Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров
1.2 Процесс возникновения административных барьеров
1.3 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона
2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности
Чем больше административных барьеров на рынке, тем ниже оценивается уровень конкурентной среды в регионе. Треть опрошенных предпринимателей указывают на отсутствие административных барьеров ведения текущей бизнес-деятельности. Пятая часть респондентов говорят о наличии легкопреодолимых барьеров. Остальные считают существующие барьеры трудно- или непреодолимыми вообще. Условия преодоления административных барьеров обладают негативной динамикой. За последние три года, по оценкам предпринимателей, либо ничего не изменилось, либо стало сложнее. Вместе с тем чем крупнее рынок, тем позитивнее предприниматели оценивают сокращение административных барьеров и возможности их преодоления.
Оценка влияния деятельности властей на бизнес неоднозначна. Около трети предпринимателей, оценивших эффективность действий органов власти, говорят о том, что они как мешают, так и помогают в равной степени. Пятая часть оценили помощь действующей власти в ведении бизнеса, 16,0% указали на то, что власти только мешают ведению бизнеса, и только 8,6% отметили, что органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо. Чем крупнее рынок, тем больше предпринимателей ощущают реальную помощь органов власти.
Подавляющее большинство предпринимателей, работающих на различных рынках, не сталкивались с действиями органов власти, препятствующими ведению бизнеса. Вместе с тем только 9,6% опрошенных указали на отсутствие ограничений ведения бизнеса. В три раза чаще других на этом настаивали предприниматели, работающие на рынках СНГ (33,3%). Подавляющее большинство предпринимателей, работающих на различных рынках, полагают, что у них нет проблем с административными барьерами. Однако каждый десятый имел дело с коррупцией. На муниципальном уровне предприниматели в два раза чаще других сталкиваются с этой проблемой. Большинство предпринимателей не смогли охарактеризовать свои отношения с органами власти как партнерские и даже не считают это необходимым. Однако чем обширнее рынок, тем больше необходимость установления партнерских отношений с органами власти.
Таким образом, по мнению предпринимателей, уровень конкуренции в регионе умеренно высок и имеет тенденцию к стабильному росту.
Основными направлениями деятельности по развитию конкурентной среды в регионе должны стать мероприятия контролирующего и информационного характера, реализация которых позволит предпринимателям более комфортно заниматься бизнесом.
2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности
Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров - тема актуальная и постоянно привлекающая внимание как самих хозяйствующих субъектов, так и первых лиц государства. Возникает определенный парадокс - государство невольно создает административные барьеры в деятельности хозяйствующих субъектов, а потом создает меры, снижающие воздействие барьеров на предпринимательскую деятельность. Так в Постановлении от 7 марта 2013 г. (с изменениями на 3 декабря 2014 г.) был представлен план мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. Целями «дорожной карты» являются: уменьшение количества этапов, необходимых для регистрации; уменьшение времени на прохождение всех этапов регистрации; снижение затрат на регистрацию. Помимо затрат предпринимателей на регистрацию предприятия существует значительное количество затрат, связанные с административными барьерами в самой деятельности предпринимателя.
Административные барьеры - это действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия нормативных, распорядительных документов, противоречащих действующему законодательству и нормативным актам РФ, а также связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении ими контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства.
Исследуем затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров. Большая часть таких затрат относятся к трансакционным издержкам предпринимателей. Совокупные денежные затраты предприятия, связанные с выполнением требований различных государственных и муниципальных органов, являются агрегированным количественным показателем, измеряющим административное давление на бизнес. Этот показатель включает в себя как регулярные издержки - затраты на постоянную работу по оформлению бумаг, расходы на проверку, оплата труда менеджеров, издержки на ежегодно возобновляемые лицензии и т.п., так и периодически возникающие издержки - штрафы, регистрационные сборы и т.д. Помимо этого, затраты, связанные с прохождением предпринимателями административных процедур, целесообразно подразделять на:
- официальные обязательные выплаты (например, плата за регистрацию предприятия, за получение лицензии, оплата сертификации, взнос на членство в СРО);
- выплаты, добровольно уплаченные предприятием (например, оплата услуг посредников);
- выплаты, которые предприятие было вынуждено сделать (например, за ускорение процедуры регистрации).
Преимуществом показателя совокупных денежных затрат, связанных с выполнением обязательных административных требований, как агрегированного (совокупного) измерителя величины административных барьеров, является то, что его можно использовать для расчета относительных «потерь» для бизнеса из-за региональных административных ограничений и требований, путем сопоставления «потерь» с результатами деятельности организации (ВРП, объем ввода зданий, прибыль).
Предприниматели безусловно связывают оценку результативности мер, предпринимаемых органами власти всех уровней в отношении сокращения административных барьеров, с размером затрат на их преодоление (рис. 3). Однако, эта связь со знаком минус. Чем выше эти затраты, тем более негативна оценка реальных действий
властей. Так, малые предприятия, чьи руководители считают, что власти «скорее помогают», тратят на официальные обязательные выплаты сумму от 3,5% (оценка федеральной власти) до 7,9% (оценка региональной власти) валовой выручки.
Размер выплат МП, связанных с выполнением т ребований различных государст венных и муниципальных органов: влияние мер по дебюрократ изации обязательные выплаты необязательные выплаты
Рисунок 3- Результаты экспертных оценок предпринимателей
Если респонденты дают негативную оценку властям - «очень мешают», то это объясняется чрезмерно высокими обязательными затратами бизнеса на прохождение административных процедур, которые составляют 36% от выручки. По отношению к необязательным выплатам, ситуация не меняется - существующие «сборы» также «скорее мешают» и «очень мешают» предпринимателям в их деятельности.
Рассмотрим более подробно затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров предпринимателей в сфере строительства.
Оппортунистическое поведение свойственно всем участникам строительного процесса. Строительство зданий и сооружений является сложным и длительным процессом, в котором задействовано большое количество участников - инвесторов, заказчиков, застройщиков, проектировщиков и подрядчиков и др. Каждому из участников свойственно оппортунистическое поведение и связанные с ним затраты в конечном итоге ложатся на потребителя строительной продукции, которому также свойствен оппортунизм.
Предприятия, по понятным причинам, весьма скупо информируют общественность об административных проблемах, которые могут быть интерпретированы как провалы в деятельности их менеджеров.
Сократить административные барьеры до разумных пределов в строительстве можно только в совокупности с решениями по обеспечению прозрачности в предоставлении земельных участков под строительство. [2]
Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве, проведенный в 43 городах России на примере анализа количества процедур, сроков и стоимости их прохождения при реализации проекта по строительству многоквартирного дома, позволяет сделать общий вывод о крайне высоком уровне барьеров в жилищном строительстве. Большое количество проблем при реализации проекта по строительству многоквартирного дома связано с процедурами по обеспечению объекта капитального строительства инженерно-технической инфраструктурой, включая электрические, тепловые, газораспределительные сети и сети водоснабжения и водоотведения. По видам инженерно-технической инфраструктуры соответствующие средние показатели, характеризующие все процедуры, связанные с обеспечением многоквартирного дома такой инфраструктурой, составляют:
- для присоединения к электрическим сетям - 13 процедур, 227 дней и 4 млн рублей;
- для подключения к тепловым сетям - 13 процедур, 187 дней и 6,7 млн рублей;
- для подключения к газораспределительным сетям - 15 процедур, 253 дней и 650 тыс руб.;
- для подключения к сетям водоснабжения и водоотведения - 13 процедур, 180 дней и 9,7 млн рублей.
Наибольшее число процедур связано с обеспечением подключения многоквартирного дома к газораспре
делительным сетям (в среднем 15 процедур), которые являются и самыми продолжительными (в среднем 253 дня).
Самыми затратными являются процедуры, связанные с обеспечением подключения многоквартирного дома к сетям водоснабжения и водоотведения, требующие в среднем затрат, равных 9,7 млн рублей.
В настоящее время анализ существующих административных барьеров при строительстве позволил обнаружить необходимость выявления соответствия региональной и местной нормативной базы федеральному законодательству в виду того, что федеральное законодательство может быть улучшено постоянными нововведениями, но оно регулирует только 30% процедур, остальные возникают на региональном и местном уровнях[2].
Следовательно, в качестве одного из предложений по решению существующей проблемы может выступать признание в качестве основного механизма снижения административных барьеров региональных и местных процедур - обязательный ежегодный мониторинг динамики ситуации. Следующим шагом может быть приятие Сводного перечня административных процедур, в котором были бы регламентированы все административные процедуры, предусмотренные российским законодательством в части реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.
Целесообразным способом сокращения административных барьеров является разработка определенного порядка согласования субъектами РФ с уполномоченными органами исполнительной власти дополнительных административных процедур, неучтенных в Сводном пе- речне[3].
В завершении отметим, что будучи премьер-министром страны В. Путин ввел термин «разбюрокрачивание строительной отрасли», а выступая в рамках дискуссии на форуме «Единой России», посвященном социально-экономическому развития Сибири до 2020 г., назвал ситуацию с получением различного рода разрешений в строительстве «вопиющей»; схема получения земельных участков определена как «забюрокрачена корупционно». Прошло несколько лет, проблемы решаются, но достаточно медленно. Правительство ежемесячно проводит совещания по снятию административных барьеров в том числе и в строительстве. И, несмотря на то, что строительство является самым регулируемым государством видом экономической деятельности, институциональные проблемы присутствуют и негативно влияют на развитие предпринимательской деятельности.
Заключение
Теоретическое обоснование термина «административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.
Наиболее корректное определение административных барьеров дает П. Крючкова. Административные барьеры – это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией силового доминирования.
В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995–1998 годов.
Среди административных барьеров в России можно выделать следующие:
– Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (запреты на занятие предпринимательской деятельностью).
– Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам (административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане), проблема двойной уплаты НДС и др.).