Файл: Система менеджмента качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие организации предпочитают более неформальные периодические оценки затрат, связанных с качеством, на основе годовых или полугодовых отчетов по качеству. В основе такого подхода, например, может лежать оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов. Но каким бы методом ни пользовался специалист в области качества, он обязан искать скрытые издержки, представляющие собой потенциальные ресурсы для экономии.

В действительности большая часть издержек, связанных с качеством, так или иначе оказывается "зарытой" внутри стандартных статей расходов предприятия. К числу таких издержек следует отнести задержки в принятии управленческих решений, простои, неиспользуемые мощности, отложенную доставку, упущенные заказы и потерянных потребителей. Главной целью любого проекта по измерению и анализу затрат на качество является выработка рекомендаций для высшего менеджмента компании. Основной задачей должен стать выбор таких мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям организации. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Основные цели коммерческих организаций в понимании руководства, как правило, сводятся к увеличению прибыли или расширению доли на рынке. Однако в определенных обстоятельствах приоритетными могут стать и другие цели, например, такие как увеличение доходов по активам или рост рыночной капитализации. Для некоммерческих организаций главными задачами остаются снижение затрат на обслуживание и увеличение степени удовлетворенности потребителей. На сегодняшний день много организаций в той или иной форме внедрили у себя процесс улучшения качества. Казалось бы, все необходимые меры по улучшению качества предприняты, проекты в области качества тщательно проанализированы и предпочтение отдано именно тем, которые наиболее выгодны для какой-то части организации. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Тем не менее здесь существует определенный системный риск. Если меры по улучшению качества непосредственно не связаны со стратегическими целями всей организации, то нельзя с уверенностью сказать, что система менеджмента качества действительно эффективна. В некотором смысле это эквивалентно ситуации, когда из цикла PDCA по неизвестной причине выпадает звено "Проверяй". Для того чтобы соотнести деятельность по улучшению качества с целями организации, можно использовать базу данных по затратам на качество. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].


Затраты на несоответствия можно непосредственно связать с отдельной статьей в списке стратегических целей. Тогда проекты по совершенствованию деятельности будут оказывать прямое влияние на цель. После того как проект улучшения деятельности определен, за ним должны последовать конкретные корректирующие меры, предусмотренные процессом улучшения качества. База данных по затратам, в свою очередь, влияет на процесс планирования и выбор новых целей по улучшению качества, соответствующих стратегическим целям организации, тем самым обеспечивая непрерывность процесса улучшения. Общий смысл сбора данных по затратам на качество – обеспечить руководство инструментом управления. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Особенно важно, что бы элементы затрат были определимы в том виде, как они названы и распределены для различных категорий, в том числе: для подразделения, для какого-либо участка, для типа продукта, для какого-либо рабочего места, для какого-либо типа дефекта. Требования должны быть установлены самой организацией, для внутреннего пользования и учитывать то, что собранной информации должно быть достаточно для проведения последующего анализа. Фактором успеха является готовность высшего менеджмента всеми силами поощрять и поддерживать принятую политику качества.

Программа улучшения качества, основанная на анализе затрат, не имеет никаких шансов стать успешной, если она не была начата на высшем уровне организации. Именно высшее руководство должно способствовать распространению идеологии качества на всех уровнях предприятия. Для организаций, стремящихся получить конкурентные преимущества в наступившем тысячелетии, методы управления, основанные на анализе затрат на качество, будут иметь огромное значение. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

В настоящее время этот метод все больше ассоциируется с различными способами совершенствования деятельности и реализации стратегических целей организаций. Как было сказано выше, не многие руководители предприятий в нашей стране связывают успехи в бизнесе с системой менеджмента качества. Им часто представляется, что требования потребителей, относящиеся к СМК — не более чем досадное неудобство, с которым приходится считаться в силу сложившихся рыночных традиций, а то и в связи с недобросовестной конкуренцией. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].


В таком случае — всё по минимуму, лишь бы отвязались, лишь бы сегодня сделка состоялась, и были достигнуты сиюминутные цели. Другое дело, когда система менеджмента качества — «любимое дитя» организации, которому хочется отдать все свои знания, душевные силы и энергию. И так приятно гордиться успехами «ребенка», когда он вырос, начал действовать, чтобы повысить качество жизни многих и многих людей (наших сотрудников, клиентов и представителей других заинтересованных сторон), стал полезен как эффективный инструмент конкуренции. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Вывод

Только этот подход имеет право на жизнь, ибо в противном случае потенциал системы качества не будет реализован полностью, а ее внедрение — дорогостоящая забава — возможно, приведет просто к неоправданному росту затрат.

Необходимо, чтобы любые действия, связанные с внедрением и функционированием системы менеджмента качества, были эффективными и неизбежно вели к стратегическим целям, укрепляя позиции организации в мире бизнеса. СМК нужна только в том случае, если она реально способствует успеху в бизнесе, повышает конкурентоспособность, положительно сказывается на показателях деятельности организации. И всегда необходимо помнить, что система менеджмента качества направлена на совершенствование предприятия, выступая в качестве стратегии на длительный период. Она направлена не на то, чтобы дать предприятию сиюминутный успех, а на то, чтобы они смогли спланировать свое будущее.

Глава 2. Риски системы менеджмента качества

2.1. Разработка корректирующих и предупреждающих действий в системах управления качеством на основе менеджмента рисков

В интегрированных системах менеджмента на основе стандартов ИСО 9001, ИСО 14000, спецификация OHSAS 18001 вопросы менеджмента риска подробно рассмотрены в области профессиональной безопасности и охраны труда. В остальных они либо рекомендуются (стандарт ИСО 9004), либо упоминаются вскользь (стандарт ИСО 14004). [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].


Однако в силу важности вопросы разработки и внедрения процессов менеджмента риска возникают постоянно. Неопределенность, присутствующая в подходах к менеджменту риска, в первую очередь, обусловлена наличием большого числа методик оценки рисков в конкретных областях, не применимых при широком внедрении на предприятии. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Кроме того, отсутствуют утвержденные международные стандарты на структуру и содержание процессов менеджмента риска, а национальные – неконкретны. Поэтому существует необходимость создания простых и эффективных методов внедрения элементов менеджмента риска в производственную деятельность предприятия, позволяющих с минимальными затратами сформировать общее представление о рисках и не требующих больших затрат на разработку и внедрение. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Основу таких методов должна составить общепринятая терминология в области менеджмента риска и упрощенная оценка рисков на основе экспертных методов. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

С целью снижения риска на этапах разработки и проектирования сложных технических изделий и уменьшения вероятности техногенных катастроф необходимо найти решение следующих задач:

- формирование современных концепций, подходов и методов управления надежностью и безопасностью сложных технических систем;

- формирование системных методов анализа надежности и безопасности сложных технических систем;

- разработка статистических моделей получения информации о показателях надежности и безопасности сложных технических систем;

- математическое моделирование в задачах подтверждения соответствия требованиям надежности и безопасности сложных технических систем;

- повышение эффективности управления надежностью и безопасностью. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Необходимо управление рисками - идентификация, анализ рисков и принятие решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].


Цель идентификации рисков - установление перечня рисковых событий, действительно уже возникших в ходе реализации анализируемых, завершенных проектов. На этапе идентификации рисков осуществляется сбор и первичная обработка значительного объема исходных данных. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Главным результатом является множество рисковых событий, которые в дальнейшем классифицируются и оцениваются. Идентификация рисков фактически создает информационную основу. Поэтому насколько хорошо и качественно выполнена идентификация рисков, настолько станет возможным качественно осуществить последующие этапы анализа. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Цель классификации рисков - установление причинно-следственных связей рисковых событий, а также взаимосвязи рисковых событий со стадиями жизненного цикла и структурным планом проекта.

Сначала классифицируемое множество объектов по некоторому выбранному признаку делится на типы. Затем каждый тип по выбранному признаку делится на классы. Далее аналогично каждый класс делится на группы, а группы - на подгруппы и т. д. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Таким образом, схема иерархической системы классификации имеет вид дерева, вершиной которого является классифицируемое множество объектов, сам процесс классификации - многошаговый. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Для деления рисковых событий на типы, классы и т. д. могут быть использованы различные признаки. Определение этих признаков происходит в ходе детального анализа множества рисковых событий на каждом шаге классификации. Под признаком в данном случае понимается причина возникновения рискового события. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

В один тип, класс или группу входят только те рисковые события, которые имеют соответственно одну и ту же причину возникновения. Выявленная взаимосвязь между деревом рисков и стадиями жизненного цикла проекта позволила определить по каждому рисковому событию момент заложения и проявления этого рискового события в проекте. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].