Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Понятие франчайзинга и его исторические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яркий пример производственного франчайзинга - компания Coca-Cola. Данная компания достаточно давно и успешно использует франчайзинг в своем бизнесе, при этом гордится концентратами своих напитков, изобретенными еще в 1899 г.[16]

Эффективная маркетинговая политика компании позволила максимально сблизить потребителя и производителя напитков на взаимовыгодных условиях.

Технологию изготовления своих концентратов компания Coca-Cola сохраняет в тайне, поставляя их франчайзи для разлива и распространения под брендом компании. Это приводит к существенному снижению издержек, в частности на транспортировку продукции.

При сервисном франчайзинге франчайзи получает право оказывать те или иные услуги под торговой маркой франчайзера. Франчайзер обеспечивает франчайзи оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией, ведет контроль над деятельностью фирмы-франчайзи.

Наиболее популярными сферами бизнеса, где особо активно используется франчайзинг, являются розничные сети (прежде всего, продажи одежды, обуви), сети автозаправок, предприятия индустрии красоты и здоровья. Постепенно франчайзинг проникает в другие экономические сферы.

В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.

Специалисты указывают на сходство договора франчайзинга с договором коммерческой концессии, хотя в рамках договора франчайзинга передается значительно больше прав.[17]

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний - франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.

Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании - приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.[18]


В целом франчайзинг позволяет бизнесу:

- повысить общую культуру предпринимательства;

- усилить юридическую обеспеченность и защиту малого бизнеса;

- повысить трудовую занятость населения страны;

- усилить инновационную составляющую;

- повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

- построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

- привлечь значительные иностранные инвестиции в отечественную экономику.[19]

1.3. Общие закономерности появления и развития франчайзинга в России

Если говорить о франчайзинге в России, то здесь сразу же возникает проблема со статистикой. Фактически такая статистика в литературе не проводится, поэтому цифры могут быть крайне приблизительными.

Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс».[20]

Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США.[21] При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.[22]

Для отечественного рынка франчайзинга характерен, прежде всего, рост предприятий в розничных продажах и общественном питании.

На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации

- коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ - Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.


РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.

Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив.

РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы.

День 2 октября установлен РАФ как День франчайзинга в России.

Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТИП.

Таким образом, франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России.

Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране.

2. Анализ особенностей применения франчайзинга на примере деятельности ООО «Бегемот»


2.1. Краткая характеристика ООО «Бегемот» и факторы его внешней среды

Гипермаркеты Бегемот - одна из крупнейших в России федеральных сетей по торговле игрушками, занимающая порядка 4% игрушечного ритейла страны. С момента открытия первого магазина в 2005 году в сеть вошли 88 гипермаркетов и более 800 франчайзи Бегемотик. Идея основания сети принадлежала крупному российскому поставщику игрушек, компании Гранд Тойз, созданной в 1998 году. Сеть работает в формате cash&carry и обслуживает оптовых и розничных клиентов.[23]

Товарный знак предприятия представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Товарный знак ООО «Бегемот»

Для анализа макросреды ООО «Бегемот» были использованы следующие группы факторов: экономические, социально-культурные, политико-правовые, демографические, географические и научно-технические. Каждому фактору экспертным путем была дана оценка:

1) важности для отрасли: 3 - сильная важность, 2 - умеренная важность, 1 - слабая важность;

2) влияния: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - не влияет;

3) направленности: +1 - позитивное влияние, -1 - негативное влияние.

Полученные экспертные оценки перемножаются и образуют интегральную оценку, показывающую степень важности данного фактора. Анализ макросреды ООО «Бегемот» приведен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Бегемот»

п/п

Факторы макросреды

Важность для отрасли

Влияние на предприятие

Направление

влияния

Степень

важности

1

Экономические:

1.1.

- общий уровень экономического развития

3

3

1

9

1.2.

- уровень развития конкурентных отношений

2

2

-1

-4

1.3.

- уровень инфляции

3

3

-1

-9

1.4.

- система налогообложения

2

2

-1

-4

1.5.

- процентные ставки банков по кредитам

2

2

1

4

1.6.

- инвестиционные процессы

3

3

1

9

2.

Социально-культурные:

2.1.

- культурные предпочтения население

1

2

1

2

2.2.

- покупательские привычки

2

3

1

6

2.3.

- уровень образования

1

0

1

0

2.4.

- уровень заработной платы

2

3

1

6

2.5.

- уровень жизни населения

3

3

1

9

3.

Политико-правовые:

3.1.

- политическая стабильность

3

3

1

9

3.2.

- уровень регулирования и контроля со стороны государства

3

3

-1

-9

3.3.

- форма государственной власти

2

1

-1

-2

3.4.

- законодательная база

3

3

-1

-9

3.5.

- таможенная политика

1

3

1

3

4.

Демографическая:

4.1.

- структура населения

2

3

1

6

4.2.

- уровень рождаемости

1

1

1

1

4.3.

- уровень смертности

1

0

1

0

4.5.

- квалификационные характеристики рабочей силы

2

1

1

2

4.6.

- количество потенциальных потребителей

3

3

1

9

5.

Географические:

5.1.

- территориальное расположение

2

3

1

6

5.2.

- численность города

2

2

1

4

5.3.

- удаленность от покупателей

1

3

1

3

5.4.

- расположение города в области

3

2

1

6

5.5.

- централизованное расположение в городе

2

2

1

4

6.

Научно-технические:

6.1.

- разработка новых технологий, товаров, материалов

3

3

1

9

6.2.

-разработка новых технологий для автоматизации работы предприятия

3

3

1

9

6.3.

- развитие интернет технологий

3

3

1

9

6.4.

- применение новейшего оборудования

3

3

1

9


Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятия оказывают следующие факторы внешней среды: уровень развития конкурентных отношений, уровень инфляции, система налогообложения, уровень регулирования и контроля со стороны государства, форма государственной власти и законодательная база.

Анализ маркетинговой среды также включает анализ конкурентоспособности рассматриваемого предприятия. Основными конкурентами ООО «Бегемот» на рынке г. Тольятти являются такие магазины как «Дочки-Сыночки» и «Балуша».

Таблица 2

Бланк оценки конкурентоспособности ООО «Бегемот» относительно конкурентов «Дочки-Сыночки» и «Балуша»

Критерий оценки

А

Конкуренты

Важность

критерия

Взвешенная оценка

В

С

А

В

С

1. Товар

0,3

- широта

5

5

5

0,06

0,3

0,3

0,3

- известность

5

4

5

0,06

0,3

0,24

0,3

- дизайн

5

4

3

0,05

0,25

0,2

0,15

- качество

5

5

4

0,04

0,2

0,2

0,16

- новизна

4

3

3

0,09

0,36

0,27

0,27

2. Цена

0,3

- уровень цен

5

4

4

0,05

0,25

0,2

0,2

- price list

5

5

5

0,06

0,3

0,3

0,3

- скидки

5

4

4

0,07

0,35

0,28

0,28

- формы и сроки оплаты

4

5

5

0,05

0,2

0,25

0,25

- дисконтные карты

5

5

3

0,07

0,35

0,35

0,21

3. Продвижение

0,2

- реклама

4

4

5

0,04

0,16

0,16

0,2

- PR

3

5

4

0,03

0,09

0,15

0,12

- презентация компании

5

3

5

0,05

0,25

0,15

0,25

- акции

5

5

4

0,06

0,3

0,3

0,24

- дизайн упаковки

4

4

4

0,02

0,08

0,08

0,08

4. Распределение

0,2

- квалификация персонала

5

4

5

0,06

0,3

0,24

0,3

- количество торговых точек

4

5

5

0,04

0,16

0,2

0,2

- использование прогрессивных методов продажи

4

5

4

0,02

0,08

0,1

0,08

- мерчандайзинг

5

4

5

0,05

0,25

0,2

0,25

- режим работы

5

5

4

0,03

0,15

0,15

0,12

Итого:

92

88

86

1

4,68

4,32

4,26