Файл: Система менеджмента качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При создании системы менеджмента качества (СМК) организации преследуют определенные цели, которые в конечном итоге должны принести предприятию не только прибыль, но и устойчивое положение на рынке.

Однако создание и внедрение СМК представляет собой не только сложный и длительный процесс, но также и требующий определенных финансовых затрат.

Особенно это актуально для малых предприятий не располагающих существенными финансовыми ресурсами. В то же время, отсутствие организованной системы менеджмента в области обеспечения деятельности существенно снижает финансовую устойчивость малых предприятий и, как следствие, повышает риск банкротства.

Несмотря на то, что малые предприятия более ориентированы на потребителя и рыночное понимание качества, конкурентоспособный малый бизнес должен базироваться на системном и процессном подходах в соответствии со стандартами ISO 9000. Методика создания СМК должна представлять собой концептуальную модель, учитывающую основные функции управления СМК. Сама концептуальная модель СМК разрабатывается после анализа существующей на предприятии системы управления качеством.

В этой связи программа и план создания и внедрения СМК играют важнейшую роль, т.к. только оценив на этой стадии длительность, сложность и возможные затраты, можно принимать решение о целесообразности внедрения СМК.

Как известно, сама программа создания и внедрения СМК должна включать такие процедуры как описание этапов создания и внедрения СМК; назначение ответственных лиц за каждый этап проекта; бюджет внедрения СМК; оценка внедрения СМК, в которой указываются критерии, по которым руководство сможет определить удалось ли достигнуть поставленные в начале проекта цели.

Тотальное внедрение стандартов СТБ ISO серии 9000 в практику бизнес-деятельности практически всех отраслей хозяйствования, несмотря на неоднозначность мнений, очевидно, стало знаковым явлением в формировании современного видения конкурентоспособной, ориентированной на стабильное развитие организации.

В настоящее время многие предприятия используют систему сбалансированных показателей для оценки результативности деятельности. ССП была описана в начале 1990 гг. американскими учеными Р. Капланом и П. Нортоном, но большинство предприятий в тот период отказались от ее использования, т.к. считали ССП разновидностью TQM, EVA или BPR, а сейчас ССП и ее элементы используются повсеместно.


По мнению Нортона и Каплана, ССП предоставляет менеджеру инструмент для получения желаемых результатов в сложных условиях конкуренции. По существу, ССП является методом реализации стратегии организации. Она может стать сбалансированной структурирующей основой для всех подсистем управления и переориентации их на стратегию.

Цель работы рассмотреть система менеджмента качества предприятия.

Задачи

- рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества

- рассмотреть риски системы менеджмента качества

В основу работы легли исследования таких авторов, как Л Тихомирова О. И., Цыганова Л. В., Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. и др.

Глава 1 Теоретические основы системы менеджмента качества

Особенности оценки эффективности системы менеджмента качества

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, а также способствует расширению доли рынка. Представление о качестве постоянно изменяется. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Чтобы продукция была конкурентоспособной, необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Любое предприятие, желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль, должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Система менеджмента качества (СМК) является средством достижения целей, сформулированных руководством, удовлетворения всех заинтересованных сторон, в первую очередь потребителей организации, а также управления организацией применительно к качеству. Для успеха, процветания и развития деятельности предприятия крайне важно, чтобы СМК функционировала наиболее эффективно.


Согласно классическому определению, эффективность представляет собой соотношение затрат и результата, то есть, применительно к системе менеджмента качества, затрат на создание, внедрение и функционирование СМК и результата – сокращения затрат на качество. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Обязательным условием поддержания СМК в рабочем состоянии является оценка функционирования системы. Оценка функционирования – одна из важнейших научно-методических проблем, решение которой требует разработки на каждом предприятии методических документов по приме- нению методов, а также установления периодичности измерения и оценивания. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

От грамотной оценки эффективности СМК зависит не только понимание того, насколько осуществлены учет и соблюдение требований, установленных к системе, и достигнуты ли поставленные цели и задачи. Оценка СМК помогает выявить причины, вызывающие проблемы в деятельности предприятия и тормозящие улучшение качества продукции, а также определять корректирующие и предупреждающие мероприятия по устранению этих причин. Систематическая оценка функционирования системы менеджмента качества через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности является одним из требований стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), требующим исполнения принципа менеджмента качества – принятие решения, основанного на фактах. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Под результативностью согласно данному стандарту понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Стандарты ISO серии 9000 не предлагают определенного механизма оценки результативности процессов и всей СМК, поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки СМК, приобретают большую значимость. Методология оценки результативности должна заключаться в определении объекта измерения (показателя результативности) и метода измерения. Показатель результативности представляет собой единицу измерения, связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью, с помощью которой оценивается работа процессов.


Он позволяет количественно оценить степень достижения поставленных целей и / или запланированных показателей. Показатели результативности должны предоставить информацию об отклонениях реального состояния процессов от планового. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Методический подход к оценке функционирования системы менеджмента качества на основе расчета результативности предусматривает три логически взаимосвязанных этапа. Первый этап направлен на установление показателей результативности процессов системы и отражает реализацию процессного подхода на предприятии; второй этап позволяет провести оценку результативности системы менеджмента качества; третий этап предусматривает определение направлений улучшения функционирования системы. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Первый этап включает идентификацию и классификацию процессов в зависимости от их роли в СМК с последующим определением основных характеристик процессов.

Все процессы можно разделить на следующие группы:

– управленческие процессы;

– производственные процессы;

– вспомогательные (обеспечивающие) процессы;

– процессы измерения, анализа, улучшения. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Рекомендуемый (примерный) перечень процессов СМК, подлежащих оценке, выглядит следующим образом:

– управление документацией;

– управление записями;

– ответственность руководства;

– менеджмент ресурсов;

– человеческие ресурсы;

– планирование процессов жизненного цикла продукции;

– процессы, связанные с потребителем;

– проектирование и разработка;

– закупки;

– управление производством и обслуживанием;

– сохранение соответствия продукции;

– управление устройствами для мониторинга и измерений;

– внутренние проверки;

– мониторинг и измерение продукции;

– управление несоответствующей продукцией;

– корректирующие и предупреждающие действия. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Данный перечень может быть изменен (сокращен или дополнен) в зависимости от рода деятельности и специфики предприятия. Вопросы измерения процессов в системе менеджмента качества относятся к наиболее сложным задачам в практическом применении.


В зависимости от особенностей процессов в качестве методов измерения могут использоваться:

– социологические – анкетирование, тестирование;

– экспертные – оценки и заключения специалистов;

– сравнения – сопоставление достигнутых результатов с количественно определенными целями;

– расчетные – математическая обработка массивов данных и выборок;

– инструментальные – с помощью контрольного или измерительного оборудования. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Особую трудность в измерении вызывают нетехнологические процессы, результативность которых определяется качеством управленческого решения, на которое могут влиять различные факторы, в частности, характер решения (оперативный, тактический, стратегический), полнота и характер информации, сложность решаемой задачи, правильность определения цели и др. [Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-C. 139].

Оценивание нетехнологических процессов производится путем сравнения достигнутых результатов с количественно определенными целями. Для этого необходимо установить плановые или желаемые значения для показателей, с которыми будут сравниваться фактические значения. После установления плановых значений показателей результативности процессов необходимо произвести сбор фактических значений. [Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: академия Пастухова, 2007.-C. 39].

Основным способом получения данных о функционировании процессов является мониторинг процессов, поэтому на втором этапе осуществляется мониторинг процессов, регистрация данных и расчет результативности СМК.

Мониторинг – методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность получить истинную информацию о функционировании процесса и вносить корректировки по управлению процессом. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].

Стандарт ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов СМК. Для выполнения этого требования каждому предприятию необходимо определить свои требования к мониторингу и измерениям и правилам их выполнения. [Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. – C.76].