ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 1390
Скачиваний: 4
56
цового
сурика
(Pb
3
O
4
)
и
свинцового
гнета
(PbO) -
для
положительных
пла
-
стин
.
Между
пластинами
в
блоках
установлены
сепараторы
8
из
микро
-
пористой
пластмассы
(
мипор
,
мипласт
,
поливинилхлорид
).
Они
служат
для
изоляции
разноименных
пластин
друг
от
друга
,
а
также
для
исключения
виб
-
рации
пластин
при
тряске
.
Малая
толщина
и
большая
пористость
се
-
параторов
уменьшают
внутреннее
сопротивление
батареи
и
позволяют
полу
-
чить
большой
разрядный
ток
.
Аккумуляторы
соединяются
между
собой
последовательно
свинцовыми
перемычками
4.
Полюсные
штыри
3
и
крайних
аккумуляторов
(
плюсовой
и
минусовой
)
предназначены
для
включения
батареи
в
цепь
электрообору
-
дования
автомобиля
.
Заводы
выпускают
аккумуляторные
батареи
с
сухими
заряженными
пластинами
.
Для
приведения
новых
аккумуляторных
батарей
в
рабочее
со
-
стояние
достаточно
залить
в
аккумуляторы
электролит
нужной
плотности
(
табл
.7.2).
Электролит
приготавливают
из
аккумуляторной
(
химически
чис
-
той
)
серной
кислоты
и
дистиллированной
воды
.
В
исключительных
случаях
для
приготовления
электролита
может
быть
использована
дождевая
вода
или
растопленный
чистый
снег
.
Запрещается
составлять
электролит
из
дождевой
воды
,
собранной
со
стоков
крыш
или
из
снега
,
растопленного
в
металличе
-
ских
не
свинцовых
сосудах
.
Запрещается
при
составлении
электролита
поль
-
зоваться
технической
серной
кислотой
,
т
.
к
.
она
содержит
вредные
примеси
,
разрушающие
аккумулятор
.
Таблица
7.2
Климатический
район
(
средняя
месячная
тем
-
пература
воздуха
в
ян
-
варе
,
°
С
)
Время
года
Полностью
заряженная
батарея
Батарея
раз
-
ряжена
на
25%,
на
50 %
очень
холодный
(
от
-50
до
-30)
зима
лето
1,30
1,28
1,26 1,22
1,24 1,20
холодный
(
от
-30
до
-15)
круглый
год
1,28
1,24 1,20
умеренный
(
от
-15
до
-8)
круглый
год
1,27
1,23 1,19
теплый
влажный
(
от
0
до
+4)
круглый
год
1,23
1,19 1,15
жаркий
сухой
(
от
+15
до
+40)
круглый
год
1,21
1,17 1,13
Приготовление
электролита
осуществляется
в
кислотоупорной
посуде
(
свинцовой
,
керамической
,
пластмассовой
)
путем
вливания
кислоты
в
воду
.
Категорически
запрещается
заливать
воду
в
кислоту
,
так
как
при
этом
про
-
57
цесс
соединения
будет
происходить
на
поверхности
,
вызывая
резкое
повы
-
шение
температуры
электролита
и
обильное
разбрызгивание
кислоты
,
что
может
причинить
ожоги
тела
.
В
случае
попадания
серной
кислоты
на
кожу
нужно
до
оказания
квалифицированной
медицинской
помощи
осторожно
ва
-
той
снять
кислоту
и
промыть
пораженное
место
струей
воды
,
а
затем
10%-
ным
раствором
соды
или
нашатырного
спирта
.
Соотношение
кислоты
и
воды
для
получения
электролита
соответст
-
вующей
плотности
дается
в
табл
.7.3.
Таблица
7.3
Плотность
электролита
,
приве
-
денная
к
15
°
С
,
г
/
см
3
На
1
л
воды
добавить
серной
ки
-
слоты
плотностью
1,83
г
/
см
3
,
л
1,23 0,280
1,25 0,310
1,27 0,345
1,29 0,385
В
новые
аккумуляторные
батареи
перед
их
зарядом
заливают
электро
-
лит
плотностью
на
0,02
г
/
см
3
меньше
той
,
которая
должна
быть
в
конце
заря
-
да
для
данной
климатической
зоны
(
см
.
табл
.7.2).
Температура
электролита
,
заливаемого
в
аккумуляторы
,
должна
быть
не
ниже
+15
°
С
и
не
выше
+25
°
С
.
Не
ранее
чем
через
20
минут
и
не
позже
чем
через
2
часа
после
заливки
электролита
необходимо
произвести
контроль
плотности
электролита
.
Если
плотность
электролита
понизится
не
более
чем
на
0,03
г
/
см
3
против
плотно
-
сти
заливаемого
электролита
,
то
батарею
можно
сдать
в
эксплуатацию
без
заряда
.
Если
же
плотность
электролита
понизится
более
чем
на
0,03
г
/
см
3
,
то
батарею
обязательно
надо
зарядить
.
Но
желательно
все
же
заряжать
батарею
в
любом
случае
.
Уровень
электролита
должен
находиться
между
метками
“MIN”
и
“MAX”,
нанесенными
на
полупрозрачный
корпус
аккумуляторной
батареи
.
Если
меток
нет
,
то
уровень
должен
быть
на
5...10
мм
выше
края
сепараторов
.
Он
не
должен
подниматься
выше
нижнего
края
индикатора
7 (
см
.
рис
.7.1).
При
эксплуатации
батареи
уровень
электролита
постепенно
понижается
,
так
как
испаряется
вода
,
входящая
в
его
состав
.
Для
восстановления
уровня
элек
-
тролита
необходимо
доливать
только
дисцилированную
воду
.
Если
точно
ус
-
тановлено
,
что
причиной
низкого
уровня
является
выплескивание
,
то
необ
-
ходимо
доливать
электролит
той
же
плотности
,
что
и
оставшийся
в
аккуму
-
ляторе
.
58
а
б
Рис
.7.2
Уровень
электролита
необходимо
проверять
через
каждые
10-15
дней
,
а
в
жаркое
время
года
чаще
-
через
5 - 6.
Замерять
уровень
лучше
всего
стек
-
лянной
трубкой
.
По
плотности
электролита
судят
о
степени
заряженности
батареи
.
Чем
ниже
плотность
,
тем
сильнее
разряжена
батарея
.
Уменьшение
плотности
на
0,01
по
сравнению
с
первоначальной
означает
,
что
батарея
разрядилась
при
-
мерно
на
6%.
Точную
информацию
о
плотности
электролита
,
а
значит
и
о
степени
заряженности
батареи
,
можно
получить
,
проверяя
плотность
элек
-
тролита
ареометром
или
плотномером
(
рис
.7.2).
Трубка
1
ареометра
(
рис
.7.2,
а
)
опускается
в
аккумулятор
и
грушей
3
набирается
в
колбу
2
элек
-
тролит
,
пока
поплавок
4
не
всплывет
:
деление
до
которого
погрузился
попла
-
вок
,
покажет
плотность
электролита
.
При
измерении
плотности
плотномером
(
рис
.7.2,
б
)
плотность
электролита
определяется
по
всплывшему
поплавку
с
наибольшей
цифрой
.
Плотность
электролита
зависит
от
температуры
:
с
изменением
ее
на
ка
-
ждые
15
°
С
плотность
изменяется
на
0,01
г
/
см
3
.
Поэтому
,
если
температура
электролита
выше
или
ниже
+25
°
С
,
то
необходимо
прибавить
к
показанию
ареометра
или
отнять
от
него
температурную
поправку
,
указанную
в
табл
.7.4.
Таблица
7.4
Температура
электролита
,
°
С
Поправка
,
г
/
см
3
59
от
-40
до
-26
-0,04
от
-25
до
-11
-0,03
от
-10
до
+4
-0,02
от
+5
до
+4
-0,01
от
+20
до
+30
0
от
+31
до
+45
+0,01
Чтобы
избежать
ошибочных
результатов
,
не
следует
измерять
плотность
электролита
:
если
его
уровень
не
соответствует
норме
;
после
доливания
дистиллированной
воды
.
Следует
переждать
,
пока
электролит
перемешается
;
после
нескольких
включений
стартера
.
Номинальной
емкостью
аккумулятора
называется
количество
электри
-
чества
,
которое
может
отдать
полностью
заряженный
аккумулятор
при
раз
-
ряде
током
20-
часового
режима
,
температуре
электролита
30
°
С
и
начальной
его
плотности
1,28
г
/
см
3
до
напряжения
1,7
В
.
Емкость
измеряется
в
ам
-
пер
⋅
часах
(
А
⋅
ч
).
При
понижении
температуры
электролита
емкость
уменьша
-
ется
примерно
на
1%
на
каждый
градус
.
Например
,
если
номинальная
ем
-
кость
батареи
(
при
30
°
С
)
равна
55
А
⋅
ч
,
то
при
температуре
электролита
0
С
она
уменьшается
на
30%
и
составит
38
А
⋅
ч
,
а
при
температуре
минус
20
°
С
будет
только
27
А
⋅
ч
.
С
понижением
температуры
увеличивается
вязкость
электролита
,
и
он
не
проникает
глубоко
в
пары
активной
массы
пластин
.
По
-
этому
в
реакции
участвуют
только
верхние
слои
активной
массы
,
что
и
явля
-
ется
причиной
уменьшения
емкости
.
С
увеличением
силы
разрядного
тока
на
поверхности
пластин
образуются
крупные
кристаллы
сульфата
свинца
,
кото
-
рые
препятствуют
контакту
активной
массы
с
электролитом
,
а
поэтому
уменьшается
емкость
батареи
.
Так
,
при
разряде
батареи
емкостью
55
А
⋅
ч
си
-
лой
тока
180
А
при
температуре
минус
20
°
С
она
отдаст
только
9
А
⋅
ч
.
Аккумуляторные
батареи
имеют
обозначения
,
определяющие
их
ха
-
рактеристику
.
Так
,
на
автомобилях
“
Москвич
”
и
ЗАЗ
устанавливается
акку
-
муляторная
батарея
6
СТ
-55
ЭР
,
на
ВАЗ
-2105
−
6
СТ
-55
П
,
а
на
ГАЗ
-24
−
бата
-
рея
6
СТ
-60
ЭМ
.
В
маркировке
первая
цифра
обозначает
число
аккумуляторов
в
батарее
,
буквы
СТ
-
батарея
стартерного
типа
,
число
букв
-
номинальную
емкость
батареи
в
А
-
ч
.
Последняя
буква
обозначает
материал
бака
(
Э
-
эбо
-
нит
,
П
-
пластмасса
)
и
материал
сепараторов
(
Р
-
мипор
,
М
-
мипласт
).
В
последнее
время
на
легковые
автомобили
устанавливают
аккуму
-
ляторные
батареи
6
СТ
-55,
которые
не
разбираются
,
а
также
“
малообслу
-
живаемые
” 6
СТ
-55
А
(
см
.
рис
.7.1).
7.3.
Неисправности
аккумуляторных
батарей
и
их
устранение
60
Срок
службы
аккумуляторных
батарей
при
правильной
их
эксплуатации
и
своевременном
уходе
за
ними
составляет
в
среднем
4
года
или
75
тыс
.
км
пробега
автомобиля
.
Однако
эти
сроки
могут
значительно
сокращаться
при
нарушении
правил
эксплуатации
и
хранения
батарей
.
К
числу
основных
при
-
чин
относятся
следующие
:
1.
Сульфатация
пластин
;
2.
Повышенный
саморазряд
;
3.
Короткое
замыкание
;
4.
Разрушение
активной
массы
;
5.
Уплотнение
активной
массы
отрицательных
пластин
;
6.
Отрыв
пластин
;
7.
Повреждение
сепараторов
;
8.
Окисление
клемм
;
9.
Повреждение
сосудов
.
Сульфатация
пластин
заключается
в
том
,
что
на
пластинах
образуется
сернокислый
свинец
в
виде
белого
налета
.
При
этом
увеличивается
внутрен
-
нее
сопротивление
аккумуляторов
.
Естественный
разряд
аккумулятора
со
-
провождается
выделением
мелких
кристаллов
сульфата
,
вкрапленных
в
ак
-
тивную
массу
пластин
.
Такие
кристаллы
при
заряде
быстро
преобразовыва
-
ются
в
активную
массу
и
не
представляют
собой
опасности
разрушения
ак
-
кумулятора
.
Частый
разряд
аккумулятора
стартерным
током
,
длительное
хранение
аккумулятора
без
подзарядки
,
понижение
уровня
электролита
с
оголением
пластин
,
изменение
температуры
электролита
и
повышение
его
плотности
выше
рекомендованной
величины
сопровождаются
выделением
крупных
кристаллов
сульфата
.
В
процессе
заряда
кристаллы
сульфата
плохо
вступают
в
химическую
реакцию
с
электролитом
.
Они
закрывают
поры
и
изолируют
расположенную
под
ними
активную
массу
от
участия
в
химиче
-
ской
реакции
с
электролитом
.
Объем
кристаллов
сульфата
в
1,5
−
1,7
раза
больше
объема
заменяемой
им
активной
массы
.
Образование
большого
ко
-
личества
сульфата
в
парах
пластин
создает
повышенное
давление
на
актив
-
ную
массу
,
расположенную
в
ячейках
решетки
,
и
приводит
к
ее
осыпанию
.
Таким
образом
,
уменьшается
количество
активной
массы
,
способной
всту
-
пить
в
химическую
реакцию
с
электролитом
,
и
уменьшается
емкость
аккуму
-
лятора
.
Крупные
кристаллы
сульфата
плохо
проводят
электрический
ток
,
в
результате
этого
увеличивается
внутреннее
сопротивление
аккумулятора
,
уменьшается
его
напряжение
на
клеммах
,
особенно
при
разряде
стартерным
током
.
Систематический
недозаряд
способствует
выделению
большого
ко
-
личества
сульфата
на
пластинах
аккумулятора
.
Наличие
сульфата
в
аккумуляторной
батарее
определяется
по
таким
признакам
:
−
резкое
падение
напряжения
при
включении
стартера
;