Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров
1.2 Процесс возникновения административных барьеров
1.3 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона
2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности
– Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Немалые трудности имеются и с получением наличных денег со счета в банке.
Совокупные денежные затраты предприятия, связанные с выполнением требований различных государственных и муниципальных органов, являются агрегированным количественным показателем, измеряющим административное давление на бизнес. Этот показатель включает в себя как регулярные издержки - затраты на постоянную работу по оформлению бумаг, расходы на проверку, оплата труда менеджеров, издержки на ежегодно возобновляемые лицензии и т.п., так и периодически возникающие издержки - штрафы, регистрационные сборы и т.д. Помимо этого, затраты, связанные с прохождением предпринимателями административных процедур, целесообразно подразделять на:
- официальные обязательные выплаты (например, плата за регистрацию предприятия, за получение лицензии, оплата сертификации, взнос на членство в СРО);
- выплаты, добровольно уплаченные предприятием (например, оплата услуг посредников);
- выплаты, которые предприятие было вынуждено сделать (например, за ускорение процедуры регистрации).
Преимуществом показателя совокупных денежных затрат, связанных с выполнением обязательных административных требований, как агрегированного (совокупного) измерителя величины административных барьеров, является то, что его можно использовать для расчета относительных «потерь» для бизнеса из-за региональных административных ограничений и требований, путем сопоставления «потерь» с результатами деятельности организации (ВРП, объем ввода зданий, прибыль).
В настоящее время анализ существующих административных барьеров при строительстве позволил обнаружить необходимость выявления соответствия региональной и местной нормативной базы федеральному законодательству в виду того, что федеральное законодательство может быть улучшено постоянными нововведениями, но оно регулирует только 30% процедур, остальные возникают на региональном и местном уровнях.
Следовательно, в качестве одного из предложений по решению существующей проблемы может выступать признание в качестве основного механизма снижения административных барьеров региональных и местных процедур - обязательный ежегодный мониторинг динамики ситуации. Следующим шагом может быть приятие Сводного перечня административных процедур, в котором были бы регламентированы все административные процедуры, предусмотренные российским законодательством в части реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.
Целесообразным способом сокращения административных барьеров является разработка определенного порядка согласования субъектами РФ с уполномоченными органами исполнительной власти дополнительных административных процедур, неучтенных в Сводном перечне
Чем больше административных барьеров на рынке, тем ниже оценивается уровень конкурентной среды в регионе. Треть опрошенных предпринимателей указывают на отсутствие административных барьеров ведения текущей бизнес-деятельности. Пятая часть респондентов говорят о наличии легкопреодолимых барьеров. Остальные считают существующие барьеры трудно- или непреодолимыми вообще. Условия преодоления административных барьеров обладают негативной динамикой. За последние три года, по оценкам предпринимателей, либо ничего не изменилось, либо стало сложнее. Вместе с тем чем крупнее рынок, тем позитивнее предприниматели оценивают сокращение административных барьеров и возможности их преодоления.
Оценка влияния деятельности властей на бизнес неоднозначна. Около трети предпринимателей, оценивших эффективность действий органов власти, говорят о том, что они как мешают, так и помогают в равной степени. Пятая часть оценили помощь действующей власти в ведении бизнеса, 16,0% указали на то, что власти только мешают ведению бизнеса, и только 8,6% отметили, что органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо. Чем крупнее рынок, тем больше предпринимателей ощущают реальную помощь органов власти.
Подавляющее большинство предпринимателей, работающих на различных рынках, не сталкивались с действиями органов власти, препятствующими ведению бизнеса. Вместе с тем только 9,6% опрошенных указали на отсутствие ограничений ведения бизнеса. В три раза чаще других на этом настаивали предприниматели, работающие на рынках СНГ (33,3%). Подавляющее большинство предпринимателей, работающих на различных рынках, полагают, что у них нет проблем с административными барьерами. Однако каждый десятый имел дело с коррупцией. На муниципальном уровне предприниматели в два раза чаще других сталкиваются с этой проблемой. Большинство предпринимателей не смогли охарактеризовать свои отношения с органами власти как партнерские и даже не считают это необходимым. Однако чем обширнее рынок, тем больше необходимость установления партнерских отношений с органами власти.
Таким образом, по мнению предпринимателей, уровень конкуренции в регионе умеренно высок и имеет тенденцию к стабильному росту.
Список использованных источников
- Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)//Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019)"О кадастровой деятельности" //Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 (ред. от 16.05.2011)"О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)"//Собрание законодательства РФ", 21.11.2005, N 47, ст. 4933
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019)"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"//Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249
- Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования. // Вопросы экономики, 2015.- № 5.-С. 11-18
- Анисимов А.В. Экономическое содержание и виды административных барьеров//Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 3. С. 5-11.
- Бутова Т. В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017.- № 3.- С. 119-128
- Дегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. С. 6. Экономика. 2014. -№6.- С.- 42-58.
- Денисова К.В., Исломов М.М. Административные барьеры для малого и среднего бизнеса // Конституции Российской Федерации - 20 лет: материалы научно-практических и общественно-политических слушаний (Иркутск, 29 ноября 2013 г.). - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. - С. 229-232
- Денисова К.В., Исломов М.М. Административные барьеры для малого и среднего бизнеса // Конституции Российской Федерации - 20 лет: материалы научно-практических и общественно-политических слушаний (Иркутск, 29 ноября 2013 г.). - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. - С. 229-232
- Жогова И.Г., Фролова Е.Д., Васильев И.В. Административные барьеры: методы и стратегии для преодаления//Инновационное развитие. 2017. № 10 (15). С. 38-39.
- Калмыкова А.В., Терещенко Л.К. Административные барьеры в российской экономике: понятие и пути снижения // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2018.- № 7. - С. 4-9
- Коробов А.А. О задаче деблокирования административных барьеров в экономике // Наука и практика. - Орел: Изд-во Орлов. юрид. ин-та МВД России, 2015, № 1 (50). - С. 46-50
- Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике // Вопросы экономики. 2018.- №11. -С. 65-77.
- Кусаинов Х. Реформы и барьеры в экономике // Альпари. 2014.- №6. -С.21-23.
- Лафитский В.И. Механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование) // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. - М.: Статут, 2016. - С. 118-133
- Логвиненко М. Старые " новые" административные барьеры // Административное право. - М., 2017.- № 2. - С. 87-91
- Лягин И.В. Проблемы противодействия коррупции, вопросы снятия административных барьеров в предпринимательской деятельности // Государство и бизнес против коррупции: сборник материалов научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Графика, 2015. - С. 132-139
- Овсепян Ж.И. О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в РФ путем устранения административных барьеров в сфере осуществления государственного контроля (надзора) // Российское право на современном этапе: сборник. - М.: Юрист, 2017. - С. 90-108
- Плиев Г.А. Устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства//Грани познания. 2016. -№ 4 (47). -С. 45-49.
- Проблема борьбы с коррупцией и деблокирования административных барьеров: монография / Коробов А.А. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. - 158 c.
- Пуганов М.В., Шадрунов Р.А. К вопросу о совершенствовании надзорной деятельности в части снятия излишних административных барьеров // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы деятельности надзорных органов и органов дознания", посвященной празднованию 20-й годовшины образования МЧС России: сб. науч. тр.. - Екатеринбург, 2016. - С. 27-30
- Пунанова У.Н. Административные барьеры предпринимательской деятельности // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30-31 мая 2015 г.). - М.: Юрид. фирма "Контракт", ИЗиСП, 2015. - С. 495-504
- Скороходов Р.В. Совершенствование системы лицензирования как одна из общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг // Российское законодательство: современное состояние и перспективы развития: материалы 14 Межрегиональной научной студенческой конференции с международным участием (Вологда, 22-23 апреля, 2016 г.). - Вологда, 2016. - С. 17-18
- Совершенствование государственного контроля и надзора, устранение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности / Под ред.: Терещенко Л.К. - М.: Юриспруденция, 2016. - 120 c.
- Соловьев И.Н. О мерах по поддержке предпринимательства и снижению административных барьеров для бизнеса // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2015, № 9. - С. 27-30
- Соловьев И.Н. О мерах по поддержке предпринимательства и снижению административных барьеров для бизнеса // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2017.-356с.
- Туренко В.В. От административных барьеров к государственному стимулированию // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Интеллектуальная собственность: взгляд в будущее", приуроченное к 45-летию ФГБОУ ВПО РГАИС. - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2014. - С. 455-461
- Фадеев В. И., Кутафин О. Е. Муниципальное право, М, Инфра-М 2017.-305с.
- Хабриева Т.Я. Административные процедуры процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. - М.: Статут, 2016. - С. 94-117