ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2020
Просмотров: 2109
Скачиваний: 4
СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Славяне- (первоначально «словене»-от «слово»-говорящие на понятном языке в отличие от немцев ) входят в состав индоевропейских народов и пришли в Европу в 3 тыс. до н.э. Славянский язык имеет тесную связь с языком германцев и балтов. Район первоначального расселения – от реки ВИСЛА до реки ДНЕПР.
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
Историография- это наука, изучающая различные подходы и точки зрения по тем или иным проблемам истории.
Теории этногенеза восточных славян
Существует 2 теории по вопросу ПРАРОДИНЫ славян. ПРА- древняя, т.е. древней родины славян.
1 теория- автохтонная. Автохтонная - местная.
Суть: Восточно- европейская равнина является прародиной славян, а значит славяне ее коренные жители Европы. Славяне-автохтоны (коренное население) на территории Восточной Европы. Прародина — бассейн р. Припять, Среднее Поднепровье.
Авторы и сторонники — Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Мавродин.
2 теория- миграционная.
Суть: Восточно- европейская равнина не является прародиной славян, а значит славяне не ее коренные жители.Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе.
1. Дунайская. Общеславянская прародина — бассейн реки Вислы или Дуная. Впервые упоминается в «Повести временных лет». Получила широкое распространение во второй половине XIX в. Сторонники — С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.
2. Скифо-сарматская. Предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья мигрировали на запад и юго-запад. Впервые зафиксирована в Баварской хронике XIII в., позднее воспринята многими западноевропейскими авторами.
3. Прибалтийская. Первая прародина славян — бассейн Западной Двины и низовьев р. Неман, вторая — нижнее течение р. Вислы. Автор — А. А. Шахматов
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.
С конца 4в.н.э племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы - Великое переселение народов.
Одним из факторов движения народов стало резкое изменение климата в Европе, вызванного сильным похолоданием. Племена, проживающие на побережье Балтийского моря были вынуждены мигрировать на юг, в поисках новой среды обитания и защиты от воинственных кочевых племен готов ( германцев).
Передвижения славянских племен стали крупномасштабными во 2 половине 5в.н.э.
В течении 6-7в. славяне заняли обширные пространства в восточной, центральной, юго-восточной Европе:
На западе- достигли реки Эльбы;
на севере- реки Нева и Ладожское озеро;
на юге - весь Балканский полуостров;
на востоке- достигли рек Днепр и Дон.
Такое существенное расширение среды обитания привело в делению праславян на 3 ветви: западных, южных, восточных славян.
ПРАСЛАВЯНЕ
Западные Южные Восточные
- поляки; - болгары; - русские;
- чехи; - сербы; - украинцы;
- словаки. - хорваты; - белорусы.
- словенцы;
- черногорцы;
- боснийцы.
СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
На севере- скандинавы- это племена, которые в истории будут называть по- разному: викинги, варяги или норманны. Для истории развития восточно- славянских племен более принято название ВАРЯГИ или НОРМАННЫ.
На северо –западе- балты - предки современных латышей, эстонцев.
На северо- востоке- финно- угорские народы. Это были многочисленные племена марийцев, мордвы, удмуртов, коми, чуди, мери, мещери.
На востоке- хазары. Хазары, тюрко-язычный народ, уже были объединены в государство Хазарский каганат и представляли первую волну воинственных кочевых племен, живших в непосредственной близости от восточно- славянских племен.
На юге- греки, колонизировавшие побережье Черного моря и основавшие там города- полисы:
- Ольвия (г.Николаев)
-Херсонес (г.Севастополь)
- Пантикапей (г.Керчь)
- Керкинитида (г.Евпатория)
Это были города – государства (7в.до н.э – 6в.н.э)
С 6в. н. э. на юге восточные славяне соседствуют с могущественнейшей ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ, со столицей в городе ЦАРЬГРАД.
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
Описание жизни восточных славян отходит к знаменитой первой летописи на Руси «Повести временных лет», написанной в 12в. н.э монахом Нестором.
Нестор пишет, что на территории проживания восточных славян в 6 – 9 веках н.э. возникло 12 племенных союзов.
Племенные союзы восточных славян:
1) Поляне - «живущие в поле».
2) Древляне - «живущие в лесах».
3) Волыняне (бужане) - жители района реки Буг.
4) Хорваты.
5) Тиверцы.
6) Уличи – жители «угла», где река Днепр делает крутой поворот .
7) Северяне.
8) Радимичи- по имени родоначальника Радима. 2 родных
9) Вятичи- по имени родоначальника Вятко. брата.
10) Дреговичи - жители болот - «дрягвы».
11) Кривичи – жители «края», «окраины» славянского расселения.
12).Словене ильменские - живущие в районе озера Ильмень.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
Во главе племенных союзов – князья. «Князь» - слово заимствовано из древненемецкого - означает главу рода, старейшину.
Князья выполняли:
-управленческие;
-военные;
-судебные;
-религиозные функции.
Известна историческая летописная легенда о Кие и его братьях, державших «княженье в полях», который основал «град» и назвал его в свою честь - «Киев».
Князю помогал СОВЕТ СТАРЕЙШИН – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала ДРУЖИНА, отряд профессиональных воинов. Первоначально князь был одним из дружинников и считался самым храбрым и мужественным воином.
Племенные вече - народные собрания, где участвовало все население, включая знать.
Во время войны, в помощь дружине из населения племенных союзов создавалось народное ополчение.
Таким образом, триада князь-совет старейшин –вече становится основой управления этих 12 племенных союзов и называется «военной демократией».
ЭКОНОМИКА. ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян было пашенное земледелие.
Применялось 2 пахотных орудия:
- РАЛО (в южных районах) с переходом к плугу, который глубоко врезал пласт земли и переворачивал его.
- СОХА (на севере), которая проводила неглубокие борозды на земле. Запрягали в соху лошадь, тяжелый плуг тянули волы.
Славяне использовали 2 системы земледелия.
На севере, в лесной зоне – подсечно- огневая или подсека.
Суть: посев производился после вырубания леса, пеньки и корни деревьев выжигались, а зола использовалась в качестве удобрения.
На юге, в степной зоне – перелог или переложная система.
Суть: после нескольких лет использования земля истощалась, ее оставляли без обработки на 8- 14 лет, для восстановления плодородия и переходили на новый участок.
Основные культуры - пшеница, просо, ячмень, овес.
Зерновые культуры называли - «жито»- жизнь.
Меньшее значение играли:
-скотоводство-
разводили крупный рогатый скот, лошадей.
(слово «скот»-
деньги.)
-охота
-рыболовство
-бортничество- добыча меда диких пчел. («Борть»-место обитания роя диких пчел.)
РЕМЕСЛА:
1) Железоделательное ремесло, обработка металлов. Сырьем служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Уже в 7-9в.н.э.
у славян появляются специальные поселки металлургов.
2) Гончарное ремесло- по берегам рек залегали глины хорошего качества, следовательно изготовление кухонной и столовой посуды. Главная форма посуды- горшки с волнистым узором. Их использовали не только как посуду, но и как погребальные урны.
3) Ткацкое ремесло- изготовление тканей.
4) Хуже развито ювелирное ремесло из-за отсутствия сырья.
ТОРГОВЛЯ.
Развитие торговли связанно с путями сообщения вокруг крупных речных систем.
Важнейший торговый путь «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»:
- из Варяжского (Балтийского) моря
- по Неве
- в Ладожское озеро
- по реке Волхов
- в Ильменское озеро
- по реке Ловать к волоковым путям. Волоки - часть суши, по которой тянули корабль.
- на Днепр
- в Черное море
- далее в столицу Византии Царьград.
Волжский торговый путь:
- из Варяжского (Балтийского) моря
- по Неве
- в Ладожское озеро
- по реке Свирь
- в Онежское озере
- по волоковым путям
- в озеро Белое
- по реке Шексна
- в реке Волга
- в Каспийское море.
Волжский путь – вел в Каспийское море.
Предметы экспорта: мех, воск, мед, рабы.
Импорт: предметы роскоши: дорогие ткани, вина, украшения.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:
Язычество- культ предков, поклонения явлениям природы, земледельческие культы. На своей поздней стадии язычество понимали как многобожие. Функции жрецов у вождей. Языческих храмов не существовало. КАПИЩЕ- святилище, где славяне приносили жертвы. ИДОЛ - скульптурное изображение языческого божества.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА:
Ранняя стадия развития язычества выражалась в:
1. Фетишизм - поклонения предметам: камню, дереву ( особенно дубу).
2. Оборотничество – вера в превращение человека в животного и наоборот ( царевна- лебедь, царевна – лягушка).
3. Тотемизм - вера в происхождение человеческого рода от какого- либо вида животных.
Более поздняя стадия развития язычества:
Впоследствии поклонение относится не к самому предмету, а к его духу (демону) в результате начинается новая ступень язычества ПОЛИДЕМОНИЗМ. Поли- много.
Духи обособляются по месту обитания:
-водная стихия- водяные, русалки- духи умерших девушек, иногда утопленниц.
-лес- леший или лесовик.
-в поле, в траве –полевик.
-в жилище- домовой, маленький, горбатый старик.
Поздняя стадия язычества:
Следующий этап ПОЛИТЕИЗМ (многобожие)– вера в богов.
Боги:
Перун – бог грозы, молнии, грома. Главное языческое божество.
Велес (Волос) - бог скота, торговли, богатства. Покровитель скотоводов, купцов, дружинников.
Ярила – бог плодородия.
Купала- бог летнего травоцветения.
Дажьбог – бог солнца.
Стрибог – бог ветра, вьюги.
Мокошь –земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, потом покровительница женской судьбы.
Симаргл – священный крылатый пес.
Сварог – бог огня. Покойника сжигали на погребальных кострах.
СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
Непосредственно связаны с язычеством.
1). Новый год и святки.
Главный зимний праздник – праздник начала земледельческого года – Новый год.
После принятия христианства праздник совпал с Рождеством и святками, которые следовали за рождеством.
Праздник – 12 дней. По древним верованиям в эти дни определялась судьба будущего урожая. Праздник сопровождался гаданиями, колядованиями.
«Колядка» - песенка- благопожелание, исполняемая ряжеными, облаченными в звериные шкуры, изображавших нечистую силу, животных, олицетворявших плодородие: козу, коня.
На святках гадали о будущем урожая и о судьбе. Девушки пытались узнать имя своего «суженого»- будущего мужа.
2). Масленица.
Самым веселым весенним праздником считалась масленица – дохристианский праздник, праздник проводов зимы и встречи весны.
Название в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.
Блины- поминальная обрядовая пища восточных славян.
Масленица – сопровождалась обильными пиршествами и гулянками, обязательно наряжали чучело –его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с чучелом – масленицей сгорала и зима.
Последний день Масленицы- прощенное воскресенье.
3). Ивана Купала.
День летнего солнцестояния 22 июня (7 июля ).
В самую короткую ночь устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костер.
Этот день близок дню Иоанна Крестителя – в восточнославянских традициях Иван Купала. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались «бесовскими игрищами».
4). Праздник жатвы.
Главный осенний праздник. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая.
5).Свадьба.
Жизнь человека и жизнь природы неразрывно связанны в представлениях славян, в результате каждый праздник включает обряды гаданий о будущей жизни человека, свадьбе или грядущей смерти .
Главным семейным праздником было СВАДЬБА.
Нестор описывает разные брачные обычаи у племен восточных славян:
Поляне – обычаи «кроткие и тихие», они не похищают невест, ждут когда невесту приведут, платят за нее выкуп.
Древляне, вятичи, радимичи, северяне - жили «звериным образом» , умыкали себе невест, у них не было браков, они сходились на игрища между селами, пели «бесовские» песни , имели по 2-3 жены. Похищение невесты – древняя форма брака. Невесту брали из чужого рода, слово «невеста» - «неведомая», «неизвестная ».
Переговоры о заключении брака сватовство (отсюда слово «свадьба») велись сватами со стороны жениха. За невесту требовался выкуп у родителей.
Нестор и церковь осуждали обычаи славян, писали, что браки заключаются у воды, а вместо венчания обходили дерево. Дома жениха и невесту осыпали зерном, чтобы семья жила богато, угощали на пиру караваем. После смерти мужа многие древние авторы описывают обычай самоубийства вдовы на могиле мужа.
5). Погребальные обряды.
Славяне – язычники сжигали своих мертвых.
Нестор рассказывает, что по умершему устраивали тризну – поминки с различными ритуальными действиями, в том числе боевыми. Затем сооружали большую кладку из дров, возлагали на кладку умершего и сжигали, собирали останки, складывали их в небольшой сосуд – урну.
У славян существовали представления о загробном мире, поэтому сжигали человека, считая, что это самый короткий путь к загробному миру.
Мертвецы, не похороненные по правилам (не сожженные) делались опасными: они становились упырями. Приходилось раскапывать упыря и сжигать его.
Поминать предков считалось обязательным условием.
После принятия христианства в 10 вв. обряд трупосожжения запрещен.