ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 1400
Скачиваний: 4
61
−
при
замере
напряжения
нагрузочной
вилкой
стрелка
вольтметра
не
удерживается
в
течение
5
с
на
первоначальных
показаниях
и
отклоняется
в
сторону
меньших
показаний
;
−
при
заряде
быстро
повышается
напряжение
и
начинается
“
кипение
”,
хотя
плотность
электролита
повышается
незначительно
.
Небольшая
сульфатация
пластин
может
быть
устранена
проведением
одного
или
нескольких
циклов
“
заряд
-
разряд
”.
Для
этого
аккумуляторную
батарею
необходимо
полностью
зарядить
и
довести
плотность
электролита
в
ней
до
нормальной
величины
(1,285
г
/
см
3
)
путем
доливания
электролита
с
плотностью
1,4
г
/
см
3
или
дистиллированной
воды
.
Затем
разрядить
батарею
через
лампу
током
силой
4
−
5
А
до
напряжения
1,7
В
на
один
аккумулятор
и
определить
разрядную
емкость
.
После
этого
привести
емкость
к
температуре
плюс
30
°
С
по
формуле
Q
действ
= Q/[1+0,01(t-30)],
где
Q
действ
−
емкость
батареи
,
приведенная
к
+30
°
С
;
Q -
разрядная
емкость
,
полученная
умножением
силы
разрядного
тока
на
время
разряда
батареи
в
часах
;
t
−
средняя
температура
электролита
(
полусумма
температур
,
за
-
меренных
в
начале
и
в
конце
разряда
)
в
аккумуляторах
во
время
разряда
,
0,01
−
температурный
коэффициент
емкости
.
Если
подсчитанная
таким
образом
действительная
емкость
будет
не
ме
-
нее
80%
номинальной
,
батарею
снова
заряжают
и
устанавливают
на
автомо
-
биль
;
если
емкость
окажется
ниже
,
весь
цикл
повторяют
снова
.
Приведенный
цикл
рекомендуется
применять
также
после
хранения
батареи
более
6
меся
-
цев
и
перед
длительным
хранением
.
В
последнее
время
получили
распространение
еще
два
способа
заряда
аккумуляторных
батарей
.
Первый
-
заряд
асимметричным
током
и
второй
−
током
,
численно
равным
5%
номинальной
емкости
.
Оба
способа
позволяют
уменьшить
сульфатацию
пластин
и
продлить
срок
службы
аккумуляторной
батареи
.
Идея
первого
способа
заключается
в
том
,
что
используется
зарядное
устройство
с
однополупериодным
выпрямлением
сетевого
напряжения
.
Па
-
раллельно
выходу
зарядного
устройства
подключается
сопротивление
,
вели
-
чина
которого
позволяет
разряжаться
на
нем
аккумуляторной
батареи
током
в
10%
от
зарядного
тока
.
Так
,
для
заряда
аккумуляторной
батареи
6
СТ
-55
не
-
обходим
ток
5,5
А
,
следовательно
,
разрядный
ток
,
протекающий
через
со
-
противление
,
будет
0,55
А
.
На
рис
.7.3
приведены
временные
диаграммы
,
по
-
ясняющие
идею
первого
способа
.
62
Рис
.7.3
В
момент
прохождения
положительной
полуволны
аккумуляторная
ба
-
тарея
заряжается
,
а
в
промежутках
между
полуволнами
разряжается
на
соп
-
ротивлении
.
На
рис
.7.4
приведена
принципиальная
схема
зарядного
устройства
,
реа
-
лизующего
первый
способ
.
Рис
.7.4
Зарядное
устройство
довольно
просто
в
исполнении
.
Необходимо
,
что
-
бы
на
вторичной
обмотке
трансформатора
Т
1
было
не
менее
25
В
при
токе
в
10
А
.
Транзистор
VT2
должен
иметь
теплоотводящий
радиатор
.
С
помощью
потенциометра
R2
можно
в
больших
пределах
регулировать
зарядный
ток
.
При
заряде
аккумуляторной
батареи
током
существенно
меньшим
опти
-
мального
увеличивается
срок
службы
батареи
,
т
.
к
.
при
этом
предполагается
ее
постоянно
подзаряжать
,
и
она
все
время
находится
в
заряженном
состоя
-
нии
.
Принципиальная
схема
устройства
,
реализующего
второй
способ
,
при
-
ведена
на
рис
.7.5.
Его
можно
использовать
для
дозарядки
автомобильных
ак
-
кумуляторных
батарей
емкостью
до
100
А
⋅
ч
.
Рис
.7.5
63
Зарядное
устройство
(
см
.
рис
.7.5)
выполнено
на
основе
транзисторного
двухтактного
преобразователя
напряжения
с
автотрансформаторной
связью
и
может
работать
в
двух
режимах
-
источника
тока
и
источника
напряжения
.
При
выходном
токе
,
меньшем
некоторого
предельного
значения
,
они
рабо
-
тают
как
обычно
-
в
режиме
источника
напряжения
.
Если
попытаться
увели
-
чить
ток
нагрузки
сверх
этого
значения
,
выходное
напряжение
будет
резко
уменьшаться
-
устройство
перейдет
в
режим
источника
тока
.
Режим
источ
-
ника
тока
обеспечен
включением
балластного
конденсатора
С
1
в
первичную
цепь
преобразователя
.
Сетевое
напряжение
через
С
1
поступает
на
выпрями
-
тельный
мост
VD1.
Конденсатор
С
2
сглаживает
пульсации
,
а
стабилитрон
VD2
стабилизирует
выпрямленное
напряжение
.
Преобразователь
напряже
-
ния
собран
на
транзисторах
VT1, VT2
и
трансформаторе
Т
1,
диодный
мост
VD3
выпрямляет
напряжение
,
снимаемое
со
вторичной
обмотки
транс
-
форматора
.
Конденсатор
С
3 -
сглаживающий
.
Преобразователь
работает
на
частоте
5...10
кГц
.
Стабилитрон
VD2
од
-
новременно
защищает
от
перегрузки
по
напряжению
транзисторы
пре
-
образователя
на
холостом
ходе
,
а
также
при
замыкании
выхода
устройства
,
когда
напряжение
на
выходе
моста
VD1
повышается
.
Экспериментально
снятая
нагрузочная
характеристика
зарядного
уст
-
ройства
изображена
на
рис
.7.6.
При
увеличении
тока
нагрузки
от
0,35
до
0,4
А
выходное
напряжение
изменяется
незначительно
,
а
при
дальнейшем
уве
-
личении
тока
резко
уменьшается
.
Если
к
выходу
устройства
подключить
не
-
дозаряженную
батарею
аккумуляторов
,
напряжение
на
выходе
моста
VD1
уменьшается
,
стабилитрон
VD2
выходит
из
режима
стабилизации
,
и
,
по
-
скольку
во
входной
цепи
включен
конденсатор
C1
с
большим
реактивным
сопротивлением
,
устройство
работает
в
режиме
источника
тока
.
По
мере
увеличения
заряда
напряжение
на
зажимах
батареи
увеличивается
и
заряд
-
ный
ток
уменьшается
.
Рис
. 7.6
64
Трансформатор
Т
1
намотан
на
кольцевом
магнитопроводе
типоразмера
К
40
х
25
х
11
из
феррита
1500
НМ
1.
Первичная
обмотка
содержит
2
х
160
витков
провода
ПЭВ
-2 0,49,
вторичная
- 72
витка
провода
ПЭВ
-2 0,8.
Обмотки
изо
-
лированы
друг
от
друга
двумя
слоями
лакоткани
.
Стабилитрон
VD2
установлен
на
теплоотводе
с
полезной
площадью
25
см
2
.
Транзисторы
преобразователя
в
дополнительных
теплоотводах
не
ну
-
ждаются
,
так
как
работают
в
ключевом
режиме
,
конденсатор
С
1 -
бумажный
,
рассчитанный
на
номинальное
напряжение
не
менее
400
В
.
При
работающем
устройстве
ток
замыкания
должен
быть
не
менее
0,45...0,46
А
.
В
противном
случае
следует
подобрать
резисторы
R1, R2
с
це
-
лью
обеспечения
надежного
насыщения
транзисторов
VT1, VT2.
Больший
ток
замыкания
соответствует
меньшему
сопротивлению
резисторов
.
Саморазрядом
называется
разряд
аккумуляторной
батареи
в
том
случае
,
когда
к
ней
не
подсоединены
потребители
.
В
нормальных
условиях
,
когда
заряженный
и
вполне
исправный
аккумулятор
находится
на
хранении
,
даже
ГОСТ
предусматривает
его
саморазряд
от
0,5
до
1 %
емкости
в
сутки
в
зави
-
симости
от
материала
сепараторов
.
В
работающем
аккумуляторе
величина
саморазряда
значительно
больше
и
достигает
3%
емкости
в
сутки
.
В
этом
случае
разряд
аккумуляторной
батареи
может
наступить
в
течение
одного
месяца
.
Саморазряд
возникает
вследствие
следующих
причин
:
−
загрязнение
материала
пластин
вредными
примесями
;
−
замыкание
пластин
осыпавшейся
активной
массой
;
−
замыкание
клемм
аккумулятора
через
пленку
влаги
,
покрывающую
поверхность
аккумулятора
;
−
расслоение
электролита
в
результате
длительного
пребывания
без
подзаряда
.
Загрязнение
пластин
аккумулятора
даже
незначительным
количеством
примесей
платины
,
серебра
,
меди
,
железа
,
олова
и
других
приводит
к
образо
-
ванию
внутри
пластин
токов
,
замкнутых
на
их
поверхности
и
разряжающих
аккумулятор
.
Примеси
хлора
,
уксусно
-
щавелевой
кислоты
и
марганца
также
способствуют
разряду
аккумуляторов
.
Поэтому
посуда
и
все
приспособления
для
приготовления
электролита
и
заполнения
им
аккумуляторов
должны
быть
чистыми
,
исключающими
возможность
загрязнения
вредными
приме
-
сями
.
Признаком
загрязнения
электролита
является
“
кипение
”
его
в
нерабо
-
чем
состоянии
.
Замыкание
пластин
происходит
и
в
тех
случаях
,
когда
слой
осы
-
павшейся
активной
массы
пластин
превышает
высоту
опорных
призм
камеры
и
соединяет
разнополюсные
пластины
.
Основные
причины
осыпания
активной
массы
-
частые
и
обильные
пе
-
резаряды
,
глубокая
сульфатация
пластин
и
длительный
срок
службы
акку
-
мулятора
.
Перезаряд
батареи
при
этом
сопровождается
“
кипением
”
электро
-
лита
.
65
При
поступлении
в
аккумулятор
большой
величины
тока
только
часть
его
участвует
в
реакции
преобразования
сульфата
,
а
остальная
часть
разлага
-
ет
воду
на
водород
и
кислород
,
пузырьки
которых
всплывают
на
поверхность
электролита
и
создают
видимость
“
кипения
”,
при
котором
разложение
дис
-
тиллированной
воды
и
образование
газов
происходит
не
только
в
электро
-
лите
,
расположенном
между
пластинами
,
но
и
в
парах
активной
массы
.
Обильное
выделение
газов
создает
давление
в
парах
пластин
,
способствует
разрыхлению
активной
массы
и
уменьшает
прочность
ее
крепления
в
решет
-
ках
пластин
,
вследствие
чего
она
осыпается
.
Короткое
замыкание
возможно
и
при
глубокой
сульфатации
пластин
,
когда
рост
кристаллов
сульфата
повы
-
шает
давление
на
активную
массу
пластин
и
приводит
к
ее
вытеснению
и
осыпанию
.
Длительная
работа
аккумуляторной
батареи
также
приводит
к
осыпанию
активной
массы
вследствие
уменьшения
ее
связи
с
решеткой
.
Уменьшение
плотности
электролита
ниже
значения
,
рекомендованного
для
соответствующего
климатического
района
,
может
привести
к
замерза
-
нию
электролита
в
зимнее
время
.
В
этом
случае
разрушаются
пластины
и
се
-
параторы
,
возможно
повреждение
корпуса
батареи
.
Ослабление
крепления
батареи
к
автомобилю
приводит
к
сильной
виб
-
рации
,
что
влечет
за
собой
осыпание
активной
массы
пластин
и
как
следст
-
вие
короткое
замыкание
внутри
батареи
.
Замыкание
клемм
аккумултора
через
пленку
влаги
на
его
поверхности
происходит
в
случаях
,
когда
батарея
установлена
снаружи
автомобиля
,
при
его
движении
по
мокрой
или
грязной
дороге
,
а
также
во
время
мойки
авто
-
мобиля
при
техническом
обслуживании
.
Причиной
увлажнения
поверхности
аккумулятора
могут
быть
трещины
,
образовавшиеся
в
ее
мостике
,
а
также
нарушение
выводов
клемм
.
Наличие
таких
дефектов
требует
ремонта
батареи
.
Одной
из
причин
увлажнения
по
-
верхности
батареи
может
быть
“
кипение
”
аккумуляторов
.
При
обильном
“
кипении
”
через
вентиляционные
отверстия
вместе
с
газами
увлекаются
и
мелкие
капли
электролита
,
осаждающиеся
на
аккумуляторной
батарее
.
В
та
-
ких
случаях
следует
уменьшить
величину
зарядного
тока
батареи
,
ограничив
напряжение
генератора
.
При
длительном
пребывании
аккумуляторной
бата
-
реи
без
подзаряда
происходит
расслоение
электролита
на
составные
части
:
более
тяжелая
серная
кислота
опускается
в
нижние
слои
,
вытесняя
в
верхние
дистилированную
воду
.
В
результате
расслоения
нижняя
часть
пластин
рас
-
полагается
в
электролите
большего
удельного
веса
,
и
поэтому
в
ней
возника
-
ет
большая
электродвижущая
сила
,
а
верхняя
часть
омывается
электролитом
меньшего
удельного
веса
и
имеет
меньшую
ЭДС
.
Разные
величины
ЭДС
в
верхней
и
нижней
частях
приводит
к
образованию
в
них
выравнивающих
то
-
ков
,
т
.
е
.
к
саморазряду
аккумулятора
.
Короткое
замыкание
внутри
аккумулятора
возникает
вследствие
на
-
рушения
изоляции
между
разноименными
пластинами
,
при
разрушении
его