Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках..».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие конкуренции на мировом рынке и конкурентных преимущества стран
1.2.Демпинг и качество – основные стратегии конкурентной борьбы на мировых рынках
2.1.Сущность стратегии компании Nikon как проявления конкурентного преимущества страны
2.2. Развитие стратегического управления в компании Nikon
В торговых отношениях между отдельными государствами существуют традиционные виды товаров, по которым конкурентная борьба между национальными производителями и иностранными экспортерами ведется достаточно остро. Государство оказывает активную поддержку национальным предпринимателям, ставя на пути импорта конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин[6]. Например, во внешней торговле США и Японии среди таких товаров, в отношении торговли которыми государство осуществляет постоянное активное вмешательство, включая принятие антидемпинговых мер, можно назвать продукцию сталелитейной промышленности, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией такими товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция электронной промышленности. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные товары и продукция сталелитейной промышленности. Большой резонанс вызвало возбуждение в США расследования и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции сталелитейной промышленности из 19 стран в 1992 году.
Механизм возникновения материальных выгод международного разделения труда, составляющего основу современной международной торговли, впервые был раскрыт классиками политической экономии А. Смитом, а затем Д. Рикардо и получил название теории сравнительных издержек производства. К этим издержкам, помимо труда, последующие исследователи добавили такие факторы производства, как земля, капитал, технология, информация, инновация, предпринимательские способности, а с недавних пор - качество продукции и оказываемых услуг. Дальнейшее развитие теории международной торговли связано с Э. Хекшером и Б. Олином. Они утверждали, что в условиях свободной торговли достигается равновесие цен факторов производства в различных странах. Теории Рикардо и Хекшера - Олина по-разному объясняют причину существования различий между странами (первая - разным уровнем производительности труда, вторая - разницей в запасах факторов производства), но главный вывод одинаков: чем более похожи друг на друга две страны, тем меньше должен быть товарообмен между ними.
Уже после Второй мировой войны теория сравнительных преимуществ начала стремительно расходиться с практикой. К концу 1960-х гг. наибольшие объемы торговли стали приходиться именно на очень похожие друг на друга регионы - Северную Америку и Западную Европу. Они торговали друг с другом намного больше, чем с не похожими на них странами третьего мира. Если в 1953 г. индустриально развитые страны направляли в страны, сходные с ними по уровню развития, 38% своего экспорта, в 1963 г. эта цифра составляла 49%, в 1973 г. - 54%, а в 1990 г. - уже 76%. К началу XXI в. данный показатель стабилизировался на уровне 77 - 80%.
Преимущественный внешнеторговый оборот высококачественной продукции между передовыми странами отразился и на внешнеторговых балансах профессиональных знаний как одном из важнейших показателей их научно-технической мощи. С 1950 по 1993 гг. международный обмен в этом секторе мировой экономики более чем на 80% сосредоточился в кругу развитых стран, а темп роста общего количества экспортированных и импортированных патентов (С. Кузнец и У. Шейли) более чем на порядок превышал аналогичную цифру для развивающихся стран.
Следует заметить, что в последнее десятилетие к числу наиболее активных участников международной торговли присоединились несколько крупных азиатских государств, прежде всего Китай, в то время как значительная часть мира остается ею, по сути, активно не затронутой. Доля продукции и услуг, продаваемых за пределами промышленно развитых «укрупненных регионов» (США, ЕС и Япония), относительно невелика. Даже если взять самую, казалось бы, «интернационализированную» отрасль - автомобилестроение, - окажется, что лишь 17% собранных в ЕС автомашин и всего 7,9% сделанных в США продаются на экспорт. Общий объем экспорта товаров и услуг из всех стран мира составил менее 19% глобального валового продукта. Это означает, что мировая экономика и в начале XXI в. остается в значительной мере «локализованной», а внутриотраслевой характер внешней торговли между развитыми странами стал доминирующим.
Для нее оказалось - чем выше достигнутый уровень производства в развитых странах и чем разносторонней структура производимых ими потребительных стоимостей, тем более концентрированной становилась совокупная полезная масса продукта, вовлеченного в международный обмен. Причем, как показывает статистика, стоимость этого совокупного общественного продукта распадается на стоимости конкретных продуктов обратно пропорционально их величине, т.е. чем больше стоимость совокупного продукта, тем более дробной становится его стоимостная структура, тем меньше становится стоимость каждого отдельного изделия, вовлеченного в международный обмен.
Стало очевидным, что объяснить сложившуюся направленность международных торговых потоков. Их стоимостную структуру и пропорции в рамках теоретических представлений Рикардо и Хекшера - Олина не представляется возможным.
Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ связано с именем В. Леонтьева. Он показал, что при анализе и прогнозировании структуры международной торговли необходимо учитывать динамику научно-технического прогресса и неравномерность его распределения между странами.
Учет этих факторов позволил отчасти объяснить причины несовпадения наблюдаемых на практике направлений международных товарных потоков и ожидаемых. Тем не менее, ограничения исходных положений теории сравнительных преимуществ, продолжали оказывать искажающее влияние на прогнозирование объемов, направлений и динамики товарных потоков в международной торговле. Это побуждало к дальнейшему развитию существующих и разработке альтернативных теоретических концепций.
Классическая теория международной торговли позднее была развита и дополнена. Так, теория «технологического разрыва» М. Познера предполагает, что развитие торговли между странами одинаково обеспеченными факторами производства вызвано техническими и технологическими новшествами, позволяющими производить товар с меньшими издержками.
Вначале 1980-х гг. П. Кругман, К. Ланкастер предложили альтернативное классическое объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть теории эффекта масштаба заключалась в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Поэтому странам (в частности, промышленно развитым), обеспеченным факторами производства в сходных пропорциях, будет, выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Международная торговля будет способствовать реализации эффекта масштаба за счет расширения рынков сбыта.
Разработанная Б. Баласса теория объясняет причины взаимной торговли развитых стран в рамках интеграционных объединений дифференцированными товарами одной отрасли. Этими причинами могут быть следующие: 1) различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь большой выбор товаров в рамках одно товарной группы; 2) пересекающийся спрос, согласно чему страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий рынок; 3) эффект масштаба. Она развивается в условиях одинаковой или очень схожей обеспеченности факторами и приводит к росту дохода на все факторы производства.
Появившаяся на рубеже XX и XXI вв. теория «международной конкурентоспособности наций» или «конкурентных преимуществ» М. Портера легла в основу современной внешнеторговой политики практически всех стран. Она соединила элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности предприятия. Конкурентоспособность страны, по Портеру, создает конкурентные преимущества предприятия, успех которого на мировом рынке зависит от правильно выбранной стратегии.
Дальнейшее развитие теории международной торговли в основном связано с «неолиберальным» направлением. Теории международной мобильности факторов производства, их географической диверсификации, скорости внедрения передовых технологий (инноваций), неограниченной свободы предпринимательства и торговли стали идейной основой исследования международной торговли и внешнеэкономических связей.
Основываясь на этом подходе, К. Гидальго, Б. Клингер, А.-Л. Барабаси и Р. Хаусманн была показана возрастающая неоднородность плотности глобального пространства экспортных товаров. По их мнению, глобальное пространство наиболее «плотно» в развитых странах, где сконцентрированы технологически наиболее сложные товары с различным набором потребительских свойств и разной ценой. Напротив, более «простые» товары, например сырье, располагаются на периферии экономического развития.
По оценкам Р. Хаусманна и Б. Клингера, это связано с высоким уровнем затрат, необходимых для создания новых продуктов. Поэтому затраты менее развитых стран на диверсификацию экспорта преимущественно были связаны с освоением новых товаров, в определенной мере «смежных» с уже входящими в их экспортную корзину с невысоким уровнем затрат. Неудивительно, что бедным экономикам требуется больше времени и усилий для последовательного перехода от производства сырья и продуктов низкой технологией к производству технически более сложных товаров.
Предметом повышенного внимания стали причины одновременного «сосуществования» научно-технологического лидерства одних стран и значительного положительного внешнеторгового баланса других, при устойчивом пассиве лицензионной деятельности последних. Складывались предпосылки для дальнейшего развития теории международной торговли.
Отмеченная неоднородность и существование устойчивой положительной связи продуктивности экспорта с уровнем развития страны, отмеченное Р. Хаусманном, Дж. Хвангом и Д. Родриком, стали новым явлением в международном разделении труда. Появились новые формы внешнеэкономических связей, изменились конкурентные требования, сменились акценты в приоритетах международной торговли. Повысился интерес исследователей к распределению «ролей» среди развитых стран при формировании и изменении «ландшафта» международной торговли.
Ценовая конкуренция производителей все больше уступала место неценовой, т.е. ориентации на удовлетворение будущих потребностей и ожиданий потребителя. Меняется само понятие «качество». Происходит его «социализация», а сам процесс приобретает объективный характер. Оно охватывает теперь не только потребительские свойства товаров и требования к их безопасности и экологической чистотой, но и методы организации всей системы производства и сбыта. Международные стандарты качества (серии ИСО-9000) все больше дополняются стандартами экологического менеджмента (серии ИСО-14000). Внедрение стандартов этих серий рассматривается международным бизнесом и их организациями, например Международной торговой палатой, как важнейший элемент конкурентоспособности товаров, услуг и социальной ответственности бизнеса перед обществом.
Трансформация концепции экспортного производства «индустрии, управляемой технологиями» (technology driven industry) в «индустрию, управляемую рынком» (market driven industry) изменила роль государства в организации и регламентации стандартов и норм качества продукции. Оно стало заметно смещаться от государства в сторону производителей и потребителей.
Начиная с последнего десятилетия XX в. интерес исследователей стал постепенно смещаться к изучению влияния конкретной фирмы, корпорации на международную торговлю, а в основу новой концепции было положено все более точное отслеживание промышленностью самых разнообразных, быстро изменяющихся запросов миллионов потребителей на всех континентах.
Корпоративные стандарты и нормы для сертификации и декларирования экспортной продукции на соответствие требуемому уровню качества (как например, стандарты качества Sony, Toyota, Matsushita или Volkswagen) стали играть важную роль для развития международной торговли продукцией промежуточного и конечного потребления. На их базе происходило создание материально-технической основы процесса глобализации, т.н. «глобального производства» (global production). Именно здесь в рамках внутриотраслевой специализации, на основе долгосрочных контрактов стали формироваться устойчивые внешнеэкономические связи производственно-технологического кооперирования на единых нормах и стандартах качества продукции.
Уже с начала 1990-х гг. на мировых рынках обостряется конкуренция, следствием чего явилось ужесточение требований к качественным параметрам поставляемой на экспорт продукции и маркетинг.
Для «глобального производства» с падением спроса в мировой экономике особую остроту приобрели процедуры PPAP «Процесс согласования производства части» (высокотехнологичные комплектующие, узлы, агрегаты и т.п. и материалы для их производства). Обеспечение и контроль качества комплектующих и продукции промежуточного потребления, их сертификация на соответствие корпоративным стандартам качества стали необходимым условием.
Показатель локализации национального производства в «глобальном производстве», т.е доля комплектующих в конечном изделии, стал напрямую зависеть от достигнутого уровня качества и способности его обеспечения. Тем не менее, задача экономической оценки влияния этих факторов на перспективы и последствия «включения» разных стран в международное производство, на географию, сортамент, стоимостные и физические объемы при размещении «производства части» не ставилась.