ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 486

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

·      меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

·      растет значение воспитания, оно становится осо­бой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

·      совокупность семейного, социального, религиоз­ного, коррекционного и диссоциального воспитания;

·      набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнос­лужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспи­тательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

·      воспитательные организации раз­личных видов и типов;

·      системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, му­ниципальном уровнях;

·      набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

·      ресурсы: личностные (качественные ха­рактеристики субъектов воспитания —  детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), инфор­мационные, финансовые, материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет опреде­ленные функции в общественной жизни. Наиболее об­щие функции воспитания следующие:

·      создание условий для относительно целенаправ­ленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые мо­гут быть реализованы в процессе воспитания;

·      подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого ка­питала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

·      обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее пре­емственности и обновлению;

·      способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гар­монизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутрен­ней сплоченности общества);

·      социальная и духовно-ценностная селекция чле­нов общества;

·      адаптация членов общества к меняющейся соци­альной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей­ного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциальноговоспитания — составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ве­дущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основойдиссоциального воспи­тания является психическое и физическое насилие.


Существенно различаются семейное, религиозное, соци­альное, коррекционное и диссоциальное воспитание по прин­ципам, целям, содержанию, средствам, как осознавае­мым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отли­чаются характером доминирующей взаимосвязи субъек­тов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъек­тов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, бра­тьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в рели­гиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она оп­ределяется исповедуемым ими вероучением и отношени­ями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспита­ние осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных — организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспита­нии взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспи­туемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая уни­версальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-поли­тическая изменчивость, стремительная социальная диф­ференциация общества существенно влияют на воспи­тание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющем­ся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возраст­ных групп относительно гармонизированы, что опреде­ляет их заинтересованность в поддержании стабильнос­ти. В связи с этим перед воспитанием в стабильном об­ществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в об­ществе культуры от поколения к поколению и от эли­тарных слоев к низшим (независимо от любых идеоло­гических и педагогических деклараций). При этом воп­рос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для кото­рого характерен переход от одного типа общества к дру­гому, или существенное изменение общества внутри од­ного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсут­ствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реаль­ные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сце­нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологичес­кие установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «дру­гого» человека и делать это «по-другому».


В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом ис­кать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вер­нее, «в каком направлении его развивать?» и параллель­но искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функцио­нирование в обществе воспитания как социального ин­ститута.

13)стили и методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятель­ную детскую жизнедеятельность, полноценное мо­ральное и духовное развитие.
Выбор методов.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

  • отношении в семье и образа жизни;

  • числа детей в семье;

  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать
    возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования

Непосредственное

Опосредованное

(прямое)

(косвенное)

родительское требование

родительское требование

  • в виде поручения 

  • в виде показа образа

  • предупреждения

  • пожелания

  • распоряжения

  • совета

  • категорического приказа

  • напоминания

  • другие виды

  • переключения


  • другие виды

Основные условия действенности родительского требования

  • Положительный пример родителей

  • Благожелательность

  • Последовательность

  • Учет возрастных особенностей детей

  • Учет родителями своих индивидуальных психофизиологических особенностей

  • Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников

  • Уважение личности ребенка

  • Справедливость

  • Посильность

  • Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей

  • Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)


Стили семейного воспитания

Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного ребенка? Часто ли вы бываете недовольны его характером? Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении? Как часто вы говорите себе: «Я не знаю, что с ним делать!»? Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и как найти выход из кризиса воспитания?

Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка.

Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),

состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),

рассудительный (сензитивный тип личности),

предупредительный (инфантильный тип),

контролирующий (тревожный тип),

сочувствующий (интровертный тип),

гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.

Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):

рассудительный стиль,

контролирующий стиль,

доминирующий стиль.

Рассудительный стиль

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

15)кризисы брака и их характеристика


Кризисы брака

Как известно, браки рождаются на небесах, а умирают на земле.
Одни умирают в младенчестве, другие в детском возрасте, третьи в подростковом, четвертые в юношеском и, самые последние, отмечая серебрянные и золотые юбилеи, завершаются вместе с жизнью человека.


Как правило, вступление в брак – это желание пройти жизненный путь вместе и, как в сказке, умереть в один день. Но правила есть правила, а жизнь регулярно вносит свои коррективы. Подводные камни и течения несошедшихся характером, мелкие и крупные предательства и измены, неосуществившиеся мечты и надежды...да мало ли причин для разводов? 

Давайте посмотрим статистику: 
По годам семейной жизни разводы распределяются так: 
до 1 года - 3,6%,
от 1 до 2 лет - 16%, 
от 3 до 4 лет - 18%, 
от 5-7- 9 лет - 28%, 
от 10 до 12-17лет - 22%, 
от 18- 20 и более лет - 12,4%.

На первый, второй, расчитайсь!

Итак, первый подводный камень встречается в первый и второй год совместной жизни. В этом случае, пережить этот кризис часто помогают пробные браки, в отличие от официальных, они не несут на себе больших формальностей, хотя морально могут наносить ощутимые травмы. 

Что касается браков с иностранцами, когда русские женщины, оставив Родину, переезжают в новую социокультурную среду, то этот кризис, на мой взгляд, самый сложный и отвестственный еще и потому, что «страдающей» стороной становится женщина. 

Именно в этот период, как никогда, происходит переоценка ценностей и порой, самые мрачные периоды жизни на родной земле кажутся не такими уж мрачными, жизненные трудности – не такими уж сложными и все чаще в голове звучит вопрос: и что я здесь делаю? Зачем? Почему? Бросить все и уехать? Мне здесь плохо, я здесь чувтвую себя одинокой! 

Хорошим лекарством в этот момент становится общение с такими же женщинами, возможно, уже прошедшими этот трудный период. И как это замечательно, что есть такие сайты, где можно поделиться своим опытом, послушать других.

Кризис 3-х лет

Следущий «скользкий» этап принято обозначивать периодом 3-4 лет. 
За это время складываются устойчивые отношения и устойчивое неприятие тех или иных сторон жизни супруга. Любовь, ах любовь! А ведь я все еще люблю ее(его)! 

Часто, именно в этот момент, как бы переключаясь на новые ориентиры супруги решаются завести ребенка. Этот выход иногда может оказаться значительным подспорьем в «ремонте» семейных отношений. На западе, в частности во Франции, заключение брака происходит порой при рождении второго ребенка. 

Как бы будущие супруги действительно убедились в прочности отношений и гарантией этого является появление второго младенца, да и возможность иметь различную помощь государства и различные скидки по платежам играют здесь не последнюю роль. 

Развод после 3-4 лет хоть и являет собой значительный процент от общего числа (18%), но тем неменее этот кризис возможно пережить. Ведь недаром есть семьи, где с частотой в 3 года появляются младенцы.