ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 3304
Скачиваний: 14
Есть как минимум еще один фактор, который обязательно надо учитывать при планировании себестоимости и цены своего турпродукта. Это инфляция.
Инфляция – это обесценивание денег. Инфляция выражается в подорожании всех товаров /Если инфляция в прошлом году составила 12%, это означает, что за год продукты питания подорожали примерно на 12% и вы на свою зарплату, - если она осталась прежней, в этом году сможете купить тех же самых продуктов питания, на 12% меньше, чем в прошлом году/.
Следовательно, если в этом году наш потенциальный контрагент, например, пансионат «Волна», с которым мы хотим заключить договор на следующий год, в этом году услугу размещения в одноместном номере на июль при определенном блоке мест продавал в среднем по Ц1Б = 840 руб/сутки, то с учетом принятой в качестве примера инфляции в 12% в год, в следующем году, когда мы планируем продавать свой турпродукт, можно предполагать, что пансионат поднимет эту цену не менее, чем на 12%, то есть при том же блоке мест будет предлагать размещение в одноместном номере в июле по Ц1Б = 941 руб/сутки.
Это связано с тем, что сам пансионат, знает о существовании инфляционного фактора и не желая уменьшать свою реальную прибыль, поднимет на следующий год цены как минимум на 12%. Это означает, что если цена 840 руб/сут. в июле этого года является для нас приемлемой, то нам при заключении договора на следующий год с этим пансионатом надо стремиться получить цену на июль не дороже 941 руб/сутки.
Таким образом, учет влияния инфляционного фактора позволяет нам рассчитать приемлемую цену Ц1Бпр данной услуги данного поставщика на будущий год.
Точно также мы можем рассчитать, какой будет следующим летом равновесная цена Ц1Бр данной услуги (турпродукта) и средняя продажная цена Ц1 нашего турпродукта и аналогичных продуктов конкурентов. Если есть другие факторы, влияющие на цены услуг и подчиненные каким-либо закономерностям, туроператор должен учесть влияние всех этих факторов.
Подбирая в соответствии с описанными ранее принципами поставщиков базовых и других основных услуг и турпродуктов, выявляя приемлемую цену Ц1Бпр и равновесную цену Ц1Бр каждой базовой услуги (турпродукта) и услуг, которые мы добавляем к базовым, и рассчитав величины косвенных З1кос затрат, относящихся к единице данного турпродукта, мы сможем определить величину полной себестоимости С1 единицы каждого спроектированного нами частного турпродукта, то есть турпродукта, на основе данной базовой услуги (турпродукта) /см.(7)/. При этом в качестве цены данной базовой услуги (турпродукта) берется равновесная цена, - если она меньше, чем приемлемая, или же приемлемая цена, - если равновесная цена больше, чем приемлемая. Весь спроектированный нами турпродукт состоит из совокупности всех частных турпродуктов.
Описанные выше мероприятия и расчеты – это, собственно, и есть планирование себестоимости спроектированного турпродукта.
Последовательность операций при таком планировании:
-
выбираются поставщики базовых и других услуг /турпродуктов/, которые мы планируем включить в свой проектируемый турпродукт;
-
определяется состав услуг, включаемых в каждый частный турпродукт (тур);
-
рассчитываются величины дополнительных затрат на добавочные услуги, на формирование, продвижение и реализацию каждого нашего частного турпродукта;
-
исходя из описанных выше условий определяется условно приемлемая и приемлемая для нас цена каждой базовой услуги (турпродукта) и выявляется наличие или отсутствие экономической целесообразности создания турпродукта на основе каждой базовой услуги (турпродукта). Та себестоимость данной базовой услуги (турпродукта), при которой имеет место экономическая целесообразность создания нашего турпродукта, и есть плановая себестоимость этой базовой услуги (турпродукта).
Естественно, основное внимание уделяется определению приемлемых цен базовых услуг (турпродуктов) и наиболее дорогостоящих других основных услуг, которые мы добавляем в проектируемый турпродукт /например, услуга авиаперелета туриста из региона проживания в дестинацию и обратно/.
Если при расчетах оказывается, что создание турпродукта на основе данной услуги (турпродукта) нецелесообразно, то есть приемлемая для нас цена Ц1Бпр данной услуги (турпродукта) оказывается ниже равновесной цены Ц1Бр этой же услуги (турпродукта), это означает, что у нас есть три пути:
1) Попытаться получить при переговорах более низкую, то есть действительно приемлемую для нас цену данной услуги (турпродукта);
2) Снижать свои дополнительные затраты настолько, чтобы прибыльность нашего турпродукта была достаточной при цене базовой услуги (турпродукта) не ниже равновесной;
3) Отказаться от создания турпродукта на основе данной базовой услуги (турпродукта).
И так делается по всем поставщикам базовых и других основных услуг (турпродуктов). Это и есть ценовая проработка будущих договоров.
Необходимо отметить, что в проведенном рассмотрении для того, чтобы проще было понять саму идею, мы упростили реальную ситуацию.
Первое упрощение состоит в том, что мы исходили из предположения, что цена базовой услуги (турпродукта) остается неизменной в течение всего периода действия договора и неизменной остается продажная цена Ц1 единицы нашего турпродукта. В тоже время мы уже говорили о том, что в туризме очень силен фактор сезонности, то есть спрос на многие виды турпродукта сильно зависит от времени года и даже от месяца и недели. А спрос на турпродукт, как мы знаем, влияет на его цену.
Поэтому на практике каждому месяцу или иному промежутку времени соответствует свое значение приемлемой цены. Этот учет несколько усложнит расчеты, но он ничего не меняет в самом рассмотренном подходе.
Если в упрощенном случае мы имеем дело с единой ценой Ц1Б базовой услуги (турпродукта) на весь срок действия договора с данным поставщиком услуг, то в реальности срок действия договора разбивается на несколько периодов, в каждый из которых эта цена имеет свое значение. Исходя из описанных выше критериев, мы должны определить для себя приемлемую цену Ц1Бпр в каждый из указанных периодов. Соответственно, в каждый из указанных периодов будет и своя равновесная цена Ц1Бр этой базовой услуги (турпродукта) и своя продажная цена Ц1 нашего турпродукта, которую мы должны спрогнозировать.
Важно помнить, что выявленная нами приемлемая для нас цена Ц1Бпр базовой услуги (турпродукта) данного поставщика – это та цена, покупать выше которой для нас не имеет смысла.
Второе упрощение состоит в том, что мы рассматривали одну базовую услугу (турпродукт), приобретаемую нами у поставщика услуг для своего будущего турпродукта. На практике туроператор приобретает несколько разных по качеству и цене базовых услуг (турпродуктов). Например, рассматривая варианты работы с данным средством размещения, туроператор, как правило, планирует бронировать не один тип номера, а несколько /одноместныые номера, стандартные двухместные, полулюксы, люксы и т. д./. В этом случае проведенное выше рассмотрение и расчет приемлемой цены ведется дифференцированно по каждой услуге /в приведенном примере – для каждого типа номеров/.
Обсуждая условия, при которых имеет место экономическая целесообразность создания турпродукта на основе данной услуги (турпродукта), мы говорили о прибыльности и, соответственно, рентабельности единицы спроектированного турпродукта.
Но важно понимать, что удовлетворительная рентабельность единицы турпродукта является необходимым, но недостаточным условием экономической целесообразности создания этого турпродукта и что понятие экономической целесообразности создания данного турпродукта определяется не только рентабельностью единицы такого турпродукта, но и количеством реализованных единиц этого турпродукта, то есть объемом продаж данного турпродукта.
Указанную зависимость легко понять путем следующих рассуждений. Создание любого турпродукта, как видно из предыдущего рассмотрения, требует больших предварительных затрат. Это затраты на исследования потребительского рынка и рынка производителей турпродуктов. Это затраты на изучение выбранной дестинации. Это затраты на проектирование нового турпродкта. Надо заметить, что все перечисленные затраты практически не зависят от предполагаемого объема производства создаваемого турпродукта. И, наконец, это затраты на формирование турпродукта, на его продвижение и реализацию.
Если мы хотим хотя бы только возместить, то есть вернуть себе все эти затраты, и, следовательно, выйти в точку самоокупаемости, необходимо сформировать и реализовать не одну сотню, а, возможно, и не одну тысячу туров, то есть единиц такого турпродукта. Если же мы планируем заработать на реализации нового турпродукта, хотим получить определенную величину прибыли, то объем создаваемого и реализуемого турпродукта должен быть еще больше.
Точка самоокупаемости данного турпродукта на уровне фирмы: такое количество единиц проданного турпродукта, при котором полная выручка от реализации этого турпродукта становится равной полным затратам на создание и реализацию этого турпродукта.
Иными словами, точка самоокупаемости данного турпродукта – это количество единиц данного турпродукта, которое необходимо реализовать, чтобы возместить все затраты на создание и реализацию этого турпродукта.
Поскольку любая фирма планирует финансовые показатели своей деятельности, и, в частности, планирует величину прибыли, которую она хочет получить от реализации данного турпродукта, возникает проблема определения необходимого объема бронируемых у контрагентов услуг и, соответственно, объема производства проектируемого турпродукта, при котором будут достигнуты плановые финансовые показатели.
То есть, кроме определения приемлемой для нас цены каждой базовой услуги (турпродукта), нужно также рассчитать необходимый объем базовых услуг (турпродуктов), который мы должны забронировать на период действия нашего договора с каждым контрагентом.
Это еще одна важная цифра, необходимая нам для заключения договора.
Только зная, по какой максимальной цене нужной нам базовой услуги (турпродукта) имеет смысл бронировать эту услугу (турпродукт) и какой объем этих услуг нам необходим, можно садиться за стол переговоров.
В следующем разделе покажем, как делается такой расчет на примере услуги размещения.
Контрольные вопросы
1. Что определяет потенциальную экономическую целесообразность того или иного турпродукта?
2. Какое условие определяет реальную экономическую целесообразность создания данного турпродукта?
3. Что такое единица услуги размещения? Единица турпродукта?
4. В чем качественная разница между приобретением товара и услуги?
5. При каком соотношении приемлемой цены базовой услуги и ее равновесной цены целесообразно создание турпродукта на основе этой услуги?
6. Какими в условиях рыночной экономики будут цены близких по составу и качеству услуг турпродукты и почему?
7. В каких условиях устанавливается равновесная цена данной услуги?
8. Почему туроператор не должен соглашаться приобретать услугу по цене выше равновесной?
9. В силу каких факторов цены поставщиков услуг и туроператоров могут изменяться во времени
10. В чем суть планирования себестоимости спроектированного турпродукта?
11. Какие параметры, определяющие экономическую целесообразность создания турпродукта на основе данного базового турпродукта, должны быть рассчитаны туроператором?
Практические задания
1. Назовите факторы, способные повлиять на цены товаров и услуг
2. Выявите влияющие на цены товаров и услуг факторы, подчиняющиеся каким-либо закономерностям, выявите эти закономерности и, задавшись определенной ценой данной услуги, рассчитайте ее изменение в течение года с учетом всех этих факторов
3. Выберите какой-либо конкретный вид турпродукта в определенной дестинации и выявите на момент вашего исследования равновесную цену этого турпродукта. Попытайтесь объяснить себе причины заметных отклонений цены отдельных частных турпродуктов от равновесной цены
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в средствах размещения
Итак, мы определили приемлемые цены по каждой базовой услуге (турпродукту), то есть, по каждому поставщику и, в частности, по каждому средству размещения. Теперь надо определить, сколько же мест брать в каждом из выбранных средств размещения – в нашем случае - Отель. Предположим, мы планируем заключить договор о бронировании определенного количества мест и, возможно, других услуг /например, питания/ на какой-то период времени, который обозначим Тд /Например, в рассматриваемом нами турпродукте «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России» договор, как правило, заключается с конца апреля до конца октября, то есть продолжительность действия договора Тд составляет примерно 180 дней. В принципе срок действия договора может быть самым разным/.
Вначале рассмотрим случай, когда конечный турпродукт, то есть тур привязан к конкретным датам и имеет определенную продолжительность, которую мы ранее обозначили Тт /например,12 дней/. При этом легко определить количество заездов Кз наших туристов в течение срока действия договора:
Кз = Тд/Тт (9)
Вначале рассмотрим ситуацию на примере номеров одного типа. Если мы спланировали на следующий сезон себестоимость С1 базового турпродукта в данном Отеле на основе определенного типа номеров, спрогнозировали рыночную цену Ц1 спроектированного нами турпродукта и задались величиной прибыли Ппл, которую мы хотим получить от реализации этого турпродукта, то можно рассчитать необходимый объем турпродукта, то есть количество отправленных в номера данного типа Отеля за весь сезон туристов, которое обеспечит нам получение запланированной прибыли.
Для упрощения вначале полагаем, что цена Ц1Б базового турпродукта – это, например, сумма, которую мы платим Отелю в сутки за проживание одного туриста в номере данного типа, пользование спортивными площадками, пляжем и т. п., а также себестоимость С1 нашего турпродукта на основе этого базового турпродукта и продажная цена Ц1 нашего продукта неизменны в течение срока действия договора.
Поскольку основным отчетным периодом в России и в других странах является календарный год, рассматриваем ситуацию за год. Введем следующие обозначения:
Ппл = П(Ктпл) - запланированная величина нашей полной прибыли от реализации туров в номера данного типа в данный Отель за год;
Ктпл – общее количество туристов, которое за время действия договора необходимо отправить в этот Отель в номера данного типа, чтобы получить за сезон прибыль Ппл, или, что тоже самое, полное количество частных турпродуктов – туров данного типа, которое мы должны создать в течение года. То есть Ктпл это объем производства турпродукта данного типа за отчетный период. Единицей турпродукта данного типа является тур этого типа, то есть набор услуг на одного туриста, привязанный к номерам данного типа.