Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках..».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие конкуренции на мировом рынке и конкурентных преимущества стран
1.2.Демпинг и качество – основные стратегии конкурентной борьбы на мировых рынках
2.1.Сущность стратегии компании Nikon как проявления конкурентного преимущества страны
2.2. Развитие стратегического управления в компании Nikon
Введение
Мировое сообщество включает в себя множество национальных экономических субъектов, имеющих свою историко-географическую, национальную, религиозную и социально-политическую специфику, которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических особенностях развития данной страны. Естественно, что столь значительно количество субъектов международных экономических отношений предопределяет конкуренцию на мировых рынках. В этой связи, можно говорить, что в рамках мировой экономики существует единый рынок, на котором конкурируют его участники - в данном случае национальные экономики и их составляющие - национальные предприятия. В настоящее время под влиянием множества факторов обостряется конкуренция на мировых рынках. По мнению исследователей, главенствующее место начинает занимать неценовая конкуренция, обгоняя , ценовую.
Актуальность рассмотрения проблематики данной работы заключается в том, что на основании знания теоретических особенностей конкуренции на мировых рынках, форм и методов конкуренции хозяйствующие субъекты могут строить практическую стратегию завоевания внешних рынков, а это весьма важно в настоящее время – время глобализации. Данный факт и предопределило мною выбор представленной темы.
Целью данной работы является рассмотрение стратегий конкуренции на мировом рынке. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Сущность международной конкуренции и конкурентных преимуществ разных стран, основные стратегии международной конкуренции
- Стратегическое управления в компании Nikon как проявление фактора конкурентного преимущества страны
Объектом исследования в данной работе является мировая экономика. Предметом же выступает стратегия реализации конкурентных преимуществ.
В процессе написания работы широко использовались источники научной и учебной литературы, статьи в периодической печати.
3.Стратегия управления и его роль в развитии компании Nikon, является неотъемлемой частью формирования планов, нацеленных на успешное развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижения конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.
Глава 1. Сущность международной конкуренции и конкурентных преимущества стран, основные стратегии международной конкуренции
1.1. Понятие конкуренции на мировом рынке и конкурентных преимущества стран
Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием международного разделения труда, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.
Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает научно-техническая революция (НТР). Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.
Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке[1].
Наибольшее внимание теории конкурентного преимущества страны было уделено в работах М. Портера. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.
М. Портер выделял следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:
- Факторы производства определенного количества и качества.
- Условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры.
- Наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
- Стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и обуславливая, развитие друг друга. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.
В виде рисунка детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб») представлены на рисунке 1.
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих отраслей направленных на экспорт продукции.
Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), выделяет и такие как, ресурс знаний, сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг. А также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
Случай
Стратегия фирм, их структура и соперничество
Параметры
факторов
Параметры
спроса
Правительство
Родственные и поддерживающие отрасли
Рисунок 1. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб») [2]
Важную функцию в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей. Специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
Стратегия фирм, их структура и соперничество.
В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества.
Параметры спроса.
Параметры спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
Родственные и поддерживающие отрасли.
Наличие в национальной экономике высокоразвитых, родственных и поддерживающих отраслей. Обеспечивая, фирмам в ориентированные на экспорт отраслях. Необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству.
К наиболее важным событиям такого рода можно отнести[3]: новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового и местного спроса, политические решения правительства, войны и другие непредвиденные обстоятельства.
Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Важную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ отраслей национальной экономики играет государство, хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса.
Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.
Воздействие демпинга на отечественных производителей весьма негативно, что предопределяет необходимость борьбы с ним как отдельными государствами, так и специальным международным антидемпинговым законодательством в рамках положения деятельности ВТО (Всемирной торговой организации) и ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле).
Основной целью ВТО декларируется создание и обеспечение многосторонней, открытой на основе добросовестной конкуренции торговли, понимаемой, как отмечалось выше, в самом широком смысле. В числе главных правовых средств достижения этой цели, в русле «обкатанных» ранее в ГАТТ фигурируют[4]: последовательное сокращение таможенных пошлин; снижение и ликвидация всевозможных количественных ограничений. Неприменение экспортных субсидий и поощрений; недопущение демпинга, а также «добровольных» ограничений экспорта, к которым понуждаются отдельные страны, и т.д.
1.2.Демпинг и качество – основные стратегии конкурентной борьбы на мировых рынках
Под демпингом понимается сбыт импортной продукции на национальном рынке по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Демпинг обычно используется в период циклического спада, когда отрасль не может реализовывать всю созданную продукцию на внутреннем рынке из-за снижения отечественного спроса. Для того, чтобы в этих условиях предотвратить сокращение объемов производства и снижение внутренних цен, отрасль «сбрасывает» часть «излишней» продукции за рубеж по более низким ценам, чтобы стабилизовать свое положение ценой подрыва производства у своего зарубежного торгового партнера[5].
В ст. VI ГАТТ закреплено: «...демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности».