Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем больше административных барьеров на рынке, тем ниже оценивается уровень кон­курентной среды в регионе. Треть опрошенных предпринимателей указывают на отсутствие административных барьеров ведения текущей бизнес-деятельности. Пятая часть респондентов говорят о наличии легкопреодолимых барьеров. Остальные считают существующие барьеры трудно- или непреодолимыми вообще. Условия преодоления административных барьеров обла­дают негативной динамикой. За последние три года, по оценкам предпринимателей, либо ниче­го не изменилось, либо стало сложнее. Вместе с тем чем крупнее рынок, тем позитивнее пред­приниматели оценивают сокращение админи­стративных барьеров и возможности их преодо­ления.

Оценка влияния деятельности властей на бизнес неоднозначна. Около трети предприни­мателей, оценивших эффективность действий органов власти, говорят о том, что они как ме­шают, так и помогают в равной степени. Пятая часть оценили помощь действующей власти в ведении бизнеса, 16,0% указали на то, что вла­сти только мешают ведению бизнеса, и только 8,6% отметили, что органы власти не предпри­нимают каких-либо действий, но их участие необходимо. Чем крупнее рынок, тем больше предпринимателей ощущают реальную помощь органов власти.

Подавляющее большинство предпринима­телей, работающих на различных рынках, не сталкивались с действиями органов власти, пре­пятствующими ведению бизнеса. Вместе с тем только 9,6% опрошенных указали на отсутствие ограничений ведения бизнеса. В три раза чаще других на этом настаивали предприниматели, работающие на рынках СНГ (33,3%). Подавля­ющее большинство предпринимателей, работа­ющих на различных рынках, полагают, что у них нет проблем с административными барьерами. Однако каждый десятый имел дело с коррупци­ей. На муниципальном уровне предпринимате­ли в два раза чаще других сталкиваются с этой проблемой. Большинство предпринимателей не смогли охарактеризовать свои отношения с орга­нами власти как партнерские и даже не считают это необходимым. Однако чем обширнее рынок, тем больше необходимость установления парт­нерских отношений с органами власти.

Таким образом, по мнению предпринимате­лей, уровень конкуренции в регионе умеренно высок и имеет тенденцию к стабильному росту.

Основными направлениями деятельности по развитию конкурентной среды в регионе долж­ны стать мероприятия контролирующего и ин­формационного характера, реализация которых позволит предпринимателям более комфортно заниматься бизнесом.


2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности

Затраты предпринимателей на преодоление адми­нистративных барьеров - тема актуальная и постоянно привлекающая внимание как самих хозяйствующих субъ­ектов, так и первых лиц государства. Возникает опреде­ленный парадокс - государство невольно создает адми­нистративные барьеры в деятельности хозяйствующих субъектов, а потом создает меры, снижающие воздей­ствие барьеров на предпринимательскую деятельность. Так в Постановлении от 7 марта 2013 г. (с изменениями на 3 декабря 2014 г.) был представлен план мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. Целями «дорожной карты» являются: уменьшение ко­личества этапов, необходимых для регистрации; умень­шение времени на прохождение всех этапов регистрации; снижение затрат на регистрацию. Помимо затрат пред­принимателей на регистрацию предприятия существует значительное количество затрат, связанные с админи­стративными барьерами в самой деятельности предпри­нимателя.

Административные барьеры - это действия орга­нов исполнительной власти, выраженные в виде приня­тия нормативных, распорядительных документов, проти­воречащих действующему законодательству и норматив­ным актам РФ, а также связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении ими контроля и надзора за деятельностью субъектов предпри­нимательства.

Исследуем затраты предпринимателей на преодо­ление административных барьеров. Большая часть таких затрат относятся к трансакционным издержкам предпри­нимателей. Совокупные денежные затраты предприятия, связанные с выполнением требований различных госу­дарственных и муниципальных органов, являются агреги­рованным количественным показателем, измеряющим административное давление на бизнес. Этот показатель включает в себя как регулярные издержки - затраты на постоянную работу по оформлению бумаг, расходы на проверку, оплата труда менеджеров, издержки на еже­годно возобновляемые лицензии и т.п., так и периодиче­ски возникающие издержки - штрафы, регистрационные сборы и т.д. Помимо этого, затраты, связанные с прохож­дением предпринимателями административных проце­дур, целесообразно подразделять на:


- официальные обязательные выплаты (например, плата за регистрацию предприятия, за получение лицензии, оплата сертификации, взнос на членство в СРО);

- выплаты, добровольно уплаченные предприятием (например, оплата услуг посредников);

- выплаты, которые предприятие было вынуждено сделать (например, за ускорение процедуры реги­страции).

Преимуществом показателя совокупных денежных затрат, связанных с выполнением обязательных админи­стративных требований, как агрегированного (совокуп­ного) измерителя величины административных барьеров, является то, что его можно использовать для расчета от­носительных «потерь» для бизнеса из-за региональных административных ограничений и требований, путем со­поставления «потерь» с результатами деятельности орга­низации (ВРП, объем ввода зданий, прибыль).

Предприниматели безусловно связывают оценку результативности мер, предпринимаемых органами вла­сти всех уровней в отношении сокращения администра­тивных барьеров, с размером затрат на их преодоление (рис. 3). Однако, эта связь со знаком минус. Чем выше эти затраты, тем более негативна оценка реальных действий

властей. Так, малые предприятия, чьи руководители счи­тают, что власти «скорее помогают», тратят на официаль­ные обязательные выплаты сумму от 3,5% (оценка феде­ральной власти) до 7,9% (оценка региональной власти) ва­ловой выручки.

Размер выплат МП, связанных с выполнением т ребований различных государст венных и муниципальных органов: влияние мер по дебюрократ изации обязательные выплаты необязательные выплаты

Рисунок 3- Результаты экспертных оценок предпринимателей

Если респонденты дают негативную оценку вла­стям - «очень мешают», то это объясняется чрезмерно вы­сокими обязательными затратами бизнеса на прохожде­ние административных процедур, которые составляют 36% от выручки. По отношению к необязательным выпла­там, ситуация не меняется - существующие «сборы» также «скорее мешают» и «очень мешают» предпринима­телям в их деятельности.

Рассмотрим более подробно затраты предприни­мателей на преодоление административных барьеров предпринимателей в сфере строительства.

Оппортунистическое поведение свойственно всем участникам строительного процесса. Строительство зда­ний и сооружений является сложным и длительным про­цессом, в котором задействовано большое количество участников - инвесторов, заказчиков, застройщиков, про­ектировщиков и подрядчиков и др. Каждому из участни­ков свойственно оппортунистическое поведение и связан­ные с ним затраты в конечном итоге ложатся на потреби­теля строительной продукции, которому также свойствен оппортунизм.


Предприятия, по понятным причинам, весьма скупо информируют общественность об административ­ных проблемах, которые могут быть интерпретированы как провалы в деятельности их менеджеров.

Сократить административные барьеры до разум­ных пределов в строительстве можно только в совокупно­сти с решениями по обеспечению прозрачности в предо­ставлении земельных участков под строительство. [2]

Мониторинг административных барьеров в жи­лищном строительстве, проведенный в 43 городах России на примере анализа количества процедур, сроков и стои­мости их прохождения при реализации проекта по строи­тельству многоквартирного дома, позволяет сделать об­щий вывод о крайне высоком уровне барьеров в жилищ­ном строительстве. Большое количество проблем при ре­ализации проекта по строительству многоквартирного дома связано с процедурами по обеспечению объекта ка­питального строительства инженерно-технической ин­фраструктурой, включая электрические, тепловые, газо­распределительные сети и сети водоснабжения и водоот­ведения. По видам инженерно-технической инфраструк­туры соответствующие средние показатели, характеризу­ющие все процедуры, связанные с обеспечением много­квартирного дома такой инфраструктурой, составляют:

- для присоединения к электрическим сетям - 13 процедур, 227 дней и 4 млн рублей;

- для подключения к тепловым сетям - 13 процедур, 187 дней и 6,7 млн рублей;

- для подключения к газораспределительным сетям - 15 процедур, 253 дней и 650 тыс руб.;

- для подключения к сетям водоснабжения и водо­отведения - 13 процедур, 180 дней и 9,7 млн руб­лей.

Наибольшее число процедур связано с обеспече­нием подключения многоквартирного дома к газораспре­

делительным сетям (в среднем 15 процедур), которые яв­ляются и самыми продолжительными (в среднем 253 дня).

Самыми затратными являются процедуры, связан­ные с обеспечением подключения многоквартирного дома к сетям водоснабжения и водоотведения, требую­щие в среднем затрат, равных 9,7 млн рублей.

В настоящее время анализ существующих админи­стративных барьеров при строительстве позволил обнару­жить необходимость выявления соответствия региональ­ной и местной нормативной базы федеральному законо­дательству в виду того, что федеральное законодатель­ство может быть улучшено постоянными нововведени­ями, но оно регулирует только 30% процедур, остальные возникают на региональном и местном уровнях[2].

Следовательно, в качестве одного из предложений по решению существующей проблемы может выступать признание в качестве основного механизма снижения ад­министративных барьеров региональных и местных про­цедур - обязательный ежегодный мониторинг динамики ситуации. Следующим шагом может быть приятие Свод­ного перечня административных процедур, в котором были бы регламентированы все административные про­цедуры, предусмотренные российским законодатель­ством в части реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.


Целесообразным способом сокращения админи­стративных барьеров является разработка определенного порядка согласования субъектами РФ с уполномочен­ными органами исполнительной власти дополнительных административных процедур, неучтенных в Сводном пе- речне[3].

В завершении отметим, что будучи премьер-мини­стром страны В. Путин ввел термин «разбюрокрачивание строительной отрасли», а выступая в рамках дискуссии на форуме «Единой России», посвященном социально-эко­номическому развития Сибири до 2020 г., назвал ситуа­цию с получением различного рода разрешений в строи­тельстве «вопиющей»; схема получения земельных участ­ков определена как «забюрокрачена корупционно». Про­шло несколько лет, проблемы решаются, но достаточно медленно. Правительство ежемесячно проводит совеща­ния по снятию административных барьеров в том числе и в строительстве. И, несмотря на то, что строительство яв­ляется самым регулируемым государством видом эконо­мической деятельности, институциональные проблемы присутствуют и негативно влияют на развитие предприни­мательской деятельности.

Заключение

Теоретическое обоснование термина «административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.

Наиболее корректное определение административных барьеров дает П. Крючкова. Административные барьеры – это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией силового доминирования.

В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995–1998 годов.

Среди административных барьеров в России можно выделать следующие:

– Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (запреты на занятие предпринимательской деятельностью).

– Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам (административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане), проблема двойной уплаты НДС и др.).