ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 2306
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
3. Правовой подход к анализу преступности (сущность, научное и практическое значение).
4. Количественные и качественные признаки преступности
5. Криминологическая характеристика преступности
6. Социологический подход к исследованию преступности (сущность, научное и практическое значение)
7. Антропологический подход к изучению преступности (сущность, научное и практическое значение)
8. Теологический подход к анализу преступности (сущность, научное и практическое значение)
10. Типы личностей преступников (научное и практическое значение типологии)
11. Криминогенные качества личности преступника (понятие, классификация)
13. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении
16. Причины преступности в России (классификация факторов преступности, их характеристика)
17. Организация и проведение криминологического исследования
18. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды, значение
19. Система предупреждения преступности: субъекты, объекты, меры воздействия
20. Общесоциальное предупреждение преступности
21. Специально-криминологическое предупреждение преступлений
22. Индивидуальное предупреждение преступлений
24. Понятие и виды латентной преступности
26. Насильственная преступность: криминологическая характеристика, причины, меры предупреждение
27. Преступления против собственности: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
29. Рецидивная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
30. Профессиональная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
31. Экономическая преступность: характеристика, причины, предупреждение
32. Налоговая преступность: характеристика, причины, предупреждение
33. Организованная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
34. Политическая преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
35. Неосторожная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
36. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика, причины, предупреждение
37. Криминально-криминогенные феномены (пьянство, наркотизм, токсикомания)
38. Криминально-криминогенные феномены (проституция, экстремизм, маргинальность)
39. Методы криминологических исследований
41. Ломброзианство в криминологии
42. Теория социальной дезорганизации
44. Криминологическая теория стигмы
45. Психоаналитические теории причин преступности (концепция З. Фрейда)
46. Теория дифференциальной ассоциации
47. Архитектурная криминология
48. Радикальные криминологические теории
49. Современные отечественные криминологические научные школы
50. Современные зарубежные криминологические теории
51. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью
10. Типы личностей преступников (научное и практическое значение типологии)
1) Корыстный - этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления по мотивам личного обогащения (кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений);
2) Насильственный - мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.
По степени их общественной опасности, криминогенной зараженности выделяют типы личности преступника:
1)особо опасные (активные антисоциальные) -многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу;
2)десоциализированные опасные (пассивные, асоциальные) - лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование (бродяги, попрошайки, алкоголики);
3) неустойчивые - лица, совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных тенденций, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности;
4) ситуативные - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях.
Деятельность по предупреждению преступности во многом зависит от разработки типологии личности преступника. Типология является той основой, на которой строится методика прогнозирования «индивидуального поведения и применения дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия».
Типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.
Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действия. Существует множество вариантов типологии личности. Все известные типологии условно можно разделить на три группы.
11. Криминогенные качества личности преступника (понятие, классификация)
В криминологии принято оценивать личность преступника по следующим основным характеристикам: социально-демографическим, социально-психологическим и психофизиологическим.
Социально-демографическая характеристика личности преступника позволяет определить его положение в обществе и в значительной мере отношение к окружающим его людям. Она включает в себя пол, возраст, уровень его образования, положение в обществе и семье, род занятий, наличие специальности, отношение к профессии, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к определенной группе населения.
Социально-психологическая характеристика личности позволяет выявить внутреннее содержание личности – мировоззрение человека. Мировоззрение является системой взглядов, убеждений по основным вопросам жизни и деятельности общества, т.е. то, что делает человека личностью. Кроме того, при социально-психологической характеристики личности относятся оцениваются ее интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. К интеллектуальным свойствам личности относятся уровень умственного развития человека, широта его кругозора, содержание интересов, жизненный опыт. Эмоциональные свойства личности характеризуются степенью ее уравновешенности, динамичности, возбудимости, тем как человек реагирует на разнообразные внешние раздражители. Волевые свойства личности оцениваются по способности принимать и осуществлять принятые решения, по умению регулировать свое поведение и направленность своих действий, по степени обладания выдержкой, твердостью, настойчивостью.
Психофизиологическая характеристика личности выражает биологическую составляющую личности человека, особенности которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При психофизиологической характеристике учитываются врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития свойства организма, его нервной системы, антропологические свойства, и т.п. При этом важно учитывать, что некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от большинства людей, которые могут вызвать отклонения в развитии личности и привести его к преступлению). Это общие характеристики, применимые к преступной личности вообще, а в конкретных случаях применяются криминологические характеристики, наиболее соответствующие конкретному виду преступления.
12. Изучение личности преступника (значение изучения личности преступника, научные методы изучения личности)
Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения.
Личность преступника представляет собой совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт. Включение преступника в активное и полезное групповое общение — важное условие его исправления.
Криминологическое изучение личности преступника осуществляется для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения, профилактики преступлений. При этом, личность преступника центральная в том смысле, что ее криминологические особенности первичны, поскольку являются причиной преступных действий, поэтому именно они, а не действия или поведение должны быть объектом профилактических усилий
Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. Значит, в сфере криминологических интересов находятся алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие непреступные антиобщественные явления и соответственно личность тех, кто совершает такие поступки.
К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).
Опрос - получение информации на задаваемые вопросы. Опрос может быть устным (беседа, интервью) и письменным (анкетирование). Вариантом устного опроса является допрос.
В ходе изучения личности целесообразно опросить как само изучаемое лицо, так и тех, кто может располагать о нем какой-либо информацией.
В ходе опроса следует учитывать мотивы действий опрашиваемых. Далеко не все заинтересованы говорить правду о себе или о других, особенно если это негативная, порочащая или изобличающая информация. Информация, полученная в результате опроса, должна критически оцениваться, сопоставляться с данными, полученными из других источников. Она может анализироваться с точки зрения ее непротиворечивости и логической правильности.
Наблюдение - визуальное либо слуховое восприятие деятельности личности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном исследователь лично наблюдает за проявлениями личности. К таким проявлениям относятся поступки, манера поведения, высказывания, внешность (одежда, прическа, татуировки, шрамы).
При опосредованном наблюдении исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами. Методом опосредованного наблюдения может быть опрос, изучение документов, изучение фото-, кино- и видеопродукции, анализ записных книжек и дневниковых записей
Психологическое тестирование — изучение личности с помощью тестов.. Задания могут быть самыми различными: ответить на вопросы, истолковать, на что похоже пятно, нарисовать что-либо, придумать рассказ или завершить начатый рассказ (предложение),
Надежность и практическую ценность тестирования иногда ставят под сомнение. Однако в отдельных случаях тестирование позволяет получить весьма ценную и интересную информацию, которая может быть отправной точкой более детального изучения личности.
13. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении
Соотношение социального и биологического в поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.
1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием названных факторов).
В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительно го или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.
2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.
В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические факторы: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.
Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково.
Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.
3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.
В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:
- конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;
- личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.
Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.
В поведение человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.
14. Структура причин отдельного преступления (схема и практические выводы). Готовность к совершению преступления (понятие, составляющие готовности, виды криминальной готовности).
Причина конкретного преступления - взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами, порождающими намерение и решимость.
В понятие причин конкретного преступления включаются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением, но типичные для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.
Причины конкретного преступления:
1) среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;
2) криминогенная мотивация;
3) ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении (условия, способствующие конкретному преступлению);
4) психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным влияниям извне и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.
Главная цель анализа преступного поведения - понять, как человек становится преступником
Существуют два подхода к изучению взаимосвязи явлений: факторный анализ и детерминизм (анализ элементов причинной связи).
При факторном анализе констатируют лишь то, что преступность и определенные явления взаимосвязаны. Детально исследуя характер зависимости (прямая или обратная), измеряя величину связи (коэффициент корреляции), но не исследуется сам механизм причинной обусловленности
Детерминизм, включает сочетание факторного анализа с качественным; деление факторов на причины и условия, субъективные и объективные, непосредственные и опосредованные (причина явления, причина причины и т. д.); изучение причин преступности, основывающееся на анализе механизма преступного поведения, обобщении причин и условий преступлений и их классификации.
Для того чтобы понять, каким образом человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют структурой причин отдельного преступления
-
Формирование у человека отрицательных качеств личности (криминогенные). Под влиянием определенных неблагоприятных условий жизни у человека складываются негативные впечатления, взгляды, оценки
-
Приобретение криминогенными качествами устойчивости. Под влиянием новых негативных воздействий или при длительном, многократном воздействии тех же отрицательных обстоятельств криминогенные качества приобретают устойчивость.