Файл: Петровский. Автоматизация технологических процессов и производств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Автоматизация

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 7050

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

125 

3.  Лабораторная работа №4: общая компоновка ГПМ. 

 
Порядок выполнения работы 

1.  Разработать  схему  операционных  размеров  и  межоперационных  припусков 

для наиболее точного диаметрального размера и линейную размерную цепь 
для оси с наибольшим числом размеров. 

2.  Определить  минимальные  и  максимальные  установочные  размеры  приспо-

соблений и устройств для транспортирования и крепления деталей техноло-
гической группы. 

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 

 

Вопросы для самоконтроля 

1.  Особенности и тенденции развития современного производства. 
2.  Критерии целесообразности современного производства. 
3.  Классификация производственных процессов по видам энергии. 
4.  Классификация автоматизированных СТО по логике управления. 
5.  Классификация автоматизированных СТО по уровню организации. 
6.  Производственные потоки и  их взаимодействие. 
7.  Разъясните конструктивно–технологические основы автоматизации. 
8.  Виды унификации машин и механизмов.  
9.  Сущность секционирования, лонгирования, агрегатирования. 
10.  Сущность  базового  агрегатирования,  компаундирования,  конвертирования. 
11. Сущность модифицирования и параметризации.  
11.  Разъясните понятия: комплексная деталь и комплекс признаков. 
12.  Для каких целей применяются матрицы поверхностей? 
13.  Как применяется типовой план обработки? 
14.  Порядок составления группового плана обработки поверхностей. 
15.  Порядок формирования маршрута группового технологического процесса. 
16.  Перечислите показатели нормирования и загрузки производства. 
17.  Сущность технического нормирования. 
18.  Структура штучного времени автоматизированной операции. 
19.  Раскройте понятия трудоемкости и станкоемкости. 
20.  Рабочее место и его специализация. 
21.  Типы производства и их основные характеристики. 
22.  Разъясните  физический  смысл  величин  в  формуле  для  коэффициента  за-
крепления операций. 
23.  Разъясните  связь  между  коэффициентом  закрепления  операций  и  коэффи-
циентом многостаночного обслуживания. 
24.  Как определяется загрузка персонала автоматизированного участка? 
25.  Как определяется загрузка оборудования автоматизированного участка? 
26.  Расскажите о матричном методе контроля  участка. 
27.  Классификация и особенности основных классов автоматических машин. 
28.  Автоматические линии, их структура и компоновка. 
29.  Транспортировка и ориентация предметов в автоматических линиях. 


background image

 

126 

30.  Основные принципы работы накопителей, питателей и бункеров. 
31.  Этапы автоматизации производства как переход от автоматической загрузки 
к автоматической транспортно-ориентирующей системе. 
32.  Роторные линии и их особенности. 
33.  Циклические,  рефлекторные  и  самонастраивающиеся  автоматические  ма-
шины. 
34. Гибкие производственные системы, их структура и особенности. 
35.  Автоматизированная  транспортно-складская  система  –  назначение,  особен-
ности, основные характеристики. 
36.  Классификация промышленных роботов. 
37.  Транспортные роботы и особенности их  применения. 
38. Структурная схема промышленного робота. 
39.  Технические характеристики промышленных роботов и их выбор. 
40.  Виды размерных связей. 
41.  Пять методов достижения точности и их сущность.  
42.  Приведите  примеры установочных размерных связей. 
43.  Приведите примеры операционных размерных цепей. 
44.  Сущность процессов изготовления деталей на спутниках. 
45.  Как производится выверка положения заготовки на спутнике и станке. 
46.  Этапы достижения точности обработки в ГПС, статическая и динамическая 
настройки. 
47.  Временные связи в автоматизированном производстве. 
48.  Цель и задачи построения временных связей. 
49.  Циклограмма автоматизированного цикла. 
50.  События и их длительность как случайные величины. 
51.  Структура подготовительно-заключительного времени ГПМ. 
52.  Особенности загрузки ГПМ 
53.  Сущность и этапы автоматического сборочного процесса. 
54.  Признаки технологичности конструкций для автоматической сборки. 
55.  Достижение  точности  при  автоматической  сборке  методом  полной  взаимо-
заменяемости. 
56.  Достижение  точности  при  автоматической  сборке  методом  неполной  взаи-
мозаменяемости. 
57.  Достижение точности при автоматической сборке методом групповой взаи-
мозаменяемости. 
58.  Достижение точности при автоматической сборке методом регулированиия. 
59.  Достижение точности при автоматической сборке методом пригонки. 
60.  Методы и средства транспортирования и ориентирования деталей в ГПС. 
61.  Информационное обеспечение автоматизированного производства. 
62.  Структура интегрированной автоматизированной системы       управления. 
63.  Уровни управления автоматизированного производства. 
64.  Структура, функции и порядок разработки  управляющих программ. 
65.  Разработайте управляющую программу для обработки детали типа вал. 
66.  Разработайте управляющую программу для обработки детали типа корпус. 
67.  Разработайте управляющую программу для обработки детали типа фланец. 


background image

 

127 

68.  Воспользуйтесь  курсовым  проектом  по  дисциплине  «Технология  машино-
строения»  для  выявления  структуры  штучного  времени  автоматизированной 
операции. 
69.  Выполните расчет основных  показателей  нормирования  и загрузки  по дан-
ным о структуре штучного времени для трех операций. 
70.  Постройте циклограмму автоматизированной операции по данным курсово-
го проекта с использованием управляющей программы. 

 

ГЛОССАРИЙ 

 

Автоматизация  –  применение  энергии  неживой  природы  в  производ-

ственных процессах, частично управляемых людьми. 

Автоматизированная  система  инструментального  обеспечения 

(АСИО)  –  совокупность  взаимосвязанных  автоматизированных  средств, 
включающая  участки  подготовки  инструмента,  устройства  его  транспорти-
рования,  накопления,  смены  и  контроля  качества,  обеспечивающая  подго-
товку, хранение, автоматическую установку и замену инструмента.  

Автоматизированная система контроля (САК) – совокупность взаи-

мосвязанных автоматизированных средств активного и послеоперационного 
контроля.  

Автоматизированная транспортно-складская система (АТСС) – со-

вокупность  взаимосвязанных  автоматизированных  складских  и  подъемно-
транспортных устройств для перемещения, ориентации и хранения предме-
тов труда и технологической оснастки. 

Автоматическая линия – множество автоматически управляемых ма-

шин, механизмов, вспомогательного и подъемно-транспортного оборудова-
ния,  в  определенной  последовательности  и  с  определенным  тактом  произ-
водящая обработку или сборку изделий. 

Автоматический  производственный  процесс  –  процесс,  в  котором 

для управления и воздействия на предметы труда используется энергия не-
живой природы и не требуется труд человека в течение длительного време-
ни для выполнения и повторения технологических операций. 

Агрегатирование – создание изделий путем сочетания унифицирован-

ных агрегатов, представляющих собой автономные узлы, устанавливаемые в 
различных комбинациях и количестве на общей станине или в общем кор-
пусе: агрегатные станки, электронасосы, дизель-генераторы и т. п. 

Базовое  агрегатирование  –  применение  унифицированной  базовой 

машины  для  установки  на  нем  специального  оборудования  различного 
назначения: тракторы и автомобили специального назначения. 

Безлюдный  производственный  процесс  –  автоматический  производ-

ственный  процесс,  продолжительность  которого  превышает  одну  рабочую 
смену. 

Безотказность  –  свойство  машин  непрерывно  сохранять  работоспо-

собность  в  течение  некоторого  времени,  оценивается  вероятностью  безот-
казной работы, интенсивностью отказов и наработкой на отказ.  


background image

 

128 

Время на личные потребности – часть штучного времени, затрачива-

емая человеком на личные потребности и,  при  утомительных работах  –  на 
дополнительный отдых. 

Время  обслуживания  рабочего  места  –  часть  штучного  времени,  за-

трачиваемая исполнителем на поддержание СТО в работоспособном состо-
янии и уход за рабочим местом. 

Время  организационного  обслуживания  –  время,  затрачиваемое  на 

подготовку рабочего места к началу работы, уборку рабочего места в конце 
смены, смазку и уборку оборудования, другие аналогичные действия в кон-
це смены. 

Время технического обслуживания – время, затрачиваемое на смену 

инструмента, его заправку и регулировку, наладку оборудования, активное 
наблюдение и перемещения при многостаночном обслуживании. 

Время управления – часть штучного времени, затрачиваемая персона-

лом при наблюдении за технологической операцией и воздействиях на сред-
ства управления. 

Вспомогательное время – часть штучного времени, затрачиваемая на 

выполнение приемов, необходимых для обеспечения изменения и последу-
ющего  определения  состояния  предметов  труда:  установка,  закрепление, 
раскрепление, снятие, ручное управление СТО, подвод и отвод инструмен-
та, измерения и т.д. 

Гибкая  система  управления  –  переналаживаемая  в  широком  диапа-

зоне  система управления, создаваемая на базе электронно-вычислительных 
машин с комплектом программ управления, адресующих сигналы управле-
ния  приводным  механизмам  для  обеспечения  заданных  законов  движения 
исполнительных звеньев. 

Гибкий  производственный  модуль  (ГПМ)  –  автоматизированная 

единица  технологического  оборудования  с  программным  управлением,  об-
ладающая автономностью и приспособленная к взаимодействию с другими 
модулями и системами управления. 

Долговечность  –  свойство  машин  сохранять  работоспособность  при 

определенных  режимах  работы  и  условиях  эксплуатации  с  перерывами  на 
ремонт и техническое обслуживание. Количественно она оценивается сред-
ним сроком службы между ремонтами. 

Единичное  производство  –  неопределенное  множество  неповторяю-

щихся операций выполняется одним исполнителем, К

зо

 > 40. 

Жесткая  система  управления  –  не  переналаживаемая  или  перенала-

живаемая в узких пределах система управления, создаваемая на базе кине-
матических цепей машин и механизмов, обеспечивающих заданные законы 
движения исполнительных звеньев. 

Живой труд – физический и интеллектуальный труд человека. 
Завод – объединение цехов и участков по  видам  совместно выпускае-

мой продукции. 

Зона  обслуживания  робота  –  часть  пространства,  соответствующая 

множеству  возможных  положений  центра  схвата,  установленного  на  руке 


background image

 

129 

(манипуляторе) робота. 

Зона  обслуживания  робота  –  часть  пространства,  соответствующая 

множеству возможных положений центра схвата манипулятора. 

Интегрированный  производственный  комплекс  (ИПК)  –  автомати-

зированные средства технологического оснащения и системы аппаратных и 
программных средств, используемые на всех стадиях создания и производ-
ства изделия (исследования, конструкторская и  технологическая подготовка 
производства, организация и управление), и совместно осуществляющие ав-
томатизированный производственный процесс.  

Кассета  –  сменное  устройство  для  ручной  ориентации,  хранения  и 

транспортировки предметов.  

Компаундирование  (многопоточность)  –  параллельная  установка 

машин,  механизмов  и  их  узлов  для  совместной  эксплуатации:  несколько 
двигателей  на  летающем  аппарате,  несколько  насосов  на  одну  напорную 
сеть,  несколько одинаковых приводных  механизмов  в одной  машине,  мно-
гоместные приспособления, многошпиндельные станки и т.п. 

Комплекс признаков – размеры и конструктивно-технологические ха-

рактеристики поверхностей, систематизированные в таблице, с представле-
нием форм деталей общим или отдельным для каждого изделия эскизом.  

Комплексная деталь – реальная или условная деталь, содержащая все 

признаки, характерные для деталей группы, и являющаяся их конструктив-
но-технологическим представителем.  

Конвертирование  –  применение  базовой  модели  изделия  в  новых 

условиях, с новым рабочим телом или по новому назначению: переоснаще-
ние двигателей внутреннего сгорания для работы с различными видами топ-
лива или применения в качестве автотракторного, судового, авиационного и 
т.п. 

Конкурентоспособность  –  это  совокупность  показателей  качества  и 

стоимости товаров, определяющая их предпочтительность для потребителя.  

Кооперировано-ручное время – часть штучного времени, затрачивае-

мая персоналом при выполнении технологической операции с применением 
СТО, но без использования энергии неживой природы. 

Кооперировано-ручной  метод  выполнения  технологического  про-

цесса –  используется  энергия  людей,  применяющих  средства  технологиче-
ского оснащения. 

Коэффициент  конкурентоспособности  –  отношение  доходов  потре-

бителя от использования изделия  к затратам  потребителя на приобретение 
и эксплуатацию изделия за весь период использования. 

Коэффициент  многостаночного  обслуживания  –  отношение  станко-

емкости и трудоемкости.  

Коэффициент  синхронизации  –  отношение  такта  станка  или  группы 

станков-дублеров к такту выпуска.  

Коэффициентом закрепления операций – число различных операций, 

выполняемых на одном рабочем месте. 

Коэффициентом закрепления операций средний – отношение числа