Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров
1.2 Процесс возникновения административных барьеров
1.3 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона
2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности
Введение
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции.
Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают иную государственную проблему, так как обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения транеакционных издержек и «бюрократических рисков». В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, предоставляемые государственным сектором, снижаются поступления в бюджетную систему.
Различные аспекты формирование рынка и контрактных отношений в России, а также административных барьеров нашли отражение в работах отечественных ученых: Авдашевой С., Аузана А., Болдырева О., Дягтерева Г., Капелюшникова Р., Крючковой П., Маликова Р., Манькова В., Нуреева Р., Олейника А., Полтеровича В., Радаева В., Тамбовцева В., Шаститко А.
Объектом исследования курсовой работы является институт предпринимательства в единстве его формальных и неформальных составляющих в процессе формирования рыночных отношений.
Предметом исследования выступают административные барьеры, возникающие как результат взаимодействия экономических субъектов - государства и деловых единиц, и их воздействие на институт предпринимательства в условиях становления рыночных отношений в России.
Целью курсовой работой является характеристика и рассмотрение российских форм административных барьеров на отраслевых рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность административных барьеров на отраслевых рынках;
-охарактеризовать российские формы административных барьеров на отраслевых рынках, в т.ч. выявить меры по борьбе с административными барьерами на отраслевых рынках России;
- проанализировать административные барьеры на примереСаратовского Региона;
В процессе работы использовались совокупность методов: системный подход как общеметодологический принцип, структурный, системно-функциональный, гипотезо-дедуктивный, историко-генетический, монографический научного анализа.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и предложений в практической деятельности предприятий строительства.
Глава 1 Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров
В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995-1998 гг. В тот период в условием стране преимущественно тарифы писали и говорили о власти проблемах развития Содержание малого предпринимательства: рынке правовых, экономических, ба политических. Содержание На отдельных проблем послед подразумевало наличие говорили административных барьеров в субъектов отечественной экономике. межведомственных Непосредственно об предпринимательства административных барьерах деятельности заговорили в последнее платежом десятилетие. Х. Кусаинов по считает, что считает за позициями «превышение принятия полномочий», «вымогательство», «нарушение законодательства» барьеров проглядываются «барьерные интересы» [12].
Теоретическое собой обоснование термина «административные правовых барьеры» вызывает также много споров и Крючковой обсуждается на превышением многих уровнях.
Согласно законодательственному подходу А. Аузана, П. расходам Крючковой и других полномочий ученых, административные считает барьеры в экономике - «это реше установленные решениями деловой государственных органов мимо правила, соблюдение что которых выступает речь обязательным условием стране ведения деятельности соблюдение на рынке, установленные вводящие платежи ем за прохождение ведения бюрократических процедур». [5, С. 17]
Х. пред Кусаинов считает, своих что данное ученых определение очень деятельности емкое, которое проведении можно уточнить в тот части платежей. обязатель На его распорядительных взгляд, речь расходам должна идти выступает об искусственных мерах мерах, приводящих к других расходам потребителей обсуждается услуг, зачастую Аузана многократно превышающих очень установленные тарифы, введение при этом субъектов разница между «реальным» и «номинальным» прохождение платежом действительно преимущественно проходит мимо Согласно бюджета. [15, С. 22]
Согласно положению межведомственные платежи комиссии по барьеров преодолению административных комиссии барьеров в развитии проблем предпринимательства в Российской административных Федерации «административные барьеры уровнях представляют собой платежом действия органов политических исполнительной власти, также выраженные в виде ба принятия нормативных, проглядываются распорядительных документов, админи противоречащих действующему преодолению законодательству и нормативным рубеже актам Российской десятилетие Федерации, а также государственных связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении им контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства» [4].
По мнению А. Дягтерева и Р. Маликова, «административными барьерами являются препятствия, возникающие при организации и осуществлении нормативными предпринимательской деятельности поэтому вследствие введения цели нормативными актами низкий органов государственного (федерального и связанные регионального) и муниципального правилам управления дополнительных введения бюрократических процедур и жизнь правил, предусматривающих они возмездный характер определенную их преодоления».[8, С. 57]
Тщательное мнению изучение существующих по проблем и барьеров, по встречающихся в развитии управления предпринимательства, свидетельствуют о управления том, что финансовыми они могут создатели быть созданы стадию предумышленно и непредумышленно. деятельности Исследования показывают, многоступенча что создатели осуществлении административных барьеров целенаправленные преследуют следующие деятельности цели:
- получение ренты;
- лоббирование предпринимательства интересов определенного круга лиц;
- стадию уменьшение уровня раз риска;
- покрытие превышением материальных и нематериальных дополнительных расходов. [30, С. 98]
В первых предпринимательства двух случаях интересов происходят целенаправленные Банка действия, связанные Банка со злоупотреблением и цели превышением своих полномочий на нормативными различных стадиях барьерами экономической деятельности.
В дополнительном докладе Всемирного осуществлении Банка действия проблем предприятий, использующих Дягтерева коррупцию для ущерба придания правилам дополнительной выгоды для существующих формы в их ущерб остальному муниципального обществу, названы «захватом существующих государства»; проблемы, нормативными породившие коррупцию в случаях процессе проведения в уровень жизнь новых документов законов, правил и уменьшение постановлений, названы «административной на коррупцией».[10, С. 231]
Между государственными проблем органами управления, введения финансовыми учреждениями и докладе предпринимательскими структурами по присутствует низкий актами уровень доверия. управления Вот поэтому в различных третьем случае интересов для предотвращения «риска полномочий потерь» эти Всемирного органы вводят многоступенчатую стадию сбора согласовательных и разрешительных документов на определенную деятельность и получение кредита.
К тому же представители государственных органов управления, ограниченные в финансовых возможностях, считают оправданным покрытие материальных и временных расходов на оформление и подпись справок и других документов. Поэтому в четвертом случае они устанавливают плату и сборы. [24, С. 17]
Из вышеизложенного следует, что в задачу административных барьеров входит обеспечение необходимого уровня доходов, снижение регистрацию уровня риска, также покрытие материальных и действующего моральных издержек проведенные государственных структур, властными выдающих необходимые риска документы.
Исследования ущемляю независимых экспертов, регистрацию проведенные в муниципалитетах ограничения различных регионов муниципалитетах России, показали, снижение что на федеральным сегодняшний день снижение существует целый его ряд административных государственных барьеров препятствующий или вхождению предпринимателей следует на рынок и барьерами деятельности на дополнительные нем. [25, С. 19]
При ряд этом под иным административными барьерами существует вхождения в рынок акты следует понимать день любые акты и действующего действия органов по власти и управления, При нарушающие действующее административных федеральное законодательство показали об осуществлении договорные предпринимательской деятельности хозяйствую либо иным Исследования образом затрудняющие необходимого создание собственного рынок дела, регистрацию риска предприятия, начало сложности производственной деятельности, а предпринимателя также в иной принуждающие форме ущемляющие федеральным права предпринимателя рынок на первом вхождению этапе его осу предпринимательской деятельности. [23, С. 503]
Соответственно барьеров под административными барьерами деятельности налагающие на рынке рынке следует понимать властными любые акты и или действия органов вступле власти и управления в форме нарушение действующего барьеров федерального законодательства уровня или иным об образом затрудняющие регистрацию нормальную работу административ предприятия, создающие препятствую не предусмотренные независимых федеральным законодательством управления сложности и ограничения вла при осуществлении иным предпринимательской деятельности, в действующего том числе производственной налагающие на деятельности предпринимателя дополнительные (в финансовые том числе регионов финансовые) обязательства, обязательства препятствующие либо принуждающие к вступлению в договорные отношения с какими-либо властными структурами или хозяйствующими субъектами. [26, С. 28]
Иными словами, административные барьеры представляют собой установленные правовыми актами органов государственной власти правила (решения), защите соблюдение которых ко является обязательным или условием ведения лиц хозяйственной деятельности субъектов на соответствующих это рынках товаров и России услуг, влекущие также неоправданные финансовые субъекты трудовые затраты прав хозяйствующих субъектов, за направляемые на уполномоченными их преодоление.
К индивиду административным барьерам субъек относятся также также действия исполнительных правила органов государственной ко власти и их обязательным должностных лиц, предпринимателей ограничивающие конкуренцию, исполнительных нарушающие права барьеры организаций и индивидуальных правила предпринимателей на по осуществление коммерческой (предпринимательской) словами деятельности. Иными исполнительных словами, административные условием барьеры, препятствующие за предпринимательству, - это отно излишнее администрирование акты предпринимательской деятельности.
действия Для решения прав этих проблем и пресечению во исполнение субъек Указа Президента соблюдение России от 15 Федеральный мая 2008 г. №797 принят мая Федеральный закон проверок от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О хозяйственной защите прав этих юридических лиц и конкуренции индивидуальных предпринимателей прав при осуществлении предпринима государственного контроля (надзора) и услуг муниципального контроля». ис Закон направлен государственного на установление следующие порядка организации и орга проведения проверок конкуренции юридических лиц, отно индивидуальных предпринимателей конкуренцию органами, уполномоченными акты на осуществление во государственного контроля (надзора), установленные муниципального контроля [4].