ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1373

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

56

цового

 

сурика

 (Pb

3

O

4

и

 

свинцового

 

гнета

 (PbO) - 

для

 

положительных

 

пла

-

стин

Между

 

пластинами

 

в

 

блоках

 

установлены

 

сепараторы

 8 

из

 

микро

-

пористой

 

пластмассы

  (

мипор

мипласт

поливинилхлорид

). 

Они

 

служат

 

для

 

изоляции

 

разноименных

 

пластин

 

друг

 

от

 

друга

а

 

также

 

для

 

исключения

 

виб

-

рации

 

пластин

 

при

 

тряске

Малая

 

толщина

 

и

 

большая

 

пористость

 

се

-

параторов

 

уменьшают

 

внутреннее

 

сопротивление

 

батареи

 

и

 

позволяют

 

полу

-

чить

 

большой

 

разрядный

 

ток

.  

Аккумуляторы

 

соединяются

 

между

 

собой

 

последовательно

 

свинцовыми

 

перемычками

 4. 

Полюсные

 

штыри

 3 

и

 

крайних

 

аккумуляторов

 (

плюсовой

 

и

 

минусовой

предназначены

 

для

 

включения

 

батареи

 

в

 

цепь

 

электрообору

-

дования

 

автомобиля

Заводы

 

выпускают

 

аккумуляторные

 

батареи

 

с

 

сухими

 

заряженными

 

пластинами

Для

 

приведения

 

новых

 

аккумуляторных

 

батарей

 

в

 

рабочее

 

со

-

стояние

 

достаточно

 

залить

 

в

 

аккумуляторы

 

электролит

 

нужной

 

плотности

 

(

табл

.7.2). 

Электролит

 

приготавливают

 

из

 

аккумуляторной

  (

химически

 

чис

-

той

серной

 

кислоты

 

и

 

дистиллированной

 

воды

В

 

исключительных

 

случаях

 

для

 

приготовления

 

электролита

 

может

 

быть

 

использована

 

дождевая

 

вода

 

или

 

растопленный

 

чистый

 

снег

Запрещается

 

составлять

 

электролит

 

из

 

дождевой

 

воды

собранной

 

со

 

стоков

 

крыш

 

или

 

из

 

снега

растопленного

 

в

 

металличе

-

ских

 

не

 

свинцовых

 

сосудах

Запрещается

 

при

 

составлении

 

электролита

 

поль

-

зоваться

 

технической

 

серной

 

кислотой

т

.

к

она

 

содержит

 

вредные

 

примеси

разрушающие

 

аккумулятор

Таблица

 7.2 

 

 
 

Климатический

 

район

 

(

средняя

 

месячная

 

тем

-

пература

 

воздуха

 

в

 

ян

-

варе

°

С

Время

 

 

года

 

Полностью

 

заряженная

 

батарея

 

Батарея

 

раз

-

ряжена

 

на

 25%, 

на

 50 % 

очень

 

холодный

 (

от

 -50 

до

 

-30) 

зима

 

лето

 

1,30 
1,28 

1,26    1,22   
1,24    1,20 

холодный

 (

от

 -30 

до

 

 -15) 

круглый

 

год

 

1,28 

1,24    1,20 

умеренный

 (

от

 -15 

до

  

-8) 

круглый

 

год

 

1,27 

1,23    1,19 

теплый

 

влажный

 (

от

 0  

до

 

+4) 

круглый

 

год

 

1,23 

1,19     1,15 

жаркий

 

сухой

 (

от

 +15 

до

 

+40) 

круглый

 

год

 

1,21 

1,17     1,13 

Приготовление

 

электролита

 

осуществляется

 

в

 

кислотоупорной

 

посуде

 

(

свинцовой

керамической

пластмассовой

путем

 

вливания

 

кислоты

 

в

 

воду

Категорически

 

запрещается

 

заливать

 

воду

 

в

 

кислоту

так

 

как

 

при

 

этом

 

про

-


background image

 

57

цесс

 

соединения

 

будет

 

происходить

 

на

 

поверхности

вызывая

 

резкое

 

повы

-

шение

 

температуры

 

электролита

 

и

 

обильное

 

разбрызгивание

 

кислоты

что

 

может

 

причинить

 

ожоги

 

тела

В

 

случае

 

попадания

 

серной

 

кислоты

 

на

 

кожу

 

нужно

 

до

 

оказания

 

квалифицированной

 

медицинской

 

помощи

 

осторожно

 

ва

-

той

 

снять

 

кислоту

 

и

 

промыть

 

пораженное

 

место

 

струей

 

воды

а

 

затем

 10%-

ным

 

раствором

 

соды

 

или

 

нашатырного

 

спирта

Соотношение

 

кислоты

 

и

 

воды

 

для

 

получения

 

электролита

 

соответст

-

вующей

 

плотности

 

дается

 

в

 

табл

.7.3. 

Таблица

 7.3 

 
 

Плотность

 

электролита

приве

-

денная

 

к

 15

°

С

г

/

см

3

 

На

 1 

л

 

воды

 

добавить

 

серной

 

ки

-

слоты

 

плотностью

 

1,83 

г

/

см

3

л

 

1,23 0,280 
1,25 0,310 
1,27 0,345 
1,29 0,385 

 

В

 

новые

 

аккумуляторные

 

батареи

 

перед

 

их

 

зарядом

 

заливают

 

электро

-

лит

 

плотностью

 

на

 0,02 

г

/

см

3

 

меньше

 

той

которая

 

должна

 

быть

 

в

 

конце

 

заря

-

да

 

для

 

данной

 

климатической

 

зоны

 (

см

табл

.7.2). 

Температура

 

электролита

заливаемого

 

в

 

аккумуляторы

должна

 

быть

 

не

 

ниже

 +15

°

С

 

и

 

не

 

выше

 +25

°

С

Не

 

ранее

 

чем

 

через

 20 

минут

 

и

 

не

 

позже

 

чем

 

через

 2 

часа

 

после

 

заливки

 

электролита

 

необходимо

 

произвести

 

контроль

 

плотности

 

электролита

Если

 

плотность

 

электролита

 

понизится

 

не

 

более

 

чем

 

на

 0,03 

г

/

см

3

 

против

 

плотно

-

сти

 

заливаемого

 

электролита

то

 

батарею

 

можно

 

сдать

 

в

 

эксплуатацию

 

без

 

заряда

Если

 

же

 

плотность

 

электролита

 

понизится

 

более

 

чем

 

на

 0,03 

г

/

см

3

то

 

батарею

 

обязательно

 

надо

 

зарядить

Но

 

желательно

 

все

 

же

 

заряжать

 

батарею

 

в

 

любом

 

случае

Уровень

 

электролита

 

должен

 

находиться

 

между

 

метками

 “MIN” 

и

 

“MAX”, 

нанесенными

 

на

 

полупрозрачный

 

корпус

 

аккумуляторной

 

батареи

Если

 

меток

 

нет

то

 

уровень

 

должен

 

быть

 

на

 5...10 

мм

 

выше

 

края

 

сепараторов

Он

 

не

 

должен

 

подниматься

 

выше

 

нижнего

 

края

 

индикатора

 7 (

см

рис

.7.1). 

При

 

эксплуатации

 

батареи

 

уровень

 

электролита

 

постепенно

 

понижается

так

 

как

 

испаряется

 

вода

входящая

 

в

 

его

 

состав

Для

 

восстановления

 

уровня

 

элек

-

тролита

 

необходимо

 

доливать

 

только

 

дисцилированную

 

воду

Если

 

точно

 

ус

-

тановлено

что

 

причиной

 

низкого

 

уровня

 

является

 

выплескивание

то

 

необ

-

ходимо

 

доливать

 

электролит

 

той

 

же

 

плотности

что

 

и

 

оставшийся

 

в

 

аккуму

-

ляторе


background image

 

58

 

а

                                                       

б

 

Рис

.7.2 
 

Уровень

 

электролита

 

необходимо

 

проверять

 

через

 

каждые

 10-15 

дней

а

 

в

 

жаркое

 

время

 

года

 

чаще

 - 

через

 5 - 6. 

Замерять

 

уровень

 

лучше

 

всего

 

стек

-

лянной

 

трубкой

По

 

плотности

 

электролита

 

судят

 

о

 

степени

 

заряженности

 

батареи

Чем

 

ниже

 

плотность

тем

 

сильнее

 

разряжена

 

батарея

Уменьшение

 

плотности

 

на

 

0,01 

по

 

сравнению

 

с

 

первоначальной

 

означает

что

 

батарея

 

разрядилась

 

при

-

мерно

 

на

 6%. 

Точную

 

информацию

 

о

 

плотности

 

электролита

а

 

значит

 

и

 

о

 

степени

 

заряженности

 

батареи

можно

 

получить

проверяя

 

плотность

 

элек

-

тролита

 

ареометром

 

или

 

плотномером

  (

рис

.7.2). 

Трубка

 1 

ареометра

 

(

рис

.7.2,

а

опускается

 

в

 

аккумулятор

 

и

 

грушей

 3 

набирается

 

в

 

колбу

 2 

элек

-

тролит

пока

 

поплавок

 4 

не

 

всплывет

деление

 

до

 

которого

 

погрузился

 

попла

-

вок

покажет

 

плотность

 

электролита

При

 

измерении

 

плотности

 

плотномером

 

(

рис

.7.2,

б

плотность

 

электролита

 

определяется

 

по

 

всплывшему

 

поплавку

 

с

 

наибольшей

 

цифрой

Плотность

 

электролита

 

зависит

 

от

 

температуры

с

 

изменением

 

ее

 

на

 

ка

-

ждые

 15

°

С

 

плотность

 

изменяется

 

на

 0,01 

г

/

см

3

Поэтому

если

 

температура

 

электролита

 

выше

 

или

 

ниже

 +25

°

С

то

 

необходимо

 

прибавить

 

к

 

показанию

 

ареометра

 

или

 

отнять

 

от

 

него

 

температурную

 

поправку

указанную

 

в

 

табл

.7.4. 

 

Таблица

 7.4 

 

 
 

Температура

 

электролита

°

С

 

Поправка

г

/

см

3

 


background image

 

59

от

 -40 

до

 -26 

-0,04 

от

 -25 

до

 -11 

-0,03 

от

 -10 

до

 +4 

-0,02 

от

 +5 

до

 +4 

-0,01 

от

 +20 

до

 +30 

от

 +31 

до

 +45 

+0,01 

 

Чтобы

 

избежать

 

ошибочных

 

результатов

не

 

следует

 

измерять

 

плотность

 

электролита

если

 

его

 

уровень

 

не

 

соответствует

 

норме

после

 

доливания

 

дистиллированной

 

воды

Следует

 

переждать

пока

 

электролит

 

перемешается

после

 

нескольких

 

включений

 

стартера

Номинальной

 

емкостью

 

аккумулятора

 

называется

 

количество

 

электри

-

чества

которое

 

может

 

отдать

 

полностью

 

заряженный

 

аккумулятор

 

при

 

раз

-

ряде

 

током

 20-

часового

 

режима

температуре

 

электролита

 30

°

С

 

и

 

начальной

 

его

 

плотности

 1,28 

г

/

см

3

 

до

 

напряжения

 1,7 

В

Емкость

 

измеряется

 

в

 

ам

-

пер

часах

 (

А

ч

). 

При

 

понижении

 

температуры

 

электролита

 

емкость

 

уменьша

-

ется

 

примерно

 

на

 1% 

на

 

каждый

 

градус

Например

если

 

номинальная

 

ем

-

кость

 

батареи

 (

при

 30 

°

С

равна

 55 

А

ч

то

 

при

 

температуре

 

электролита

 0 

С

 

она

 

уменьшается

 

на

 30% 

и

 

составит

 38 

А

ч

а

 

при

 

температуре

 

минус

 20 

°

С

 

будет

 

только

 27 

А

ч

С

 

понижением

 

температуры

 

увеличивается

 

вязкость

 

электролита

и

 

он

 

не

 

проникает

 

глубоко

 

в

 

пары

 

активной

 

массы

 

пластин

По

-

этому

 

в

 

реакции

 

участвуют

 

только

 

верхние

 

слои

 

активной

 

массы

что

 

и

 

явля

-

ется

 

причиной

 

уменьшения

 

емкости

С

 

увеличением

 

силы

 

разрядного

 

тока

 

на

 

поверхности

 

пластин

 

образуются

 

крупные

 

кристаллы

 

сульфата

 

свинца

кото

-

рые

 

препятствуют

 

контакту

 

активной

 

массы

 

с

 

электролитом

а

 

поэтому

 

уменьшается

 

емкость

 

батареи

Так

при

 

разряде

 

батареи

 

емкостью

 55 

А

ч

 

си

-

лой

 

тока

 180 

А

 

при

 

температуре

 

минус

 20

°

С

 

она

 

отдаст

 

только

 9 

А

ч

Аккумуляторные

 

батареи

 

имеют

 

обозначения

определяющие

 

их

 

ха

-

рактеристику

Так

на

 

автомобилях

  “

Москвич

” 

и

 

ЗАЗ

 

устанавливается

 

акку

-

муляторная

 

батарея

 6

СТ

-55

ЭР

на

 

ВАЗ

-2105 

 6

СТ

-55

П

а

 

на

 

ГАЗ

-24 

 

бата

-

рея

 6

СТ

-60

ЭМ

В

 

маркировке

 

первая

 

цифра

 

обозначает

 

число

 

аккумуляторов

 

в

 

батарее

буквы

 

СТ

 - 

батарея

 

стартерного

 

типа

число

 

букв

 - 

номинальную

 

емкость

 

батареи

 

в

 

А

-

ч

Последняя

 

буква

 

обозначает

 

материал

 

бака

 (

Э

 - 

эбо

-

нит

П

 - 

пластмасса

и

 

материал

 

сепараторов

 (

Р

 - 

мипор

М

 - 

мипласт

). 

В

 

последнее

 

время

 

на

 

легковые

 

автомобили

 

устанавливают

 

аккуму

-

ляторные

 

батареи

  6

СТ

-55, 

которые

 

не

 

разбираются

а

 

также

  “

малообслу

-

живаемые

” 6

СТ

-55

А

 (

см

рис

.7.1). 

7.3. 

Неисправности

 

аккумуляторных

 

батарей

 

и

 

их

 

устранение

 

 


background image

 

60

Срок

 

службы

 

аккумуляторных

 

батарей

 

при

 

правильной

 

их

 

эксплуатации

 

и

 

своевременном

 

уходе

 

за

 

ними

 

составляет

 

в

 

среднем

 4 

года

 

или

 75 

тыс

.

км

 

пробега

 

автомобиля

Однако

 

эти

 

сроки

 

могут

 

значительно

 

сокращаться

 

при

 

нарушении

 

правил

 

эксплуатации

 

и

 

хранения

 

батарей

К

 

числу

 

основных

 

при

-

чин

 

относятся

 

следующие

1. 

Сульфатация

 

пластин

2. 

Повышенный

 

саморазряд

3. 

Короткое

 

замыкание

4. 

Разрушение

 

активной

 

массы

5. 

Уплотнение

 

активной

 

массы

 

отрицательных

 

пластин

6. 

Отрыв

 

пластин

7. 

Повреждение

 

сепараторов

8. 

Окисление

 

клемм

9. 

Повреждение

 

сосудов

Сульфатация

 

пластин

 

заключается

 

в

 

том

что

 

на

 

пластинах

 

образуется

 

сернокислый

 

свинец

 

в

 

виде

 

белого

 

налета

При

 

этом

 

увеличивается

 

внутрен

-

нее

 

сопротивление

 

аккумуляторов

Естественный

 

разряд

 

аккумулятора

 

со

-

провождается

 

выделением

 

мелких

 

кристаллов

 

сульфата

вкрапленных

 

в

 

ак

-

тивную

 

массу

 

пластин

Такие

 

кристаллы

 

при

 

заряде

 

быстро

 

преобразовыва

-

ются

 

в

 

активную

 

массу

 

и

 

не

 

представляют

 

собой

 

опасности

 

разрушения

 

ак

-

кумулятора

Частый

 

разряд

 

аккумулятора

 

стартерным

 

током

длительное

 

хранение

 

аккумулятора

 

без

 

подзарядки

понижение

 

уровня

 

электролита

 

с

 

оголением

 

пластин

изменение

 

температуры

 

электролита

 

и

 

повышение

 

его

 

плотности

 

выше

 

рекомендованной

 

величины

 

сопровождаются

 

выделением

 

крупных

 

кристаллов

 

сульфата

В

 

процессе

 

заряда

 

кристаллы

 

сульфата

 

плохо

 

вступают

 

в

 

химическую

 

реакцию

 

с

 

электролитом

Они

 

закрывают

 

поры

 

и

 

изолируют

 

расположенную

 

под

 

ними

 

активную

 

массу

 

от

 

участия

 

в

 

химиче

-

ской

 

реакции

 

с

 

электролитом

Объем

 

кристаллов

 

сульфата

 

в

 1,5

1,7 

раза

 

больше

 

объема

 

заменяемой

 

им

 

активной

 

массы

Образование

 

большого

 

ко

-

личества

 

сульфата

 

в

 

парах

 

пластин

 

создает

 

повышенное

 

давление

 

на

 

актив

-

ную

 

массу

расположенную

 

в

 

ячейках

 

решетки

и

 

приводит

 

к

 

ее

 

осыпанию

Таким

 

образом

уменьшается

 

количество

 

активной

 

массы

способной

 

всту

-

пить

 

в

 

химическую

 

реакцию

 

с

 

электролитом

и

 

уменьшается

 

емкость

 

аккуму

-

лятора

Крупные

 

кристаллы

 

сульфата

 

плохо

 

проводят

 

электрический

 

ток

в

 

результате

 

этого

 

увеличивается

 

внутреннее

 

сопротивление

 

аккумулятора

уменьшается

 

его

 

напряжение

 

на

 

клеммах

особенно

 

при

 

разряде

 

стартерным

 

током

Систематический

 

недозаряд

 

способствует

 

выделению

 

большого

 

ко

-

личества

 

сульфата

 

на

 

пластинах

 

аккумулятора

Наличие

 

сульфата

 

в

 

аккумуляторной

 

батарее

 

определяется

 

по

 

таким

 

признакам

 

резкое

 

падение

 

напряжения

 

при

 

включении

 

стартера