Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2726

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тип А практикует «полифазность», то есть делает два или более дел в одно время. Например, некоторые мужчины типа А бреются и принимают ванну одновременно или ис­пользуют две электрические бритвы, чтобы сэкономить время. А некоторые женщины типа А сушат волосы двумя фенами по той же самой причине. Это люди типа А под­писывают бумаги и в это время говорят по телефону на со­вершенно отвлеченные темы.

Люди типа А своеобразно ведут себя в ситуации выбо­ра. Например, в супермаркете покупатель типа А по мере приближения к кассе будет колебаться, прежде чем вы­берет очередь. Он обратит внимание на количество жду­щих людей, оценит число предметов в каждой тележке и эффективность действий кассиров. И исходя из всех этих фактов, тип А предпочтет самую «быструю» оче­редь. Вы думаете, что после этого он успокоится? Вмес­то того чтобы спокойно ждать, личности типа А станут внимательно наблюдать за движением других очередей, чтобы удостовериться, не ошиблись ли они в выборе. Уро­вень их стрессовых гормонов растет, когда они видят, что другие очереди двигаются быстрее. Они неистово злят­ся, если их очередь задерживается кем-то, кто проверяет цены по чеку, и буквально «взрываются», когда их оче­редь наконец-то подошла, а лента в кассовом аппарате за­кончилась.

Личности типа А склонны к трудоголизму. Если они стремятся к успеху и работают все больше и больше, что­бы достичь своих целей, то у них могут возникать пробле­мы в семье и в общении с окружающими. Они совершенно не умеют расслабляться, отключаться от работы.

По мнению ряда ученых, в опасности не все энтузиас­ты и трудоголики, а только те, кто враждебно относится к миру. Таким образом, тип А подразделяется на тип

А Враждебный и тип А Усердный. В отличие от людей первого типа, которые достаточно агрессивно настроены к миру, люди второго типа рассматривают любую незна­комую ситуацию как вызов, а не как угрозу. Они исполь­зуют эту возможность для развития, ждут перемен к лучшему, много для этого делают, считают, что способны сами управлять своей жизнью, и, как правило, менее под­вержены стрессу.

Когда люди типа А уверяют, что чувствуют себя при стрессе прекрасно, это говорит о том, что они привыкли к состоянию приподнятости и уверенности, которое созда­ет выброс одного из гормонов стресса — норадреналина.

Симптомы действия норадреналина:

  • активная мыслительная работа;

  • плохой сон;

  • повышенная активность.

Люди типа В спокойны и не раздражительны. Они не так реактивны, как тип А, но это вовсе не означает, что тип В менее честолюбив и не стремится к успеху. Просто у них другие методы достижения целей. Даже в значимой ситуации люди типа В не паникуют, не теряют самообла­дания и не действуют в состоянии повышенной тревож­ности. Они не создают себе ненужного стресса, спокойно реализуют свои возможности, и, как следствие, их здоро­вье вне опасности.


Исследователи стресса выделили еще один тип лич­ности — «вечно рискующие», или «искатели приключе­ний» (люди типа Т). Их легко можно узнать, поскольку именно они постоянно в поисках приключений, о кото­рых другие даже не помышляют. Например, таких, как прыжки с парашютом или полеты на дельтаплане. Они всегда считают, что «стакан наполовину полон», и не под­даются стрессу.

Беря во внимание личностные особенности, по спо­собам реагирования на стресс людей можно разделить на 3 категории, условно названные «стресс кролика», «стресс льва» и «стресс вола».

К первой категории — «стресс кролика» — относятся те, для кого характерна пассивная реакция на стресс. При этом человек способен только на короткое время активи­зировать свои немногочисленные силы. Ко второй кате­гории — «стресс льва» — относятся люди, бурно и энергично реагирующие на стресс. Наконец, 3 категория — «стресс вола» — данный тип людей может долго и методично ра­ботать на пределе своих возможностей, выполняя боль­шую нагрузку.

Кем же лучше быть — «кроликом», «львом» или «волом»? Однозначного ответа не существует. Бывают ситуации, ког­да правильнее просто «плыть по течению». Например, на­чальник в гневе отчитывает своего подчиненного. Объяснить или доказать что-либо человеку, который находиться в та­ком состоянии, невозможно. Поэтому лучше сберечь свои силы и какое-то время ничего не предпринимать. С другой стороны, бывают ситуации, когда «львиная» реакция может спасти человеку жизнь. Например, известны случаи, когда после постановки смертельного диагноза люди мобилизова­ли все свои ресурсы и сумели выжить.

Психологи советуют в каждом конкретном случае ана­лизировать ситуацию. Подумать, что зависит от вас, на ка­кие внешние обстоятельства вы можете повлиять, а на какие — нет. И в зависимости от этого выбирать стратегию поведения, характерную для той или иной роли.

Умение справляться со стрессом зависит от того, на­сколько хорошо человек к нему подготовлен, от отноше­ния к ежедневным требованиям, предъявляемым вам жиз­нью. Люди, с трудом преодолевающие жизненные испы­тания, чувствуют, что часто оказываются во власти непредвиденных ситуаций. И если некоторые рождаются с хорошими способностями к «преодолению», то другим их необходимо приобрести и постоянно развивать. К этим способностям можно отнести:

  • настойчивость;

  • умение принимать решения;

  • рациональное осмысление своих поступков;

  • организованность;

  • умение создать свой круг общения;

  • умение «качественно» общаться;

  • умение контролировать себя.

Главное помнить, что события, которые нас взволно­вали сегодня, завтра могут оказаться не такими уж зна­чимыми.

Для того чтобы избежать вредных последствий стресса и в то же время не лишать себя радости свершения, нам следует больше знать не только о природе возникновения, но и о механизмах стресса. Эти вопросы и будут рассмот­рены нами в следующей главе.



Выводы

Стресс — неспецифическая ответная реакция организ­ма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер про­текания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенно­сти и физиологические параметры организма человека.

Вопросы к главе 2:

  1. Дайте определение понятию «стресс».

  2. Всегда ли стресс приводит к негативным изменени­ям в организме?

  1. Целесообразно ли разделение стресса на эмоцио­нальный (психический) и физиологический (системный)?

  1. Что такое общий адаптационный синдром и какие стадии развития этого синдрома вам известны?

  2. В какой стадии общего адаптационного синдрома выделяют фазы «шока» и «противотока»?

  3. На какой стадии развития стресс-реакции измене­ния, происходящие в организме, считают необратимыми?

  4. Какие эмоциональные субсиндромы стресса вам известны?

  5. Дайте определение понятию «стрессоустойчивость».

  6. Влияют ли личностные особенности человека на сте­пень его стрессоустойчивости?

  7. Люди с каким типом нервной системы более подвер­жены влиянию стресса?







Глава 3

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА, ИЛИ КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ


Вопросы, рассматриваемые в главе:

Природа возникновения стресса. Физиологические и пси­хологические проявления.

Нервная система: анатомическое строение и функцио­нальное деление;

Механизмы стресса:

  1. стресс-реализующие системы;

  2. стресс-лимитирующие системы.


Учение о стрессе — один из ведущих разделов совре­менной медицины, в котором особое внимание уделяет­ся биологическим и физиологическим аспектам данной проблемы. Как было отмечено в предыдущей главе, тради­ционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различ­ных отрицательных факторов. В этой главе описаны меха­низмы, запускающие цепь физиологических событий борьбы со стрессом и системы естественной профилакти­ки стресса.


Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления

Поскольку в настоящее время существует множество противоречивых формулировок понятия «стресс», следу­ет еще раз подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение. Неверно отождествлять стресс с нервной пе­регрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Доктор Дж. Мейсон, один из наиболее известных иссле­дователей психологических и психопатологических аспек­тов биологического стресса, считает итогом воздействия всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом».


Понятно, что у человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются самы­ми частыми стрессорами. Но стрессовые реакции прису­щи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

Стресс-факторы, которые в конечном итоге вызывают стресс, изначально обрабатываются в мозге: информация от рецепторов поступает в неокортекс и одновременно в ретикулярную формацию, лимбическую систему и гипо­таламус, где оценивается с позиций эмоционального со­стояния. В неокортексе два потока — «нейтральный» и «эмоционально окрашенный» — сходятся, на основании чего происходит оценка значимости информации для организма, и если раздражитель воспринимается как уг­роза, вызов или что-то крайне неприятное, то в ответ воз­никает сильное эмоциональное возбуждение, которое запускает дальнейшую цепь событий.

Представьте, что вы ведете машину по шоссе, и вас начи­нает обгонять другой водитель, причем не просто обгоняет, но и «подрезает» вашу машину. Вслед за этим «фокусом» он выкидывает другой — резко тормозит перед самым носом ва­шей машины. Эта внезапная непредвиденная ситуация вызы­вает у вас моментальную автоматическую реакцию: учащается пульс и дыхание, глаза — если бы вы увидели себя в этот мо­мент со стороны — чуть ли не «вылезают из орбит». Не ис­ключено, что вы рассердитесь не на шутку, начнете громко ругаться — возмущению вашему не будет границ! Как только непосредственная опасность пройдет, и вы немного успокои­тесь, взгляните на себя в зеркало: губы сжаты, шейные и пле­чевые мышцы напряжены так сильно, что разболелись голова и спина, к горлу подступила тошнота...

Через несколько минут после этой острой стрессовой си­туации пульс и дыхание успокаиваются, внешний вид прихо­дит в норму. Однако напряжение в мышцах так быстро не проходит. Интенсивное и продолжительное мышечное напря­жение — это признак стрессовой ситуации.

Кроме физиологических стрессовых изменений, су­ществуют сигналы эмоциональной сферы, связанные с изменением поведенческих реакций. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости, другой как будто постоянно куда-то спешит (быстро говорит, бы­стро ходит). У третьего ухудшается память. У четвертого мысли постоянно перебегают с одного на другое — он ни­как не может сосредоточиться. Проявлением стресса является повышенная нервозность, резкие перепады на­строения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапная разъяренность.

Нервная система анатомическое строение и функциональное деление

Прежде чем приступить к рассмотрению существующих в организме человека физиологических механизмов борь­бы со стрессом, целесообразно вспомнить строение и функ­ции нервной системы, поскольку именно она играет главенствующую роль в управлении жизнедеятельностью.


Нервная система — совокупность специальных струк­тур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Нервная система обеспечивает согла­сованную работу всех органов и систем организма, осуще­ствляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения, составляет материальную основу психической деятельности (речь, мышление, социальное поведение).

Центральная нервная система спрятана в костные фут­ляры: в черепе располагается головной мозг, а в канале позвоночного столба — спинной мозг. В головном мозге выделяют несколько «этажей», на каждом из которых про­исходит интересная и непростая работа. В продолговатом мозге расположены центры самых главных функций орга­низма (дыхания, сердцебиения, поддержания сосудисто­го тонуса), защитных реакций (чихания, кашля, моргания, слезоотделения, рвоты), некоторых видов обмена. В про­долговатом мозге и следующем отделе головного мозга — мосту — заложены ядра большинства черепно-мозговых нервов, которые отвечают за мимику человека, слух, чув­ствительность кожи лица, глотание, функционирование большинства внутренних органов. Мозжечок отвечает за координацию движений и поддержание мышечного то­нуса. Расположенный далее средний мозг руководит движениями глазных яблок, на более высоком уровне кон­тролирует деятельность скелетных мышц и их тонус, вклю­чается в образование эмоций, обеспечивает слуховые и зрительные ориентировочные рефлексы. Промежуточный мозг, по мнению последователей эволюционного учения Дарвина, на заре эволюции был «главнокомандующим» в нервной системе, поэтому несет в себе функции «второго пилота» в восприятии всех сигналов из внешней и внут­ренней среды (таламус) и регуляции органов и систем (гипоталамус). И, наконец, «первый пилот» — большие полушария. Высший анализ, тончайшая обработка посту­пающей информации, детальная разработка ответных дей­ствий — функция больших полушарий головного мозга и в первую очередь их серого вещества — коры и подкорко­вых ядер.

Спинной мозг устроен менее сложно, имеет вид тяжа длиной 41—45 см и диаметром 1 см, в центре которого на­ходится канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Спинной мозг, образованный серым и белым веществом, иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц голо­вы) и внутренние органы. В сером веществе спинного мозга расположены центры безусловных рефлексов (ко­ленный рефлекс и т.д.) и вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторной деятельнос­ти желудка. Таким образом, серое вещество принимает участие в двигательных реакциях (рефлекторная функ­ция). Посредством белого вещества осуществляется связь различных отделов спинного мозга, связь головного мозга с остальными частями ЦНС, соединение рецепторов с ис­полнительными органами, то есть за счет проведения нерв­ных импульсов осуществляется проводниковая функция.