Файл: Формы международных расчетов и перспективы их изменения (Классификация международных валютных расчетов)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аккредитив является одной из форм трансграничных расчетов, правовое ре­гулирование которого в настоящее время осуществляется Унифицированными правилами и обычаями МТП для документарных аккредитивов (публикация МТП № 600, редакция 2007 г) (далее — UCР-600, учитывая англоязычную транскрипцию названия этого документа).

Действующие в насто­ящее время Унифициро­ванные правила и обычаи для документарных ак­кредитивов, публикация № 600 от 2007 г. (УОП 600), предполагают следующий механизм действия банков при получении документов, представленных по доку­ментарному аккредитиву.

В данном случае следует особо отметить, что УОП 600 наряду с признанием безусловного обязательства банков исполнить документарный аккредитив против документов, соответствующих его условиям, разрешает банкам по их собствен­ному усмотрению исполнять или же не исполнять документарный аккредитив против документов с расхождениями[1].

Рисунок 2. Механизм действия банков при получении документов, представленных по доку­ментарному аккредитиву

Естественно, что чаще всего банки идут на исполнение против документов с расхождениями в случае наличия специальной договоренности об этом с приказодателем аккредитива.

Так, УОП 600 позволяют банку-эмитенту, т. е. банку, открывшему документарный аккредитив, об­ратиться к приказодателю аккредитива на предмет принятия последним документов с расхождения­ми. Такое принятие приказодателем документов с расхождениями именуется в УОП 600 «отказом приказодателя от прав, связанных с расхождени­ями». Такой отказ означает, что приказодатель не возражает против осуществления банками платежа против документов, которые не соответствуют условиям аккредитива.

В соответствии с вышеизложенным УОП 600 предлагает банкам четыре варианта распоряжения документами, о выборе одного из которых бенефи­циар должен быть извещен в уведомлении об отказе исполнить, а именно:

1.Банк держит документы, ожидая дальнейших инструкций от представившего лица.

2.Банк-эмитент держит документы до получения отказа приказодателя от прав, связанных с расхождениями, и соглашается принять такой отказ, или же до получения дальнейших инс­трукций от представившего лица до согласия банка-эмитента принять отказ приказодателя от прав, связанных с расхождениями.

3.Банк возвращает документы.

4.Банк действует в соответствии с инструкциями, ранее полученными от представившего лица[2].


Помимо указания выбранного варианта рас­поряжения документами банки в уведомлении об отказе исполнить должны четко указать, что они отказываются исполнять, а также все расхождения, из-за которых они отказываются исполнять. При этом следует отметить, что УОП 600 предпо­лагают направление представившему лицу одного- единственного уведомления об отказе исполнить, соответственно, банки не могут в дополнение к ранее направленному уведомлению направить еще одно уведомление, с тем чтобы изменить причины отказа исполнить или условия, на которых они держат документы с расхождениями.

Проанализируем механизм практической реализации для импортеров и экспортеров.

Итак, рассмотрим схему аккредитива для импортеров

Рисунок 3. Аккредитивы c платежом

по представлении документов

Проанализируем механизм аккредитива (для импортеров)

1.Подписание внешнеэкономического контракта между импортером и экспортером, предусматривающего форму расчетов: аккредитив;

2. Импортер предоставляет в Банк заявление на открытие аккредитива;

3. Банк далее Банк-Эмитент, открывает аккредитив и уведомляет об этом банк экспортера;

4. Банк экспортера уведомляет экспортера о том, что банк импортера открыл аккредитив в его пользу и, соответственно, об условиях аккредитива. Если необходимо, банк экспортера добавляет свое подтверждение по аккредитиву. т.е. его безусловное обязательство (наряду с обязательством Банка -Эмитента) оплаты против документов, предоставленных в соответствии с условиями аккредитива. Банк экспортера становится Подтверждающим Банком;

5.Экспортер отгружает товар, убедившись в соответствии условий аккредитива достигнутым договоренностям с импортером;

6. Экспортер представляет в свой банк документы в соответствии с условиями аккредитива;

7. В случае если Подтверждающий Банк находит документы как соответствующие условиям аккредитива, он производит платеж на сумму предоставленных документов;

8. Банк экспортера отправляет документы в Банк-эмитент на проверку на соответствие условиям аккредитива и для возмещения оплаты;

9. Банк экспортера зачисляет полученную выручку на счет экспортёра;

10. Банк-эмитент выдает документы импортеру.

Аккредитивы с отсрочкой платежа

Схема 4. Аккредитивы с отсрочкой платежа


- Заключение внешнеторгового контракта между импортером и экспортером с указанием в качестве способа оплаты «аккредитив с отсрочкой платежа»

- Предоставление импортером заявления на выпуск аккредитива; Выпуск банком импортера, далее Банк -Эмитент, аккредитива в пользу экспортера;

- Банк экспортера уведомляет экспортера о том, что банк импортера открыл аккредитив в его пользу и, соответственно, об условиях аккредитива. Чаще всего банк экспортера выполняет функцию Подтверждающего Банка;

- Отгрузка товара в соответствии с условиями аккредитива;

- Предоставление документов по аккредитиву в Подтверждающий Банк, который проверяет документы и устанавливает дату отсрочки платежа при установлении предоставленных документов условиям аккредитива;

- Документы отсылаются импортеру. Экспортер ждет оплату документов на дату отсрочки платежа;

- В дату отсрочки платежа Банк-Эмитент возмещает сумму аккредитива Подтверждающему Банку, а импортер -Банку-Эмитенту.

Преимущества аккредитивной формы расчетов для импортера

1.Использование аккредитива позволяет отказаться от авансовых платежей за товар.

2.Минимизация страховых рисков во внешнеторговых контрактах.

3.Минимизация риска ненадлежащей поставки товара - оплата производится только после предоставления в Банк документов, соответствующих условиям аккредитива.

Рассмотрим механизм совершения сделок с документарным аккредитивом экспортерами

Схема 5. Документарный аккредитив

по экспортному контракту

Экспортные аккредитивы

1. Подписание внешнеторгового договора между иностранным импортером и российским экспортером, предусматривающим форму расчетов: аккредитив;

2. Иностранный импортер подает в свой банк заявление на открытие аккредитива;

3. Банк импортера открывает аккредитив, уведомляет об этом банк экспортера, а также просит его добавить свое подтверждение по аккредитиву;

4.Банк- банк экспортера добавляет свое подтверждение по аккредитиву. Далее:

Подтверждающий банк.

5. Подтверждающий Банк авизует подтвержденный аккредитив своему клиенту.

6.Экспортер отгружает товар в соответствии с условиями аккредитива.

7. Экспортер предоставляет в свой банк документы в соответствии с условиями аккредитива

8. Банк экспортера проверяет документы на соответствие условиям аккредитива. В случае отсутствия расхождений в представленных документах, банк экспортера производит оплату на сумму документов;


9.Банк экспортера передает товарораспорядительные документы банку импортера;

10.Банк импортера проверяет документы и, в случае их соответствия условиям аккредитива, передаёт их импортеру.

Преимущества аккредитивной формы расчетов для экспортера

1. Аккредитив является обязательством банка (Банка- Эмитента или Подтверждающего Банка), а не иностранного покупателя, поэтому экспортер может быть уверен в получении оплаты за поставленный товар/оказанные услуги при надлежащем представлении в банк соответствующих документов.

2. Оперативная процедура получения денег за поставленный товар после отгрузки. Банк произведет оплату экспортеру (при условии предоставления документов в полном соответствии с условиями аккредитива), и импортер не сможет задержать оплату уже поставленного товара.

Таким образом документарный аккредитив является современной и востребованной формой платежа.

    1. . Инкассовая форма расчетов

Инкассо — это форма расчетов, согласно которой банк по поручению экспортера получает погашение обязательств за отгруженные в адрес им­портера товары (оказанные услуги) путем зачисления средств на счет экс­портера в банке или акцепта тратты, которая должна быть оплачена в ого­воренный срок.

Различают чистое и документарное инкассо. При чистом инкассо взыскание средств по сделке производится против финансовых документов (переводные векселя, простые веселя, чеки или другие подобные документы, используемые для получения денежного платежа). Документарное инкассо означает получение платежа против финансовых документов, сопровождаемых коммерческими (счета-фактуры, транспортные, товарораспорядительные или другие документы, не являющиеся финансовыми), либо только против коммерческих документов.

Документарное инкассо предназначается для платежей в случае, если экспортер не хочет отгружать товар по открытому счету, но в то же время не располагает возможностью использовать аккредитив. Услуга по инкассо связана с меньшими издержками, чем аккредитивная форма расчетов, по­скольку функции банков по проверке документов и перечислению денежных средств более формальны.

Документарное инкассо не позволяет импортеру вступить во владение товаром без его оплаты или неакцепта векселя, а экспортер при этом не ос­вобожден от риска неплатежа. В связи с этим такая форма расчетов может применяться при выполнении следующих условий:

  1. продавец уверен в платежеспособности покупателя;
  2. политические и экономические риски в стране импортера являются низкими;
  3. сделка защищена стабильной правовой базой стран экспортера и им­портера;
  4. валютные ограничения в стране импортера отрицательно не влияют на завершение сделки.

Согласно «Унифицированным правилам по инкассо» , инкассовые операции осуществляются банками на основе инструкций, полученных от экспортера. В расчетах участвуют экспортер и банк-ремитент, импортер и инкассирующий банк.

В инкассовой форме расчетов выделяют три фазы: договоренность об ус­ловиях инкассо, оформление инкассового поручения и предоставление до­кументов по сделке экспортером, предоставление документов плательщику и получение суммы платежа.

Договоренность об условиях инкассо достигается между экспортером и им­портером и закрепляется во внешнеторговом контракте. Условий инкассо может быть несколько:

1. Вручение документов против платежа. Инкассирующий банк может вручать импортеру документы против немедленной оплаты. Немедленная оплата, согласно международным обычаям, означает, что оплата производится самое позднее при поступлении товара. Если экспортер не хочет долго ждать оплаты за товар, то в инкассовом поручении он может потребовать платежа по первому представлению документов. В этом случае в контракте и в финансовых документах должно содержаться положение о предъявлении плательщику документов немедленно по их поступлении в инкассирующий банк (рис. 6).

Рисунок 6. Документооборот инкассо:

  1. — заключается контракт;
  2. — поставка товара;
  3. — экспортер передает в банк инкассовое поручение с документами;
  4. — передача инкассового поручения с документами в банк импортера;
  5. — подтверждение получения документов;
  6. — сообщение импортеру о получении документов;
  7. — полномочие на оплату;
  8. — дебетование счета и выдача инкассовых документов импортеру;
  9. — уведомление о платеже и перевод суммы инкассо;
  10. — кредитование суммы инкассо, за вычетом комиссий и расходов

После получения заказа и заключения контракта экспортер отгружает то­вар или в адрес покупателя, или в адрес инкассирующего банка. Одновремен­но он оформляет все необходимые коммерческие и финансовые документы и передает их вместе с инкассовым поручением в банк-ремитент, который пересылает документы с необходимыми инструкциями инкассирующему банку. В инкассовом поручении экспортер должен дать четкие и полные ука­зания банку-ремитенту и инкассирующему банку, поскольку они придержи­ваются в своих действиях только этого документа.

В международной практике инкассовое поручение (документарная римесса) обычно содержит следующие обязательные реквизиты: