Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2747

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для горюющего человека характерны периодически воз­никающие приступы физического дискомфорта (спазмы в горле, удушье, учащенное дыхание, снижение мышечного тонуса и т.д.) и субъективного страдания (душевная боль). В этой ситуации человек может быть поглощен мыслями об умершем или о своей собственной смерти (Линдеман, 2002). Возможны легкие изменения сознания — чувство нереаль­ности, отгороженности от окружающих.

Процесс преодоления горя проходит стадии, которые являются универсальными для всех людей: Острое горе {около 3—4 месяцев)

Фаза шока.

Фаза реакций:

а) фаза отрицания (поиска);

б) фаза агрессии (вины);

в) фаза депрессии (страдания и дезорганизации).
Стадия восстановления {около 1 года)

а) фаза «остаточных толчков» и реорганизации;

б) фаза завершения.

Тяжесть переживаний при горевании может усугублять­ся некоторыми факторами:

  • «виной выжившего»;

  • дополнительной острой психотравмой, связанной с невозможностью опознания (тело сильно повреждено либо не найдено) — незавершенность отношений с умершим, невозможность отдать «последний долг» умершему;

  • невозможность проститься с умирающим в после­дние минуты его жизни, на похоронах (физическая отда­ленность, неприятие ситуации, внутреннее нежелание расставаться с человеком).

При затяжных реакциях горя возможно появление пси­хосоматических реакций.


психосоматические расстройства

В медицине и психологии давно изучается феномен взаимовлияния души (psyheлат.) и тела {somaлат). «В здоровом теле — здоровый дух» — гласит древнегречес­кое изречение. Обратный смысл этого утверждения состо­ит в том, что если душа изранена, то в теле это находит свое отражение. Существует много гипотез и объяснений пси­хосоматических связей, находящих свое подтверждение в исследованиях.

В рамках психоанализа при изучении соматических болезней делался акцент на исследовании психологи­ческого смысла болезни. Врач-психотерапевт Франц Александер выделил группу из семи «психосоматических» заболеваний: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, эссенциальную гипертонию, ревматоидный артрит, гипертиреоз, нейродермит и брон­хиальную астму.

Далее психосоматические заболевания были разбиты на нозологические подгруппы: нервно-психические, сердеч­но-сосудистые, желудочно-кишечные, болезни печени и почек, позвоночника, органов дыхания и прочие.

Были выделены особенности реагирования людей в разных жизненных ситуациях и соотнесены с имеющи­мися у них психосоматическими заболеваниями.

Так, считается, что «язвенному» типу людей свойствен­но «самоедство», то есть подавление в себе потребностей, не согласующихся с социальными требованиями. Такие люди отвергают потребности в зависимости, поддержке, сопереживании; не уверены в себе, прямолинейны, ка­тегоричны.


Гипертония встречается у людей, которым присуще выраженное стремление к успеху, одобрению, достиже­нию, повышенная ответственность*. Такая мотивация до­стижения часто сопровождается агрессивностью (зачастую подавляемой, так как ее не выгодно выражать открыто, важно одобрение других людей).

Бронхиальная астма встречается у людей с депрессив­ным фоном настроения, эмоционально чувствительных,


См. гл. 2.

сенситивных, зависимых. Их самооценка занижена или неустойчива. До обнаружения многочисленных аллерги­ческих компонентов астмы это заболевание считалось «нервным».

Эти заболевания, а также ряд других (онкологические заболевания, туберкулез), в возникновении и динамике которых выявляется роль психологического фактора, от­носят к психосоматическим расстройствам.

Психосоматические реакции могут быть вызваны слож­ными (кризисными) ситуациями в жизни человека:

1. Стресс (интенсивный, продолжительного воздействия)
Исследования «невидимого» стресса радиационной уг-
розы
(Тарабрина, 1996) показали, что переживание такого
стресса ведет не только к возникновению ПТСР, но и кор-
релирует с более высоким уровнем психосоматизации.

Анализ историй болезни 82 ликвидаторов последствий ава­рии на Чернобыльской АЭС выявил высокие уровни астено-невротических нарушений, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, желудочно-кишечных заболева­ний, что соответствует общепринятому регистру психосома­тических расстройств.

2. Фрустрация (невозможность удовлетворения потребности)

Одним из психологических аспектов психосоматичес­ких расстройств является получение человеком «вторич­ной выгоды».

Это может быть «бегство в болезнь», когда человеку выгоднее быть больным. В нашей культуре к больному принято относится с уважением и заботой, он освобожда­ется от выполнения обязанностей, за ним ухаживают и ему оказывают внимание. Даже если сознательно человек не прибегает к таким способам привлечения внимания, то бес­сознательно, через болезнь, он может искать тепла и ласки.

Ребенок, одинаково любящий обоих родителей, кото­рые, однако, относятся друг к другу враждебно, не может найти иного выхода из дискомфортной ситуации, кроме как «уйти в болезнь», этим «сплотить родителей» и пере­ключить на себя их внимание и активность.

3. Конфликт интересов с неконструктивной стратегией выхода

В медицинской психологии рассматривают феномен враждебности в его связи с соматической заболеваемос­тью. Выявлена прямая корреляция враждебности и смер­тности в случаях тяжелых форм заболеваний. В этих случаях больший процент оставшихся в живых составля­ют люди, «картина мира» которых не враждебна.

4. Собственно кризисный период, связанный с тем, что человек не может разрешить проблему, не может уйти от нее, как это бывает в ситуации смерти близкого или тяжелой болезни.


Психологические аспекты кризисного периода отчет­ливо прослеживаются в ситуации онкологического забо­левания.

Ситуация опасного для жизни заболевания сходна с так называемым «информационным» стрессом. Травматична не столько сама ситуация заболевания, сколько субъектив­ные представления о том, что может произойти в будущем (ухудшение состояния, смертельный исход). Человека может разрушить само известие о диагнозе.

Людям свойственна «иллюзия бессмертия». Когда при­ходит болезнь, возникает острое ощущение непрожитос-ти жизни. Тяжелая болезнь срывает жизненные планы и замыслы (человек собирался защитить диссертацию, по­ехать отдохнуть, купить новую машину), человек злится на самого себя за то, что заболел. Рак воспринимается, как «предательство» со стороны тела (Семенова, 1997).

Тяжелое соматическое заболевание сопровождается физическими страданиями и затрудняет привычную жиз­недеятельность человека. Вследствие этого резко меняет­ся качество жизни.

Болезнь можно расценивать как кризисную ситуацию. В одних случаях болезнь может быть серьезным потря­сением, сохраняющим, однако, шанс вернуться к прежне­му образу жизни. В других случаях болезнь может стать кризисной ситуацией, перечеркивающей все жизненные замыслы: «выхода нет». Когда обстоятельства жизни из­менить невозможно (запущенные стадии заболевания), остается менять себя, делаться другим, менять жизнен­ный смысл.

Динамика эмоциональных реакций онкологического больного описана психотерапевтом, много лет проработав­шим в этой области, — Э. Кюблер-Росс (2001):

  1. Шок от известия о болезни, который сопровожда­ется невозможностью двигаться, либо хаотичностью дви­жений.

  1. Отрицание нового, невыносимого знания о себе. Слу­жит охранной функцией для психики, блокирует подклю­чение личностного ресурса.

  1. Агрессия. Ощущение несправедливости: «Почему именно я?». Человек ищет и пытается найти причины бо­лезни. Обвиняет других. В основе этой реакции лежит страх.

  2. Депрессия. Человек не верит в лечение, не видит в нем смысла, высказывает суицидальные мысли.

  3. Принятие или «попытка сговора с судьбой». Приня­тие реальности болезни, сотрудничество с окружающи­ми, психологическое чувство облегчения, равновесия. Возникают новые смыслы, приходит чувство освобожде­ния. В некоторых случаях происходит обогащение, гармо­низация личности в процессе болезни.

Известны случаи, когда люди, узнав о том, что у них неизлечимое заболевание и дни их сочтены, решали до­жить остаток жизни так, как они мечтали, но в силу об­стоятельств не могли себе позволить, не растрачиваться на обиды и суету. Позволив себе ощутить вкус и радость жизни, люди избавлялись от симптомов заболевания и выздоравливали.

Преодоление кризисного состояния включает пережи­вание, позволяющее человеку разумно снизить ожидания от жизни и адаптироваться к новой жизненной ситуации. Преодоление становится возможным, если человек про­являет поисковую активность с подключением волевой саморегуляции. Особенно труден поиск выхода из ситуа­ции, в которой трудно прогнозировать, приведут ли потра­ченные усилия к какому-либо результату.


Вспомним сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Где одна сдалась сразу и, не попытавшись пред­принять усилий, пошла на дно и утонула, другая же реши­ла барахтаться, пока хватит сил. В результате сбила лапками молоко в масло и смогла выбраться.

Обобщая вышеизложенное о психосоматических реак­циях, можно сказать следующее.

Есть периоды в жизни человека и истории человече­ства, которые сопровождаются кризисными ситуациями, катастрофами, большим количеством сильных или про­должительных эмоций. Однако в эти моменты число пси­хосоматических заболеваний падает за счет активности, объединяющей всех людей.

Во время Второй мировой войны отмечалась снижение проявлений ряда заболеваний — уменьшилось число присту­пов шизофрении, язвы желудка и других заболеваний.

После периода активности следует период спада, во вре­мя которого и может возникнуть эффект капитуляции, отка­за от поиска, и в этот момент болезнь выходит на первый план.

Исследователи, изучавшие частоту психических нару­шений при землетрясениях, пришли к выводу, что после прекращения катастроф или стихийных бедствий у значи­тельной части пострадавших отмечается стойкое наруше­ние здоровья.

Так, в течение года после землетрясения в Манагуа количе­ство госпитализированных в психиатрической клинике увели­чилось в два раза, а невротические и психосоматические нарушения у пострадавших отмечались на протяжении ряда лет.

Известен «феномен Мартина Идена» (героя книги Дже­ка Лондона), который умирает на вершине успеха, достиг­нув того, чего хотел и кчему долго стремился. Пока человек находится в поиске, он не болеет. Остановка означает бо­лезнь и смерть.

Пока человек активен, положительно эмоционально настроен — болезни отступают. Это положение указывает на основной принцип профилактики психосоматических заболеваний.


Выводы

Если стрессовое воздействие было умеренным и не­продолжительным, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно проходят в течение не­скольких часов, дней или недель.

Если же стрессовое воздействие было сильным или травмирующие события происходили многократно, болез­ненная реакция может сохраняться на годы.

Травматический характер события зависит оттого смыс­ла, который оно имеет для личности. Важную роль здесь играет субъективная значимость события, формирующая­ся через отношение личности к угрожающей ситуации, мировосприятие, религиозные чувства, нравственные цен­ности, принятие на себя частичной ответственности за слу­чившееся.

Трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронуть психики другого.

Даже испытав схожие переживания, люди по-разному реагируют на ситуацию после ее завершения.

Если человек справляется с психологической травмой и извлекает из своего переживания важный опыт, он ста­новится гораздо более зрелой личностью. Вне зависимос­ти от своего возраста он будет психологически взрослее того, кто никогда не сталкивался с человеческой трагеди­ей, — будет больше понимать жизнь и лучше чувствовать других людей.



Вопросы и задания к главе 8:

  1. Что такое «отсроченные реакции на стрессовую си­туацию»?

  1. Что включается в понятие психическая травма?

  2. Характеристика травматической стрессовой си­туации.

  1. Условия восприятия человеком сильного стресса как травматического.

  2. Факторы, влияющие на степень воздействия на че­ловека сильной стрессовой ситуации.

  3. Стратегии поведения людей, получивших психичес­кую травму.

  1. Феномен компульсивного поведения.

  2. Динамика переживания травматической ситуации.

  3. Условия возникновения ПТСР.

  4. Группы риска развития ПТСР.

  5. Симптомы депрессивного состояния.

  6. Феноменология суицида.

  7. Виды суицидов.

  8. Факторы, формирующие суицидальные намерения.

  9. Факторы, усугубляющие тяжесть горевания.

  10. Ситуации, вызывающие психосоматические реакции.

  11. Общие механизмы преодоления ситуации тяжело­го психосоматического заболевания.


Глава 9. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО


Вопросы, рассматриваемые в главе:

Диагностические критерии ПТСР Формы ПТСР Сотравматизация Направления реабилитации ПТСР Этапы профессиональной помощи Методы самопомощи


Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) —

это специфическая клиническая форма нарушения про­цесса посттравматической стрессовой адаптации. Крите­рии диагностики ПТСР содержатся в международном диагностическом стандарте МКБ-10 — Международном классификаторе болезней, принятом в странах Европы и в России. ПТСР отнесено к группе расстройств, связанных с нарушением адаптации и реакции на сильный стресс.

ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьез­ными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную трав­матическую ситуацию, может быть как жертвой происхо­дящего, так и свидетелем страданий других лиц. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности.

Особенностью этого расстройства является тенденция не только не исчезать со временем, но становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне об­щего благополучия.

Распространенность. Изучение ПТСР началось с кли­нических наблюдений и анализа последствий влияния на человека экстремальных факторов, в основном военного стресса, а также последствий стихийных и антропогенных катастроф. Было выявлено, что последствия войн и катас­троф не исчерпываются видимыми жертвами, есть также и скрытые последствия — психическая травма, которая может принять форму патологического синдрома, назы­ваемого посттравматическим стрессовым расстройством.

Показатели распространенности ПТСР у лиц, пережив­ших экстремальные ситуации, согласно данным литера­туры, колеблются от 10% (у свидетелей события) до 95% среди тяжело пострадавших (в том числе с соматически­ми повреждениями). Эти цифры зависят от многих обсто­ятельств, в частности, от конкретной характеристики стрессогенного события, группы обследованных (свидете­ли, участники, пострадавшие или ликвидаторы), диагнос­тической позиции исследователя и метода исследования.