Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования ресурсов образовательной организации
1.1. Характеристика финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.2. Порядок формирования целевого капитала
2.1 Характеристика деятельности ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.2. Анализ трудовых ресурсов школы
2.3. Анализ основных фондов школы
2.4 Анализ состава доходов ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.5 Анализ направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
Таблица 2.1
Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №49
Наименование |
2015 |
2017 |
Абсолютное отклонение, чел. |
1. Численность на начало года, чел. |
50 |
49 |
-1 |
2. Принято, чел. |
6 |
7 |
+1 |
3. Уволено, чел. в том числе: |
9 |
9 |
0 |
4. Собственное желание |
9 |
7 |
-2 |
5. За прогулы |
0 |
2 |
+2 |
6. За появление в нетрезвом виде |
0 |
0 |
0 |
7. Численность на конец года, чел. |
47 |
47 |
0 |
8. Среднесписочная численность персонала, чел. |
49 |
48 |
-1 |
9. % текучести персонала общий [стр. 4/8] |
18,36 |
18,75 |
0,39 |
Можно сделать вывод, что текучесть персонала в МБОУ СОШ №49 неудовлетворительна, увольнение по собственному желанию 9 человек за последние годы. Причины этого могут заключаться как в неудовлетворительном отборе, так и в неудовлетворенности работников системой организации и мотивации труда в МБОУ СОШ №49.
В табл. 2 представлены данные о динамике средней заработной платы работников МБОУ СОШ №49.
Таблица 2.2
Средняя заработная плата работников МБОУ СОШ №49 в 2014-2017 гг., руб.[19]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % 2014/2013 |
2016 год |
Темп роста, % 2015/2014 |
2017 год |
Темп роста, % 2017/2015 |
Административно-управленческий персонал |
57226 |
65499 |
113,81 |
92723 |
142,37 |
190712 |
205,68 |
Педагогический состав всего |
42574 |
47366 |
111,26 |
54085 |
114,19 |
58495 |
108,15 |
в т.ч. непосредственно осуществляющий образовательный процесс: -Учителя |
54894 |
62572 |
113,99 |
68982 |
110,24 |
76906 |
111,49 |
-Воспитатели |
31139 |
33803 |
108,56 |
39650 |
117,30 |
41610 |
104,94 |
Обслуживающий персонал |
20903 |
23194 |
110,96 |
31503 |
135,82 |
41003 |
130,16 |
Из табл. 2.2 можно сделать вывод, что в 2014-2017 гг. наблюдается положительная динамика заработной платы, что можно оценить положительно. В то же время, можно отметить, что темпы роста заработной платы административно-управленческого персонала и обслуживающего персонала значительно выше темпов роста заработной платы учителей и воспитателей. Это указывает на дифференциацию заработной платы по категориям работников, и может привести к недовольству педагогических работников уровнем заработной платы.
Данный рост объясняется тем, что с 2016 г. школа перешла на самостоятельное ведение бухгалтерского учета и, как следствие, в данную категорию работников были включены сотрудники бухгалтерии.
Конкурентные преимущества школы: наличие кадетского отряда, работающего под эгидой ФСБ России; 95% выпускников 11 классов поступают в высшие учебные заведения; отлаженная система воспитательно-учебной работы со всеми категориями детей и подростков школьный театр «Павлинец»; краеведческий музей «Истоки»; методическая тема школы «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности».
Приоритеты образовательной программы:
– усиление развития и поддержки процессов самопознания и самореализации личности ребенка;
– обновление содержания образования: введение проблемно-диагностического обучения на 1-ой ступени, изучение информационных технологий на 2-ой ступени;
– расширение социально-психологического сопровождения всех участников образовательного пространства;
– совершенствование системы здоровьесбережения, направленной на сохранение и укрепление психологического и физического здоровья и привития навыков здорового образа жизни.
SWOT-анализ деятельности МБОУ СОШ №49 представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Сильные и слабые стороны МБОУ СОШ №49
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Директор может инициировать масштабные изменения. Постоянное совершенствование групповой работы. В коллективе присутствуют стабильные уважительные отношения. Умение администрации работать в команде. Согласованность в работе учителя, методического объединения, методического совета, педсовета. Для разных видов деятельности установлены разные критерии оценивания результата. Загруженность работников. Уровень организации труда. Четкость разделения полномочий и функций персонала в образовательном учреждении; Высокий уровень коммуникационных связей в учреждении; Высокая квалификация персонала – система повышения квалификации; Низкий уровень текучести кадров - стабильный коллектив учителей; Степень мотивированности персонала. Приток молодых специалистов. |
Необходимый постоянный контроль Недостаточная скорость реакции системы управления на изменения в системе образования; Недостаточно гибкая организационная структура системы управления персоналом; Недостаточное финансирование подготовки и переподготовки персонала; Недоукомплектованность кадров; Низкий уровень заработной платы Низкая мотивация сотрудников к труду. Возрастной состав старше 40 лет. Отсутствует план удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах. |
Возможности |
Угрозы |
Новая форма управления (АУП) Приток молодых специалистов Постепенно снижается предубежденность об ухудшении качества образования при слиянии образовательных учреждений. Стабилизация экономической ситуации за последние 3 года повлекла за собой увеличение уровня жизни населения и повышения рождаемости. |
Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер. Возможная смена членов администрации Изменение статуса школы Негативные отзывы родителей о деятельности школы Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы для привлечения к себе учащихся и персонала, что снижает конкурентоспособность учреждения Кадровая политика конкурентов |
Сопоставление сильных и слабых сторон школы с возможностями и угрозами представлено в табл.2. 4:
Таблица 2.4
Сопоставление сильных и слабых сторон МБОУ СОШ №49 с возможностями и угрозами
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Высокая степень удовлетворенности потребностей населения в образовательных услугах – расширение профилей для учащихся средней и старшей школы. Повышение квалификации АУП для разработки новых форм управления работниками. Приток рождаемости, следовательно увеличение классов и появление новых рабочих мест. |
За счет чего можно снизить угрозы? Подробное разъяснение работникам школы основных моментов в школьной жизни. Низкая активность педагогов работать в разнопрофильных классах. Протест профсоюзного комитета в отношении проведения реорганизационных мероприятий (в связи с сокращениями работников ОУ). |
Слабые стороны |
Что может помешать воспользоваться возможностями? Низкая мотивация работников. Непродуктивная работа администрации при расширении кадрового состава и структурных подразделений. |
Самые большие опасности для школы: снижение численности учащихся, негативные отзывы учителей, учащихся и их родителей о деятельности школы, изменение статуса школы. Снижение мотивации персонала к труду (полный формализм в преподавании). |
По результатам SWOT-анализа персонала видно, что сильных сторон больше и их степень влияния на учреждение значительнее, но нельзя упускать из виду слабые стороны. Самые значительные сильные стороны должны стать элементами основы стратегии управления персоналом. С другой стороны, хорошая стратегия должна сводить к минимуму негативное влияние слабых сторон системы управления персоналом предприятия на его конкурентный статус.
Основная цель управления персоналом заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала учреждения. Основополагающим элементом системы управления кадрами являются принципы работы с персоналом учреждения.
Современный руководитель образовательного учреждения сегодня должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей и занятие в нем новых инновационных ниш. Это возможно через курсы повышения, которые помогают не только теоретически, но и учат практически решать проблемы на конкретных примерах.
2.3. Анализ основных фондов школы
В таблицах 2.5 и 2.6 проведен анализ наличия, состава и структуры основных средств.
Таблица 2.5.
Наличие, состав и структура основных средств школы вида за 2017 год
Основные фонды (ОФ) |
2011 год |
||||||
на начало года |
на конец года |
изменение (+,-) |
|||||
тыс. руб. |
Удель-ный вес, % |
тыс. руб. |
Удель-ный вес % |
тыс. руб. |
Удель-ный вес % |
Темп роста |
|
1. Основные средства: |
367889,35 |
100,00 |
384874,55 |
100,00 |
16985, 20 |
100,00 |
104,62 |
1) здания |
249671,91 |
67,87 |
249671,91 |
64,87 |
- |
- |
- |
2) сооружения |
43866,5 |
11,92 |
43866,5 |
11,40 |
- |
- |
- |
3) машины и оборудование |
53588,09 |
14,57 |
68696,41 |
17,85 |
15108,32 |
88,95 |
128, 20 |
4) транспортные средства |
8213,6 |
2,23 |
8333,07 |
2,17 |
119,48 |
0,70 |
101,45 |
5) производственный и хозяйственный инвентарь |
7652,42 |
2,08 |
9065,4 |
2,36 |
1412,98 |
8,32 |
118,46 |
6) прочие ОС |
1011,52 |
0,27 |
1011,52 |
0,26 |
- |
- |
- |
7) библиотечный фонд |
3885,3 |
1,06 |
4229,71 |
1,09 |
344,42 |
2,03 |
108,86 |
2. Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Всего внеоборотных ак-тивов |
367889,35 |
100,00 |
384874,55 |
100,00 |
16985, 20 |
100,00 |
104,62 |
Из таблицы 2.5 можно сделать следующие выводы:
Среди основных средств наибольшую долю в 2017 году занимали: здания - 64,87 %;
машины и оборудование - 17,85 %;
сооружения - 11,40 %;
производственный и хоз. инвентарь - 2,36 %;
транспортные средства - 2,17 %;
библиотечный фонд - 1,09 %;
прочие ОС - 0,26 %.
Темп роста ОС за 2017 год составляет 104,62 %.
Наибольший темп роста за год произошел в машинах и оборудованиях, составил 128,2%.
Производственный и хоз. инвентарь составил 118,46%
Остальные ОС дали незначительный темп роста.
Таблица 2.6.
Наличие, состав и структура основных средств школы
Основные фонды (ОФ) |
2017 год |
||||||
на начало года |
на конец года |
изменение (+,-) |
|||||
тыс. руб. |
Удель-ный вес, % |
тыс. руб. |
Удель-ный вес % |
тыс. руб. |
Удель-ный вес % |
Темп роста% |
|
1. Основные средства: |
384874,55 |
100,00 |
440493,96 |
100,00 |
55619,41 |
100,00 |
114,45 |
1) здания |
249671,91 |
64,87 |
263753,5 |
59,88 |
14081,58 |
25,32 |
105.64 |
2) сооружения |
43866,5 |
11,40 |
45267,82 |
10,28 |
1401,32 |
2,52 |
103.19 |
3) машины и оборудование |
68696,41 |
17,85 |
104362,94 |
23,69 |
35666,53 |
64,13 |
151.92 |
4) транспортные средства |
8333,07 |
2,17 |
9487,93 |
2,15 |
1154,85 |
2,08 |
113.86 |
5) производственный и хозяйственный инвентарь |
9065,4 |
2,36 |
12381,37 |
2,81 |
3315,96 |
5,96 |
135.32 |
6) прочие ОС |
1011,52 |
0,26 |
1011,52 |
0,23 |
- |
- |
- |
7) библиотечный фонд |
4229,71 |
1,09 |
4228,88 |
0,96 |
-0,83 |
-0,001 |
-99.98 |
2. Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Всего внеоборотных ак-тивов |
384874,55 |
100,00 |
440493,96 |
100,00 |
55619,41 |
100,00 |
114.45 |
Из таблицы 2.6можно сделать следующие выводы:
Среди основных средств наибольшую долю в 2017 году занимали: здания - 59,88%;
машины и оборудование - 23,69 %;
сооружения - 10,28 %;
производственный и хоз. инвентарь - 2,81 %;
транспортные средства - 2,15 %;
библиотечный фонд - 0,96 %;
прочие ОС - 0,23 %.
Темп роста ОС за 2011 год составляет 114,45 %.
Наибольший темп роста за год произошел в машинах и оборудованиях - составил 151,92%.
Производственный и хоз. инвентарь составил 135,32%
В библиотечном фонде произошло незначительное уменьшение темпа роста, т.к. было списание библиотечного фонда - составил - 99,98%
Остальные ОС дали незначительный темп роста.