Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Понятие франчайзинга и его исторические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При применении модели франчайзинга бизнес - формата правообладатель берет на себя обязательство разместить информацию о магазине пользователя франшизы на своем корпоративном сайте, включая точный адрес, схему проезда, часы работы, телефон, прочие необходимые данные. За актуальность размещенной информации несут ответственность сотрудники правообладателя. В свою очередь, франчайзи обязан предоставлять необходимую, для размещения на сайте информацию в полном объеме в сроки, установленные франчайзинговым соглашением.

При определении финансовой составляющей отношений «Бегемот» и франчайзи на протяжении всего существования франчайзинговой сети выбиралась одна из следующих схем финансирования маркетинговых мероприятий внутри франчайзинговой системы:

1. «Бегемот» и франчайзи совместно оплачивают проведение маркетинговых мероприятий, договором определяется, с какой периодичностью и в каком размере франчайзи должен вносить маркетинговый и/или рекламный взнос, взнос на развитие франшизы и т.п.

Вносимый маркетинговый взнос может подразделяться на сумму средств, обязательную к перечислению на счет «Бегемот», и сумму, которую франчайзи обязан потратить на проведение региональной маркетинговой кампании. Данная схема считается оптимальной при использовании схемы территориального франчайзинга;

2. Все маркетинговые и рекламные мероприятия осуществляются за счет «Бегемот». Формально в договоре не прописывается отдельная выплата в маркетинговый фонд, но она включается в роялти (регулярный платеж) или надбавку на поставляемый «Бегемот» товар (в случае, если правообладатель является эксклюзивным поставщиком пользователя франшизы).

По мере возрастания конкуренции на рынке франшиз и роста осведомленности предпринимателей о данной бизнес - технологии, трансформируются подходы к сотрудничеству субъектов франчайзинговой системы, все большее внимание франчайзинговая сеть «Бегемот» начинает обращать на маркетинговую составляющую франчайзинговых отношений.

Маркетинг франчайзинговых отношений - это процесс создания, поддержания и расширения взаимоотношений «Бегемот» с ее потенциальными и реальными франчайзи (партнерами, пользователями франшизы), направленный на извлечение дохода, обеспечение устойчивости франчайзинговой системы и повышение имиджа франшизы «Бегемот» на рынке.

В рамках развития франшизы «Бегемот» можно рассматривать два основных аспекта маркетинга франчайзинговых отношений:


- маркетинг непосредственно франшизы «Бегемот», в этом случае продажа франшизы рассматривается как отдельное самостоятельное направление деятельности компании. Франшиза приобретает форму товара и, соответственно, требуется применение всего инструментария комплекса маркетинга;

- маркетинговая деятельность по основному направлению деятельности «Бегемот», в которую после приобретения франшизы вовлечены и «Бегемот», и франчайзи.

При этом число каналов продвижения франшизы «Бегемот» постоянно растет, а значимость их выбора и разработки комбинаций нескольких каналов сбыта постоянно усиливается с учетом построения долгосрочных партнерских отношений на рынке.

Комплекс маркетинга включает следующие составляющие: предлагаемые товары и услуги (Product), место продажи (Place), система сбыта и продвижения (Promotion) ценовая политика (Price), а также квалификация персонала (People).

Рисунок 3. Комплекс 5Р франшизы «Бегемот»

Далее обозначим основные средства продвижения франшизы «Бегемот»:

1. Собственный сайт «Бегемот». Служит средством для первого знакомства предпринимателя с франшизой. При поиске информации о франшизе потенциальный покупатель заходит на сайт правообладателя, который находит в поисковых системах чаще всего по наименованию бренда, заложенного в основу франшизы. На сайте должна быть представлена общая информация о приобретаемой франшизе, краткая презентация франшизы и контакты лиц, отвечающих за продажу франшизы. Также может быть размещена анкета для потенциального франчайзи. Данные, размещаемые на сайте, являются правдивыми и актуальными[25];

2. Базы данных франчайзинговых ассоциаций, размещаемые как в бумажном, так и электронном виде, а также каталоги франчайзинговых предложений специализированных консалтинговых компаний в сфере франчайзинга. Позволяют потенциальным покупателям как определить перечень «Бегемот»ов, так и осуществить сопоставление франчайзинговых предложений по цене, предоставляемым услугам, а также сравнивать требования, предъявляемые к открытию объекта по франшизе.

3. Международные, национальные и региональные выставки франчайзинговых предложений и отраслевые выставки, конференции и круглые столы, соответствующие основной отрасли деятельности «Бегемот», мероприятия, проводимые федеральными и региональными органами государственной власти, в первую очередь, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства сотрудничество с фондами поддержки малого предпринимательства; банками, разработавшими специальные продукты для субъектов франчайзинговых отношений; лизинговыми компаниями. Участие в такого рода мероприятиях позволяет как повысить уровень осведомленности о франчайзинговой технологии в предпринимательской среде, так и способствует росту узнаваемости франшизы в профессиональной среде, а также дает возможность провести переговоры с потенциальными партнерами о продаже франшизы.


4. Сотрудничество с франчайзинговыми брокерами для продвижения франшизы на региональных рынках и роста уровня осведомленности о франшизе на рынке посредствам участия брокеров в специализированных мероприятиях, организации публикаций в печатных и электронных изданиях, представления интересов «Бегемот» при переговорах с потенциальными покупателями и другими заинтересованными лицами;

5. Прямые продажи, осуществление персонофицированных продаж, направленных, в первую очередь, на региональных предпринимателей, которые владеют собственным бизнесом в той же сфере, что и владелец франшизы;

6. Данные, размещенные в средствах массовой информации, а также создание страницы в социальных сетях и организация сообществ (групп) в социальных сетях и т.п.

ООО «Бегемот» развивается и помимо наличия собственного интернет-сайта[26], размещает информацию о деятельности предприятия на специализированных интернет-сайтах, осуществляя тем самым интернет- маркетинг.

За последний период проведена значительная работа по приоритетным направлениям деятельности «Бегемот»:

- повысился статус «Бегемот» как современного магазина;

- ассортимент дополнительных товаров «Бегемот» базируется на широко известных мировых брендах и учитывает современные тенденции мировой моды.

К основным направлениям маркетинга франшизы «Бегемот» относятся следующие мероприятия:

- разработка самой франшизы «Бегемот» в качестве товара на рынке;

- формирование моделей распределения и продвижения франшизы «Бегемот» на отечественный и зарубежный рынки;

- обеспечение конкурентоспособности франчайзингового предложения;

- разработка нескольких вариантов франшиз в зависимости от вида спроса и рынка;

- постоянный мониторинг состояния рынка франшиз и совершенствование собственных действующих предложений;

- формирование предложений для целевых рынков, к примеру, разработка малобюджетных франшиз;

- формирование и совершенствование системы построения взаимоотношений с действующими франчайзи, работа с возражениями и разработка программ лояльности.

В целом компания «Бегемот» много делает для развития своих франчайзи.

Заключение

Таким образом, франчайзинг – это способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.


В рамках договора франчайзинга между франчайзером и франчайзи заключается договор франшизы, определяющий условия взаимодействия сторон. Данным документом устанавливается, что франчайзер возмездно предоставляет франчайзи право использования его торговой марки, а также и иные услуги (консалтинг, маркетинг) при условии соблюдения стандартов франчайзера.

Договор франчайзинга жестко регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие правила использования торговой марки производителя. Если франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование, франчайзер оказывает ему финансовую поддержку, обеспечивает рекламными технологиями, обучает работников.

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний - франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.

Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании - приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.

В этом состоят так называемые вертикальные ограничения компании.

Анализ современного российского рынка франшиз показал, что рынок франчайзинговых предложений разнообразен и по своей структуре, соотношению сегментов внутри рынка и по концепциям, функционирующим внутри отдельно взятого сегмента. По причине нестабильности экономической ситуации в России количество франчайзинговых предприятий в абсолютной величине сократилось. Однако число франчайзинговых точек в некоторых сегментах увеличилось.

Несмотря на обесценение национальной валюты, ограничение доступа инвесторам к доступным кредитам, повышение инвестиций, потенциальные франчайзи окончательно не изменяют своё намерение приобрести франшизу, но ориентируют их на менее дорогостоящие концепции и более известные бренды.

Объектом работы являлось предприятие торговли ООО «Бегемот», функционирующее на рынке детских товаров.


Анализ показал, что, несмотря на то, что ООО «Бегемот» довольно успешно работает в современных условиях, необходимо уделить особое внимание проблеме использования преимуществ франчайзинга на предприятии, чтобы избежать чрезмерных финансовых расходов, добиться поставленных целей, умело воздействовать на потенциальных потребителей продукции.

На основе выявленных недостатков в функционировании ООО «Бегемот» можно предложить рекомендации по использованию преимуществ франчайзинга посредством использования контекстной рекламы в поисковике Яндекс. Внедрение предложенной рекомендации поможет функционировать предприятию наиболее эффективно.

Список использованных источников

Научная литература и периодические издания

  1. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Романова А.Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 66-68.
  2. Васильева О.С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 80-86.
  3. Зиятдинова В.В., Зиятдинова П.М. Мониторинг российского рынка франшиз // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2016. - № 1 (9). - С. 126-134.
  4. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика и экология. - 2014. - № 1. - С. 99-111.
  5. Колиниченко М.В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - № 3. - С. 70-75.
  6. Максимова А.Н., Иванов Н.Н. Стратегия франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1(45). - С. 212-214.
  7. Нагаев С.В. Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия» // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. - 2011. - № 5. - С. 128-129.
  8. Семичева В.О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса // Символ науки. - 2016. - № 3-1. - С. 153-159.

Интернет-ресурсы

  1. Гипермаркет игрушек «Бегемот» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.begemott.ru (дата обращения 24.01.2018)
  2. Известные франшизы: обзор популярных брендов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/populjamye-franshizy.html (дата обращения 24.01.2018)
  3. Интернет-ресурс Российской Ассоциации франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/ (дата обращения 24.01.2018)
  4. Сайт Всемирной Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchise.org (дата обращения 24.01.2018).
  5. Сайт Российской Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru (дата обращения 24.01.2018).
  6. Franchise Direct: электронный ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchisedirect.com/ (дата обращения 24.01.2018)