Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Определение конфликта и его сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же такое агрессивность? Нужно ли от нее освобождаться? И можно ли от нее избавиться, не принося вреда окружающим людям?

Агрессивность (лат. aggredi - нападать) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Агрессия в конфликте может проявляться в разных формах:

  • физической, выражаемой в использовании физической силы (крайняя степень проявления);
  • вербальной, выражаемой в форме (ссора, крик, визг) и содержании (угроза, проклятия, ругань);
  • прямой, непосредственно направленной против объекта (открытый конфликт);
  • косвенной, направленной окольным путем (сплетни, шутки, издевки, слухи, обвинения, оскорбительные замечания, критические отзывы); враждебной, выражаемой в действиях, направленных на причинение вреда объекту (физического или морального);
  • инструментальной, являющейся средством достижения какой- либо цели (карьерной или финансовой) или связанной с самоутверждением

Практические рекомендации

  • снятие агрессивности путем внешнего выражения переживаний: вербальное, символическое, образное – «Выговорись, выкричись, сожги чучело, нарисуй свой гнев, опиши свое возмущение, поплачь»;
  • снятие агрессивности путем двигательной активности: физическая работа, занятие спортом (лучше всего ударные виды спорта - бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон, гольф), занятие в тренажерном зале, бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед, аэробика, просто танцы.

При этом необходимо помнить об одном – нет двух одинаковых людей (от наших предков к нам дошла простая, как все гениальное, мудрость "что хорошо для сапожника не всегда хорошо для пекаря"), а поэтому различные способы могут идеально подходить и, напротив, быть совершенно противопоказаны даже для членов одной семьи, не говоря уже о сотрудниках одного коллектива.

Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются. А это уже само по себе чрезвычайно важно - суметь переключить отрицательные эмоции на положительные (или, по меньшей мере, на нейтральные).


Основными же правилами бесконфликтного общения являются следующие:

1) не употребляйте конфликтогены;

2) не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;

3) проявляйте эмпатию к собеседнику;

4) делайте как можно больше благожелательных посылов.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность. Очень часто мотивы поведения совсем не те, которые можно приписать.

Если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Конфликт - это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия. У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика.

Библиография

  1. How many friends does one person need? : Dunbar's number and other evolutionary quirks - London : Faber and Faber, 2010.
  2. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. - Общая конфликтология. М:Дашков и К, 2015. - 240 с.
  3. Морозов А.В. - Деловая психология. Спб:Союз, 2000. – 576 с.
  4. Челдышова Н.Б., - Шпаргалка по социальной психологии. М:Экзамен, 2009. – 48 с.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. – Конфликтология. М:Питер, 2016. – 528 с.
  6. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610
  7. Гришина Н. В. - Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с
  8. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.211-212
  9. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Аспект Пресс, 1995.
  10. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  11. Цыбульская М.В. Руководство по изучению дисциплины «Методы анализа и технологии управления конфликтом» (Курс практической конфликтологии) – М. – Московская Финансово – Промышленная Академия. 2009.- 76с.
  12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. ISBN 5-8297-0044-1
  13. Головин В. А. Отношение сотрудничества и социальная напряженность // Соци­альная напряженность на производстве.— Обнинск, 1989.
  14. Агеева Л.Г. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с. ISBN 978-5-9795-0690-6
  15. Щербак B.E. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО, 1999, № 11. – С. 162.