Файл: Менеджмент качества предприятия (Предложения по совершенствованию менеджмента качества в ЗАО «Ольшанский карьер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время на современных предприятиях всех организационных уровней значительное внимание уделяется качеству во всех его проявлениях - качеству труда, продукции, услуг и так далее.

В современном мире качество продукции и услуг относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, работы, услуги составляя его «стержень».

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Система стандартов менеджмента качества позволяет предприятию не только добиться стабильности качества выпускаемой продукции но и выйти на новый уровень.

Так, основной целью данной курсовой работы является исследование менеджмента качества и его влияния на деятельность предприятия.

На основании поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Изучить основные теоретические аспекты менеджмента качества;

- Изучить понятие и принципы системы менеджмента качества;

- Рассмотреть влияние менеджмента качества на деятельность предприятия;


- Проанализировать условия развития и состояние менеджмента качества на примере предприятия ЗАО «Ольшанский карьер»;

- Разработать предложения по совершенствованию менеджмента качества на предприятии ЗАО «Ольшанский карьер».

Объектом исследования является система менеджмента качества в современном мире.

Предметом исследования выступает менеджмента качества предприятия «Ольшанский карьер» в процессе деятельности.

Основными информационными и методологическими источниками при написании данной работы послужили законодательные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам корпоративной культуры, а также работы как российских, так и зарубежных авторов, посвященные формированию корпоративной культуры на предприятиях.

Теоретической основой курсовой работы послужили исследования таких ученых, как Круглова М.Г., Мишина В.М., Варакута С.А., Бойцова В.В., Пономарева С.В. и многих других.

Отдельные вопросы о понятии «менеджмента качества» и его значении рассматривались рядом отечественных и зарубежных ученых: Аристовым О.В., Басовским Л.Е., Гиссиным В.И., Ахминым А.М., Гвоздиным В.Ю., Окрепиловым В.В., Ильенковой С.Д., Исикавой И. и др.

В рамках теоретических исследований и практических разработок, приведенных в выпускной квалификационной работе применялись как общенаучные, так и специальные методы: научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения, методы логического мышления, аналитический метод, а также методы тестирования и анкетирования.

Структура курсовой работы состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

В первой теоретической, главе «Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры» рассматриваются вопросы сущности, содержания и развития корпоративной культуры в современном мире, а также исследуется современные тенденции развития и процесс формирования корпоративной культуры на предприятии.

В практической, главе «Исследование развития корпоративной культуры на примере предприятия ЗАО «Ольшанский карьер» рассматривается общая деятельность предприятия, проводится анализ состояния корпоративной культуры на предприятии, а также представлены предложения по совершенствованию, корпоративной в ЗАО «Ольшанский карьер».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и принципы менеджмента качества на предприятии

В современном мире значительно возросла конкуренция среди предприятий по разработке программ повышения качества. Возникла необходимость наработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти объективные показатели составляют так называемую систему качества предприятия [9. С.111].

Управление качеством продукции на предприятии - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Эти действия включают входной, операционный, приемо-сдаточный и инспекционный контроли [7. С.65].

Менеджмент качества создается для управления качеством производства работ, непосредственно связанных с качеством продукции:

- оценка качества разработки и проектирования внедряемой продукции;

- поступаемых материалов;

- контроль за обеспечением технологической точности оборудования, используемого в производстве продукции;

- контроль за качеством выполнения технологических процессов, своевременного выявления брака и т.д.)[8. С.187].

Менеджмент качества охватывает такие элементы, как управленческие и производственные функции, производственные и организационные структуры, технология управления, трудовые процессы, методы, информация и т.д.

Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем качества, разработан ряд стандартов под общим названием ИСО 9000.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 законодательно закрепили такой подход. Они основываются на понимании того, что всякая работа выполняется как процесс.

Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества [15. С.14].


Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Проще говоря, ИСО 9000 требует от организации «говорить, что делает и делать то, что говорит». Организация «говорит, что делает» с помощью детализации всех операционных процедур, объясняя в руководствах по качеству, как осуществляется мониторинг и контроль. Затем организация должна продемонстрировать, что «делает то, что говорит», что системы качества действуют. Это обычно подразумевает регистрацию всех проверок, испытаний и других мероприятий по контролю качества - для обеспечения возможности аудита работы системы. Иными словами, стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства [14. С.311].

В международном стандарте ИСО 9000 системы менеджмента качества содержат следующие понятия: «гарантия качества», «управление качеством» и «улучшение качества».

Гарантия качества - это часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности в том, что соответствующее требование качества будет выполнено. При этом под системой менеджмента качества понимается система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. Соответственно, менеджмент качества - это полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. Таким образом, обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству [18. С.187].

В отличие от этого понятия управление качеством трактуется как часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнении требований качества. То есть это действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. А улучшение качества - как часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности и продуктивности. Улучшению качества способствуют мероприятия, предпринимаемые внутри и вне организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей [16. С.68].

Общесистемные принципы управления качеством имеют следующую классификацию:

Принцип целенаправленности. Он определяет необходимость иметь четкую цель в области качества. Ведущие специалисты в области качества уверены, что экономика находится на стыке конкуренции двух концепций: качества и цены. При этом явным победителем на мировых рынках все чаще становится качество. Это приводит к тому, что в стратегических целях современных организаций акцент делается на качество, обеспечивающее низкую себестоимость продуктов труда и повышенные возможности ценовых маневров фирмы на рынках сбыта [22. С. 120].


Принцип плановости. Начальной общей функцией любого управления является планирование. Поэтому значение принципа плановости в управлении качеством очевидно. Планирование качества - часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто. Следовательно, планирование качества в первую очередь связано с выработкой и принятием решения в области качества [21. С. 189].

Так, планирование включает в себя следующие этапы:

- определение назначения деятельности (например, сегментов рынков сбыта) со своими требованиями к качеству;

- прогнозирование - изучение и оценка целей и перспектив развития (исследование рынков сбыта, ситуационный анализ предприятия и построение прогнозов требований к качеству);

- выбор и постановка целей - определение желаемого результата (технические и другие требования к качеству продукции, расчетная цена, политика в области качества);

- формирование и оптимизация плана работ по достижению цели, определение последовательности работ (планы и программы по обеспечению качества);

- определение необходимых ресурсов (расчет объема затрат и распределение ресурсов между работами по программам по обеспечению качества).

Этот принцип требует применения методов планирования и прогнозирования, методов оптимизации на основе альтернативных вариантов решений, системного анализа [23. С. 254].

Принцип системности. Он определяет системный подход к обеспечению качества. Как известно, система управления - это система для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Концепция системы управления качеством основывается на целом ряде специфических положений, «приземленных» к задачам предприятия в области качества с учетом конкретного потребителя.

Таким образом, система качества должна однозначно определять такие взаимосвязанные аспекты, как потребности и интересы предприятия, запросы потребителей.

Принцип комплексности. Из рассмотренного выше следует, что принцип комплексности в управлении качеством имеет особое значение, так как сегодня решить проблему обеспечения качества можно, только уделяя внимание всем аспектам, от которых она зависит.

Принцип непрерывности. В соответствии с принципом непрерывности управление качеством должно быть постоянным - это непрекращающийся на предприятии процесс.

Принцип постоянного совершенствования. В то же время этот процесс должен быть направлен на постоянное совершенствование. Только принцип постоянного совершенствования позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами.