Файл: СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 2056

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

9 в.н.э

Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводит к появлению «союзов союзов» племен, что означало зарождение государственности.

Главные признаки государства:

1). Размещение жителей по территориальному признаку.

2). Наличие публичной власти, отделенной от власти народа.

3). Взимание налогов на содержание власти.

Процесс становления государства растянулся на несколько веков и завершился в 9в.н.э.


Причины образования государства у восточных славян:

1). Социально-экономические – возникновение социального неравенства, развитие торговли, рост производительности труда.

2). Военная – необходимость защиты от внешних врагов – кочевых племен и потребность во внешнеполитической экспансии - походы в Византию.

3) Политическая- потребность в государстве была связанна и с защитой интересов привилегированного слоя от славянского общества.


ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАОСТВА:

8в.-середина 9в.- переход от первобытных отношений к классовому обществу. Период «военной демократии».

1). Экономические предпосылки:

Переход к пашенному земледелию привел к тому, что отпала необходимость в коллективе. Родовую общину сменяет соседская – «вервь». Вервь- веревка. Соседская община – организация людей объединенных не родственными узами, а необходимостью решать общие хозяйственные вопросы. Ремесло отделилось от с/х, появление городов. До конца 9в. – 20 крупных городов, таких как Киев, Новгород.

2). Социальные предпосылки:

Усложнение общественной жизни, появление городов и торговых путей, появление прослойки людей, которые занимаются только управлением (князь, старейшины).

3). Внешнеполитические предпосылки:

Необходимость защиты своих территорий от внешних врагов – защита от кочевых племен.

Возникает «центр власти» - связанный с определенным укрепленным пунктом, где сосредотачивается знать, представлявшая интересы населения перед внешними силами и следящая за исполнением лежащих на населении обязанностей.

Так функция управления постепенно обособлялась от общества.


ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА:


1. Образование 12 племенных союзов. Появление соседской общины – «ВЕРВЬ».

2. Образование «союзов союзов племен» или первых протогосударств:

СЛАВИЯ – Новгородская земля, с центром в городе Новгороде. Платили дань варягам.

КУЯВИЯ – в районе Киевской земли, с центром в городе Киеве. Платили дань хазарам.

3. Завершение процесса образование государства у восточных славян связывают с летописным рассказом о призвании варягов.

Нестор пишет:

Издавна в земли новгородских словен, кривичей, и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань – «шкуру белки».

ВАРЯГИ - собирательное выражение скандинавов. В 857 г. началось восстание против варягов. Данники восстали и прогнали варягов за море, сами стали владеть землей и строить города. Но, пишет Нестор, между ними начались распри и они решили найти себе князя, который бы устраивал на их земле порядок .


862г. призвание Рюрика .

Добровольно отправили за море послов и обратились к варягам: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

По приглашению прибыли 3 князя - варяга с дружинами, 3 брата: старший – Рюрик, обосновался в Новгороде, средний – Синеус – на Белоозере, младший – Трувор – в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, а он стал единодержавным князем на Севере.

Когда Рюрик княжил в Новгороде 2 его дружинника Аскольд и Дир решают совершить набег на Византию. Они спустились по Днепру, подошли к Киеву- земле полян. «Кому вы платите дань?» спросили они. «Хазарам»- ответили поляне. «Платите нам»- потребовали Дир и Аскольд. Киевляне согласились, варяги установили власть над полянами.

879г смерть Рюрика.


ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:


Факт призвания варягов породил исторический спор, начавшийся в середине 18 в.

Немецкие ученые Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер и Шлецер, работавшие в середине 18в. в Российской Академии Наук создали НОРМАНСКУЮ ТЕОРИЮ происхождения Русского государства.

1. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ:

Суть: создателями государства у восточных славян были скандинавы – варяги, это восточные славяне добровольно призвали их на княжеский престол. При этом особо подчеркивалось, что сами славяне по причине своего варварства к созданию государства были не способны.

Сторонников этой теории называют НОРМАНИСТАМИ. Многие отечественные историки - Карамзин, Погодин, Ключевский разделяли норманнскую теорию.


2. АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ:

Против норманнской теории происхождения древнерусского государства выступал М.В. Ломоносов.

Суть: М. В. Ломоносов утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов, и они не сыграли роли в образовании государства у восточных славян . Сам Рюрик – не варяг, а славянин с балтийского побережья.

Это были АНТИНОРМАНИСТЫ.


3. ЦЕНТРИСТСКАЯ:

В современной истории установилась позиция, что варяги не стояли у истоков государства у восточных славян, но внесли вклад в его развитие, ускорив процесс его создания.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА «РУСЬ»

Существовало 2 точки зрения:

1. Норманская – Рюрик был скандинавского племени «Русь» и его владения стали называться «Русь».

2. Автохтонная ( славянская) – термин «Русь» появился задолго до появления варягов на Руси. В землях восточных славян был приток Днепра «Рось» в бассейне которой жили поляне. Отсюда и название государства. Археологи подтверждают, что у Днепра действительно был такой приток и там жили славяне.
3. В исторической литературе часто встречается версия академика Рыбакова: Русь- это название одного из славянских племен.

В 9в. понятие «Русь» уже употреблялось в территориальном смысле, как о стране с центром в г.Киеве на основе полянского союза племен.



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ

9-12 века

этап


Время

князья

1). Становление древнерусского государства

9в. – конец.

10в.

Олег, Игорь, Ольга, Святослав.


2) Расцвет Киевской Руси.

10в. – конец.

11в. – середина.

Владимир I, Ярослав Мудрый.

3). Закат Киевской Руси.

Период феодальных усобиц.

11в.- середина.

12в.- начало.

Сыновья и внуки Ярослава,

Владимир II Мономах.


1 этап. 9в- конец 10в.

Становление древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

Задачи:

1). Объединить под своей властью как можно больше славянских и соседних племен, т.к могущество государства строится на дани, которую князю платят его подданные.

2). Установить новые отношения с Византией и убедить ее считаться с интересами Руси.

3). Открыть русским купцам торговые пути через Хазарию, на восток, т.е. поиск внешнеполитических торговых партнеров.

4). Защита южных рубежей от набегов кочевников.

КНЯЗЬ

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Олег (Вещий)

(879-912)

Родственник Рюрика, правил при малолетнем сыне Рюрика – Игоре.

Первый исторически достоверный князь Киевской Руси.

Начал княжить в Новгороде после смерти Рюрика.

Люди прозвали Олега – вещим, провидцем.

Нестор: Олег не смог предугадать свою смерть.

Языческие жрецы

(волхвы) предсказали смерть от коня, легенда говорит, что это предсказание сбылось.

1).882г – Олег объединяет все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки»- Смоленск, Любеч, Киев.

Захватив Любеч, Олег двинулся на Киев с малолетним сыном Рюрика Игорем. Выманил обманом из Киева Аскольда и Дира, убил их под предлогом , что они «не князья и не княжеского рода», а с ними Игорь «Рюриков княжич».

Обосновавшись в Киеве, сделал его столицей, назвав «матерью городов русских» и став основателем Киевской Руси.

2).Объединённые славянские племена были обложены данью в пользу «великого князя».

Вид дани – полюдье.

Способ сбора - князь с дружиной объезжает подвластные территории, собирая дань.

Форма дани - натуральная, денежная.

Единица обложения- «дым» - крестьянский двор, и «рало», «плуг»- единица земельной площади, соответствующие возможности одного крестьянского двора.

Время – ноябрь- апрель ежегодно.

Т.о полюдье не только способ содержания князя и дружины, но и формированье бюджета государства.


1).Олег начал политику объединения вокруг Киева племен древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам, а теперь Киеву.

В государство Олега попали словене, дреговичи, поляне.

После объединения этих земель Олег принял титул «великого киевского князя». Его власть приобрела государственный характер и стала наследственной.

2).Отношения с Византией – важное направление внешней политики киевских князей.

907г. – поход Олега на Византию (80000 воинов и 2000 ладей).

907г- между Киевской Русью и Византией подписано перемирие.

911г. – договор с Византией и императором Львом 4.

Суть: купцам Руси предоставлялись огромные торговые льготы:

- право беспошлинной торговли;

- на время проживания выделялось жилье,

- они снабжались продовольствием на время пребывания,

- получали корабельные детали.

В обмен на привезенные товары брали вино, фрукты, драгоценности, ткани – «поволоки».

Игорь (912-945)

Великий князь сын Рюрика.

Вступил в титул в 35 лет.

1). Вернув древлян под власть Киева обложил их тяжелой данью.

2). Неудачные походы Игоря вызывали недовольство у дружины. Под давлением дружины Игорь решил взять дань второй раз с древлян. Древляне отправили к нему послов с просьбой не брать дань второй раз. Игорь не послушал их и был убит в 945г. в ходе начавшегося восстания древлян. Игорь был привязан к двум согнутым деревьям и разорван на 2 части.

Древляне отправили послов к вдове Игоря Ольге и предложили ей своего князя МАЛА.

1). 914г- Игорь силой вернул древлян под власть Киева, тиверцы подчинились после длительной войны .

2). 915г- появление в южнорусских степях печенегов- новая волна кочевников.

Договор о заключении мира с печенегами, после чего они ушли за Дунай. Печенеги постоянно являясь то союзниками , то врагами Руси.

3). 941г I поход Игоря на Византию. (10000 людей). Дружина Игоря опустошила окраины

Византии и окрестности столицы.

Тогда греки собрали свой флот, снабженный знаменитым «греческим огнем». Состав этой зажигательной смеси не известен, но предполагают, что это горючее вещество на основе нефти. Греки

сожгли огнем русский флот. Разбитый греками Игорь вернулся в Киев. 944г – II поход Игоря на Византию.

Собрав славян, варягов, наняв печенегов Игорь начал второй поход на Византию.

Результат: заключение нового договора о мире и дружбе, менее выгодного, чем в 911 года.

Суть: вводилась торговая пошлина на право торговать в Византии, ограничен срок проживания купцов в Византии, если император Византии был в затруднительном положении, он мог попросить помощи у киевского князя, который обязан помочь в борьбе с печенегами.

Впервые в договоре 944 года Русь была названа «РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»

Ольга, (945- 957г)

жена Игоря.

Правит при малолетнем сыне Святославе.

1).Жестоко отомстила древлянам за своего мужа:

сделала вид, что согласна на новый брак, сама приказала убить сватов (одних закопала живыми, других сожгла в бане). Затем с войском осадила град древлян - Искоростень. Взяла с них малую дань – 3 голубя и 3 воробья со двора, привязала к ним горящий фитиль и отпустила – город сгорел. Ольга наложила на древлян тяжелую дань.

2). После акта мести Ольга произвела важную государственную реформу:

Суть: отмена полюдья в 945г.

Новый вид дани – ПОВОЗ.

Место сбора дани - специальные пункты для сбора - ПОГОСТЫ, куда подвластное население само свозило дань.

Размер дани: фиксированный «урок».

1). После подавления восстания древлян, в 955, 957гг. Ольга осуществила Большое посольство в Византию и была принята императором Константином Багрянородным.

Ольга приняла христианство под именем Елена, стала первой христианкой на Руси, но крещения Руси не последовало – Святослав отказался принимать христианство из-за мнения дружины. Вероятно, отказ от крещения дружины вынудил Ольгу уступить власть сыну в 957г. Умерла в 969г.

Святослав –

(957972)

«князь – воин».

Сын Игоря и Ольги.

Лысая голова, только сбоку клок длинных волос – символ княжеского рода.

Великий древнерусский полководец. Перед началом походов отправлял гонцов к противнику с кратким предупреждением: «Иду на вы».

Это время резкого усиления внешнеполитической активности Киевской Руси.

Походы князя Святослава:

Восточное направление:

1) В 964-965г Святослав присоединил вятичей.

2) В 965г.- вышел на Волгу. Цель: разгром старинного врага – Хазарского каганата. Войско хазар разбито, Хазария прекратила свое существование. Взяты столица Хазарии ИТИЛЬ и крепость САРКЕЛ, переименованная в «Белая Вежа». В войне печенеги выступали на стороне Святослава.

3) После разгрома Хазарии в 968 – 969гг. покорил подвласных хазарам черкесов и ясов (предков осетин) на северном Кавказе. Под власть Руси попал древний город На Таманском полуострове - греческая Фанагория, названная на Руси Тмутаракань.


Балканское направление:

4) В 967г. произошла смена восточного направления на балканское. Святослав начал поход на Дунайскую Болгарию.

Результат: болгары разбиты, Святослав взял 80 городов на Дунае и занял город Переяславец - объявив центром своих земель.

С этого момента отношения Руси с Византией резко обострились. Византия, видя успехи князя сумела направить против Руси печенегов.

В 968г. в отсутствии Святослава они чуть не заняли Киев. Князь вернулся, снял блокаду, разбил печенегов, но в Киеве его упрекали: «Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою оставил».

Святослав желает жить на Дунае в Переяславце. После смерти Ольги (969г) оставил править сыновей, а сам вернулся в Болгарию.

В Болгарии Святослав заключил союз с болгарским царем Борисом и начал в 970г. войну с Византией. В 971г новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Переслав и осадил Святослава в Доростоле.

Результат: был заключен унизительный для Святослава договор, по которому:

  1. Святослав терял все позиции на Дунае, обязался не нападать на Византию и Болгарию, но, он сохранил за собой завоевания в Северном Причерноморье и Поволжье, т. е. на восточном направлении.

  2. Должен покинуть Дунайские земли и вернуться в Киев. Святослав погиб в 972г. Византийцы предупредили печенегов о возвращении князя в Киев и сообщили его маршрут. У днепровских порогов Святослав попал в засаду печенегов, был убит печенежским князем Курей. Из черепа Святослава была сделана чаша, из которой Куря пил во время пиршеств, чтобы родился сын похожий на Святослава.




2 этап. Расцвет Киевской Руси. Конец 10в. – середина 11в.

Главная задача в этот период: усиление власти князя в Киевской Руси.

КНЯЗЬ

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯЯ ПОЛИТИКА

Ярополк

(972 – 979 )
































Владимир I Святославович.

(980 - 1015)

Креститель, Красное Солнышко.

Сын Святослава с ключницы Малуши –будут называть «сын рабыни».

Имел 12 сыновей.

1) 970г - Святослав, прежде, чем отправится на Балканы постановил, где княжить его 3 сыновьям:

- старший Ярополк в г. Киеве.

(972-979)

- средний Олег Древлянский в г. Искоростень, в земле «мятежных древлян».

- младший Владимир- сын ключницы Малуши по совету дядьки Владимира Добрыни получил Новгород – «куда не стремились уехать 2 других сына Святослава».


2) В 977г сообщает «Повесть временных лет» на Руси началась Первая княжеская усобица: Ярополк начал поход на Олега в стремлении стать единоличным правителем – Олег был убит, Владимир бежал из Новгорода в Скандинавию.

Владимир, вернувшись с варягами, собрал войско из кривичей, чуди, словен, двинулся на Киев. В ходе осады Киева, подкупив воеводу Ярополка, Владимир добился встречи с Ярополком, на которой Ярополк был убит в 979г.


3) В 980г. Владимир стал Киевским князем, завершив первую княжескую усобицу.(977-979гг.)



Правление Владимира I.

980-1015 гг.

1) Для сплочения разноплеменных жителей страны Владимир I в 985г. провел первую религиозную реформу.

Суть: упорядочивание языческих богов, введение пантеона языческих богов во главе с Перуном.

Реформа оказалась неудачной и в первую очередь и для самого Владимира I. Она не решала главную задачу- усиление власти киевского князя.

2) Важным шагом на пути к превращению слабо связанных с Киевом племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе – киевскому князю стало введение в 988г. института КНЯЗЕЙ – НАМЕСТНИКОВ.

Суть: Владимир посадил своих сыновей княжить в наиболее важных землях, назначив их князьями – наместниками, тем самым уничтожив влияние местной княжеской знать, которая до того не подчинялась власти Киевского князя.


3) Важнейшим историческим шагом, который предпринял Владимир, станет Крещение Руси в 988г, после чего его станут называть Владимир Креститель.

Русь была крещена по греческому Византийскому образцу в христианство в форме православия.




































1) Владимир I завершил объединение восточных славян в едином государстве:

- 983 – 985гг. походы Владимира на радимичей, вятичей.

- А так же победа над литовским племенем

ЯТВЯГОВ - открыла прямой путь к Балтийскому морю.


2) Договор о мире и торговле с Волжской Болгарией позволил укрепить торговые связи с арабским миром.


3) Меры Владимира I по защите от кочевников. Наибольшую угрозу после разгрома Хазарии в южных степях представляли печенеги, которые регулярно совершали набеги на Русь. Владимир 1 принял ряд мер по защите рубежей Руси:

А) строительство «градов» - крепостей по рекам, в основном по территории северян. В каждой крепости строилась «сигнальная башня» для оповещения дружины о приближении противника.

Б) строительство укрепленных линий на сотни километров, представлявших собой «вал» высотой 3,5 – 4 метра окруженный рвом с водой.

4) После крещения Владимира и его брака с Анной между Византией и Русью установились союзные отношения.




















Святополк «Окоянный»

1015-1019 гг










БОРЬБА ЗА КИЕВСКИЙ ПРЕСТОЛ ПОСЛЕ Владимира I.

ВТОРАЯ УСОБИЦА НА РУСИ.

Еще задолго до своей смерти Владимир посадил своих сыновей по городам:

Вышеслав – Новгород, потом его сменил Ярослав.

Святополк - Туров

Изяслав- Полоцк

Борис – Ростов

Глеб – Муром

Святослав – Древлянская земля, Искоростень.

Всеволод – Владимир

Мстислав – Тмутаракань

В 1014г. сын Владимира I Ярослав, княживший в Новгороде отказался платить дань В 1015г. Владимир собрался в поход против сына, но

15 июля 1015г. Владимир I умер.

В Киеве после смерти Владимира 1 правит старший сын Святополк. Святополк начинает в 1015г. борьбу за единоличную власть

ВТОРАЯ УСОБИЦА НА РУСИ.

1 этап – 1015 – 1016 гг.

1015г.- Святополк убивает трех братьев Бориса, Глеба, Святослава.

Святополк за убийство братьев стал называться Святополк Окаянный (1015- 1019 гг).

Князья Борис и Глеб стали первыми святыми, признанными Византийской церковью. Нестор написал их житие- «Житие Бориса и Глеба».


2 этап – 1016- 1019г.

1016г. - Ярослав, собрав новгородцев и варягов выступил против Святополка. Ярослав одержал победу, но в 1018г Святополк при поддержке печенегов и польского короля Болеслава Храброго вернул Киевский престол.

Только в 1019г. Ярослав разбил войско Святополка, который бежал в Европу и умер.

3 этап- 1024-1025г

1024г.- на престол стал претендовать Мстислав Тмутараканьский.

После битвы между братьями в 1025г. они поделили территорию Древнерусского государства, границей их владений стал Днепр.

Во владении Ярослава – Новгород и Киев,

Мстислава – Чернигов и Тмутаракань.

1036г.- после смерти Мстислава – Русь объединена под властью Ярослава. В ходе 2 усобицы погибло 8 сыновей Владимира.




Принятие христианства на Руси. (988г.)

Выбор веры:

1).Византийский вариант христианства (православие).

2).Западноевропейский вариант христианства (католичество).

3)Мусульманство (ислам)- Волжская Болгария.

4).Иудаизм – Хазария, но уже не существовавшая как государство.

Выбор был сделан в пользу православного христианства по Византийскому образу.

Причины принятия православия:


1) Внешнеполитическая: интересы развивающегося государства требовали, чтобы Русь сближалась с христианским миром. Оставаться в мире христианства языческой окраинной означало изоляцию от всего мира. Выбор веры в связи с тесными связями Руси и Византии: крещение княгини Ольги, распространение христианства в Киеве. Византия тогда находилась на пике могущества и являлась носителем высоких культурных традиций.


2)Внутриполитическая: новая религия с ее МОНОТЕИЗМОМ (однобожием) вполне соответствовала цели Владимира - укреплению личной власти князя-монарха. Выбор православия обусловлен ещё и тем, что власть церкви была слабее власти светской (т.е. императора Византии), значит, именно князь будет стоять выше, чем власть церковная. В Византии существовала идея божественного происхождения власти монарха, церковь зависела от монарха. В Европе, с господством католичества, власть Папы Римского, главы католического мира, была гораздо сильнее, чем власть монархов Европы.

3) Культурная: приобщение к христианству могло помочь развитию культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, детям. Владимир был поражен внешними пышными атрибутами православия: богато украшенные храмы, красота богослужения.


4) Социальная: вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед природой не могло объяснить и оправдать происхождение неравенства.

В середине 80х годов 10в. византийский император Василий 2 оказался в опасном положении, так как войска представителя крупной знати ВАРДЫ ФОКИ угрожали занять Константинополь. Василий II в 987г. просит у Владимира I помощи. Соглашение скрепляется договором о браке Владимира I и сестры Василия II Анны, а взамен Владимир I и Русь должны были принять христианство.

Исполняя договор Владимир I отправил Василию II шеститысячное войско и тот победил мятежника. Но Василий II не отправил Анну на Русь.

В результате, Владимир отправляет войско в Крым, осаждает Херсонес (на Руси Корсунь) город упорно сопротивлялся, но сдался. Василий II присылает Анну в Херсонес, где состоялось крещение Владимира и его дружины, а затем и брак с Анной. Крещение состоялось в храме Святого Василия, христианским именем Владимира стало имя Василий. Херсонес Владимир вернул грекам в качестве свадебного подарка за невесту.