Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2680

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые исследователи связывают выгорание с деп­рессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Ис­следования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмо­ционального истощения (там же).

Существенное различие между выгоранием и утомлени­ем заключается в том, что при утомлении специалист мо­жет достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утом­ления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как прави­ло, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.

Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действи­тельно, лица с высокой степенью выгорания имеют нега­тивные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Напри­мер, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впу­стую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.

В тесной связи с понятием профессионального выго­рания находятся и меры по профилактике нарушений про­фессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специали­стов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профес­сиях экстремального профиля, к которым относятся спа­сатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к систе­ме профилактики профессиональных деструкции.


Вопросы и задания к главе 11:

  1. Приведите пример нарушения профессионального развития.

  2. Приведите пример биографии профессионала, дос­тигшего этапа наставничества.

  1. Перечислите этапы профессионального становле­ния личности.

  2. Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.

  3. Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сфор­мировался синдром выгорания.

  4. В чем отличия симптома эмоционального выгора­ния «неадекватное эмоциональное реагирование» от раз­дражения?

  5. Перечислите, на какие сферы может оказывать не­гативное влияние сформировавшийся синдром эмоцио­нального выгорания у специалиста.

















Глава 12. ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ



Вопросы, рассматриваемые в главе:

Профилактика синдрома профессионального выгорания Система профилактики профессиональных деструкции Методы и приемы саморегуляции Концепция «заботы о себе»


При чтении литературы, посвященной проблеме синд­рома выгорания, может возникнуть впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Одна­ко это далеко не так.

В меньшей степени подвержены выгоранию те специ­алисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность про­фессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспек­тах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптими­стичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизнен­ные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют актив­ность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со сто­роны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов (Гримак, 1991).

Реже выгорание встречается у тех, кто работает в орга­низациях с сильным корпоративным духом, с преоблада­нием «клановой» организационной культуры.

Риск выгорания снижается при высокой профессиональ­ной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуника­ций, значительнее вариативность в ситуациях межличност­ного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Раз­витие творческого потенциала — один из эффективных спо­собов противостоять развитию синдрома выгорания.

Риск развития профессионального выгорания опреде­ляется «зоной стабильности». Помимо факторов риска раз­вития синдрома выгорания, перечисленных в предыдущей главе, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы (Дикая, 2003):

1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент)*. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмо­ционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособ­ностью и выносливостью (Грановская, 1988).


Подробнее см. гл. 4.

У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы воз­буждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отли­чается несдержанностью. В период увлечения холерик все­цело отдает свои силы делу, однако это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.


Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накап­ливаются и при достижении критической величины флег­матик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.

Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истоща-емостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чув­ствительностью при выраженной инертности. Эмоциона­лен, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.

Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и в «чистом виде», как пра­вило, не встречаются. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно ва­жен при принятии решения о выборе профессии. Так, сре­ди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профи­лактике синдрома выгорания, при саморегуляции или воз­действии на актуальное психическое состояние также важно учитывать особенности темперамента.

2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям, физической слабости и болезней родителей,
приводящих к инвалидизации, психических заболеваний родителей.

  1. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте — частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье являются факторами, уменьшаю­щими зону стабильности;

  1. Наличие семейных традиций является еще одним фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профес­сионально важные качества и систему ценностей, приня­тую лучшей частью российского офицерства.

Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отме­чается, тем меньше исходная зона стабильности и тем боль­ше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию синдрома выгорания (рис. 8).


































Таким образом, можно выделить основные направле­ния профилактики синдрома профессионального выгора­ния. Они связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредствен­ным воздействием на этот фактор (таблица 2).














Группа социально-психологических факторов

Социально-экономическая ситуация в регионе

Социальная

защищенность

специалистов

Подразделе­ния МЧС



Корпоратив­ная культура

Имидж профессии и социальная значимость профессии

Формирование позитивного образа специалис­та у населения

Подразделе­ния МЧС



Корпоратив­ная культура

Дестабилизирующая организация деятельности

Четкая организа­ция и планирова­ние труда

Руководитель

Неблагополучная психоло­гическая атмосфера профес­сиональной деятельности

Организационное консультиро­вание

Психолог

Группа субъективных факторов риска

Состояние здоровья специалиста

Диспансеризация

Мед. учрежд.


Здоровый образ жизни

Самостоя­тельно

Склонность к эмоциональ­ной сдержанности

Дибрифинг

Психолог

Нравственные дефекты и дезориентация личности

Проф. психологи­ческий отбор

Психолог

Иррациональные убеждения Слабая мотивация эмоцио­нальной отдачи в профес­сиональной деятельности Трудоголизм Личность типа А

Психологическое консультирование

Психолог


Психологическая подготовка

Психолог

Количество изменений в жизни за текущий период

Психологическая саморегуляция

Самостоя­тельно




Таким образом, профилактика профессионального вы­горания специалиста — это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руково­дители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС, профессиональное сообщество. Необходимо под­черкнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего пото­му, что сам специалист должен стать субъектом собствен­ной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником сис­темы профилактики профессионального выгорания.

Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Среди мероприятий, направленных на пре­дупреждение возникновения синдрома выгорания, есть такие, которые специалист может осуществлять самосто­ятельно или же самостоятельно, но после предваритель­ной подготовки с психологом или другим специалистом. Есть и такие мероприятия, которые осуществляются толь­ко вместе с психологом или другим специалистом (таб­лица 3).

Естественным биологическим средством, регулирую­щим функциональное состояние, является питание. Нередко отмечается, что различные отклонения от нор­мального режима питания сами по себе могут служить фактором возникновения


неблагоприятных состояний, способствовать повышению напряженности, ускорять раз­витие утомления. Качественный состав пищи и режим питания непосредственно влияют на степень восстановле­ния сил, уровень сопротивляемости организма стрессоген-ным воздействиям. В самом общем виде рекомендации по организации оптимального режима питания сводятся


к следующему: главным является сбалансированный со­став пищи, который обеспечивает включение в рацион всех необходимых компонентов для полноценного физиоло­гического функционирования и психологического ком­форта. Особое внимание должно уделяться включению в дневной рацион тех элементов, которые обеспечивают нор­мальное протекание обменных реакций в стрессовых си­туациях, — витаминов А, С, Е, комплекса витаминов В, кальция.

С большей осторожностью следует относиться к чрез­мерному употреблению продуктов, содержащих кофеин. Оказывая возбуждающее воздействие на нервную систе­му, они могут вызвать неблагоприятные отсроченные по­следствия — потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность, повышение давления.

Важным вопросом является организация оптимально­го режима питания. При игнорировании этого вопроса, у специалистов, работающих в чрезвычайной ситуации, может наблюдаться сужение объема внимания и сниже­ние эффективности работы. В условиях аварийно-спа­сательных работ требования к соблюдению режима питания могут показаться невыполнимыми, однако опытные руководители подразделений находят возмож­ность выделять ресурсы для организации наиболее опти­мального режима.


Использование различных лекарственных препаратов естественного и искусственного происхождения в целях устранения неприятных состояний (усталости, болевых ощущений) или повышения уровня работоспособности весьма распространено. Однако, пользуясь различными препаратами, специалисты редко задаются вопросом о возможности побочных эффектов. Применение лекар­ственных препаратов для регуляции функционального со­стояния должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости и только по согласованию с врачом {Марищук, Евдокимов, 2001).

Использование элементов музыкотерапии практичес­ки не имеет противопоказаний и находит широкое распро­странение среди специалистов экстремального профиля (Прокофьев, 2003). Многие спасатели и пожарные интуи­тивно приходят к включению элементов музыкотерапии в профессиональную деятельность. Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Музы­ка, ассоциирующаяся с определенным значимым событи­ем, вызывает психическое состояние, схожее с тем, которое было в момент события. Можно использовать прием ком­поновки музыкальных фрагментов, когда требуется перей­ти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готов­ности к действию, то сначала подбирается музыкальный фрагмент, отражающий актуальное состояние, затем пе­реходный фрагмент и последним подбирается фрагмент, ассоциирующийся с состоянием готовности к действию.

Противопоказано использование элементов музыкоте­рапии непосредственно во время работы, требующей зна­чительной концентрации внимания.

Использование элементов аромотерапии, то есть влия­ние на функциональное состояние с помощью запахов, имеет длительную историю. Особенно примечательно то, что ассоциативные связи запахов и психических состоя­ний являются одними из самых устойчивых. Возможны различные способы применения ароматических веществ: это могут быть широко распространенные аромолампы, могут быть ингаляции, компрессы, ванны. Принцип под­бора запахов общий: для стимуляции и тонизации исполь­зуются пряные, теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются за­пахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способ­ствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным. Вполне вероятна ситуация, когда для большинства людей запах является успокаивающим, а для кого-то ассоциируется с тревожной, напряженной ситуа­цией и вызывает именно это состояние. Можно составлять композиции, однако в этом случае лучше не использовать более трех запахов.