Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Совокупный доход, млн. долл

Из рисунка можно сделать вывод, что увеличение совокупного дохода в 2014 году от спортив­ной индустрии произошел благодаря проведению Олимпиады в Сочи.

Рисунок 3. Изменение совокупного дохода в процентах к предыдущему году

На рис. 3 представлен общий рост доходов от спортивной индустрии в России в промежу­ток с 2006 по 2015 годы. Прирост совокупного дохода составил примерно 217 %. Резкий взлет в 2014 году обусловлен проведением Олимпиады, однако, по оценкам аналитиков PwC, в 2015 го­ду наблюдалось закономерное падение.

Российские спортивные организации стано­вятся полноценными коммерческими предпри­ятиями, развивая систему внешнеэкономиче­ских связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способству­ет ускоренному росту отрасли.

Индустрия спорта в советский период имела большую поддержку со стороны государства. Лишаясь государственного финансирования, рос­сийский спортивный рынок был вынужден адап­тироваться к рыночным условиям. С одной сто­роны, государственная поддержка индустрии спорта позволяет снизить количество правона­рушений и противозаконных деяний в спорте. Однако, с другой стороны, уменьшается прибыль от спортивных соревнований.

Основные факторы, способствующие разви­тию индустрии спорта:

поиск инвесторами новых проектов для вло­жения свободных денежных средств;

престижность владения спортивной ко­мандой;

потенциально ничем не ограниченные рын­ки сбыта, интернациональность спорта и воз­можность выхода на рынки других стран;

создание позитивного имиджа и увеличе­ние числа клиентов;

наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клу­бов, доказывающих, что спорт может высту­пать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;

серьезная диверсификация источников до­хода, способствующая снижению рисков;

внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортив­ных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в разви­тии сопутствующей инфраструктуры и вложе­нии существенных денежных средств

В таблице представлено сравнение спосо­бов финансирования индустрии спорта.


Таблица 6

Сравнение способов финансирования индустрии спорта

Показатели

Государственное финансирование

Самостоятельное

финансирование

Бизнес-инвесторы

Плюсы

Защита спортивной отрасли со стороны государства, уменьшение случаев выявле­ния допинга у спортсменов;

контроль подготовки про­фессиональных тренеров

и спортсменов

Инновации в спортивной ин­дустрии;

развитие спортивной медици­ны и рынка развлечений;

прирост числа болельщиков;

развитие маркетинговых ком­муникаций и рекламы спортив­ного рынка

Прирост числа болельщиков;

развитие маркетинговых ком­муникаций и рекламы спортив­ного рынка;

реализация корпоративной со­циальной ответственности ком­мерческими предприятиями

Минусы

Отсутствие инноваций в спортивной индустрии;

отсутствие прироста ауди­тории болельщиков

- Увеличение числа случаев вы­явления допинга у спортсменов

Зависимость спорта от дохо­дов предприятий;

увеличение числа случаев вы­явления допинга у спортсменов

Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает кон­курентную борьбу между спортклубами за бо­лельщиков, спонсоров, выгодные условия спор­тивного бизнеса.

Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес-структуры будут иметь небольшое влияние на индуст­рию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.

3.3Основные показатели развития физической культуры и массового спорта в 2017 году

По итогам 2017 года обеспечено достижение основных показателей развития физической культуры и массового спорта, установленных государственной программой.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 36,8% (50,1 млн человек) в общей численности населения в возрасте 3-79 лет при плановом показателе 34,0% (46,7 млн человек в 2016 году).


Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов,
составляет 78,8% (31,9 млн человек) при плановом показателе 68,0%
(31 млн человек в 2016 году).

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения составила 16,0% (около 1,2 млн человек) при плановом показателе 14,0% (977,0 тыс человек в 2016 году).

Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 32,1% (11,2 млн человек) от численности сельского населения в возрасте 3-79 лет при плановом показателе 26%
(10,5 млн человек в 2016 году).

Доля населения, занятого в экономике, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 24,9% (около 18 млн человек)
от общей численности населения, занятого в экономике, при плановом показателе 18,5% (16,5 млн человек в 2016 году).

Обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя
из единовременной пропускной способности, составила 50,0% при плановом показателе 36,5%.

Развитие материально-технической базы является неотъемлемым условием успешной реализации целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Для решения этой задачи в структуру государственной программы включена федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30, далее – ФЦП).

ФЦП предусмотрено реализовать в два этапа. На первом (2016–2018 годах) будут осуществлены наиболее приоритетные мероприятия в рамках совершенствования условий для развития массового спорта, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей:

строительство в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы;

развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского, Дальневосточного, Крымского федеральных округов.

На втором этапе (2019–2020 годах) планируется завершение мероприятий.

На сегодняшний день в стране действуют 305,3 тыс. объектов спорта (93% - государственной и муниципальной, 7% - частной собственности).

Таблица 7

Количество объектов спорта в Российской Федерации


Типы объектов спорта

Год

2002

2007

2016

2017

Объекты спорта (тыс.), всего

208,9

232,9

290,9

305,3

Плоскостные спортивные сооружения, в том числе стадионы и объекты городской и рекреационной инфраструктуры (тыс.)

105,9

121,5

156,3

169,3

Плавательные бассейны (всего)

2 639

3 535

5 441

5654

в том числе:

50-метровые

-

126

171

174

25-метровые

-

1 781

2708

2827

из общего количества крытые

2 378

3 150

4 732

4946

Спортивные залы (тыс.)

56,1

67,0

72,1

72,7

Сооружения для стрелковых видов спорта (всего)

9 571

8 286

6 769

6619

в том числе:

тиры

9 049

7 944

6 285

6121

стрельбища

154

257

282

319

стенды

64

85

202

179

Крытые спортивные сооружения
с искусственным льдом

110

199

639

669

Манежи (всего)

238

290

419

446

в том числе:

легкоатлетические

214

248

276

277

футбольные

24

29

55

66

Гребные базы и каналы

103

113

124

140

Биатлонные трассы

35

40

53

66

Велотреки, велодромы

27

45

46

Лыжные базы

3 316

3 234

2898

2914

Другие (тыс.)

34,3

32,1

46,1

46,7


На реализацию мероприятий ФЦП в 2017 году выделены средства федерального бюджета в объеме  2 538,04 млн рублей, в том числе:

по направлению  «Строительство в субъектах Российской Федерации
(в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности» - 725,00 млн рублей на строительство
44 спортивных сооружений;

по направлению «Строительство и реконструкция инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» - 1 201,39 млн рублей на строительство 13 объектов;

по направлению «Реконструкция объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя» - 336,65 млн рублей
на разработку проектно-сметной документации и начало строительства
5 объектов спорта в Республике Крым и 2 объектов в г. Севастополь;

по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры
Северо-Кавказского  федерального округа» - 125,00  млн рублей
на строительство 2 объектов в Республике Дагестан и Чеченской Республике;

по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа» - 150,00 млн рублей на строительство 4 объектов.

В 2017 году заключены 32 соглашения с субъектами Российской Федерации, предусматривающие софинансирование из федерального бюджета строительства и реконструкции 68 объектов спорта на территории субъектов Российской Федерации.

По итогам 2017 года завершено строительство 42 спортивных объектов.

В отношении мероприятия ФЦП «Закупка комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ» софинансирование из федерального бюджета осуществлялось на 25 объектов
в 25 субъектах Российской Федерации, закуплено 26 комплектов искусственных покрытий, общая сумма субсидий составила 280,00 млн рублей.

В отношении мероприятия ФЦП «Закупка спортивного оборудования
для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва» софинансирование из федерального бюджета осуществлялось на 105 объектов в 28 субъектах Российской Федерации, общая сумма субсидий составила 505,00 млн рублей.

В 2018 году в рамках ФЦП планируется выделение субсидии
из федерального бюджета в объеме 3 286,39 млн рублей на следующие направления:

  • 725,0 млн рублей на строительство 40 спортивных объектов
    по направлению «Строительство в субъектах Российской Федерации (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности» в 24 субъектах Российской Федерации;
  • 1 201,39 млн рублей на строительство 16 спортивных объектов
    по направлению «Строительство и реконструкция инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» в 15 субъектах Российской Федерации;
  • 300,0 млн рублей на строительство 3 спортивных объектов
    по направлению «Реконструкция объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополь»;
  • 125,0 млн рублей на строительство 5 спортивных объектов
    по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа» в Республиках Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае;
  • 150,0 млн рублей на строительство 5 спортивных объектов
    по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа» в Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском краях и Магаданской области;
  • 355,0 млн рублей на закупку спортивного оборудования
    для 92 специализированных ДЮСШОР и УОР по направлению «Закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва»
    в 35 субъектах Российской Федерации;
  • 280,0 млн рублей на закупку комплектов искусственных покрытий
    в 30 ДЮСШ по направлению «Закупка комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ»
    в 30 субъектах Российской Федерации;
  • 150,0 млн рублей на строительство 4 спортивных объектов в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства
    в Воронежской и Новосибирской областях.