Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С ограничением органами власти инциден­тов по организации совместной деятельности малых предприятий встречались 5,7% опро­шенных, особенно среди предпринимателей, работающих на рынках Российской Федерации. Они же иногда (соответственно 5,9 и 5,6%) стал­киваются с действием/давлением со стороны органов власти, препятствующим ведению биз­неса. Предприниматели муниципального уровня (7,4% против 3,1% по выборке), а также рынков Российской Федерации (5,6%) в два раза чаще других сталкивались с силовым давлением со стороны правоохранительных органов. Они же порой встречались с силовым давлением со сто­роны проверяющих органов (7,4% против 5,1% по выборке).

Вместе с тем только 9,6% опрошенных пред­принимателей указали на отсутствие ограниче­ний ведения бизнеса. В три раза чаще других на этом настаивали предприниматели, работающие на рынках СНГ (33,3%), а 90,4% предпринима­телей, особенно работающих на рынках несель­ских субъектов РФ (100,0%), с этим не согласны. Подобная противоречивость ответов косвенным образом свидетельствует о слабости мелкого и среднего бизнеса, его зависимости от органов власти и правопорядка. [18]

В 2017 г. самые высокие оценки взаимодей­ствию бизнеса и органов власти дали предпри­ниматели, работающие в сфере строительства: 86,7% дали оценку «отлично», остальные либо удовлетворены существующим положением, либо оценивают ситуацию как «хорошую». Од­нако каждый второй представитель ЖКХ, 40,0% представителей промышленных предприятий и каждый третий работник здравоохранения ока­зались не удовлетворены этим взаимодействи­ем. Предприниматели, занятые в строительстве и сельскохозяйственной отрасли, не удовлетво­рены доступностью государственных и муни­ципальных услуг (86,7 и 77,8% соответствен­но). Представители сферы образования и науки в 87,5% случаев оценили ситуацию как «очень плохую».

В 2018 г. большинство предпринимателей (92,4%), работающих на различных рынках, не смогли охарактеризовать свои отношения с ор­ганами власти как партнерские и даже не счита­ют это необходимым. Только 7,6%, особенно на рынках Российской Федерации (около 11,0%) и на рынках СНГ (каждый третий), ощущают эту потребность. Таким образом, чем обширнее ры­нок, тем больше необходимость установления партнерских отношений с органами власти.

Около трети предпринимателей, оценив­ших эффективность действий органов власти (табл. 7), говорят о том, что власти как мешают, так и помогают в равной степени (самый распро­страненный ответ). Пятая часть оценила помощь действующей власти в ведении бизнеса, 16,0% указали на то, что власти только мешают веде­нию бизнеса. И только 8,6% указали на то, что органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо.


Таблица 7

Оценка влияния деятельности органов власти на бизнес, % к опрошенным

Влияние деятельности органов власти на бизнес

Процент

Органы власти помогают бизнесу своими действиями

21,5

Органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо

8,6

Органы власти только мешают бизнесу своими действиями

16,0

В чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают

29,4

Затрудняюсь ответить

24,5

Итого

100,0

Среди предпринимателей локально-муници­пального рынка большинство (56,5%) полагают, что в чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают. Сходного мнения придерживаются 35,2% предпринимателей областного и 46,7% общероссийского уровня. Это мнение стало до­минирующим в ответах всех предпринимателей (39,0%). По 17,4% предпринимателей муници­пального рынка считают, что органы власти сво­ими действиями помогают бизнесу или только мешают ему. Каждый третий работающий на рынках несельских субъектов РФ придержива­ется противоположных мнений, что органы вла­сти помогают бизнесу своими действиями или органы власти только мешают бизнесу. Каждый второй предприниматель, работающий на рын­ках СНГ, полагает, что органы власти помога­ют бизнесу своими действиями или что органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо. Таким образом, чем крупнее рынок, тем больше предпринимателей ощущают реальную помощь органов власти (табл. 8).

Таблица 8

Оценка предпринимателями различной географии рынка деятельности органов власти, %

Деятельность органов власти на основном для бизнеса рынке

Географические рынки

По вы­борке

локальный муни­ципальный рынок

рынок Саратов­ской области

рынки несельских субъектов РФ

рынки

РФ

рынки

СНГ

Органы власти помогают бизнесу своими действиями

17,4

29,6

33,3

33,3

50,0

28,5

Органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их уча­стие необходимо

8,7

11,3

8,3

13,3

50,0

11,4

Органы власти только мешают бизнесу своими действиями

17,4

23,9

33,3

6,7

-

21,1

В чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают

56,5

35,2

25,0

46,7

-

39,0

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Уровень удовлетворенности качеством услуг естественных монополий в Саратовском регио­не низкий. Сроки получения доступа к услуге, условия и стоимость подключения практически по всем услугам чаще не удовлетворяют саратов­ских предпринимателей.

В 2018 г. треть опрошенных предпринимате­лей указывают на отсутствие административных барьеров для ведения текущей деятельности. Пя­тая часть респондентов говорят о наличии лег­копреодолимых барьеров. Остальные считают существующие барьеры трудно- или вообще не­преодолимыми. Особенно активно на отсутствии административных барьеров настаивали пред­приниматели областного уровня (51,5%), обще­российского и уровня СНГ (66,7%). Среди пред­принимателей локально-муниципального рынка и рынков несельских субъектов самым распростра­ненным мнением стало то, что административ­ные барьеры есть, но они преодолимы без суще­ственных затрат (соответственно 36,8 и 30,8%). Однако предприниматели рынков несельских субъектов в 1,5 раза чаще других (36,8% против 19% в среднем по выборке) настаивали, что есть барьеры, преодолимые при осуществлении значи­тельных затрат. Предприниматели этой категории и областных рынков также чаще других (соот­ветственно 15,4 и 13,6% против 10,3% в целом по выборке) свидетельствовали, что есть непреодо­лимые административные барьеры (табл. 9).

Таблица 9

Оценка предпринимателями различной географии рынка, насколько преодолимы административные барьеры для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса, %

Насколько преодолимы админи­стративные барьеры для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса

Географические рынки

По вы­борке

локальный муни­ципальный рынок

рынок Саратов­ской области

рынки несельских субъектов РФ

рынки

РФ

рынки

СНГ

Есть непреодолимые администра­тивные барьеры

5,3

13,6

15,4

-

-

10,3

Есть барьеры, преодолимые при осуществлении значительных затрат

31,6

10,6

30,8

33,3

-

19,0

Административные барьеры есть, но они преодолимы без существен­ных затрат

36,8

24,2

30,8

26,7

33,3

27,6

Нет административных барьеров

26,3

51,5

23,1

40,0

66,7

43,1

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Около 40,0% опрошенных предпринима­телей не смогли оценить изменения админи­стративных барьеров в Саратовском регионе за последние 3 года. При этом 16,6% считают, что бизнесу стало сложнее преодолевать админи­стративные барьеры, 16,0% изменений не обна­ружили, для 14,1% опрошенных преодоление ба­рьеров стало проще, чем раньше, и только 4,3% указали, что административные барьеры были полностью устранены.

Среди предпринимате­лей локально-муниципального рынка по 28,6% опрошенных (и это - самые распространенные полярные мнения) заявили о том, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше, или, наоборот, что бизне­су стало сложнее преодолевать административ­ные барьеры, чем раньше. 23,8% этой категории предпринимателей полагают, что уровень и ко­личество административных барьеров не изме­нилось, 14,3% - что административные барьеры отсутствуют, как ранее, 4,8% - что ранее адми­нистративные барьеры отсутствовали, однако сейчас появились. Предприниматели областного рынка чаще других (30,4% против 25,5% по вы­борке) полагают, что уровень и количество адми­нистративных барьеров не изменилось. Однако каждый четвертый (26,8%) считает, что бизнесу стало сложнее преодолевать административные барьеры, чем раньше. Напротив, 17,9% полага­ют, что бизнесу стало проще преодолевать адми­нистративные барьеры, чем раньше; 8,9% из них указали на то, что ранее административные ба­рьеры отсутствовали, однако сейчас появились. И только 7,1% отметили, что административные барьеры отсутствуют, как ранее.

Доминирующим мнением предпринимате­лей рынков несельских субъектов РФ (38,5%) стало то, что бизнесу стало сложнее преодоле­вать административные барьеры, чем раньше. По 15,4%, наоборот, считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барье­ры, чем раньше, или что их уровень и количество не изменились, или что ранее они отсутствова­ли, однако сейчас появились. По 7,7% указали, что административные барьеры были полностью устранены или что административные барьеры отсутствуют, как ранее.

Среди предпринимателей, работающих на общероссийских рынках, самым распростра­ненным мнением (44,4%) стало то, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше. На втором месте по рас­пространенности среди них стало утверждение, что уровень и количество административных барьеров не изменилось (22,2%). По 11,1% опро­шенных указали на то, что бизнесу стало слож­

нее преодолевать административные барьеры, чем раньше, что прежде административные ба­рьеры отсутствовали, однако сейчас появились, или, наоборот, что административные барьеры отсутствуют, как и ранее.


Предприниматели, работающие на рынках СНГ, оказались наиболее позитивно оцениваю­щими изменения уровня административных ба­рьеров на рынке в течение последних трех лет. Каждый третий указал на то, что администра­тивные барьеры были полностью устранены, что бизнесу стало проще преодолевать администра­тивные барьеры, чем раньше, и что администра­тивные барьеры отсутствуют, как ранее. Таким образом, чем крупнее рынок, тем позитивнее предприниматели оценивают сокращение адми­нистративных барьеров и возможности их пре­одоления.

В ходе исследования 2018 г. было выявлено, что большинство предпринимателей при рас­смотрении направлений развития конкуренции указали на создание системы информирования населения о работе различных компаний, за­щите прав потребителей и состоянии конкурен­ции в районе (40,4% опрошенных). Кроме это­го, 36,4% предпринимателей предлагают вести жесткий контроль за тем, чтобы одна компания не захватывала полностью рынок, т. е. отмену монополий. Также часть предпринимателей же­лают, чтобы в городе и районе поддерживались новые направления развития экономики (27,3% опрошенных).

Еще одним немаловажным фактором раз­вития конкуренции в районе, по мнению пред­принимателей, является увеличение контроля над работой естественных монополий, таких как водоснабжение, электро- и теплоснабжение, ж/д и авиатранспорт (23,2% респондентов). Та­кие естественные монополии сдерживают воз­можности предпринимателей в развитии сво­бодной конкуренции. Немаловажное значение в развитии конкурентной среды предприни­матели отдают вопросам контроля над ростом цен (20,2% респондентов), качества продукции (16,2%). Данные направления должны быть под жестким контролем государства и органов вла­сти на местах, позволяя сделать механизмы фор­мирования конкуренции более доступными и прозрачными.

Анализ данных опросов предпринимателей показал, что в 2017 г. большая часть предпри­нимателей указали, что они столкнулись с про­блемами использования родственных или иных личных связей с чиновниками для создания кон­курентных преимуществ (58,8% опрошенных) и конкурентным давлением посредством рекламы (52,5%). Причем эти две проблемы каждым пя­тым предпринимателей переживаются как наи­более острые и злободневные. В 2018 г. к чис­лу наиболее существенных административных барьеров ведения текущей деятельности пред­принимателями Саратовской области отнесены: высокий налог; нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий; сложность получения доступа к земельным участкам. В наибольшей степени с проблемой высоких налогов сталкиваются пред­приниматели, работающие на областных рынках и рынках несельских субъектов РФ.