ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 486
Скачиваний: 3
· меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
· растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
· совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
· набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
· воспитательные организации различных видов и типов;
· системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
· набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
· ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания — детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
· создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания;
· подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
· обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;
· способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
· социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
· адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциальноговоспитания — составных частей воспитания как социального института.
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основойдиссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных — организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.
Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. Розин).
С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.
В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерен переход от одного типа общества к другому, или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому».
В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».
Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.
13)стили и методы семейного воспитания
Методы
семейного воспитания как
способы взаимодействия родителей с
детьми, которые помогают последним
развивать свое сознание, чувства и волю,
активно стимулируют формирование
опыта поведения, самостоятельную
детскую жизнедеятельность, полноценное
моральное и духовное развитие.
Выбор
методов.
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
-
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
-
отношении в семье и образа жизни;
-
числа детей в семье;
-
родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать
возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность; -
личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
-
опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.
Реализация метода родительского требования
Непосредственное |
Опосредованное |
(прямое) |
(косвенное) |
родительское требование |
родительское требование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные условия действенности родительского требования
|
|
Стили семейного воспитания
Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного ребенка? Часто ли вы бываете недовольны его характером? Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении? Как часто вы говорите себе: «Я не знаю, что с ним делать!»? Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и как найти выход из кризиса воспитания?
Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка.
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Существует несколько стилей семейного воспитания:
— попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),
— состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),
— рассудительный (сензитивный тип личности),
— предупредительный (инфантильный тип),
— контролирующий (тревожный тип),
— сочувствующий (интровертный тип),
— гармоничный (гармоничный тип).
В основе стилей воспитания лежат следующие причины:
1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,
2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.
Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.
Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.
Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):
• рассудительный стиль,
• контролирующий стиль,
• доминирующий стиль.
Рассудительный стиль
Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!
Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!
Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?
В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.
15)кризисы брака и их характеристика
Кризисы брака
Как
известно, браки рождаются на небесах,
а умирают на земле.
Одни умирают в
младенчестве, другие в детском возрасте,
третьи в подростковом, четвертые в
юношеском и, самые последние, отмечая
серебрянные и золотые юбилеи, завершаются
вместе с жизнью человека.
Как
правило, вступление в брак – это желание
пройти жизненный путь вместе и, как в
сказке, умереть в один день. Но правила
есть правила, а жизнь регулярно вносит
свои коррективы. Подводные камни и
течения несошедшихся характером, мелкие
и крупные предательства и измены,
неосуществившиеся мечты и надежды...да
мало ли причин для разводов?
Давайте
посмотрим статистику:
По
годам семейной жизни разводы распределяются
так:
до
1 года - 3,6%,
от
1 до 2 лет - 16%,
от
3 до 4 лет - 18%,
от
5-7- 9 лет - 28%,
от
10 до 12-17лет - 22%,
от
18- 20 и более лет - 12,4%.
На первый, второй, расчитайсь!
Итак,
первый подводный камень встречается
в первый
и второй год
совместной жизни. В этом случае, пережить
этот кризис часто помогают пробные
браки, в отличие от официальных, они не
несут на себе больших формальностей,
хотя морально могут наносить ощутимые
травмы.
Что
касается браков с иностранцами, когда
русские женщины, оставив Родину,
переезжают в новую социокультурную
среду, то этот кризис, на мой взгляд,
самый сложный и отвестственный еще и
потому, что «страдающей» стороной
становится женщина.
Именно
в этот период, как никогда, происходит
переоценка ценностей и порой, самые
мрачные периоды жизни на родной земле
кажутся не такими уж мрачными, жизненные
трудности – не такими уж сложными и все
чаще в голове звучит вопрос: и что я
здесь делаю? Зачем? Почему? Бросить все
и уехать? Мне здесь плохо, я здесь чувтвую
себя одинокой!
Хорошим
лекарством в этот момент становится
общение с такими же женщинами, возможно,
уже прошедшими этот трудный период. И
как это замечательно, что есть такие
сайты, где можно поделиться своим опытом,
послушать других.
Кризис 3-х лет
Следущий
«скользкий» этап принято обозначивать периодом
3-4 лет.
За
это время складываются устойчивые
отношения и устойчивое неприятие тех
или иных сторон жизни супруга. Любовь,
ах любовь! А ведь я все еще люблю
ее(его)!
Часто,
именно в этот момент, как бы переключаясь
на новые ориентиры супруги решаются
завести ребенка. Этот выход иногда может
оказаться значительным подспорьем в
«ремонте» семейных отношений. На западе,
в частности во Франции, заключение брака
происходит порой при рождении второго
ребенка.
Как
бы будущие супруги действительно
убедились в прочности отношений и
гарантией этого является появление
второго младенца, да и возможность иметь
различную помощь государства и различные
скидки по платежам играют здесь не
последнюю роль.
Развод
после 3-4 лет хоть и являет собой
значительный процент от общего числа
(18%), но тем неменее этот кризис возможно
пережить. Ведь недаром есть семьи, где
с частотой в 3 года появляются младенцы.