Файл: lection_2 исходный турпродукт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 3096

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курортно-оздоровительный и лечебно-оздоровительный туризм

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становщихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом “Вырвись из будней”. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поедки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям и т. п.Спортивный туризм

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

Познавательный экскурсионный туризм

Деловой туризм

Экологический туризм

Специализированный туризм

1.1.3. Туроператоры и турагенты

Формирование турпродукта

Потребление турпродукта

Км - необходимое нам количество мест в номерах данного типа, постоянно забронированных для наших туристов в течение срока действия договора с Отелем и обеспечивающих за время действия договора возможность отправить в номера этого типа Ктпл туристов. Мы знаем, что гарантированные места обеспечивают такие варианты получения мест в данном Отеле, как аренда всего Отеля, получение блока мест на условиях комитмента или же элотмента. Важно помнить, что получение мест при любом из этих вариантов требует полной оплаты всех этих мест за весь период действия договора, причем эта оплата не зависит от реального количества приехавших в Отель туристов.

Не вдаваясь здесь в тонкости понятия « фактическая прибыль от реализации данного турпродукта», определим ее как разницу между полной фактической выручкой – В(Кт) от продажи данного турпродукта за год и полными фактическими затратами – З(Кт) на создание и реализацию этого турпродукта:

П(Кт) = В(Кт) – З(Кт) (10)

Здесь Ктреальное, то есть фактическое количество туристов, отправленных туроператором в Отель, или, что тоже самое, количество проданных туров в номера данного типа. Фактически Кт это объем реализации турпродукта данного типа. Если мы хотим получить запланированную величину прибыли П(Ктпл), то ей соответствует определенная величина выручки – назовем ее «плановой выручкой» В(Ктпл), и определенная величина полных затрат– назовем ее «плановыми затратами» З(Ктпл). Таким образом,

П(Ктпл) = В(Ктпл) З(Ктпл)

Плановая выручка – В(Ктпл) это та выручка, которую мы получим, если данный турпродукт купят Ктпл туристов, что считаем равносильным продаже Ктпл туров или Ктпл путевок. Эта величина соответствует объему производства туров данного вида.

А из чего складывается величина плановых затрат – З(Ктпл) на создание и реализацию данного турпродукта. Мы уже называли затраты, связанные с процессом выбора данного турпродукта и его проектированием. Обозначим эту сумму - Зпрк. Поскольку все частные турпродукты общего проектируемого нами турпродукта равноценны в плане затрат, величина Зпрк определиться как частное от деления полной суммы затрат при проектировании общего турпродукта на количество частных турпродуктов. В зависимости от подхода туроператора к вопросу отнесения на себестоимость тех или иных видов затрат, затраты на проектирование турпродукта могут быть полностью или частично отнесены на себестоимость турпродукта, произведенного в первый год. Частичное отнесение этих затрат на себестоимость турпродукта, произведенного в первый год, исходит из плана производить этот продукт в течение нескольких лет.

Если мы будем формировать спроектированный турпродукт, то для обеспечения гарантированных мест нам придется заплатить Отелю некоторую невозвратную сумму – Зпантпл) за блок мест для наших туристов за весь сезон. Эта сумма рассчитывается на основе цены услуги размещения и определяется количеством туристов, которое мы планируем прислать в Отель за все время действия договора, то есть объемом произведенного за год турпродукта данного вида. Питание во многих российских пансионатах принято оплачивать отдельно за каждого фактически приехавшего в Отель туриста. Чтобы отразить этот общий случай, затраты на питание одного туриста в течение тура обозначим З1пит /Заметим, что любое обозначение, в котором есть единица, относится к единице турпродукта, то есть к одному туристу/.


Если мы в общем случае к базовому турпродукту Отеля добавляем какие-либо услуги, - например, доставку самолетом в дестинацию и обратно, трансфер от аэропорта в Отель и обратно, и страховку от несчастного случая и при этом берем «жесткий блок» мест в авиалайнере, то прибавятся и затраты на оплату этого блока мест – Завтпл), затраты на индивидуальный трансфер для наших туристов, исходя из затрат З1тр на одного человека и общего количества туристов, и, наконец, затраты на

страхование, исходя из затрат З1стр на одного туриста в период его тура и общего количества туристов за время действия договора.

Для определения величины плановых затрат З(Ктпл) за весь год, необходимо включить в нее указанные затраты на оплату блока мест в Отеле и блока мест в самолете /там и там за весь сезон/, а также затраты на питание, трансфер и страхование наших туристов, исходя из планового значения Ктпл.

Кроме того, к полным затратам, относящимся к данному турпродукту, надо прибавить некоторую часть затрат на содержание фирмы: - оплата аренды помещения под офис; - зарплата сотрудников; - хозяйственные расходы; - затраты на телефонные переговоры, факсы, электронную почту, интернет и т. п., а также некоторую часть затрат, относящихся ко всем видам производимых в фирме турпродуктов: - затраты на общую рекламу и продвижение с помощью выставок, рассылок и т. п. предлагаемого фирмой общего турпродукта и т. д. и т. п. Эти затраты обозначим Зфтпл). Не вдаваясь в тонкости экономики турфирмы, что выходит за рамки нашего пособия, заметим, что, во-первых, указанные затраты зависят от Ктпл, то есть от объема произведенного нами турпродукта данного типа, и, во-вторых, существуют методы расчета той части затрат на содержание фирмы, на продвижение и реализацию общего турпродукта, которая относится к интересующему нас типу турпродукта. То есть существуют методы расчета величины Зфтпл) и эта величина может быть представлена в виде

Зф(Ктпл) = С1кос × Ктпл ,

где С1кос = Зфкос × С1пр / Зфпр, Зфкос – полные косвенные затраты фирмы за год; Зфпр – полные прямые затраты фирмы за год; С1пр – себестоимость турпродукта рассматриваемого типа, обусловленная прямыми затратами. С1кос – это фигурирующая в формуле (3) себестоимость рассматриваемого турпродукта, обусловленная косвенными затратами. Видим, что С1кос определяется как доля величины себестоимости единицы рассматриваемого турпродукта на уровне прямых затрат, причем эта доля определяется отношением величины полных косвенных затрат фирмы за год к величине полных прямых затрат за тот же год.

Могут существовать еще какие-то не упомянутые нами виды затрат. Это не существенно, поскольку если мы знаем их, то легко можем учесть. Существенным для решения поставленной в этом разделе задачи является зависимость каждого вида затрат от объема реализованной продукции, то есть от фактического количества КТ человек, купивших данный турпродукт.


Для выявления этой зависимости необходимо проанализировать все перечисленные нами затраты и разделить их на постоянные - Зпос, то есть не зависящие от объема реализованной продукции, и переменные – Зперт), то есть пропорциональные фактическому количеству туристов, купивших данный турпродукт.

Полные фактические затраты З фирмы на производство и реализацию данного турпродукта за год, очевидно, будут равны сумме постоянных и переменных затрат

З = Зпос + Зперт) = Зпос + З1пер × Кт (11)

где З1пер – сумма переменных затрат, относящихся к единице турпродукта, или, что то же самое, к одному туристу в течение тура; Кт – фактическое количество туристов, купивших данный турпродукт в течение года.

Какие из перечисленных нами ранее затрат являются постоянными, то есть не зависящими от объема релизации данного турпродукта?

В первую очередь, это некоторая условно относящаяся к рассматриваемому турпродукту доля всех затрат на содержание турфирмы и общих затрат на продвижение и реализацию всего созданного на фирме турпродукта – мы обозначили ее Зфтпл), поскольку эта доля зависит от объема производства турпродукта данного типа, но не зависит от реально проданного количества туров. /Действительно, плата за помещение под офис никак не зависит от того, сколько человек купят наш турпродукт. То же, как правило, можно отнести к величине зарплаты персонала, хозяйcтвенным расходам, затратам на рекламу, оплату телефона, факса и т. п./.

Во-вторых, это затраты на проектирование данного турпродукта – Зпрк. Они не зависят ни от объема производства турпродукта данного типа, ни от объема реализации этого турпродукта. Для определенности учтем их полностью в себестоимости турпродукта, произведенного за первый год.

В-третьих, это затраты на оплату забронированного нами блока мест в Пансионате за весь сезон – Зпантпл), являющиеся фиксированной и невозвратной суммой. Эти затраты определяются количеством туристов, которое мы должны послать в Пансионат, но не зависят от количества, реально приехавших туристов.

В данном случае эта сумма, как легко сообразить, определяется количеством бронируемых нами мест Км, продолжительностью договора Тд, то есть количеством дней, в течение которых мы владеем этими местами и, следовательно, платим за них, и ценой Ц, которую мы платим за базовую услугу или базовый турпродукт / в нашем примере это цена только услуги размещения одного человека в номере данного типа, поскольку мы приняли, что питание оплачивается по фактически прибывшему количеству туристов/.

Таким образом, затраты на пансионат – Зпантпл) определяются произведением

Зпантпл) = Км × Тд × Ц (12)

В общем случае, когда туроператор выбирает в данном средстве размещения не один тип номеров, а несколько, общее количество мест разделится на совокупность мест по каждому из взятых типов номеров. По каждому типу номеров будет своя цена Ц базовой услуги /турпродукта/. Таким образом, в общем случае затраты на оплату услуг Отеля запишутся в виде суммы нескольких слагаемых – по количеству типов забронированных номеров


n

Зпантпл) = ∑ Кмi × Тд × Цi (13)

i=1

Где i – принятый нами порядковый номер типа номера; n – количество типов номеров, выбранных нами для бронирования и создания своего турпродукта; Кмi – количество мест в номерах i-того типа; Цiцена единицы i-той базовой услуги /например, цена размещения в сутки одного человека в номере i-того типа/, или единицы i-того базового турпродукта /например, цена в сутки комплекса услуг на базе размещения в номере i-того типа/.

Цена Цi в рассматриваемом случае зависит как от конкретного типа номера, так и от варианта получения мест – блок мест на условиях договора комитмента или элотмента, от размера блока и т. п.

Суть расчетов при этом не меняется, поэтому мы для простоты продолжаем вести рассмотрение для номеров одного типа.

Если количество мест, в номерах данного типа, которое мы бронируем в пансионате на каждый заезд - Км, а количество заездов за время действия договора Кз, то легко определить связь этих величин с количеством туристов Ктпл, которое надо отправить в Отель, чтобы заполнить все взятое количество мест в течение всего срока действия договора

Ктпл = Км × Кз (14)

откуда можно получить величину Км

Км = Ктпл / Кз

Подставляя сюда Кз из (9), получим

Км = Ктпл × Тт / Тд (15)

Подставляя (15) в (12), получим

Зпантпл) = Ктпл × Тт × Ц (16)

Полученное выражение подтверждает наше утверждение о том, что затраты на оплату услуг Отеля в течение всего срока действия договора пропорциональны количеству туристов Ктпл, которое мы планируем отправить в Отель в течение срока действия договора и под которое мы бронируем и оплачиваем места. То есть пропорциональны объему произведенного нами турпродукта данного типа. При этом, как видим, величина этих затрат не зависит от фактического количества присланных оператором туристов, то есть не зависит от объема реализованной продукции. Это невозвратная сумма и, следовательно, она относится к постоянным затратам.

Если в наш турпродукт включена доставка туристов в дестинацию, например, самолетом, где мы бронируем места на условиях «жесткого блока», то исходя из планового значения Ктпл отправленных за год в Отель туристов, полные затраты за год Завтпл) на оплату перевозки туристов составят

Завтпл) = Ктпл × Ц1ав (17)

где Ц1ав – стоимость для туроператора авиаперевозки одного туриста в дестинацию и обратно.

С учетом всех описанных видов постоянных затрат: косвенных – Зфтпл), на проектирование турпродукта – Зпрк, на оплату услуг Отеля – Зпантпл) и перевозчика – Завтпл), полные постоянные затраты фирмы за год можно записать в виде Зпос = З1кос × Ктпл + Зпрк + Ктпл × Ц1ав + Ктпл × Тт × Ц (18)


Для правильного учета различных видов постоянных затрат, необходимо отделять затраты, практически не зависящие от объема производства Ктпл турпродукта данного типа, от затрат, пропорциональных величине Ктпл.

Теперь рассмотрим переменные затраты. Это, как мы помним, затраты, пропорциональные фактическому объему реализованного турпродукта данного типа или, проще говоря, пропорциональные количеству проданных путевок или отправленных туристов - Кт. Питание в Отеле, - если оно входит в тур, мы оплачиваем только при наличии реального клиента, оплатившего тур. Трансфер также оплачивается по факту. Затраты туроператора на страхование туриста З1стр от несчастного случая или иных неблагоприятных событий в период тура также производятся по каждому реальному туристу и, следовательно, относятся к переменным.

Следовательно, в принятом нами составе затрат затраты на питание туриста З1пит, трансфер З1тр и страхование З1стр относятся к переменным. В самом общем случае могут быть и другие виды переменных затрат /Например, затраты на входные билеты в музеи, в театры и т. д., - если эти услуги входят в оплачиваемую туристом программу тура/. Их легко добавить в наши расчеты.

Если сложить все переменные затраты на одного туриста на весь тур, получим сумму, которую мы обозначили З1пер. В рассмотренном примере

З1пер = З1пит + З1тр + З1стр (19) Тогда полные переменные затраты фирмы за год, связанные с фактическим количеством Кт отправленных нами туристов, можно записать как

Зпер = З1пер × Кт (20)

где Кт – количество фактически отправленных нами в данный Отель туристов /не путать с Ктпл – количеством туристов, которое мы должны отправить, чтобы выполнить свой план/

С учетом полученных выражений для полных постоянных затрат (18) и полных переменных затрат (20), полные фактические затраты З фирмы за год (11) на производство и реализацию данного турпродукта составят

З = З1кос × Ктпл + Зпрк + Ктпл × Ц1ав + Ктпл × Ц × Тт + З1пер × Кт (21)

Итак, в формуле (10) для полной фактической прибыли от работы с данным Отелем по реализации турпродукта данного типа мы определили величину полных фактических затрат фирмы на проектирование, производство и реализацию нашего турпродукта. Теперь перейдем к расчету выручки от реализации нашего спроектированного турпродукта данного типа, включающего, как в нашем примере, авиаперелет, трансфер, размещение, питание и страхование туриста.

Если цену тура на одного туриста мы обозначили Ц1, то полная сумма, полученная от Кт туристов, - назовем ее выручкой - В будет равна

В(Кт) = Ц1 × Кт (22)

Для получения запланированной прибыли Ппл мы должны отправить в пансионат все запланированное количество туристов, то есть должно выполняться равенство Кт = Ктпл. Эту величину мы и хотим рассчитать, чтобы определить необходимое нам количество мест, которое необходимо бронировать на срок действия договора с данным Отелем. При отправке Ктпл туристов, мы получим запланированную выручку