Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2619

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: 1. Пенсионный фонд России (ПФР), 2. Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния (ОМС). Эти фонды акку­мулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во вре­мя отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного об­служивания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, сущест­венно отличается от экономической и финансовой самостоятель­ности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в раз­мерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

По условиям жизни населения, в первую очередь пенсионеров и инвалидов, можно судить о социальной ориентации экономики, о гражданской ответствен­ности общества. За последние 15 лет расходы западных стран на государственные пенсии по старости и инвалидности увеличились вдвое. Имеют устойчивую тен­денцию к росту соответствующие расходы и в России. Но так было не всегда. До второй мировой войны во многих странах, в том числе и в США, на получение пенсии могли рассчитывать только государственные служащие, ветераны войн, отставные военные, железнодорожники. Не был в этом отношении исключени­ем и Советский Союз. В 1941 г. в огромной стране с населением 196 млн. человек, из которых 12 млн. составляли старики, получали пенсии по старости только 200 тыс. человек. Пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, в его совре­менном понимании, было введено в СССР только в 1956 г.

В настоящее время в Российской Федерации используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем. Взносы, собираемые сегодня с работающего населения, идут на выплаты пенсионерам. Такой механизм назы­вают механизмом солидарности поколений, так как те, кто сего­дня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержа­нии следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демо­графической ситуации в нашей стране и в мире в целом.

Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются. Деньги ин­вестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не вышел на пенсию. Все сбережения плательщика и весь инвести­ционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. По­жилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсион­ной “уравниловки”, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя частные компании и система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ).


Основной источник доходов Пенсионного фонда страховые взносы работодателей и работающих. Работо­датели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавлива­ется не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены стра­ховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и упла­чивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или на­туральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работни­ков, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утверждает Правительство.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Поста­новлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. На долю Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) прихо­дится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Ос­новные задачи Пенсионного фонда как самостоятельного финан­сово-кредитного учреждения аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим зако­нодательством.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Государственный бюджет с его доходами и расходами является главным звеном финансовой системы страны, финансовым регулятором качества жизни части населения, связанного с получением в том или ином виде доходов из бюджета.


1.2. Бюджетные дефициты и профициты


Общеизвестно, что государственный бюджет может являться дефицитным или профицитным. Антициклическая фискальная политика ведет к образованию бюджетного дефицита в периоды экономического спада и бюджетного профицита в периоды экспансии – то есть экономического роста. Это означает, что проведение дискреционной (по усмотрению органов власти) фискальной политики не сможет привести к сбалансированному бюджету за какой-то конкретный год. В современных подходах к данной проблеме существует несколько принципиальных точек зрения на формирование государственных бюджетов.

1. Ежегодно сбалансированный бюджет. До мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако тщательной изучение данного вопроса совершенно явно показывает, что сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Более того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания цикла деловой активности.


Для иллюстрации этого утверждения предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы (можно сделать и то, и другое). Но все эти меры будут иметь ограничительный, сдерживающий характер, т.е. каждая из них ещё сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет будет способствовать усилению инфляции. По мере роста из-за инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Чтобы устранить неизбежный в такой ситуации бюджетный профицит, правительство должно: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы. Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике. Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не представляется экономически нейтральным явлением. Стремление проводить такую политику может скорее усиливать цикл деловой активности, но не сглаживать амплитуду его колебаний. Несмотря на это, предложения, предусматривающие обязательное ежегодное принятие сбалансированного бюджета, встречают в обществе самую широкую поддержку.

Данный подход, выступающий за принятие ежегодно сбалансированного бюджета, рассматривается вовсе не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а как важный финансовый инструмент сдерживания нежелательного расширения государственного сектора. Дело в том, что органы государственной власти имеют тенденцию к увеличению численности и расширению масштабов своей деятельности, становясь со временем более крупными структурами, чем им следовало бы быть, что во многом объясняется менее сильным противодействием такому росту, когда он финансируется не из налоговых поступлений, а в результате возникновения бюджетного дефицита. В случае же возникновения любых бюджетных профицитов органы власти, как правило, тратят эти избыточные средства на новые программы, а не на то, чтобы снизить налоги. В общем, обязательное принятие сбалансированного бюджета позволит замедлить рост государственного сектора экономики, и это основное следствие данной бюджетной политики.

2. Циклически сбалансированный бюджет. Сторонники циклически сбалансированного бюджета предполагают, что при таком варианте правительство будет проводить антициклическую политику и в то же время обеспечивать сбалансированность бюджета. Однако в этом случае, считается, что бюджет не должен балансироваться ежегодно: нет ничего принципиального в этом отрезке времени, чтобы считать 12 месяцев базовым отчётным периодом. Скорее, на роль такого периода больше подходит вся продолжительность цикла деловой активности.


Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, тем самым сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета – профицит – может быть использовано для покрытия государственного долга, образовавшегося в период спада. В этом случае правительственные фискальные действия выступают в качестве положительной антициклической силы, и правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодно, а в течение нескольких лет. Именно в этой связи следует рассматривать принятые весной 2007 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ поправки в бюджетный кодекс, связанные с принятием вместе с очередным ежегодным бюджетом - трехлетнего бюджета, рассчитанного на среднесрочную перспективу.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по силе и продолжительности. Если за затяжной и глубокой рецессией (спадом) следует относительно скромный и короткий период процветания, это означает появление огромного дефицита за время экономического спада, нулевого или незначительного профицита в течение подъема и наличие циклического бюджетного дефицита.

3. Функциональный бюджет. Представители данного подхода - функционального финансирования бюджета - считают, что сбалансированность бюджета – годовая или циклическая – вопрос второстепенный. По их мнению, основная цель федеральной финансовой системы – обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансированность экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым бюджетным профицитом или, наоборот, значительным и все возрастающим бюджетным дефицитом, на это надо идти. В свете данной концепции проблемы, связанные с дефицитами или профицитами государственного бюджета, малозначимы в сравнении с нежелательными альтернативами: продолжительными спадами или устойчивой инфляцией.

Государственный бюджет – это прежде всего финансовый инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно колебаться и для достижения макроэкономической стабильности и роста следует идти на любые дефициты или профициты бюджетов. Практика бюджетных дефицитов предшествующего десятилетия в России способствовала росту общего (внутреннего и внешнего) государственного долга. Впервые после 1990-х гг., а именно в 2001 г. в Российской Федерации был предложен бездефицитный бюджет: расходы равны доходам. Ликвидация дефицита достигнута частично за счет заведомого занижения части процентных платежей по долговым обязательствам правительства, приостановлением действия законодательных актов в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.


Бездефицитность, то есть экономическая сбалансированность бюджета, - в принципе важный позитивный сигнал агентам рынка в стране и за рубежом, повышающий доверие к экономической и финансовой политике государства, снижающий финансово-кредитные риски. Профицит государственного бюджета отличает экономическое развитие России с самого начала XXI в. Доходы бюджета поддерживаются высокими ценами на мировом нефтяном рынке. В настоящее время за период январь – март 2007 г. профицит федерального бюджета России составил 471,86 млрд. руб.

В мировой финансовой практике существуют несколько направлений использования этих избыточных бюджетных денежных средств. Один из вариантов заключается в том, что правительства используют профициты для выплаты и сокращения государственного долга. Сторонники выплаты государственного долга считают, что экономия на годовых процентах по обслуживанию долга даст видимый эффект для роста экономики. Второй вариант использования бюджетных профицитов – снижение ставок налогов или отмена некоторых налогов в принципе. Избыточные поступления в виде налогов следует вернуть налогоплательщикам и тем самым стимулировать эффективный спрос в экономике. Третий вариант использования бюджетных профицитов – повышение государственных расходов с целью долгосрочного развития экономики, в том числе на инвестиционное и инновационное развитие.

Фундаментальная цель бюджетной политики в ходе экономического цикла состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.