает
их
усиленный
самораз
-
ряд
и
коррозия
положительных
пластин
.
В
помещении
для
хранения
аккумуляторных
батарей
,
залитых
электро
-
литом
,
не
допускаются
резкие
колебания
температуры
во
избежание
усилен
-
ной
сульфатации
пластин
.
Хранение
новых
батарей
,
не
бывших
в
употребле
-
нии
,
производится
в
сухом
виде
без
электролита
.
При
хранении
батареи
ус
-
танавливают
на
стеллажи
пробками
вверх
не
ближе
одного
метра
от
нагрева
-
тельных
приборов
.
Пробки
батарей
должны
быть
плотно
ввинчены
.
Наибольший
срок
хранения
новых
батарей
зависит
от
материала
сепара
-
торов
.
Он
не
должен
превышать
трех
лет
для
батарей
с
сепараторами
из
ми
-
пора
,
мипласта
или
микропористого
поливинилхлорида
.
Аккумуляторные
батареи
,
бывшие
в
употреблении
или
поступившие
с
завода
вместе
с
автомобилем
,
следует
хранить
с
соблюдением
следующих
правил
.
1.
Батарею
полностью
зарядить
,
установить
в
ее
аккумуляторах
уровень
электролита
выше
предохранительных
щитков
пластин
на
10-15
мм
.
Плот
-
ность
электролита
должна
соответствовать
данным
табл
.7.2.
2.
В
аккумуляторных
батареях
автомобилей
,
установленных
на
консер
-
вацию
,
проверку
плотности
электролита
следует
производить
ежемесячно
.
В
случае
уменьшения
плотности
электролита
ниже
1,23
г
/
см
3
для
батарей
,
хра
-
нящихся
при
температуре
ниже
0
°
С
,
или
при
уменьшении
плотности
элек
-
тролита
ниже
1,12
г
/
см
3
при
температуре
хранения
выше
0
°
С
,
аккумулятор
-
ную
батарею
следует
поставить
на
подзарядку
.
3.
При
хранении
батареи
непосредственно
на
автомобиле
необходимо
отсоединить
провода
от
полюсных
штырей
(
если
отсутствует
специальный
выключатель
).
4.
Следует
помнить
,
что
температура
замерзания
электролита
плот
-
ностью
1,1
г
/
см
3
минус
7
°
С
,
плотностью
1,22
г
/
см
3
−
минус
37
°
С
и
плот
-
ностью
1,31
г
/
см
3
−
минус
66
°
С
.
69
7.6.
Заряд
аккумуляторных
батарей
В
новые
аккумуляторные
батареи
перед
их
зарядом
заливают
электро
-
лит
плотностью
на
0,02
г
/
см
3
меньше
той
,
которая
должная
быть
в
конце
за
-
ряда
для
данной
климатической
зоны
(
см
.
табл
.7.1).
Температура
электроли
-
та
,
заливаемого
в
аккумуляторы
,
должна
быть
не
ниже
+1
°
С
и
не
выше
+25
°
С
.
Снятую
с
автомобиля
батарею
необходимо
аккуратно
очистить
,
особен
-
но
ее
верхнюю
часть
,
и
проверить
уровень
электролита
.
Для
заряда
аккумуляторных
батарей
используются
различные
зарядные
устройства
,
позволяющие
регулировать
силу
тока
заряда
.
Заряд
аккумуля
-
торных
батарей
производится
при
постоянной
силе
тока
,
величина
которого
выбирается
в
зависимости
от
технического
состояния
и
емкости
батарей
.
Обычно
новые
аккумуляторные
батареи
заряжают
силой
тока
0,1
⋅
С
А
(
С
-
номинальная
емкость
батареи
в
ампер
⋅
часах
).
Заряд
батарей
,
снятых
с
авто
-
мобиля
,
допускается
производить
силой
тока
большей
,
чем
для
новых
.
Аккумуляторная
батарея
для
заряда
подключается
плюсовой
клеммой
к
плюсу
зарядного
устройства
и
соответственно
минусовой
клеммой
батареи
к
минусу
зарядного
устройства
.
Пробки
аккумуляторов
вывертывают
.
Во
время
заряда
периодически
проверяют
напряжение
аккумуляторов
,
плотность
и
температуру
электролита
.
В
случае
,
если
температура
электро
-
лита
достигает
+45
°
С
,
силу
тока
уменьшают
наполовину
или
прерывают
за
-
ряд
на
время
,
необходимое
для
снижения
температуры
электролита
до
+30
°
С
.
Заряд
батарей
ведут
до
тех
пор
,
пока
не
наступит
обильное
газо
-
выделение
во
всех
аккумуляторах
батареи
.
Если
плотность
электролита
и
на
-
пряжение
будут
оставаться
постоянными
в
течение
2
часов
подряд
,
то
это
служит
признаком
конца
заряда
.
Если
плотность
электролита
в
конце
заряда
будет
отличаться
от
величин
,
указанных
в
табл
.7.2,
или
будет
отличаться
бо
-
лее
чем
на
0,01
г
/
см
3
в
отдельных
аккумуляторах
,
необходимо
произвести
корректировку
плотности
электролита
при
продолжающемся
заряде
долив
-
кой
дистиллированной
воды
в
случаях
,
когда
плотность
выше
,
или
доливкой
электролита
плотностью
1,40
г
/
см
3
,
если
она
ниже
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сига
Х
.,
Мидзутани
С
.
Введение
в
автомобильную
электронику
:
Пер
.
с
японск
.
М
.:
Мир
, 1989. 232
с
.
2.
Ютт
В
.
Е
.
Электрооборудование
автомобилей
:
Учеб
.
для
студентов
ву
-
зов
. 2-
е
изд
.,
перераб
.
и
доп
.
М
.:
Транспорт
, 1995. 304
с
.
3.
Белоцерковский
А
.
Г
..
Автомобильные
аккумуляторы
.
Киев
:
Техни
-
ческая
литература
, 1962. 120
с
.
70
4.
Бырдин
Ю
.
С
.,
Шадыркулов
Т
.
Ш
.,
Павленко
Е
.
Я
.,
Радзиховский
П
.
А
.
Спутник
шофера
.
Алма
-
Ата
:
Кайнар
, 1967. 348
с
.
5.
Шестопалов
К
.
С
.
Легковые
автомобили
.
М
.:
ДОСААФ
, 1983. 208
с
.
6.
Горелов
Л
.
Р
.,
Бученко
Н
.
С
.
и
др
.
Ремонт
автомобилей
“
Москвич
”
мо
-
делей
2140, 2138.
М
.:
Транспорт
, 1983. 231
с
.
7.
Кленников
В
.
М
.,
Ильин
Н
.
М
.,
Буралев
Ю
.
В
.
Автомобиль
категории
В
.
М
.:
Транспорт
, 1985. 320
с
.
8.
Тимофеев
Ю
.
Л
.,
Тимофеев
Г
.
Л
.,
Ильин
Н
.
М
.
Электрооборудование
автомобилей
:
устранение
и
предупреждение
неисправностей
. 3-
е
изд
.,
пере
-
раб
.
и
доп
.
М
.:
Транспорт
, 1994. 301
с
9.
Вершигора
В
.
А
.,
Игнатов
А
.
П
.,
Новокшонов
К
.
В
.,
Пятков
К
.
Б
.
Перед
-
неприводные
автомобили
ВАЗ
.
М
.:
ДОСААФ
, 1989. 335
с
.
10.
Хухтиков
Н
.
Зарядное
устройство
.
Радио
, 1993. N5, C.37.
11.
Литвиненко
В
.
В
.
Электрооборудование
легковых
автомобилей
.
Ди
-
агностика
и
устранение
неисправностей
.
М
.:
Информавто
, 1995. 48
с
.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
................................................................................................. 4
1.
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
АВТОМОБИЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРОНИКИ
5
1.1.
Управление
двигателем
и
трансмиссией
................................................ 6
1.2.
Управление
ходовой
частью
................................................................... 9
1.3.
Управление
оборудованием
салона
и
кузова
....................................... 10
2.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРОНИКИ
.
ВНЕДРЕНИЕ
НОВЫХ
ИХДЕЛИЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ
ТЕХНИКИ
.......................................................................................................... 11
3.
ПРИМЕР
УПРАВЛЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЕМ
................................................. 12
3.1.
Управление
бензиновым
двигателем
................................................... 12
3.2.
Управление
впрыском
топлива
............................................................. 13
3.3.
Датчики
................................................................................................... 18
3.4.
Исполнительные
устройства
................................................................. 20
3.5.
Управление
углом
опережения
зажигания
.......................................... 21
4.
УПРАВЛЕНИЕ
МЕХАНИЗМАМИ
И
СИСТЕМАМИ
............................... 25
4.1.
Экономайзер
принудительного
холостого
хода
с
электронным
управлением
....................................................................... 25
4.2.
Электронное
управление
подвеской
..................................................... 26
4.3.
Электронные
антиблокировочные
системы
........................................ 27
4.4.
Гидромеханическая
передача
с
электронным
управлением
.............. 31
4.5.
Электронное
управление
положением
фар
.......................................... 32