Файл: Система менеджмента качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В организации должна существовать четкая процедура ведения постоянной отчетности о проведении мониторинга и измерений. После проведения мониторинга и сбора первичных показателей результативности процессов рассчитывается общая результативность системы менеджмента качества – сводный показатель результативности СМК на основе групповых показателей результативности процессов. Организация сама определяет приемлемость показателя результативности.

По результатам оценки принимаются решения о возможности разработки мероприятий по улучшению, необходимости проведения корректирующих и предупреждающих действий или оперативного вмешательства. Все информационные потоки собираются в единый поток для формирования отчета о функционировании СМК. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Этот поток содержит информацию о результатах деятельности, характеристиках и тенденциях продукции, возможности проведения корректирующих и предупреждающих действий, о поставщиках, потребностях в ресурсах, улучшениях и удовлетворенности потребителей, демонстрирует пригодность и результативность системы менеджмента качества. Документирование этой деятельности на предприятии осуществляется путем оформления отчета о функционировании системы менеджмента качества, при подготовке которого необходимо продумать форму предоставления информации, обеспечивающую краткость изложения, ясность и наглядность. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Отчет позволяет руководству за короткий промежуток времени получить всю информацию о СМК предприятия, заострить внимание на наиболее важных проблемах, требующих первоочередного решения, и разработать мероприятия по устранению выявленных проблем. Регулярное оценивание состояния функционирования процессов на предприятии, максимально полный учет факторов, влияющих на результаты процессов, постоянный анализ плановых значений результатов процессов способствуют повышению результативности системы менеджмента качества и организации в целом. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Таким образом, эффективно функционирующая система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод.


Особенности внедрения системы менеджмента качества

В 1987г. Международная организация по стандартизации приняла нормы ИСО серии 9000. Стандарты серии 9000 универсальны, они применимы на предприятиях любого масштаба, любых отраслей и выпускающих любую продукцию. В них зафиксированы общие требования к производству, и, если они соблюдаются, то нет для партнёров данного предприятия и потребителей выпускаемой ими продукции лучшего свидетельства, что её качество стабильно и безупречно. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

При этом работоспособность стандартов ИСО обеспечивается через систему менеджмента качества, совершенство и работоспособность которой должны быть подтверждены специальным сертификатом на систему менеджмента качества. В этих нормах определены минимальные требования, которые предъявляются к важным с точки зрения качества производственным процессам. Требования регулируют документацию на эти процессы и предусматривают возможность их проверки. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Сама сертификация не является гарантией того, что предприятие в будущем может с успехом устоять в конкурентной борьбе. Она просто документально подтверждает, что на предприятии объективно имеется и функционирует определенный стандарт качества. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Сертификация упрощает и сокращает проверку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но, в конечном счете, не сертификат определяет степень качества и успех предприятия, а его заказчики. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Таким образом, нормы ИСО серии 9000 являются тем необходимым инструментом, который обеспечивает возможность сертифицировать систему качества предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в качестве, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели. Уже через несколько лет после появления стандартов ИСО серии 9000 для предприятий развитых в экономическом отношении стран наличие сертификата на систему качества стало необходимым условием не только для заключения контрактов с партнёрами, но даже условием начала предконтрактных переговоров. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].


Сегодня с фирмой, не имеющей такого сертификата, образно говоря, « никто и разговаривать не будет...». Любому предприятию бесполезно рассчитывать на то, чтобы стать долгосрочным поставщиком какой - либо крупной компании, если оно не может предъявить соответствующего сертификата, выданного авторитетным органом по сертификации. Почти каждая фирма сталкивается сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче.

В связи с этим на рынке могут утвердиться только те фирмы, товары и услуги которых полностью удовлетворяют требованиям потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является решающим фактором конкурентоспособности. Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции, фирме требуется внедрение системы менеджмента качества (СМК). СМК выполняет две важные функции: во-первых, в результате внедрения эффективной системы менеджмента качества достигается сравнение расходов, которые были обусловлены низким качеством товара; во-вторых, фирма создает у покупателя имидж производителя качественного товара, за счет чего можно установить цены выше, чем у конкурирующих фирм, так как у них нет такого имиджа. СМК не является сферой деятельности какого-то определенного отдела фирмы. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

СМК имеет большое значение для всей компании и в первую очередь является делом руководства компании. При внедрении СМК одно всегда остается актуальным: целью является реорганизация всего предприятия и смещение фокуса на потребителя. Стандарты ИСО серии 9000 (9000, 9001, 9004) являются международным общепризнанным руководством по СМК. Они предлагают стандартизированную основу, на базе которой можно построить систему менеджмента качества вне зависимости от области деятельности. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Постоянно сталкиваясь с требованием рынка в отношении сертификации системы качества, наши предприятия вынуждены были приступить к построению систем качества и подготовке их к сертификации. Существенным моментом является то, что, начиная разработку под давлением внешних факторов, предприятия довольно быстро убеждались в том, что система качества ведет их по пути повышения эффективности, управляемости и гибкости производства. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].


Системы, сориентированные на международные стандарты, потребовавшие от предприятий немалых усилий и расходов на их разработку и сертификацию, начинали отрабатывать потраченные на них средства. Но такое, к сожалению, происходит не на всех предприятиях. Нередки ситуации, когда СМК, прошедшая процедуру сертификации и получившая сертификат соответствия, оказывается нерезультативной, малоэффективной или неэффективной вообще. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

В настоящее время, практически все предприятия, внедрившие систему менеджмента качества и получившие сертификат, не могут повысить рентабельность производства, так как не уделяют должного внимания экономическим аспектам качества. Руководители организаций считают, что системы качества отнимают много времени и сил, а результата не дают.

Существенная часть российских предприятий, приступая к разработке СМК, не ставит в качестве приоритетных вопросы достижения результативности и, тем более, эффективности СМК. Следовательно, оценка эффективности СМК сегодня остаётся болезненным вопросом для многих предприятий, внедривших СМК. При этом нет ясности с тем, какую именно методику целесообразно использовать на практике. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Вместе с тем есть уверенность, что успех создаваемой СМК решающим образом связан с экономической интерпретацией всего, что мы делаем в связи с ее разработкой, внедрением и эксплуатацией. Появление в 2000 году версии стандартов ИСО серии 9000 пролило свет на многие важные аспекты СМК и усилило уверенность в правильности предлагаемого подхода. Чётко сформулированные восемь принципов, положенные в основу этих стандартов, служат ориентиром при решении всех вопросов, касающихся СМК, в том числе и вопросов экономики качества. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

В настоящее время существует важная тенденция, способствующая широкому распространению анализа затрат на качество. Cуществует требование в стандарте ИСО 9004:2000 раздел 6.8 «Финансовые ресурсы»: "Отчетность о финансовой стороне деятельности, связанной с функционированием системы менеджмента качества и обеспечением соответствия продукции установленным требованиям, следует использовать при проведении анализа со стороны руководства". [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].


Более того, современная экономика показывает, что организации, сталкивающиеся с постоянно возрастающими требованиями в области качества продукции и услуг, могут соответствовать ожиданиям потребителей лишь в том случае, если их высший менеджмент проводит жесткую и эффективную финансовую политику, нацеленную на достижение определенных финансовых результатов. Один из способов оценки финансовых результатов функционирования СМК – это анализ затрат на качество.

Главная идея анализа затрат на качество заключается в том, что относительно небольшие вложения в деятельность по предупреждению производства некачественной продукции и услуг приводят к значительным сокращениям потерь от брака как внутренних, так и внешних. Затраты на оценку качества также существенно сокращаются по мере того, как инвестиции в качество улучшают потребительские свойства продукции и услуг. Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями организации и ее усилиями, направленными на улучшение качества. База данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться. Некоторые организации внедряют у себя документированную систему качества, тесно связанную с системой бухгалтерского учета, представляющую собой ежемесячные или ежеквартальные данные по затратам на качество. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Участие бухгалтеров в системе анализа затрат на качество гарантирует высокую степень доверия к представленным финансовым данным. Риск, связанный с функционированием такого рода систем качества, в этом случае, как правило, смещается в область корректирующих действий, которые необходимо предпринять после того, как соответствующая информация собрана и проанализирована. Если данные по затратам на качество носят недостаточно детальный характер, то на их основе трудно выработать конкретные меры, направленные на непрерывное совершенствование деятельности предприятия. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].