Файл: Система менеджмента качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между моментом заложения и проявления группы рисковых событий имеется время, в течение которого группа рисковых событий уже присутствует в проекте, но не проявляется. Установленные взаимосвязи позволяют сконцентрировать внимание на конкретных элементах проектно- структурного плана и на определенных фазах и стадиях проекта и предупредить наступление рискового события.

Цель оценки групп рисковых событий - ранжирование по вероятности наступления и уровню потерь, которые могут возникнуть при их наступлении. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Исходными данными для проведения оценки группы рисковых событий служат потери, вызванные рисковыми событиями, входящими в соответствующую группу. В качестве потерь рассматривается продолжительность задержки в выполнении работ. Для каждой группы рисковых событий определялась средняя продолжительность задержки, относительная частота их наступления и другие характеристики. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Результаты оценки групп рисковых событий используются для их ранжирования, которое осуществляется:

- по средней продолжительности задержки;

- по относительной частоте наступления;

- по относительной частоте наступления и средней продолжительности задержки (совместно).

По средней продолжительности задержки группы распределяются между пятью рангами: A, B, C, D, E. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

При ранжировании по относительной частоте наступления группы распределяются между тремя рангами: 1, 2, 3. Наиболее полное - совместное ранжирование групп рисковых событий, так как оно учитывает как вероятность, так и среднюю продолжительность задержки, возникающую в случае наступления группы рисковых событий. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

При разработке системы управления проектными рисками важным является обеспечение комплексного/системного подхода. Данный подход состоит в следующем. Система управления проектными рисками не является изолированной, она является подсистемой системы управления проектами, а та, в свою очередь, - частью системы менеджмента качества компании и общей системы корпоративного менеджмента. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].


Таким образом, разработка и внедрение системы управления проектными рисками в компании затрагивает всю систему управления. Соответственно разработку системы управления рисками целесообразно осуществлять как часть общей программы по разработке и внедрению систем менеджмента качества и совершенствования организационно-управленческой системы. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Таким образом, окончательно основными процессами менеджмента риска следует считать:

- идентификацию риска;

- оценку риска;

- обработку риска. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Разработка процессов заключается в документировании способов выполнения соответствующей деятельности и их оформление согласно практике, принятой на предприятии. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Основными элементами, включаемыми в документированные процедуры процессов, являются:

- методы выявления рисков (или ссылки на них);

- методы документирования рисков;

- методы сбора информации;

- методы качественной / количественной оценки;

- критерии риска и правила принятия решения в отношении его;

- методы мер обработки;

- методы документирования и контроля реализации мер разработки. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Разработка методов внедрения элементов менеджмента рисков в производственную деятельность предприятия, а также разработка документированных процедур процессов позволит ввести корректирующие и предупредительные действия в систему управления предприятием.

2.2. Проектирование интегрированной системы менеджмента качества

Успех реиндустриализации экономики России, задекларированный в выступлениях Президента РФ В.В. Путина и академика РАН Е.М. Примакова, всецело зависит от устойчивого состояния функционирования гибких предприятий, которые производят инновационную продукцию.

Хаордическое управление гибким предприятием и качеством продукции обеспечивает только интегрированная гибкая система менеджмента качества (СМК), а не просто «жесткая» СМК. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].


Критический феноменологический анализ развития СМК предприятий, проведенный ученым-экономистом В.Я. Белобрагиным, показал, что, несмотря на то, что увеличение количества сертификатов на СМК до 1064 тысячи в мировой экономике, а в российской – до 13500, эффективность зарегистрированных СМК достаточно низка и достигает в ряде случаев не более 20 %.[Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

По состоянию на 2014 г. количество выданных сертификатов на «жесткие» СМК удвоилось, но эффективность их состояния функционирования осталась в тех же пределах. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

На микроэкономическом уровне развития СМК, по мнению А.Н. Шмелевой, основными причинами неэффективности внедрения их являются:

1) формальная разработка и внедрение СМК и формальное получение сертификата соответствия СМК требованиям международных стандартов качества серии ISO 9000;

2) отсутствие интеграционного подхода при комплементарном взаимодействии комплекса процессов менеджмента предприятия;

3) отсутствие системного взаимодействия процессов стандартов ISO 9000 и принципов TQM при разработке СМК. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Хаордический (феноменологический) уровень развития СМК гибкого предприятия в качестве феноменологических концептов развития СМК выделяет подмножество концептов: проектирование СМК;

- хаордизм СМК; миссия, видение и кредо СМК;

- гибкость СМК и интегрированность СМК, которые комплексно устраняют причины неэффективности и нерезультативности состояний функционирования СМК. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Вышеперечисленные концепты состояния и функционирования СМК гибкого предприятия обеспечивают наблюдаемость СМК. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

При этом концепт «проектирование» гибкой СМК трактуется как феноменологический, творческий и креативный поэтапный постулированный (процесс, построенный на базе постулатов) процесс, когда выигрыш (полезность) от одного из этапов проектирования (постулирования) не ухудшает наблюдаемость и управляемость всех остальных этапов проектирования (постулирования).


Постулат 1. Развитие СМК гибкого предприятия основано на принципах хаоризма (устойчивости) на базе S-образной модели развития СМК в соответствии с парадигмами развития: парадигмой гибкости, парадигмой устойчивости, парадигмой интеграции, парадигмой результативности и эффективности. Концепт парадигмы устойчиво выделяет на временном интервале развития СМК «ядро» (базис) развития, причем каждая следующая парадигма развития вбирает в себя «ядро» парадигмы развития предыдущего этапа развития СМК гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Постулат 2. Миссия, видение и кредо СМК гибкого предприятия конвергируется с миссией, видением и кредо гибкого предприятия, «рождая» при этом гибкую СМК. Миссия гибкой СМК гибкого предприятия состоит в обеспечении устойчивого состояния функционирования гибкого пред- приятия и устойчивого управления качеством продукции. Видение гибкой СМК обеспечивается упорядочением (процессы упорядочения создают турбо-институциональные поля устойчивого управления качеством гибкого предприятия и качества продукции) процессов качества состояния и функционирования гибкого предприятия и процессов обеспечения институционального качества продукции. Кредо гибкой СМК достигается за счет достаточно длительного устойчивого состояния функционирования качества жизненного цикла качества продукции, позволяющего удерживать лидирующие позиции в обеспечении конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

Постулат 3. Упорядочение (устойчивость в большом) гибкой СМК гибкого предприятия обеспечивается интегрированной гибкой СМК. Состояние и функционирование интегрированной гибкой СМК создают единое (целое) экономическое пространство на базе целостной совокупности «миссионерских» СМК, миссия, видение и кредо которых комплементарно связаны с миссией, видением и кредо самого гибкого предприятия. Созданная таким образом интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия способна к саморазвитию через этапы упорядочения и дифференциации [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Исследования, проведенные по проблеме интегрализма ученым-экономистом А.В. Мирошниковой, дают возможность систематизировать преимущества интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия по сравнению с гибкой СМК гибкого предприятия.

Во-первых, с позиций интегрализма интегрированная гибкая СМК устойчиво развивается как единая целостная гибкая СМК, а «миссионерские» гибкие СМК выступают в роли экономических регуляторов устойчивого состояния функционирования гибкой СМК гибкого предприятия. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].


Во- вторых, за каждой «миссионерской» гибкой СМК признается ее целостность, гибкость и устойчивость гибкой СМК гибкого предприятия.

В-третьих, возникающие противоречия состояний и функционирования отдельных целостных СМК корректируются и устраняются процессами устойчивого управления качеством продукции гибкого предприятия.

В-четвертых, интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия устойчиво расширяет во временной координате свое состояние функционирования (зону влияния) при устойчивом управлении качеством продукции гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

В-пятых, интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия настраивает свое развитие по принципу дуализма (двойственности), обладая при этом и рефлексивными и нерефлексивными свойствами. По мнению члена-корреспондента РАН В.Д. Могилевского: «первые эффективны при работе системы в стандартных ситуациях, на которые система программируется заранее. Достоинством рефлексивной структуры является ее простота: система реагирует заданным образом на все рутинные воздействия, но для выделения подобных ситуаций необходим специальный механизм. Подключение особых процедур принятия решений требуется при усложнении обстановки до нетривиальной». [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Постулат 4. Ядром развития интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия выступает гибкая система менеджмента измерений. Наличие систем менеджмента измерений в структуре интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия гарантирует информативность, точность, надежность и быстродействие процессов устойчивого управления качеством продукции гибкого предприятия. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Постулат 5. Интегрированная гибкая СМК гибкого предприятия воспринимается внутренней и внешней турбо-институциональной экономической средой посредством структуризации данных сред, поскольку миссия, видение и кредо сред комплементарно связаны с миссией, видением и кредо интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия и миссией, видением и кредо самого гибкого предприятия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].