Файл: «Организационная культура и ее роль в современных организациях.».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления организационной культуры
1.1 Понятие, уровни и элементы организационной культуры
1.2 Типология организационной культуры и факторы, влияющие на нее формирование
1.3 Факторы, влияющие на формирование организационной культуры
2. Анализ организационной культуры предприятия (на примере торговой компании ООО «М-видео»)
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «М-видео»
На основе проведенного выше исследования системы нематериальной мотивации персонала консалтинговой компании ООО «М.видео», можно сделать вывод о том, что система мотивации корпоративной культуры персонала нуждается в совершенствовании с учетом инновационных подходов в кадровом менеджменте.
2.4 Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры ООО «М-видео»
На основе проведенного выше исследования корпоративной культуры ООО «М.видео» можно сделать вывод, что она нуждается в совершенствовании с учетом инновационных подходов в кадровом менеджменте.
Все виды нематериального стимулирования и мотивации существуют разрознено и не согласованно. Нет единой системы нематериального стимулирования. Поэтому в основе проекта повышения корпоративной культуры лежит создание единой системы нематериального стимулирования.
Основные этапы создания системы:
- Управленческая подготовка руководства организации;
- Управленческая переподготовка руководства организации;
- Создание программы социальной политики организации;
- Организация спортивных мероприятий («В здоровом теле – здоровый дух») [19].
Важное условие успешности использования социально-психологических методов стимулирования персонала – открытость и доверие между руководителями и подчинёнными. Исходя из этого, необходимо создать следующие условия в трудовой деятельности сотрудников:
- наладить постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации в организации;
- наладить информирование об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях успешности их реализации;
- наладить поддержание благоприятного психологического климата в коллективе путём развития системы управления конфликтами;
- создать школу конфликтологии;
- ограничить взаимодействия конфликтующих сторон;
- начать применять координационные механизмы в работе коллектива;
- установить общеорганизационные комплексные, совместные цели для сплочения коллектива;
- создать системы вознаграждений и стимулирования бесконфликтного поведения.
Существует три основных направления усовершенствования корпоративной культуры: поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие системы управления конфликтами; формирование и развитие организационной культуры.
Психологический климат считается комфортным при следующих условиях: все заняты интересным делом; каждый знает своё место в организации; каждый доволен своим местом в организации; компетенции сотрудников не пересекаются; нет острых разногласий; присутствует атмосфера взаимопомощи [20].
Управленческий персонал для развития системы управления конфликтами обязан держать ориентировку на избежание деструктивных конфликтов. Потому что деструктивный конфликт приводит к следующим негативным последствиям: снижение личной удовлетворенности членов трудового коллектива; уменьшение группового сотрудничества; уменьшение эффективности организации.
Если деструктивный конфликт всё-таки произошёл, необходимо выполнить следующие действия: найти причину конфликта; устранить причину конфликта; сгладить дисфункциональные последствия конфликта; решить вопрос путём компромисса.
Для выполнения всех вышеперечисленных пунктов необходимо использовать и знать некоторые методы:
- Ограничение взаимодействия конфликтующих сторон путём разграничений полномочий между ними (координационные механизмы).
- Объединяющие методы (установление совместных целей) [21].
- Стимулирующие методы самостоятельного выхода из конфликта (создание системы вознаграждений и стимулирования бесконфликтного поведения).
Методы формирования и поддержания организационной культуры:
- Руководитель является примером и образцом поведения для всех.
- Заявления, призывы, декларации со стороны руководства.
- Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала передаёт персоналу необходимые знания и развивает профессиональные навыки.
- Развитие системы мотивации с учётом потребностей работников.
- Критерии отбора в организацию. Организация хочет видеть в своих рядах профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, а также способность принять ценности и нормы поведения организационной культуры.
- Организационные традиции и порядки, в которых закрепляется организационная культура.
Несколько методов для сплочения коллектива организации: Организация совместных игр; Двусторонняя связь внутри компании; Персонал должен понимать, что компания, в которой он работает, присушивается к его мнению.
- Корпоративные мероприятия [22].
В вышеперечисленных методах идёт речь о том, на что нужно обратить внимание в первую очередь, чтобы поддержать определённую структуру организационной культуры того или иного предприятия.
Успешные организационные изменения зависят от того, как руководство понимает роль и значение организационной культуры и какой вклад она вносит в успешную и эффективную деятельность предприятия. Ведь именно от неё зависит успех долгосрочных и краткосрочных стратегических целей.
Другое направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда. Она содержит в себе следующие компоненты: постановка целей; применение гибких графиков; улучшение условий труда.
Грамотная постановка целей следующим образом влияет на работу организации: повышает эффективность труда; задаёт рациональную технологию труда; исключает ошибки трудовой деятельности.
Ещё один фактор повышения эффективности труда – условия труда, в которых работает сотрудник. Поэтому первая задача руководства – устранение физического и морального дискомфорта сотрудников [23].
Так как общество всё больше и больше развивается, значение вышеописанных мероприятий будет только усиливаться. Это приводит к тому, что к организации мотивации труда нужно подходить комплексно.
Пользуясь теорией и практикой в области стимулирования сотрудников можно провести анализ стимулирующих факторов деятельности персонала отделения и предложить рекомендации (проект мероприятий) по совершенствованию стимулирования труда работников ООО «М.видео».
Для реализации данных задач необходимо:
- проанализировать специфику трудовой деятельности сотрудников предприятия;
- определить основные направления в совершенствовании системы стимулирования сотрудников предприятия;
- сформировать план мероприятий по развитию корпоративной культуры предприятия;
- оценить эффекты от внедрения рекомендуемых мероприятий.
Методическую основу мероприятий по повышению корпоративной культуры ООО «М.видео» составляют теоретические работы по стимулированию персонала.
В процессе формирования проекта мероприятий использовались следующие методы: сравнительно-правовой; статистический, включающий анализ статистических данных деятельности отделения; методы экономического анализа; методы менеджмента [24].
Чтобы добиться наиболее высоких результатов своей трудовой деятельности, предприятию необходимо иметь более совершенную систему корпоративную культуру.
Проанализировав существующую корпоративную культуру компании, можно сделать вывод, что для повышения качества работы персонала необходимо совершенствование системы нематериального стимулирования. Выявленные проблемы позволяют предложить некоторые мероприятия по улучшению корпоративной культуры, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Основные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры организации
Проблемы |
Мероприятия, направленные на решение выявленных проблем |
Ответственные за подготовку и проведение мероприятий |
Отсутствие сплоченности коллектива |
Смотр-конкурс профессионального мастерства |
Заместитель руководителя, начальники отделов, менеджер по персоналу |
Неудовлетворительные условия труда |
Оборудование комнаты отдыха |
Руководитель, начальники отделов, менеджер по персоналу |
Отсутствие обратной связи о результатах деятельности компании |
Коллективные совещания, собрания, празднование Дня работника |
Руководитель, начальники отделов, менеджер по персоналу |
В целях повышения заинтересованности персонала в трудовой деятельности рекомендуется ежегодно проводить Смотр-конкурс профессионального мастерства среди коллектива, который представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Смотр-конкурс профессионального мастерства
Состав группы организаторов |
заместитель руководителя; начальники отделов; менеджер по персоналу |
Координатором конкурса является заместитель начальника |
Место проведения |
Офис ООО «М.видео» |
Уютная обстановка |
Цели мероприятия |
развитие организационной культуры; определение уровня профессиональной подготовки; развитие творческой активности сотрудников; повышение сплоченности коллектива |
Для более успешного проведения мероприятия необходима разработка Положения о проведении смотра-конкурса профессионального мастерства |
Информационное обеспечение |
объявления размещаются на досках информации и сайте организации; привлечение фотографа и видео-оператора |
В качестве зрителей и болельщиков приглашаются все желающие сотрудники с семьями. |
Состав участников |
Коллектив ООО «М.видео» делится на команды по несколько человека |
Состав каждой команды формируется по предложению или желанию |
Состав жюри |
Руководитель ООО «М.видео»; заместитель руководителя, представитель из отдела кадров (начальник отдела кадров или менеджер по персоналу и т.д.) |
|
Непосредственное проведение конкурса |
Содержание конкурсной программы: Приветствие каждой команды; Визитка каждой из команд; Решение практической задачи; Совмещенные практическое и теоретическое задания; Определение уровня теоретических знаний: «Блиц-опрос»; Домашнее задание. |
Программа конкурсных заданий предполагает следующее: Проверку теоретических знаний трудовой деятельности каждого сотрудника; Проверку знаний должностных инструкций каждого сотрудника; Проверку знаний Трудового кодекса РФ; Проверку знаний нормативных документов; Проверку знаний Устава ООО «М.видео»; Решение практических задач; Оценку уровня взаимодействия участников команд при решении практических задач; Оценку уровня сплочённости коллектива. |
Итоги конкурса, определение победителей |
Оценка результатов конкурса проводится по балльной системе. За каждый ответ в зависимости от сложности практических и теоретических вопросов, на основании полноты показанных теоретических и практических знаний, правильности и скорости решения задач выставляется оценка от 1 до 10 баллов. |
При подведении итогов, победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов. |
Правильная организация труда рабочего места благотворно скажется на эффективности работы персонала компании. Лучший вариант для отдыха сотрудников – создание уютной комнаты отдыха. Важно учесть интерьер и отделку помещения. Проведение Дня работника является ежегодным массовым мероприятием. Праздники – важная часть деятельности любой организации. Праздничные мероприятия и корпоративные праздники побуждают людей быть более лояльными к своей компании и дают много положительных эмоций.
Таким образом, разработанные мероприятия нацелены на поддержание «здорового» корпоративного климата в коллективе, снижение текучести кадров, формированию сплоченности и лояльности коллектива и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, руководством и подчиненными. Внедрение этих мероприятий предусматривает нормативно-правовое и документальное сопровождение.
Заключение
В данной работе был проанализирован опыт формирования организационной культуры в ООО «М.видео». Компания успешно развивается, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников.
В ООО «М.видео» трудится 95 человек (по данным на 1 января 2016 года). Численность работников в филиале по сравнению с 2015 годом выросла на 1 человека, в свою очередь уровень текучести кадров постепенно снижается.
Это позволяет сделать вывод о том, что эффективное стимулирование и мотивация труда позволяют улучшить положение компании. Ориентация на человеческий фактор дает видимые положительные результаты.
Необходимо помнить, что эффективная корпоративная культура должна отвечать следующим принципам: системность; комплексность; регламентация; стабильность; специализация; целенаправленное творчество.
На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы присущие корпоративной культуре ООО «М.видео»: недовольство большинства персонала условиями работы; отсутствие обратной связи с руководством; отсутствие уважения и признания со стороны руководства; небольшие перспективы карьерного роста в компании.
Выделено три основных направления усовершенствования корпоративной культуры:
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
- развитие системы управления конфликтами;
- формирование и развитие организационной культуры.
Значимость данной работы состоит в том, что ее результаты и обобщения способствуют более глубокому пониманию мотивации корпоративной культуры и могут быть применены в реальных условиях функционирования предприятия.