Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2718

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • объем ВВП

  • темпы роста ВВП

  • уровень инфляции

Составляется прогноз социально-экономического развития на планируемый год и 2 последующих на основе прогноза министерства финансов, составляется балансовый доход и расход, его направляют для рассмотрения правительства РФ 1 марта.

2.Рассматривание и утверждение проекта бюджета в форме закона правительства до 15.08 изучаются предоставленные материалы, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета и не позднее 15.08 направляют его в государственную думу. К проекту бюджета применяются следующие документы

 прогноз социально-экономического развития РФ

 проекты программ внутреннего и внешнего государственного заимствования

 прогноз изменения тарифов на газ, электричество и тепловую энергию

 проекты бюджета государственных внебюджетных фондов и другие документы

В процессе рассмотрения проекта бюджета в государственной думе до 01.10 направляют «Оценка ожиданий исполнения федерального бюджета» на текущий финансовый год.

Предварительное распределение дохода и расхода на текущий финансовый год.

Для первого чтения отведено 40 дней. Изучается общая сумма доходов и расходов. Во втором чтении утверждают расходы до 25.09. В третьем чтении до 15.11 распределяется расход по разделам, утверждаются размеры средств федерального фонда финансирования поддержки субъектов РФ. Расходы на целевые программы, инвестиции, проекты предоставления средств на основой возвратной основе, проект внешних заимствований. На четвертое чтении отводят 10 дней, и утверждают проект бюджета и утверждают проект бюджета, передают совету федерации. После принимает бюджет совет федерации, он отправляет на подпись президенту и опубликовывает в СМИ

3.Исполнение бюджета – выполнение доходных и расходных частей бюджета в сумме, утверждается законом. Бюджета осуществляется по росписи доходов и расходов. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет министерство налогов и сборов, федеральное казначейство, органы на местах.

4.Рассмотрение и утверждение отчета о использовании федерального бюджета. В конце календарного года министерство финансов издает распоряжение о закрытии финансового года и подготовки отчета об исполнении бюджета в целом и по каждому государственному внебюджетному социальному фонду. Главный распорядитель бюджетных средств обобщенная отчетность подведомственных бюджетных организаций. Министерство финансов предоставляет в правительство отчет, затем в государственную думу и счетную палату. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении бюджета и дает свое заключение. По итогам рассматривания отчета и заключения счетная палата принимает решение отклонить или утвердить отчет. Отчет публикуется в СМИ.


  1. Понятие кредитной системы РФ, ее основные звенья


Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей.

Различают два понятия кредитной системы:

  • совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);

  • совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Однако, кредитная система - более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

Как было сказано выше, кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.



  1. Банковская система России

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики. Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные, кооперативные.

Основными функциями коммерческих банков являются:

  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

  • кредитование предприятий, государства и населения;

  • выпуск кредитных денег;

  • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

  • эмиссионно-учредительская функция;

  • консультирование, представление экономической и финансовой информации.


  1. Центральный банк России, его задачи и функции

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

ЦБ РФ и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБ РФ:
· утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;
· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;
· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;
· принятие решений:
а) о величине резервных требований;
б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;
в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;
г) об определении лимитов на открытом рынке;
д) об участии в деятельности международных организаций;
е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;
ж) о контроле над объемом денежной массы;
з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.



Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Эмитентом бумажных денег в России является Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

    

 Банк России выполняет следующие функции:
     1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
     2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
     3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
     4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
     5) устанавливает правила проведения банковских операций;
     6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
     7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
     8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
     9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
     10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
     11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
     12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
     14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
     15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
     16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
     17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
     18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.


2.3. Методы регулирования банковской деятельности

Основные инструменты, при помощи которых Центральный банк России проводит кредитно-денежную политику:

·     Процентная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные государственные бумаги, векселя, гарантии и поручительства).

·     Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются коммерческие банки:
1) действующие на финансовом рынке более одного года;
2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР;
3) соблюдающие все нормативы;
4) выполняющие резервные требования.

·     Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14% ,  до 90 дней - 10%,  свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

·     Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.

·     Формирование общих внутренних нормативов для кредитных учреждений.

·     Участие в деятельности международных банковских организаций.

·     ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.

·     РЦБ организует налично-денежное обращение.

Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты являются безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

·     ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

·     Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.