ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2020
Просмотров: 2124
Скачиваний: 4
-
Евразийская оценка. Дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили заключить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточноевропейской и монголо-татарской культур. В результате возникла русская цивилизация.
Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверного при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
В декабре 2008 года был выбран Именем России в проекте телеканала «Россия».
КУЛЬТУРА 13 – 15 веков.
В культуре 13-15 веков выделяется 2 этапа:
1) До 1380 года, то есть до Куликовской битвы. Этот период характеризуется застоем культуры, уничтожением целого ряда отраслей ремесла, временным прекращением каменного строительства.
2) После 1380 года - динамичный подъем культуры.
На культуру отложило отпечаток монголо – татарское иго, люди считали, что это наказание Божие за грехи, братоубийство во время усобиц и раздробленности.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
РАЗВИТИЕ ГЕРОИЧЕСКОГО (БЫЛИННОГО) ЭПОСА – 14 – 15 ВЕКОВ.
Население обращается к былинам, где воспеваются защитники земли от монголо – татарского нашествия.
-
Главным персонажем былин стал Илья (Иванович) Муромец – крестьянский сын из Мурома – защитник Русских земель от врагов.
Былины: «Илья Муромец и Идолище»
«Илья Муромец и Калин царь».
2. Былины о богатыре Алеше Поповиче рассказывали, как богатыри защищали русскую землю и погибли на реке Калке.
Былина «Алеша Попович и Тугарин» рассказывает о победе Алеши Поповича над ханом ТУГАРИНОМ ЗМЕЕВИЧЕМ.
-
Известной былиной стало «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам и ставшими невидимыми. Они со дна озера призывали русских людей на борьбу за свержение монголо – татарского ига.
-
Евпатий Коловрат - герой рязанского народного эпоса.
«Сказание о Евпатии Коловрате».
5. Складывается жанр ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. К их числу относят «Песню о Щелкане Дудентьевиче» о восстании в Твери в 1327г.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
С 14века начинаются изменения в письменности:
1. Использование бумаги вместо дорогого пергамента.
2. Изменение стиля письма. Вместо «УСТАВА» получает распространение «ПОЛУУСТАВ» - более свободное и беглое письмо. «Полуустав» предполагал:
- утрату строгости написания букв, ускорение письма;
- написание более мелких букв;
- сокращение слов;
- возникновение наклона при написании букв.
С 15 века начала используется «СКОРОПИСЬ».
ЛЕТОПИСАНИЕ
В конце 13 – начале 14 веков летописание вновь возрождается, летописи становятся более подробными. В Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо – татарского нашествия.
В начале 14века возникли новые центры летописания. С 1325г. летописи стали вестись и в Москве.
Начало 15 века в истории русского летописания стало временем создания СВОДОВ - сложных текстов, в которых были соединены в единое целое летописи, сделанные в разных политических центрах Руси.
-
1408г. – составлен Общерусский летописный свод, названный ТРОИЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ, погибшая в пожаре Москвы 1812г.
-
1479г. - составлен Московский летописный свод.
В их основе – идея общерусского единства, исторической роли Москвы в объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.
3. 1442г. - появился первый русский Хронограф, составленный ПАХОМИЕМ ЛОГОФЕТОМ. Хронограф - это сочинение по всемирной истории.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ
Распространенным жанром были исторические повети. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повести часто являлись частью летописного текста.
Известные повести до Куликовской битвы:
- «О битве на Калке»;
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»;
- «Слово о погибели земли русской».
Победе Дмитрия Донского в 1380году на Куликовом поле посвящен цикл исторических повестей:
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Задонщина» СОФОНИЯ РЯЗАНЦА, построенная по образцу «Слова о полку Игореве», но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа. «Задонщина» говорит о крупной победе русского войска в Куликовской битве, о славе русского воинства.
ХОЖДЕНИЯ
Самое известное – «Хождения за три моря» тверского купца АФАНАСИЯ НИКИТИНА – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко - да - Гамой. (15 век).
ПОУЧЕНИЯ
Самым значительным является «Поучение» владимирского епископа СЕРАПИОНА.
Основные идеи:
- размышляет о тяжелых бедствиях, постигших Русь;
- порицает различные недостатки русской жизни, которые стали причиной Божьего гнева и нашествия монголо – татар;
- вместе с тем, дает надежду на освобождение от ига, путем исправления грехов и покаяния.
ЖИТИЕ
Житийная литература 13века:
- «Житие Михаила Черниговского», Ростов.
Суть: Рассказ о жизни черниговского князя Михаила, убитого в Орде за отказ поклоняться языческим богам. Должен был служить примером стойкости, мужества, преданности своей вере.
- «Житие Александра Невского», Владимирский Рождественский монастырь.
Суть: Александр Невский – могучий, храбрый воин, не уступающий героям древности по силе. Прославляются его победы над немцами, шведами. С ним вынуждены считаться и монголо – татары, оказавшие князю почести при посещении Орды. Есть рассказ и о подвигах воинов Александра Невского в Невской битве.
Житийная литература 14- 15 веков:
- «Житие Дмитрия Донского».
Суть: прославляются подвиги Дмитрия Донского и его победа на Куликовом поле.
- «Житие митрополита Петра».
Суть: дается жизнеописание митрополита Петра, рассказывается о его вкладе в развитие русской православной церкви и переносе митрополии из Владимира в Москву.
- «Житие Сергия Радонежского».
Суть: дается жизнеописание основателя Троице – Сергиева монастыря, поддерживающего Дмитрия Донского в борьбе с ордынцами и благословившего его перед битвой на реке Воже. Написано в 1418г.
Авторами житий стали ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ и ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ. Их «житие Сергия Радонежского» стало образом для более поздних памятников этого жанра.
АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ
Раньше, чем в других землях возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Там возводились десятки небольших по размеру храмов.
Известные храмы:
Новгород:
- церковь Федора Стратилата на Ручье (1361г.)
- церковь Спаса на Ильине улице (1374г.)
Псков:
- церковь Василия на Горке (1410г.)
Для них характерно обилие декоративных украшений, общая нарядность, пышность каменной резьбы, ступенчатые ярусы кокошников.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
В Московском княжестве первые каменные постройки относятся к 14в. – 15в.
Главная задача зодчих: создать МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены при Дмитрии Донском в 1367г. Но после нашествия хана ТАХТОМЫША в 1382г. часть стен пострадала. Через 100 лет, при участии итальянских мастеров в конце 15 - начале 16 века ансамбль Московского Кремля был создан и дошел до наших дней.
Территория Кремля – 27,5 га защищена стеной красного кирпича.
Длина стены - 2,25 км, толщина стен 3,5 – 6,5 м, высота – 5 -19м.
В 15 веке возведены 18 башен из ныне 20. Кремль защищал место при впадении реки НЕГЛИННОЙ в МОСКВУ- РЕКУ. Со стороны Красной площади сооружен ров, соединявший реки. Под укрытием мощных стен возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.
Центр Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы Кремля. Центральное сооружение площади – Колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове – 81 метр).
В 1475 – 1479 годах сооружен главный собор Кремля – УСПЕНСКИЙ. Автор собора стал итальянский зодчий АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВАНТИ.
В 1474 году состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве. Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита, да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог, жены Ивана III немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Однако начинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.
Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора. Внешне Успенский собор очень близок к одноимённому собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Роскошная живопись в основном была завершена ещё при жизни архитектора, а к 1515 году собор был полностью расписан изнутри. Росписи многократно обновлялись, а в 1914 году началась их реставрация под руководством учёных-исследователей.
Успенский собор – крупнейшее общественное здание того времени – там цари венчались на царство, объявлялись государственные решения, собирались Земские соборы.
В 1481 – 1489 годах псковские мастера возвели БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР – домовую церковь московских царей.
В 1505 -1509 годах итальянский мастер АЛЕВИЗ НОВЫЙ соорудил усыпальницу московских великих князей – АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.
В 1487 – 1491 годах построена Грановитая палата. Название - от «граней» украсивших наружные стены. Это часть царского дворца, его тронный зал, площадь 500 м2 .
Раннемосковские памятники архитектуры:
- Спасский собор Андроникова монастыря;
- Успенский собор в Звенигороде;
- Троицкий собор в Сергиевом Посаде.
Живопись
В 14веке в Новгороде и Москве работал художник Феофан Грек из Византии, Константинополя (1340г. – 1405г.)
Творчество:
- Роспись храмов в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде.
- К 1378 относится фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
- К московскому периоду относятся иконы Благовещенского собора Московского Кремля.
Согласно летописям в 1405г. Феофан Грек расписал этот храм с русским иконописцем АНДРЕЕМ РУБЛЕВЫМ (1360г. – 1430г.)
Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - русского художника Андрея Рублева – монаха Троице – Сергиева монастыря. Андрей Рублев – главная фигура художественной жизни Москвы первой половины 15в.
Творчество:
- В 1408г. вместе с другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире;
- Вместе с учениками украсил Спасский собор Андроникова монастыря;
- Последней работой, совместной с Даниилом Черным стала роспись в 1426г. каменного ТРОИЦКОГО СОБОРА Троице – Сергеева монастыря. Сохранился написанный иконостас, в состав которого входит икона «ТРОИЦА» - лучшее произведение Рублева.
Особенности иконописи Рублева:
1). Гармоничное сочетание красок.
2). Умиротворение и доброта изображаемых людей.
3). Плавные и спокойные линии письма.
4). Мягкие и нежные тона красок.
Икона «Троица» и ряд других работ хранятся в Третьяковской галерее в Москве.
Русская церковь (13в. – середина 15в.)
Монголо – татары не преследовали православную церковь, освободив ее от дани. В период возвышения Москвы, московские князья нашли опору в митрополите Петре, который заложил главный храм Москвы – Успенский и в 1325г. был в нем похоронен. После смерти признан святым. Перенес митрополию в Москву.
В конце 14в. – начала 15в. строительство монастырей и храмов распространилось и на отдаленные районы. Монастыри вели переписку книг, хранили их, монахи монастырей становились авторами произведений. Монахи жили по четко установленным принципам:
- АСКЕТИЗМ – отказ от всего мирского;
- соблюдение жестких правил поведения в монастыре;
- строгость поведения.
Наибольший авторитет в мире церкви получил настоятель и основатель Троице – Сергиевого монастыря, построенного в 70 км. к северу от Москвы Сергий Радонежский. С. Радонежский в миру, до пострига Варфоломей.
С его именем связывают формирование РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 13-15 ВЕКОВ:
1). Меняется география культурных центров (центры – Москва, Псков, Новгород)
2).Сохраняются местные черты при одновременном формировании единства русского стиля.
3).Большое место в культуре 13-15 веков занимает тема борьбы за освобождение русских земель от власти Орды.
МОСКОВСКАЯ РУСЬ.
ОБЬЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
С 1301 по 1533 годы происходит объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Русского государства.
Этапы объединения :
1) 1301 – 1389гг. – борьба в Северо – Восточной Руси за Великое Княжение Владимирское, закрепление ярлыка за Москвой, расширение территории Московского княжества. Победа на Куликовом поле 1380г.
2) 1389 - 1462гг. - расширение территорий московского княжества, борьба за Псков и Новгород с Литовским княжеством. Феодальная война Северо-Восточной Руси.
3) 1462 - 1533гг. – завершение объединения земель вокруг Москвы. Присоединение Твери и Новгорода. Свержение Ордынского ига. Начало централизации.
ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
1) Русь постепенно оправлялась от разорения, причиненного татаро-монгольским нашествием. Города сыграли значительную роль в объединении: они поддерживали слабые экономические связи между отдельными частями страны. Началось возрождение ремесла и торговли.
2) Борьба за свержение ига Золотой Орды стала в 13в.-15в. главной национальной задачей. Этому способствовало формирование единого национального самосознания (вера, язык, общие правовые нормы).
3) В этот период происходит усиление роли князей, падение роли вече, следовательно, это должно было привести к возникновению какого – либо княжества, которое станет центром объединения.