Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках..».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие конкуренции на мировом рынке и конкурентных преимущества стран
1.2.Демпинг и качество – основные стратегии конкурентной борьбы на мировых рынках
2.1.Сущность стратегии компании Nikon как проявления конкурентного преимущества страны
2.2. Развитие стратегического управления в компании Nikon
В отличие от традиционных взаимосвязей в международном производстве стал выстраиваться новый формат отношений «заказчик - поставщик». Не поставщик конкурирует на рынке заказчика, а заказчик «создает» нужного для себя поставщика, формально используя соответствие требованиям корпоративным стандартам качества. Размещение заказов и «создание» поставщика на внешнем рынке стали определяться не низкой стоимостью факторов производства в конкретной стране и уровнем качества выпускаемой продукции, являющихся необходимыми условиями кооперации. Емкость рынка страны потенциального поставщика и ее обязательства закупить у заказчика значительный объем конечной продукции стали решающими, а порой достаточными условиями для выбора поставщика.
Это означает, что в нарушение правил ВТО размещение заказов практикуется в формате скрытого «гражданского офсета». Такая внешнеторговая политика в современных условиях активно проводится авиастроительными концернами EADS, Airbus, Boeing[7]. Так, например, размещение в Китае значительных по объему заказов для гражданского самолетостроения происходит в обмен на его согласие закупить значительное количество конечной продукции - несколько тысяч самолетов. (Для сравнения российские возможности составляют всего несколько десятков.) Это происходит, несмотря на наличие незагруженных необходимых производственных мощностей в России и отсутствие таковых в Китае[8].
Отсутствие мощностей, по мнению заказчика, не является существенной проблемой. Эффект масштаба позволит Китаю прокредитовать не только строительство необходимых производственных мощностей, но и создание развитой сети аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации, имеющих полномочия производить оценку соответствия обязательным требованиям качества, принятым за рубежом вообще и в конкретных корпорациях в частности. Размещение, как, например, в России, разовых или мелкосерийных заказов не позволяет окупить создание необходимых условий для обеспечения требуемого уровня качества. Использование зарубежных лабораторий и органов по сертификации ведет к удорожанию продукции (не менее 20%) и снижению конкурентоспособности. Российские производители вынуждены занять более низкий уровень в международном разделении труда с гораздо меньшей долей добавленной стоимости. Таким образом, корпоративные стандарты и нормы качества становятся серьезным препятствием для российских предприятий при «вхождении» в «глобальное производство», что приводит к существенным финансовым потерям. Так, потенциальный портфель заказов корпорации «Иркут» на поставку комплектующих деталей для концерна Airbus в перспективе до 2015 г. оценивается 2 млрд долл. Упущенная выгода - очевидна. Аналогичные примеры можно привести и для других секторов «глобального производства» (автомобилестроение, бытовая техника, продукты питания, лекарства и фармацевтические препараты, парфюмерия и косметика и др.).
Это означает, что вопросы, связанные с качеством продукции, его обеспечением и контролем, сертификацией изделий на соответствие корпоративным стандартам и нормам качества, из традиционно технических и организационных «перешли» в разряд экономических факторов и приоритетов внешнеторговой политики, существенно влияющих на приоритеты и развитие внешнеэкономических связей, стали важным фактором международной конкуренции.
И, тем не менее, как отмечают В. Ивантер и М. Узяков, и сегодня традиционные показатели теории международной торговли продолжают опираться на предположение о равенстве условий, определяющих рост качества и конкурентоспособности продукции. В этой связи весьма показательны оценки Дж. Джурана, одного из авторитетнейших исследователей проблем качества в современной экономике. В период с 1950 по 2000 гг. уровень качества экспортируемой развитыми странами продукции возрастал значительно существеннее по сравнению с аналогичным показателем для других стран. Для США и стран Европы этот рост составил более чем в 1,75 раза, для Японии - в 6,75. Важно отметить, что характер изменения этого показателя для этих стран был неодинаков и имел свои особенности. Если в 1950-х гг. уровень качества товаров, экспортируемых из США и Европы, более чем в 3,75 раза превышал аналогичный показатель для японских товаров, то для 1960-х гг. это соотношение составляло 2,17, для 1970-х гг. - 1,19, а для периода с 1980 по 2000 гг. эта цифра в среднем равнялась 0,94. В 1975 г. произошла смена лидерства в этой области.
Качество японской продукции перешло в количество - к 1985 г. на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире высокотехнологичных товаров. Можно сказать, что качество продукции стало важным фактором повышения конкурентоспособности и перераспределения географии товарных потоков.
Начавшийся в 1991 - 1992 гг. в Японии экономический кризис привел к снижению конкурентоспособности японских товаров и сокращению объемов продаж. На этом фоне произошло выравнивание уровней качества между Японией, США и Европой. Тем не менее, состязательность за лидерство существенно не расширяла списка стран, экспортирующих продукцию высокого уровня качества. Кроме того, оставалась устойчивой динамика понижения удельной стоимости качества продукции и услуг. Наблюдалось и повышение удельного качества экспортируемой продукции.
Отмеченные процессы стали заметно влиять на показатели внешнеторговых квот и явились фактором, активно влияющим на развитие внешнеэкономических связей.
Наблюдаемая «концентрация» производителей продукции более высокого уровня качества в границах развитых стран, как и постоянная борьба за лидерство, к сожалению, в данных официальной статистики внешнеторговых балансов не отражалась и не использовалась для прогнозирования международной торговли.
Глава 2. Стратегическое управления в компании NIkon как проявление фактора конкурентного преимущества страны
2.1.Сущность стратегии компании Nikon как проявления конкурентного преимущества страны
Компания Nikon Corporation - японская компания, специализирующаяся на производстве оптики и электронных устройств для обработки изображений. Среди продукции, производимой компанией, нужно отметить фотоаппаратуру и фото- принадлежности, сканеры, бинокли, микроскопы, измерительные инструменты, оборудование для производства полупроводников и т. д. Компания NIkon имеет почти вековую историю и долгий, трудный путь на вершину славы. Будущая легенда зародилась 25 июля 1917 года, путем слияния трех компаний - Tokyo Keiki Seisaku-sho´s Optical Division, Iwaki Glass Seisaku-sho и Fujii Lens Seizo-sho.
Миссия компании Nikon – понять, что нужно людям от получения изображений сегодня и завтра, а так же дать им возможность воплотить в жизнь свои мечты. Для компании Nikon это означает взять на себя инициативу в определении новых ценностей для изображений и передача этих ценностей людям. Миссия компании Nikon основывается на ответственности компании за успешное служение клиентам и глобальной окружающей среде[9].
Основная цель компании сводится к достижению удовлетворенности лояльных клиентов путем производства эффективных продуктов высокого качества.
Фирма Nikon относится к роли управления окружающей средой серьезно. О чем свидетельствует «Принцип Безопасного Дизайна» («SafetyDesignPrinciple»).
Видение миссии - «Удовлетворять требования. Предвосхищать ожидания».
- Дальнейшее расширение бренда (изучить новые сферы для создания существенного бизнеса к Марту 2015, добиться положения компании в качестве лидера в каждой отрасли деятельности).
Стратегическими целями компании на данном этапе ее развития являются[10]:
- Обеспечение продуктов и услуг высшего уровня качества и безопасности.
- Минимизация влияния на окружающую среду.
- Осознание важности корпоративной социальной ответственности и внесение своего вклада в развитие общества.
Фирма Nikon разрабатывает эксклюзивные, инновационные материалы, которые играют жизненно важную роль, в создании новых технологий оптики. А так же проведении обширных исследований, и разработке в материалов.
Надежность бренда Nikon основана на высоком уровне технологической мощности и деятельности отдела исследований, которые ведутся с самого основания компании в 1917 году. В компании постоянно вводятся основные технологии и организаций по исследованиям и разработкам, которые поддерживают Nikon сегодня и в будущем.
Компания постоянно совершенствует основные исследования и технология для долгосрочной перспективы, основываясь на оптике и электронике и высокоточных технологиях, накопленных в течение долгих лет с момента основания компании. Таковы основные технологии, которые поддерживают Nikon на фундаментальном уровне.
Компания Nikon стала первопроходцем в технологиях работы с оптическим стеклом. Непрерывное наращивание потенциала и накопление профессионального опыта позволяют компании Nikon и в настоящее время предлагать разнообразную продукцию, начиная от всемирно известного профессионального и любительского фотографического оборудования, и заканчивая высокоточным промышленным оборудованием.
Главный технический центр, ответственный за основное развитие технологий в Nikon, а также каждый отдел совершенствуют исследования и разработки в процессе сотрудничества. Усилия исследований и разработок направлены на внесение вклада в общество сегодня и завтра в разных проявлениях.
Кроме того, Nikon представляет систему, которая предоставляет стипендии для инженеров, демонстрирующим выдающийся опыт и знания, а так же вносят вклад в развитие компании на мировом уровне. Компания стремится содействовать передовым исследованиям и разработкам, что выводит индустрию на новый уровень, совместно со специалистами, которые признаются как в самой компании, так и за ее пределами.
Nikon сформировала союз исследований и разработок с Токийским университетом - Кафедра Nikon Imaging Science, в Институте Промышленной Науки - нацеленный на инженеров нового поколения, которые будут руководить оптической промышленностью. И в восьми местах по всему миру - в Азии, включая Японию, США, и в Европе – были открыты центров воображения, которые используют передовые микроскопы Nikon в изучении и развитии технологий визуализации.
Таким образом, на основании данной главы стоит отметить, что важнейшее значение в деятельности организации имеет разработка и реализация стратегии через управление бизнес-процессами. В этом заключается суть стратегического управления.
В стратегическом управлении задействованы все бизнес-процессы, существенно влияющие на развитие организации.
Важно понять и описать те бизнес-процессы, которые идут в организации, для того, чтобы их радикально в случае необходимости изменить, формируется стратегия развития. Она разрабатывается на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности компании с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Применительно к бизнес-процессам получается, что неактуальные бизнес-процессы меняются на те, которые реально обеспечат развитие компании.
И здесь большое значение имеет процесс формирования маркетинговой стратегии развития организации, конечным результатом которого является программа (план) действий.
В настоящее время российские компании используют два основных подхода к документальному закреплению принятых решений в сфере маркетинговой стратегии: создают два документа («Маркетинговая стратегия», «Маркетинговый план»); создают только «Маркетинговый план».
Очевидно, что первый путь является более предпочтительным, но он возможен там, где компания имеет либо собственный отдел маркетинга, либо имеет возможность пригласить внешних маркетологов, для разработки стратегии.
Компания Nikon предлагает своим клиентам широкий ассортимент высококачественной продукции в различных точках мира, что является существенным конкурентным преимуществом.
В последние годы компания стала организовывать конкурсы фотографий, которые привлекли довольно широкие массы. При развитии такого направления, создании выставок с фотографии своих клиентов, аукционов и прочих мероприятий, Nikon может вернуть себе былую славу, что и доказывают цифры, полученные в таблице.