Файл: Организация кредитного процесса в коммерческом банке.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концептуальные вопросы совершенствования кредитной работы в коммерческом банке
1.1. Кредит, его виды, классификация, границы его применения
1.2. Организация кредитного процесса в коммерческом банке
Глава 2. Финансово-кредитная деятельность ПАО “Сбербанк России”
2.1. Анализ и оценка организации кредитного процесса в банке
2.2. Особенности кредитных операций в банке при кредитовании физических лиц
2.3. Анализ кредитных операций в банке при кредитовании юридических лиц
Глава 3. Совершенствование организации кредитной работы в ПАО “Сбербанк России”
3.1. Использование отечественных методик по оценке кредитоспособности ссудозаемщиков
3.2 Снижение кредитных рисков банка с помощью повышения внутреннего контроля ПАО “Сбербанк России”
Финансовое положение заемщика оценивается в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами кредитной организации, соответствующими требованиям Положения № 254-П.
Возврат банковских ссуд означает своевременное и полное погашение заемщиками выданных им ссуд и соответствующих сумм процентов за пользование заемными средствами. Обеспечение возврата кредита — это сложная целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющий способы выдачи ссуд, источники, сроки и способы их погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.
Источники возврата ссуд подразделяются на первичные и вторичные (дополнительные). Первичным источником является доход заемщика (для юридических лиц — выручка в наличной или/и безналичной форме, для физических лиц — заработная плата или/и другие поступления). Вторичными (дополнительными) считаются выручка от реализации заложенного имущества, перечисление средств гарантом или страховой организацией.
После того как кредит выдан, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставлялся кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник осуществляет контроль за исполнением заемщиком условий договора, целевым использованием кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения)[12].
Сопровождение кредита включает в себя: оценку финансового состояния заемщика и его кредитоспособности в течение всего периода кредитования; проверку сохранности заложенного имущества, его ликвидности; контроль за своевременным поступлением процентов за кредит, при частичном погашении кредита — за поступлениями в соответствии с; графиками платежей заемщика; ежемесячную корректировку резерва на возможные потери по ссудам в зависимости от качества обеспечения и изменений кредитного договора; ведение деловой переписки с клиентом и проведение деловых встреч; ежемесячное проведение анализа ссудного портфеля.
По отношению к заемщику, не выполняющему своих обязательств по кредитному договору, а также при выявлении случаев недостоверности в отчетности или запущенности бухгалтерского учета, банк-кредитор может применять следующие меры воздействия[13]:
- предупредить заемщика о прекращении дальнейшего кредитования, если в согласованные сроки не будут выполнены требования банка;
- приостановить дальнейшую выдачу предусмотренного договором кредита;
- в случае неуплаты очередного взноса в погашение кредита и
бесперспективности его своевременного погашения в дальнейшем —
предъявить оставшуюся на день платежа часть долга по данному кредиту к взысканию; - при систематическом невыполнении заемщиком условий кредитного договора и рекомендаций банка — потребовать досрочного
погашения всех ранее предоставленных ему кредитов.
Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу.
Трудности с погашением ссуд чаше всего возникают не случайно и не сразу. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка.
Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть по вине как банка, так и заемщика.
-
- Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения: недостаточно строгое отношение к заемщику, непрофессионально проведенный финансовый анализ, плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли, недостаточное обеспечение ссуды, ошибки в документальном оформлении ссуды, плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
-
- Неэффективная работа компании, получившей ссуду: слабое руководство, ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка, неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков, слабый контроль за финансами компании.
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.
В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на непредставление финансовых отчетов в установленные сроки, резкое увеличение дебиторской задолженности, замедление оборачиваемости оборотных средств, снижение коэффициентов ликвидности, снижение объема продаж, рост просроченных долгов, неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды, частые просьбы по изменению срока гашения ссуды, наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустанонленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов.
При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита.
Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:
- ссуду удается вернуть после продажи залога;
- погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и
реализации активов заемщика; - если банком не были приняты меры своевременно, он несет
убытки.
При продаже залога следует, прежде всего, проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.
В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости в этом случае платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.
Использование РВПС осуществляется при списании основного долга с банка в случае его безнадежности и нереальности к взысканию по решению совета банка.
Глава 2. Финансово-кредитная деятельность ПАО “Сбербанк России”
2.1. Анализ и оценка организации кредитного процесса в банке
Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество), был создан в 1991 году. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Ему принадлежит свыше 60% голосующих акций. Акционерами Банка являются более 240 тысяч юридических и физических лиц. На сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и Центральной и Восточной Европы, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России и входит в двадцатку крупнейших по капитализации банков мира.
Основными направлениями деятельности банка являются:
- увеличение клиентской базы, прежде всего за счет предприятий малого и среднего бизнеса, а также физических лиц;
- наращивание количественных показателей активных и пассивных операций;
- расширение параметров среднесрочного и долгосрочного кредитования;
- привлечение инвестиций и удешевление стоимости ресурсной базы в целях создания повышенной комфортности и максимальной доступности банковских продуктов для клиентов;
- расширение зоны своего присутствия, в том числе посредством открытия новых дополнительных офисов и других структурных подразделений;
- повышение технологичности обслуживания клиентов, как корпоративных, так и физических лиц.
Организационная структура ПАО “Сбербанк России” приведена в Приложении 1.
Утвержденная в Банке организационная структура дает возможность эффективного управления основными подразделениями Банка и предполагает возможность ее гибкого изменения при необходимости расширения сфер деятельности в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
Все отделы и управления осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Банка, Положениями об управлениях и отделах. Все управления и отделы в соответствии с вышеуказанной схемой курируются руководителями Банка, на которых возложено осуществление данных полномочий. Существующая структура управления обеспечивает банку возможность сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности.
Комплекс оперативных мер механизма кредитования в ПАО “Сбербанк России” осуществляет управление активных и пассивных операций совместно с отделом кредитования и отделом анализа банковских рисков.
В рамках темы дипломного исследования рассмотрим задачи и функции этих подразделений.
Отдел кредитования обеспечивает эффективное извлечение Банком максимальной прибыли и защиты его коммерческих интересов путем проведения экономически обоснованной и сбалансированной кредитной политики, состоящей в наиболее выгодном размещении денежных средств путем предоставления кредитов.
Отдел анализа банковских рисков и финансово- хозяйственной деятельности является самостоятельным структурным подразделением Банка, предназначенным для организации и осуществления работы по:
- анализу банковских рисков и формирования на ежедневной основе отчетности для принятия управленческих решений по операциям несущим риск потерь;
- планированию финансово-хозяйственной деятельности Банка;
- анализу финансового состояния на основе фактических данных;
- расчету эффективности проведения отдельных финансовых операций;
- предоставлению отчетности и информации об операциях Банка, требуемой Председателем Правления Банка, его Заместителем или другими подразделениями Банка;
- прогнозированию финансового результата и экономических нормативов;
- совершенствованию используемых методик анализа, поиск и внедрение новых методик, необходимых для решения поставленных задач.
Информационной макроаналитической поддержке руководства Банка, включая формирование аналитических обзоров промышленных и финансовых рынков (макроанализ), осуществление детального анализа стран, отраслей промышленности и т.п.
Управление активных и пассивных операций является структурным подразделением банка и в рамках организации процесса кредитования осуществляет следующие функции:
- проводит работу по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, а также осуществляет контроль за ходом выполнения обязательств по договорам;
- занимается информационно-аналитической деятельностью, прогнозированием финансово-экономических показателей банка;
- выполняет работу по организации основных направлений кредитования:
- проверяет порядок соблюдения кассовой дисциплины предприятиями и организациями – клиентами банка;
- устанавливает лимиты остатка кассы предприятия;
- осуществляет контроль за выдачей наличных денег по чекам клиентов.
Целью кредитной работы является получение ПАО “Сбербанк России” стабильных доходов на условиях полной возвратности кредитов.
Среднемесячная величина кредитного портфеля за 2017 год в размере 1 216 млн. руб. занимает в совокупных активах банка 73% и 90% в работающих активах.
Прирост кредитного портфеля с начала года составил 415 млн. руб., в т.ч. кредитный портфель физических лиц вырос на 168 млн. руб.
Продолжает развиваться ипотечное кредитование и кредитование физических лиц на потребительские цели. Преимущественно банк кредитует физических лиц, сотрудников корпоративных клиентов, что позволяет последним с помощью банка решать социальные вопросы своих сотрудников, а банку минимизировать банковские риски.
Увеличилась доля кредитов в национальной валюте: с 80% до 87% от общего объема кредитного портфеля. Это обусловлено де-долларизацией российской экономики.
75%
67%
77%
76%
79%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
На 01.01.14 г.
На 01.01.15 г.
На 01.01.16 г.
На 01.01.17 г.
На 01.01.18 г.
ДОЛЯ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ В ВАЛЮТЕ БАЛАНСА
Доля кредитного портфеля