Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Определение конфликта и его сущность).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
Введение
Каждый человек находится во взаимодействии с социальной средой – отношения с родственниками, рабочие отношения, отношения с друзьями, отношения с государственными службами. Ежедневно, посредством средств связи, Интернета, проезда в общественном транспорте мы контактируем с большим количеством других людей, даже если они не являются нашими знакомыми.
Английский учёный Робин Данбар[1], выявил, что количество активных социальных связей у человека варьируется от 130 до 200, чаще всего считается равным 150. Каждая связь людей друг с другом порождает множество конфликтов – социальные, трудовые, целые государства и организации могут находиться в конфликтах отношениях. Некоторые учёные считают, что конфликт – это естественное состояние человеческих отношений, которых не стоит избегать[2] и через которые человек эволюционирует. Конфликт может выступать как средство научения человека разным моделям поведения, толерантности, возможности по-другому взглянуть на ситуацию или человека.
Мне интересна данная тема с точки зрения человека, работающего в крупной западной компании. Крупные компании, по сути, являются случайным набором людей, которые подбираются для удовлетворения нужд компании и достижении ее бизнес целей. Никто не тестирует людей, при приеме на работу, на психологическую совместимость, хотя бы в рамках департамента (отдела), куда люди принимаются. Чаще всего, практикуется прием на работу молодых людей, сразу после института, это позволяет компаниям снизить уровень конфликтности с одной стороны, и, воспитать в данном молодом поколении собственную культуру взаимоотношений и ценностей. Старшее поколение не такое гибкое и, как правило, либо не принимается на работу, либо, при достижении определенного возраста и опыта, когда человеком становиться сложно управлять, уходит из компании.
Так сложилось, что на данный момент я работаю в крупной компании, в которой происходит смена ценностей, культуры компании, руководителей департаментов, команд. В данный переходный момент возникает множество конфликтов поколений как в работе, так и в межличностном общении. Старый стиль «семейный, интеллигентный» - спокойная, размеренная работа с ожидаемыми результатами – новый стиль «американский» - «ничего личного – это бизнес», постоянно меняющиеся условия, главное результат, все подчиненно зарабатыванию денег. Постоянное напряжение на работе приводит к конфликтным ситуациям и в семье. Ч считаю, что способность управлять поведением в конфликтных ситуациях является одной из важнейших компетенций современного человека.
Я выбрала тему курсовой работы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» с целью лучше понять и разобраться с природой конфликта, с помощью каких инструментов человек может управлять своим поведением в конфликтных ситуациях с пользой для себя и окружающих, каким образом компания может влиять на поведение сотрудников в конфликте.
В рамках текущей курсовой работы и для решения поставленной цели я определила следующие этапы:
- Кратко рассмотреть, что такое конфликт, какие конфликты бывают. причины возникновения конфликтов в организации.
- Управление и разрешение конфликтной ситуации.
- Конфликты в организации – причины возникновения, роль конфликтных ситуаций в жизни организаций, профилактика конфликтов.
- Управление поведением в конфликтной ситуации – рассмотреть стили поведения и психологические приемы.
В качестве источников литературы были использованы учебные пособия, методики социально-психологических тренингов, научные статьи.
Глава 1. Конфликт, его жизненный цикл.
Представители ранних школ управления, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, так, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, там с неизбежностью возникают конфликтные ситуации.
Как показывают данные со всего мира, основная часть деятельности руководителей состоит в разрешении конфликтов. Руководители предприятий тратят на разрешение конфликтов примерно 25% своего рабочего дня и более, руководители низшего звена – 30%, топ менеджеры и управляющие до 60%. Можно сказать, что «работать, управлять и жить в организации – это значит быть в конфликте» [14]
Конфликт представляет собой межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей. Слово «конфликт» происходит от лат. conflictus – столкновение. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия [2]. Второе определение конфликта даётся социальными психологами: «конфликт – это восприятие человеком ситуации, как конфликтной изначально» [7]. Это означает, что, оценивая конкретную ситуацию через ее сравнение с образцами различных ситуаций социального взаимодействия, имеющимися в его опыте, человек относит ее к категории «конфликт». Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью применима теорема Томаса: «если человек определяет ситуацию как действительную, то независимо от ее реального содержания она становится таковой по своим последствиям». Приложение этой теоремы к конфликтам означает, что, если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения.
Важную роль в возникновении конфликтной ситуации играют конфликтогены – любое слово или действие, или бездействие, приводящие к возникновению конфликтной ситуации и перерастании ее в конфликт. Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – эскалация. Эскалация конфликтогенов – это когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных [3].
С другой стороны, наличие целого ряда объективно конфликтных факторов, в силу психического и социального развития человека, может и не привести к возникновению конфликта, если человек не воспринимает данную ситуацию как конфликтную.
Важно научиться правильно управлять конфликтами. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины, своё истинное отношение и восприятие конфликта, возможные последствия.
В качестве примера многообразия существующих конфликтов далее приведена таблица с классификацией конфликтных ситуаций собранная из различных источников:
По сферам жизнедеятельности людей выделяют конфликты |
1) бытовые; |
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты |
1) статусно – ролевые; |
По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют: |
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный); |
По временным параметрам конфликты подразделяются на |
1) кратковременные; |
По результативности конфликты делятся на |
1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата); |
Таблица 1. Классификация конфликтных ситуаций
Классификация, как правило, важна, для научного анализа ситуации. При возникновении и разрешении конфликтов в организации большую ценность будет иметь способность и желание человека идти в сторону разрешения конфликта.
Глава 2. Управление и разрешение конфликтной ситуации.
2.1. Управление конфликтом
Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению [15]
Управление конфликтом включает в себя несколько стадий:
- признание конфликта как реальности и первичная оценка ситуации, диагностика конфликта и поиск его причин - сюда входят:
- выяснение сути противоречия, причин конфликта, которые могут скрываться участниками конфликта;
- выявление целей и интересов участников;
- оценка возможных вариантов развития конфликта и последствий этого;
- поиск точек общих интересов, общих целей.
- Выработка стартегии разрешения конфликта;
2.1. полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
2.2. поиск компромисса;
2.3. разрешение конфликта на принципиальной основе путем удовлетворение требований, претензий одной из сторон;
2.4. механическое прекращение конфликта. Например, расформирование департамента, увольнение, перевод.
- непосредственное управленческое воздействие и оценка его эффективности.
Для успешного разрешения конфликта необходимо наличие трёх предпосылок:
- конфликт должен быть достаточно зрелым;
- конфликтующие стороны должны ощущать потребность в его разрешении;
- стороны должны обладать достаточными средствами и ресурсами для его разрешения.
2.2. Разрешение конфликтов
Под разрешением конфликта мы будем понимать только то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Предпосылки конструктивного разрешения конфликта определяются в значительной мере возможностями сторон и других участников. А главной предпосылкой прекращения конфликта является устранение объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. [16]
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:
Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
• руководитель считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;
• руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
• конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
• управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации. При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:
1) убеждение и внушение. Они практически неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;
2) попытка согласовать непримиримые интересы — это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;