Файл: СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 2059

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По возвращении в Киев в 988г. собирает население Киева у Днепра и крестит киевлян. Добрыня крестил новгородцев. Первой христианской церковью, построенный Владимиром I стала Десятинная церковь. Христианство с помощью дружины установилось на Руси, но не все сразу восприняли новую веру. К 1018г. на Руси уже было 400 церквей.


ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ:

Принятие христианства было важным культурным, но в первую очередь политическим шагом, т.к:

1) Христианство помогло укрепить власть монарха, исповедующего теорию о божественном происхождение монарха.

2) Церковь стала сильной опорой, а не конкурентом светской власти.

3) Христианство способствовало созданию единого государства, быстро укрепило власть правящей верхушки общества.

4) Православие ориентировало человека на духовное преображение. Это будет формировать новую духовную культуру, мораль.

5) Церковь будет выступать за единство Руси, против межусобиц.

6) Влияние христианства проявилось в том, что Русь начинает перенимать передовую культуру Византии: письменность (Кирилл и Мефодий), богослужебная литература, строительство храмов.


КНЯЗЬ

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИТКА

Ярослав Мудрый

(1019-1054)

Выдающий-

ся государст. деятель, покровитель книжников и собиратель книжных богатств, за что остался в истории как «Мудрый».

1) Ярослав унаследовал страну ослабленную усобицей. Главной задачей Ярослава было сосредоточить усилия на внутреннем устройстве государства. В результате он создал первый юридический памятник – свод законов Киевской Руси «Русскую Правду».

2) Ярослав продолжил распространять христианство по всей территории государства:

- был переведен с греческого свод законов, регулировавший церковную деятельность, переводились с греческого языка и переписывались книги.

- на Руси начинают организовываться первые школы, в том числе для подготовки священников.

- в главных центрах страны – Киеве и Новгороде были построены каменные соборы: в 1037г. в Киеве в честь победы Ярослава над печенегами построен храм Святой Софии Киевской, в 1045 в Новгороде храм Святой Софии Новгородской, как и главный христианский храм столицы Византии – Константинополя.

- Вокруг Киева были построены первые монастыри (Печерский монастырь, где составлялась начальная русская летопись. Стал известен как Киево-Печерская лавра.)

- Ярослав издал «Устав» в котором за нарушение церковных канонов установились денежные штрафы, особенно в сфере семейных отношений: за похищение жены по языческому обычаю, за самовольный развод, за брак между близкими родственниками, за то что муж оставил больную жену.

3) Ярослав Мудрый укрепляет самостоятельность русской церкви, создав церковную иерархию.

Во главе русской церквиМИТРОПОЛИТ, назначаемый патриархом Константинопольским, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии.

В 1051г. Киевским митрополитом стал ИЛЛАРИОН.

В подчинении митрополита находились ЕПИСКОПЫ – управляющие церковью на определенных территориях – ЕПИСКОПСТВАХ. В них располагались монастыри и приходы.

Епископам подчинялись городские и сельские священники – белое духовенство.

Черное духовенство – монахи, живущие в монастырях. Они давали обет безбрачия, только из них строилась верхушка церкви.

ИГУМЕН (НЬЯ)- настоятель монастыря.

ИНОК (ИНОКИНЯ) - монах в монастыре.

ДЕСЯТИНА - десятая часть от всех налогов на содержание церкви. Постепенно появились собственные села и земли – вотчины.

1) Борьба за расширение внешних границ на северо–восточном и западном направлении:

- поход на Северную Двину и Польшу.

- 1030г. близ Чудского озера основал город Юрьев, установивший границу Руси в Прибалтике. В результате прибалтийский племена были поставлены под контроль Руси.

2) 1036г.Ярослав под Киевом окончательно разгромил печенегов, которые перестали быть опасными для Руси.

3) В правлении Ярослава ухудшаются отношения Руси и Византии. Он стремился к меньшей зависимости русской церкви от Константинополя.

В 1043 – 1046гг. прошла война с Византией. Во главе дружины старший сын Владимир – новгородский князь. Поход неудачен, русское войско разбито греческим флотом.

4). Во время правления Ярослава Русь заняла важное место в Европе. Об этом говорят браки его семейства:

- сам Ярослав женат на дочери шведского короля Ингигерде – Ирине,

- сын Изяслав – на сестре польского короля Казимира,

- сын Всеволод – на дочери Византийского императора Константина Мономаха Марии Мономах,

- дочь Елизавета – жена короля Норвегии Харальда, дочь Анастасия – жена короля Венгрии Андрея, дочь Анна – жена короля Франции Генриха I.







«Русская Правда»

первый юридический памятник Киевской Руси

«Русская правда» стала первым сводом законов Киевской Руси. «Русская Правда» устанавливала единые нормы права для всего населения Киевской Руси.

Источники «Русской Правды»:


1) Нормы «обычного права» - так как писаных правил до Ярослава не существовало, общество жило по нормам «ОБЫЧНОГО ПРАВА» т.е. по обычаям.

2) «Закон русский» - тоже, по мнению историков, представляет в 10 в. нормы «обычного права».

3) Княжеская судебная практика.

4) Договоры Руси с Византией 911, 944г.

5) Византийское право.



Известны 3 редакции «Русской Правды»:


1). Краткая редакция. В нее вошли: «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», Устав вирнику.

2). Пространная редакция (12в.) В нее вошли: Краткая редакция и Устав Владимира Мономаха (1113г )

3). Сокращенная редакция (14в. – 15в.)


ПРАВДА ЯРОСЛАВА. (16 статей).

До «Русской Правды», среди существующих на Руси обычаев, был ТАЛИОН – обычай кровной мести.

1). В первой статье «Правды Ярослава» говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа» т.е. человека. Но уже ограничен круг лиц – родственников, имеющих право мстить. Теперь это не весь род, а только самые близкие родственники.

2). Кровную месть можно было заменить штрафом – ВИРОЙ.

ВИРА – это денежный штраф за преступление. Виру платили в гривнах.

ГРИВНА – это денежная единица, слиток серебра весом 200 граммов.

За убийство свободного человека следовала вира в 40 гривен.

За удар рукой или палкой свободного человека – 12 гривен.

3) В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского землевладения - ВОТЧИНЫ.

Вотчина – это вид феодальной земельной собственности, наследственное семейное («отчина» т.е. отцовская собственность) или корпоративное (церковное, монастырское) владение. Владелец мог передавать вотчину по наследству, дарить, продавать.

Большинство статей посвящены правовой защите княжеской собственности, должностных лиц, приближенных к князю.

4) Составной частью «Правды Ярослава» стал «Устав вирнику».

ВИРНИК – княжеский чиновник, занимающийся сбором штрафов.

Устав определял размеры «корма», который население должно было давать вирнику. В неделю:

- 7 ведер солода;

- тушу барана;

- по 2 курицы в день;

- хлеба «по скольку могут ясти».

ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ.

Вторая составная часть Краткой редакции Русской Правды.

1) Кровная месть уже запрещена. Наказание за убийство- вира.

2) Правда Ярославичей фиксирует более сложную структуру общества, в которой появились новые социально неравноправные группы людей.

Это выразилось в различных наказаниях за убийство или другие преступления:

- за убийство приближенных князя (огнищанина, тиуна, мечника, старосты) штраф 80 гривен.

- за убийство смерда, холопа штраф 5 гривен.


- предусматривались статьи за посягательство на собственность князя, бояр и наказание за это.

Завершается создание «Русской Правды» в 1113г. «Уставом» Владимира Мономаха.

Таким образом:

1) В «Русской Правде» фиксируются преступления и наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей и их имущество.

2) После отмены кровной мести основным наказанием стали штрафы:

- «вира» - за убийство свободного человека,

- «дикая вира» - если убийца не известен – штраф (дикую виру) платила вервь, на территории которой совершалось убийство.

- «продажа» - штраф за другие виды преступления.

3) Самым тяжким наказанием был ПОТОК – изгнание и разграбление имущества за обдуманное убийство.

Общественный строй и социальная структура Киевской Руси.

Все общество Киевской Руси делилось на высшие и низшие слои:

Высшие слои:

1) Киевский князь.

2) Светлые и великие князья – племенная знать.

3) Дружина, которая делилась на:

«старшую» - их называли бояре. Бояре имели свои дружины, князь за вознаграждение за службу дарил им земли, которые превращались в наследственные вотчины. «Кормление» бояр – передача права боярам собирать дань в какой-либо деревне или местности. Бояре входили в Совет князя – Боярскую думу.

«младшую» - их именовали «отроки» или «гриди». «Гридница» - это место, где князь пировал с дружиной. Это были зависимые от князя лица, занимавшие незначительные должности.

4) В 11в. появились княжеские чиновники:

«данщик» - чиновник по сбору дани;

«мытник» - чиновник, взимавший торговую пошлину;

«мечник» - судебный чиновник, присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.

«вирник» - чиновник по сбору штрафов.


Низшие слои:

1) Лично свободное население:

Основным населением Киевской Руси являлись свободные общинники, платящие дань в казну государства «ЛЮДИ», в единственном числе «ЛЮДИН», отсюда «ПРОСТОЛЮДИН».


2) Лично зависимое население:


- ОГНИЩАНИН – человек, принадлежавший огнищу (дому) князя или боярина, управляющий домом, работающий в нем. Княжеский дворецкий.

- ТИУН – княжеский или боярский слуга, управляющий их хозяйством.

- РЯДОВИЧ – это человек, заключивший договор («ряд») о службе или выполнении каких-либо обязанностей с необходимостью их выполнить.

- ЗАКУП – человек, взявший в долг определенную сумму денег «КУПУ» и обязанный ее отработать у кредитора. Возникшая зависимость приводила к ограничению прав должника до выплаты долга.

- ХОЛОП – человек, по социальному статусу – раб, живший и работавший в усадьбе господина.

- ЧЕЛЯДЬ – в широком смысле слова прислуга. По статусу – рабы.

- СМЕРДЫ – земледельцы – как свободные, так и зависимые. Все, кто занимались сельскохозяйственным трудом.

В Киевской Руси установился родовой (династический) характер наследования власти, т.е. власть не обязательно передавалась от отца к сыну, а передавалась по старшинству (от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Это правило введено в правлении Владимира I. Этот порядок получил название «ЛЕСТВИЦА» - «лестница».



3 ЭТАП. ЗАКАТ КИЕВСКОЙ РУСИ, ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНЫХ УСОБИЦ.

Середина 11в.-12в.

КНЯЗЬ

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5 сыновей Ярослава Мудрого.







































































































Владимир II Мономах

(1113г. – 1125г.) Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича и Марии Мономах.

Боролся против Феодальных усобиц.

Владимир Мономах участвовал в 83 крупных походах против половцев.

В 1054г. Ярослав Мудрый умирая, разделил страну между 5 сыновьями и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде.

В 1054г.-1072г. – правление трех сыновей Ярослава Мудрого:

- старший Изяслав Ярославич – сел в Киев;

- Святослав Ярославич – в Чернигов;

- Всеволод Ярославич – в Переяславль;

Младшим братьям достались более отдаленные земли:

- Вячеслав – Смоленск;

- Игорь - Владимир- Волынский.

1072г. – создана «Правда Ярославичей».

Противоречия, заложенные в порядке престолонаследия по старшинству, приводят к появлению КНЯЗЕЙ – ИЗГОЕВ – это князь, отец которого умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его лишались права быть великими князьями. Область их княжения делилась между другими князьями.

1 усобица 1073-1076г.

Святослав и Всеволод нарушили заповедь отца править миром и изгнали Изяслава из Киева.

Изяслав бежал в Польшу.

Киевским князем стал Святослав.

1076г. – смерть Святослава.

2 усобица 1076г. – 1078г.

В 1076г. Всеволод занял Киевский престол, но уступил его без боя Изяславу, который при помощи поляков опять вернулся в Киев, а сам уехал в Чернигов.

Сын Святослава Олег остался без отеческого престола в Чернигове.

Он бежал в Тмутаракань и оттуда в 1078г. пришел с половцами войной на Всеволода.

В ходе битвы на НЕЖАТИНОЙ НИВЕ Изяслав Киевский и Всеволод Черниговский разбили Олега Святославовича. Но в бою был убит Изяслав.

Олег бежит обратно в Тмутаракань. Всеволод занял Киевский престол, а своего сына Владимира посадил княжить в Чернигове.

Всеволод стал последним из Ярославичей.

Он удерживал власть благодаря победам своего сына Владимира Мономаха (прозвище получил за то, что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха Марии Мономах.)

1093г.смерть Всеволода. Владимир, стремясь избежать усобиц, отказался от великого княжения и власть получил Святополк Изяславович, который имел больше прав на столичный престол, т.к. был старший в роду.

Сам Владимир Мономах сел в Чернигове.

3 усобица 1094г.

Олег Тмутараканский пришел с половцами, занял Чернигов и Владимир Мономах вернулся в Переяславль, город, который его отец получил от деда Ярослава Мудрого.

Почти 20 лет Владимир Мономах княжил в Переяславле.

Владимир Мономах победил Олега и тот согласился на переговоры о правах на наследство.

1097г. ЛЮБЕЧЕСКИЙ СЪЕЗД.

По инициативе Владимира Мономаха Святополк Киевский, Олег, Владимир Мономах, другие потомки Ярослава приехали в город Любеч на съезд.

Решения:

1) Возвращение к порядку наследования земель установленному Ярославом («Каждый князь держит отчину свою»), т.е. наследовать землю, полученную от отца.

Переяславль закреплен за потомками Всеволода Ярославича.

2) Обьединение сил в борьбе с половцами.

Таким образом, съезд будет иметь ряд крупных политических последствий:

- приведет к политической раздробленности на Руси, начавшейся в 12 веке;

- приведет к попытке князей прекратить княжеские усобицы;

- приведет к попытке князей совместно выступить против половцев.

Но усобицы продолжались:

4 усобица 1097 г.

Давыд Игоревич, сын Игоря Ярославича, нарушил решения съезда и пошел против других князей войной, но был разбит и в наказание лишился города Владимир – Волынский, своей родовой отчины.

В 1100г. состоялся ещё один съезд в ВИТИЧЕВЕ, который закрепил решения съезда в Любече.

В 1103г. в городе Долобске князья договорились о совместной борьбе против половцев.

В 1113г. умер князь Святополк Изяславич.

После его смерти началось крупное восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских тиунов, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание шло 4 дня.

Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Он идет на уступки народу и в знак благодарности за приглашение пишет Устав «О закупах и резах». Резы - % ставки. (суть восстания на стр. 27).

1113г. монах Нестор пишет летопись «Повесть временных лет».

1113г.- Владимир Мономах написал «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды».

Владимир Мономах предпринял серьезную попытку восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Владимир Мономах рассматривал как вассалов, которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения лишались княжеского престола.

Владимир Мономах пользовался огромным авторитетом и был широко образован, обладал литературным талантом.

После него короновать царей стали Шапкой Мономаха – якобы переданной Владимиру Мономаху от византийского императора – Константина Мономаха, его деда.

Союз братьев Ярославичей был необходим Руси, т.к в степях на смену печенегов пришла новая волна кочевников – ПОЛОВЦЫ.

Начались их набеги на Русь с 1060г.

В 1068г. Ярославичи выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Альте. Эта битва стала первым сражением русско – половецкой войны, шедшей более 150 лет. Конец борьбы связан с монголо- татарским нашествием.

1093г. – набег половцев на Русь.

























































1103г. – первая победа совместного русского войска над половцами.

1111г. - общерусский поход против половцев, потеря половцами способности к ведению активной войны против Руси.

1116г. – успех закреплен новым походом в половецкие земли.

Мстислав Великий Владимирович

(1125г – 1132г.)

Политику Владимира Мономаха на киевском престоле продолжал его сын Мстислав Великий.

Он сурово наказывал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Однако, достигнутые успехи были не прочные, т.к. основывались на личном авторитете правителя.

После смерти Мстислава на киевский престол вступил его брат Ярополк, с которым начинают бороться черниговские князья. Ему не удалось привести их к покорности.

Мир, заключенный после нескольких лет войны отразил упадок значения власти киевского князя как главы Киевской Руси.

В середине 12в. со смертью Мстислава Великого завершается существование государства Киевская Русь и начинается период феодальной раздробленности на Руси.



СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В КИЕВСКОЙ РУСИ.

1) Волнения 1024г. в Суздальской земле.

Вызваны голодом и руководимы волхвами. Волхвы «увидели», что племенная знать задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати расценивалось не как акт классовый мести, а как ритуальные действия, призванные обеспечить урожай.

2). Восстание 1068г. в Киеве.

Вызвано поражением Ярославичей от половцев на реке Альте и нежеланием великого князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Историки видят в восстании действия народа во главе с его высшим органом - вече, направленные против Изяслава. Народ после отказа выдать оружие разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г., но вынужден считаться с киевской общиной.

3) Восстание 1113г. в Киеве.

Вызвано ухудшением экономического положения народа, непопулярными действиями ростовщиков и политикой князя Святополка Изяславича.

Сразу после его смерти киевляне прислали княжить мудрого и популярного переяславского князя Владимира Мономаха. Он издает указ «О закупах и резах».

Резы - % ставки.

Суть указа:

1) Сумма % за взятые в долг деньги снижалась с 33% до 20%.

2) За самовольное обращение закупов в холопы господин платит штраф.

3) За несправедливое наказание – штраф.

4) Закупы получили право свидетельствовать в судебных делах.

Этот указ отображал интересы простых киевлян.

Выводы по теме:

Большинство историков определяет древнерусское государство Киевская Русь как РАННЕФЕОДАЛЬНУЮ МОНАРХИЮ во главе с «Великим киевским князем».

Признаки феодализма:

1) Господство крупной земельной собственности, находящейся в руках феодалов и феодального государства. Крупное наследственное землевладение князя и бояр - вотчина.

2) Крестьянин был держателем земли на определенных условиях, а не ее собственником.

3) За пользование землей князя или боярина крестьянин нес феодальные повинности: барщину и оброк. Барщина – работа на земле феодала. Оброк – денежные и натуральные выплаты крестьянина феодалу.

4) Такой характер хозяйства называется «НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» – это хозяйство, где все производится не на продажу, а для внутреннего потребления.

5) В обществе формируются 2 группы людей: ФЕОДАЛЫ и ФЕОДАЛЬНО – ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ. Феодалы: князь, бояре, церкви и монастыри. Феодально- зависимое население: рядовичи, закупы.

6) В Киевской Руси присутствует элемент РАБОВЛАДЕНИЯ (холопы, челядь).





















Культура Киевской Руси 9в. – 12в.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми в процессе их общественной деятельности.

Материальная культура- техника, орудия труда, жилье, одежда.

Духовная культура- образование, наука, литература, искусство.