ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 3298
Скачиваний: 14
Может быть выбран турпродукт, по которому конкуренция минимальна. Может быть выбран турпродукт, по которому есть серьезные конкуренты – крупные туроператоры, но анализ показывает, что в конкурентной борьбе с ними у нас есть реальные перспективы.
Выбирая исходный турпродукт, необходимо выработать конкурентную стратегию по отношению к каждому потенциальному конкуренту.
/Пример 1: Конкурент имеет отличный и прекрасно расположенный офис, ориентированный на работу с конечным покупателем – физическими лицами или организациями, и делает ставку на этот офис. Наш офис гораздо скромнее и находится в не очень выигрышном месте. Создать офис с параметрами, аналогичными конкуренту – дело будущего, да еще надо подумать, стоит ли к этому стремиться.
Чем можно скомпенсировать отсутствие привлекательных условий для работы с конечным покупателем? Созданием, постоянным расширением агентской сети и акцентом именно на работу с агентами. Кстати, эта стратегия реализации своего продукта через агентов чаще всего оказывается более эффективной, чем стратегия работы с конечным покупателем.
Пример 2: Рассматриваемый конкурент позиционирует себя как специалиста по турам во многие страны мира. А мы работаем в одной-двух странах. Это достоинство конкурента в будущей борьбе можно в неявном виде превратить в его недостаток, позиционируя себя как фирму, которая делает туры только, например, в Испанию, но которая знает Испанию досконально и, поэтому, предлагает более совершенные туры/.
Одним из вариантов конкурентной стратегии является выбор дестинации, альтернативной той, в которой создан исходный турпродукт.
/Пример: Создатели исходного турпродукта работают в некоторой дестинации. Наш анализ показывает, что условия работы в этой дестинации не позволяют нам рассчитывать на успех в конкурентной борьбе. При этом существуют другие
дестинации, обладающие, быть может, не менее привлекательными для потребителя
возможностями, но не задействованные в исходном продукте и не представленные или слабо представленные на нашем рынке. В этом случае выбор нами одной из таких дестинаций может нейтрализовать имеющиеся преимущества потенциальных конкурентов, и дать нам заметные конкурентные преимущества, хотя, одновременно, потребует значительных усилий для продвижения нового турпродукта/.
Ответы на поставленные вопросы позволяют из выбранных нами продуктов выделить только те, по которым мы в состоянии создать конкурентные преимущества.
После проведения описанных выше мероприятий круг исходных турпродуктов существенно сужается.
4. Выявление потребностей и предпочтений потребителей выбранных турпродуктов
Из всей массы потребителей туруслуг нам предстоит выделить ту ее часть, то есть тот сегмент потребительского рынка, который покупает выделенные нами
турпродукты. В связи с этим кратко поговорим о сегментации рынка.
Сегментация потребительского рынка – это деление всей массы потребителей в соответствии с особенностями и спецификой спроса на некоторые части или сегменты по какому-либо признаку или критерию. При этом внутри каждого сегмента все потребители относительно схожи по этому признаку, а между сегментами заметно отличаются.
Не существует единого стандарта сегментации. На практике для выявления в массе потребителей выбранного вида туризма различных сегментов и их количественных характеристик используются разные критерии:
- критерий целевых предпочтений;
- социально- демографический;
- географический;
- критерий количественных предпочтений;
- критерий транспортных предпочтений;
- критерий уровня предоставляемых услуг.
По критерию целевых предпочтений туристов делят на основании общих целей, преследуемых туристом в его путешествии. Это могут быть: - отдых; - лечение; - познание; - спортивный туризм; - экологический туризм; - обучение; - паломничество; - событийный туризм; - экстремальный туризм; - приключенческий туризм; - шопинг; - деревенский туризм; - деловой туризм и т. д. (см. структуру видов туризма раздел 1.1.2).
По социально-демографическому критерию рынок делят, например, на следующие сегменты: школьники - студенты – семьи с детьми - люди зрелого возраста - пенсионеры.
По географическому критерию потребителей делят на основании их предпочтений, связанных с теми или иными дестинациями. Есть туристы, предпочитающие отдыхать в Крыму или в Краснодарском крае. Другие предпочитают страны Средиземноморья. Третьих привлекают экзотические страны Юго-Восточной Азии. Четвертые остаются приверженцами Европы и т. д.
Критерий количественных предпочтений делит потребителей на два сегмента:
- туристы-индивидуалы, предпочитающие путешествовать в одиночку или с семьей;
- групповые туристы, путешествующие в произвольных группах.
По критерию транспортных предпочтений туристов делят на
- потребителей авиатуров;
- потребителей автотуров или автобусных туров;
- потребителей железнодорожных туров;
- потребителей круизов.
По критерию уровня предоставляемых услуг и турпродуктов потребителей можно разделить на условные группы-сегменты, отличающиеся уровнем потребляемых услуг и турпродуктов. Для реализации такого подхода необходимо все возможные уровни туруслуг и турпродукта, а также неотделимого от них уровня обслуживания разделить на ограниченное число групп, каждая из которых имеет свой диапазон уровня.
Классы обслуживания
В туризме для характеристики уровня отдельных предоставляемых услуг, турпродукта и, собственно уровня обслуживания, используют условное деление на несколько уровней, называемых классами обслуживания:
- люкс или VIP класс; - первый класс; - туристский класс; - экономичный класс.
- Класс «люкс» (VIP-класс) характеризует услуги и обслуживание самого высокого уровня. Это средства размещения самого высокого уровня, перелеты самолетами бизнес-авиации, переезды по железной дороге в вагонах «люкс», питание в лучших ресторанах, трансферы на автомобилях класса «люкс», индивидуальные экскурсии, специальная охрана клиента и т. п.
- Первому классу соответствуют средства размещения уровня 4-5 звезд, перелеты бизнес-классом или переезды в вагонах первого класса, питанию в ресторанах соответствующего уровня, индивидуальный трансфер и т. п.
- Туристскому классу соответствуют средства размещения уровня 3-4 звезды, перелеты или переезды эконом-классом, питание в соответствующих ресторанах, групповой трансфер, групповые экскурсии и т. п. Этим уровнем обслуживания пользуется большая часть современных туристов.
- Экономичный (бюджетный) класс /в литературе обычно приводится неверное написание этого термина/ – наиболее дешевый уровень обслуживания: средства размещения – общежития, турбазы, гостиницы уровня 1 - 2 звезды, питание – завтрак с ограниченным ассортиментом блюд, активное использование общественного транспорта и т. п.
Еще раз подчеркнем, что деление туруслуг и турпродукта по уровню условно, как условна любая модель реального объекта. В жизни нередко в турпродукте туркласса присутствует не групповой, а индивидуальный трансфер и т. п. При всех этих оговорках, данное деление дает как покупателю, так и туроператору возможность моментально сориентироваться в уровне турпродукта в целом.
Теперь в соответствии с введенными классами обслуживания, потребителей условно можно разделить на несколько групп:
- потребители туров экономкласса;
- потребители туров туркласса;
- потребители туров первого класса;
- потребители туров VIP класса.
Приведенное деление потребителей было бы универсальным, если бы стоимость одних и тех же услуг, относящихся к конкретному классу обслуживания, была примерно одинаковой в разных странах. На практике стоимость услуги либо тура заданного уровня может в разных странах различаться очень существенно. Поэтому конкретный потребитель за одну и ту же сумму в одном случае купит тур первого класса, а в другом тур туристского класса обслуживания.
Поэтому в практике турбизнеса туроператоры при сегментировании рынка чаще пользуются критерием ценовых предпочтений, который определяет введенную выше ценовую категорию покупаемого турпродукта. В соответствии с таким критерием всех потребителей условно можно разделить так же на четыре группы. Для конкретной страны это деление может выглядеть, например, следующим образом - потребителей, покупающих туры ценой до 20.000 рублей; - потребителей, покупающих туры ценой от 20.000 рублей до 50.000 рублей; - потребителей, покупающих туры от 50.000 рублей до 100.000 рублей; - потребителей, покупающих туры ценой выше 100.000 рублей. Указанные цифры безусловно связаны с уровнем услуг и обслуживания и было бы удобно привязать их к описанным классам обслуживания, но существующая в разных странах заметная разница цен на услуги и турпродукты одного уровня затрудняет такую привязку, хотя в конкретной стране в конкретный период времени любую услугу данного класса обслуживания можно характеризовать определенным диапазоном цен.
На практике оказывается, что для покупателя важным является именно общая сумма, с которой он готов расстаться в обмен на предлагаемое путешествие. Кроме того, приведенные выше конкретные цифры относятся к наиболее популярным по продолжительности турам /8 - 12 дней/.
Критерий ценовых предпочтений на практике безусловно удобен, поскольку он очевиден – туроператор знает цены, по которым он реализует свои туры, в то время как для выявления доходов потребителей требуется специальное исследование. В то же время, деление потребителей, пусть и условное, по уровню потребляемых услуг, то есть введение классов обслуживания помогает и туроператору и туристу ориентироваться в уровне рассматриваемого турпродукта. Поэтому в информационных материалах турфирм можно встретить указание класса обслуживания. А туроператор, работающий в данной дестинации, может достаточно точно соотнести уровень тура данного вида, то есть класс обслуживания с примерным диапазоном стоимости туров этого вида. Проблема только в том, что цифры, соответствующие определенному классу обслуживания, будут разными для разных дестинаций.
Поскольку при таком подходе критерий ценовых предпочтений сегментирования потребительского рынка становится идентичен критерию сегментирования по уровню покупаемых туруслуг и турпродукта, то есть по классу обслуживания, в дальнейшем можно использовать с одинаковым правом как тот, так и другой.
Необходимо отметить, что в развивающемся обществе, в котором имеет место научно-технический прогресс и рост уровня жизни населения, средний уровень внутри каждого из приведенных классов обслуживания растет, как растет и средняя стоимость каждой услуги. Именно поэтому при рассмотрении ситуации на большом промежутке времени наиболее объективным и устойчивым параметром является класс обслуживания, поскольку в одном и том же классе обслуживания и критерий ценовых предпочтений и критерий уровня доходов потребителей в числовом выражении со временем изменяются.
Необходимо понимать, что применяемая в маркетинговых исследованиях сегментная модель достаточно условна и, как всякая модель, приблизительно отражает свойства реального объекта – потребительского рынка. Тем более что не существует «чистых» сегментов, то есть сегментов, состоящих из потребителей, удовлетворяющих какому-то одному критерию сегментирования. Обычно выявляемая группа потенциальных покупателей данного турпродукта отвечает нескольким критериям сегментации /например, это люди зрелого возраста, с доходами, соответствующими сегменту первого класса обслуживания, предпочитающие круизные путешествия/.
В силу этого, в последние годы чаще стали применять комплексные критерии сегментации:
- географический;
- социодемографический, описывающий персональные характеристики туристов (пол, возраст, семейное положение, образование, доходы);
- психографический, описывающий образ жизни туристов, их деятельность и интересы.
При всей условности применяемой сегментации, она, тем не менее, позволяет выявить очень важные для нас как для туроператора параметры и характеристики интересующей нас группы потенциальных покупателей.
При сегментации потребительского рынка желательно учитывать факторы, влияющие на его емкость, стабильность, покупательский спрос его участников. Речь идет о факторах, подчиняющихся определенным закономерностям. К таким факторам можно отнести:
- позитивные или негативные экономические тенденции;
- изменение демографических факторов;
- постепенное изменение образа жизни населения;
- изменение уровня образования и т. д.
Для решения тех или иных задач используют разные критерии сегментации рынка. Выявив определенные характеристики покупателей данного турпродукта, можно, например, выбрать оптимальные способы продвижения турпродукта на рынок.
В нашем случае критерием выделения части потребителей в важный для нас сегмент является принадлежность этих потребителей к покупателям выбранных нами турпродуктов. Другие характеристики этой группы потребителей нам еще предстоит выявить.
Итак, нам необходимо выявить потребности и предпочтения покупателей выбранных нами продуктов. Зная их, мы сможем создать свой турпродукт, способный удовлетворить эти потребности и предпочтения и сделать этих потребителей покупателями нашего турпродукта.
Во Введении мы уже отмечали нереальность решения этой задачи путем опросов или анкетирования потребителей. При том подходе к созданию турпродукта, который мы рассматриваем в данном пособии, задача решается значительно проще, дешевле и точнее.
В нашем подходе интересующие туроператора потребности и предпочтения покупателей, связанные с выделенными турпродуктами, выявляются путем детального изучения свойств этих турпродуктов.
Вместо сложных, дорогостоящих, и при этом, обладающих низкой достоверностью исследований потребительского рынка по выявлению потребностей и предпочтений потребителей, интересующихся выбранным нами видом туризма, изучаются свойства выделенных исходных турпродуктов, которые уже пользуются у покупателей высоким спросом. Следовательно, свойства этих продуктов удовлетворяют основные туристские потребности покупателей в данном виде туризма.
Можно сказать, что удачно созданный каким-то туроператором турпродукт сам через рынок выявил ту группу людей, которые интересуются данным видом туризма. А проявив высокий интерес к данному турпродукту, эта группа людей по существу выявила и свои потребности в данном виде туризма. Очевидно, что эти потребности проявляются в свойствах указанного турпродукта. Состав же услуг турпродукта дает самую поверхностную информацию о потребностях покупателей этого турпродукта.